После того, как солнце приобретёт желтоватый цвет и до его захода.

Это тоже благородное время. Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «[Праведные, благочестивые люди] больше усердствовали в возвеличении [Аллаха] в конце дня, нежели в начале».

В особенности, приоритетным в это время является восхваление Аллаха (тасбих) и испрашивание у Него прощения (истигфар).

С закатом завершаются периоды дня. Рабу следует посмотреть на свои дела, и потребовать у себя отчета. С этого момента завершилась одна из стадий его пути. И пусть осознаёт, что с завершением этого дня завершилась и целая совокупность дней всей его жизни. Аль-Хасан сказал: «О сын Адама, поистине, ты [представляешь собой] совокупность дней, и когда приходит конец одному из твоих дней, приходит конец и для части тебя».

И пусть поразмыслит, соответствует ли его сегодняшний день вчерашнему дню. И если он увидит, что сегодня он был достаточен в благах, то пусть воздаст благодарностью Всевышнему Аллаху за Его содействие. Если же будет обратное, то пусть покается и решительно вознамерится исправить этой ночью прошлое нерадение, ибо поистине плохие дела уничтожаются хорошими.

Пусть также благодарит Аллаха за здоровье своего тела, а в течение остатка жизни пусть усердствует в исправлении того, что было упущено по небрежности. Праведные предшественники (салафы) предпочитали не завершать свой день без совершения ими каких-либо благих дел, и в пределах своих возможностей не упускали ни единой возможности извлечь для себя пользу.

§ 3. Ночные вирды.

1) После захода солнца и до наступления времени ночной молитвы.

После захода солнца совершается вечерняя (магриб) молитва. После её совершения, желательно усердствовать в оживлении «того, что между двумя ночными молитвами».

[«То, что между двумя ночными молитвами (ма байна-ль-‘иша’ина)» – это дополнительная молитва между вечерней (магриб) и ночной (‘иша) молитвами, которую еще именуют «молитва аввабин»].

Анас, да будет доволен им Аллаха, сообщил, что слова Всевышнего: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Св. Коран, 32: 16), были ниспосланы в отношении сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение, которые молились между вечерней (магриб) и ночной (‘иша) молитвами. [Об этом сообщает ат-Табари в «Джами’ аль-байан ‘ан та’виль айу-ль-Кур’ан» (№ 21505), в комментариях к вышеприведённому аяту. Однако в иснаде этого предания присутствует Йазид б. Ваджих, о котором Ибн Аби Хатим ар-Рази в «Джарх ва-т-та’диль» отзывается, как о слабом передатчике, некоторые хадисы которого отрицаются].

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Кто после вечерней (магриб) молитвы совершит еще шесть рак’атов, и не произнесёт между ними нехороших слов, для того они приравняться к поклонению [на протяжении] двенадцати лет» [ат-Тирмизи, № 433. Там же написано, что из-за присутствующего в цепочке Ибн Аби Хас’ама, аль-Бухари признал этот хадис слабым].

[Примечание не из книги]:

Хадис передается со слов Мухаммада ибн аль-Мункадира, и в нем говорится следующее: "Молитва между вечерней (магъриб) и ночной (иша) молитвами - это молитва кающихся (салятуль-аууабин)". Этот хадис приводит Ибн аль-Мубарак в "аз-Зухд" и Ибн Наср в "Къияму-ллейль". Данный хадис является слабым по причине того, что он мурсаль, так как передавший его Мухаммад ибн аль-Мункадир не застал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа" 4617, "Да'иф аль-джами'" 5676.

Плюс к этому, в данном хадисе не упоминается какое-либо конкретное число рак'атов ни 6, ни 20.

А правильным является то мнение и оно мнение большинства ученых, что салятуль-ауабин, это узаконенная молитва ад-Духа, совершаемая с момента восхода солнца и незадолго до обеденной молитвы.

Сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл молитву Духа - молитвой кающихся, как это передается в достоверном хадисе от бу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся!» Ибн Хузайма 2/228, аль-Хаким 1/314. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1994.

Также Зайд ибн Аркъам рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва кающихся совершается тогда, когда молодые верблюжата палятся под знойным солнцем». Муслим 748.

Т.е. наилучшее время для совершения молитвы Духа, это когда солнце взойдет выше, незадолго до зенита.

А что касается совершения молитв между магърибом и иша, то на это есть множество указаний, хоть правильным является то, что эти молитвы не именуются салятуль-ауабин.

Хузайфа рассказывал: “Однажды я совершил с посланником Аллахом (мир ему и благословение Аллаха) молитву магъриб, и после ее совершения, он не переставал совершать (добровольные) молитвы, пока не совершил молитву ‘иша, после чего вышел”. Ахмад 5/404, ат-Тирмизи 604. Имам ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Мунзири и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Ируауль-гъалиль” 470.

Къатада рассказывал, что Анас в отношении аята: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой» (ас-Саджда 32: 16), сказал: “Они совершали молитвы между магърибом и ‘иша!” АбуДауд 1322, аль-Хаким 2/467.

Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Иракъи, имам аз-Захаби и шейх аль-Албани.

Однако, как мы видим никакого конкретного количества рак'атов не упоминается. Поэтому мусульманин может молиться сколько пожелает между двумя этими намазами.

Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто совершит шесть рак’атов после закатной молитвы/аль-магъриб/ не ведя между ними разговоров о плохом, тому запишется награда как за поклонение в течение двенадцати лет”». Этот хадис передали Ибн Маджах 1167, Ибн Хузайма 1131, ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/250, Ибн Наср 33, Ибн Шахин в «ат-Таргъиб» 2/272, аль-Мухлис в «аль-Фаваид аль-Мунтакъа» 8/34, аль-‘Аскари в «Муснад Аби Хурайра» 1/71, Ибн Сам’ун аль-Ва’из в «аль-Амáли» 1/61 и ат-Тирмизи 435, который сказал: «Это неизвестный хадис/гъариб/ и мы знаем о нем только со слов ‘Умара ибн Аби Хас’ама, и я слышал, как Мухаммад ибн Исма’иль (аль-Бухари) говорил: “Хадисы ‘Умара ибн ‘Абдуллаха ибн Аби Хас’ама неприемлемые/мункар/” и назвал его очень слабым передатчиком». Аз-Захаби в его биографии писал: «От него передается два неприемлемых хадиса и этот один из них». Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир» 5661, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 331, «Сильсиля ад-Да’ифа ва-ль-мауду’а» 469.

"Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане".

Этот хадис передал ат-Табарани. Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 333.

Вопрос: Я привык совершать "нафель" (добровольный) намаз из шести ракаа'тов после предписанного "ма'риб" (вечернего), но я совершаю их только с чтением "фатихи", допустимо ли это или нет?

Ответ шейха ибн База:

Узаконено после "магриба" только два ракаа'та, это есть раватиб (установленные). А тот, кто совершает после "магриба" шесть, восемь, десять или больше рака'атов, то в этом нет ничего плохого. Но некоторые люди могут подумать, что в шести ракаа'тах есть какая-то особенность, то этому нет никакой основы. И относительно этого не приходит не чего достоверного из хадисов Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), несмотря на то, что это вошло в привычку у некоторых людей. Шесть рака'атов, не имеют ни какой особенности и не имеют основы, на которую можно было бы опереться из достоверных хадисов. Но тот, кто это делает, желая увеличить благое и увеличить свое поклонение, как если совершает шесть, восемь или десять рака'атов после "магриба" то в этом нет ничего плохого. Нет ограничения добровольным намазам, так как между двумя ночными намазами (т.е. между "ма'рибом" и "'иша") время для намаза, время для поклонения. Но "ротиба" (установленный) только два рака'ата, которое соблюдал Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) только два рака'ата, это что касается "ротиба" (установленного). А тот, кто совершит больше, то в этом нет ничего плохого.

Ведущий:Но будет ли допустимым только чтение "фатихи"?

Шейх:Да, допустимо с чтением суры "фатиха", если он совершит намаз только с сурой "фатиха" то это допустимо, но лучше читать с "фатихой" что не будь доступное ему, как один или два аята или короткую суру, так будет лучше.

Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/15575

[Конец примечания].

Наши рекомендации