Что если правящий архиерей и его «окружение» – иного духа, чем достойное священство?
Имеет смысл послушать мнение «со стороны» – как самый дисциплинированный из монашеских орденов католичества организует гонения на своих неугодных. Есть единственная – и соответственно, отдельная ото всех – иерархия в христианском мире, которая довела принцип послушания(повиновения) до совершенства, когда от «христианства» уже ничего, кроме формы, не остается. Католичество в целом, особенно же орден иезуитов, предлагает нам извращенную экклесиологическую модель, которая построена на еретических учениях.
Орг. практика нашего современного церковного управления неуклонно движется к этой извращенной экклесиологической модели. На православной почве иезуитские штуки выглядят как чистое церковное хулиганство. Но, что любопытно, активисты-иезуиты идут навстречу нашим архипастырям и их окружению в том, чтобы помочь им утвердиться на почве лицемерия и властолюбия. Примером может послужить брошюра «Опыт церковного самоуправления», адресованная нашим иерархам.
Публикуем выдержку из брошюры «Опыт церковного самоуправления» (СПб., 2001), изданной, согласно выходным данным, в количестве 150 экз. Заглавие брошюры, напечатанное на обложке, лживо демагогическое. Подзаголовок, спрятанный под обложку (Восточным епископам. Обращение от общества иезуитов), точно передает смысл брошюры. Авторы цитируют документ «Тайные наставления Общества Иисуса» (его полный текст можно найти в: Т. Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до наших дней. Минск. 2004. С. 544-569). Если данный Выпуск 4 нашей серии вызовет достаточный интерес у читателей, полный текст «Тайных наставлений Общества Иисуса» в ближайшее время будет опубликован в интернете.
------
Возлюбленные о Господе Иисусе, братья наши во Христе.
Когда мы обращаемся к вам как к «восточным», то в духе братской любви не желаем противопоставлять «западных» и «восточных» христиан, тем более что за последние десятилетия прежние различия между нами неуклонно уменьшаются и на практике церковного общения и духовного образования скоро будут мало заметны.
Мы не обращаемся ни к какому предстоятелю Церкви, ни к епископату в целом. Речь идет скорее о «епископстве» – о самом стиле жизни и управления церковного священноначалия. В вашей среде он начал складываться лишь в самое последнее время и еще не обнаруживает достаточной зрелости и систематичности. Многие методы вы используете хаотично, опираясь на недостаточно проверенных клириков. Можно сказать, что в отношении стиля управления вы еще – «как дети», и мы с благими намерениями готовы поделиться с вами некоторыми правилами нашей жизни, которые в свое время наши наставники озаботились записать для членов нашего общества.
Восточный стиль управления церковной жизнью, сравнительно с западным, серьезно осложнен тем обстоятельством, что ваше монашество не знает монашеских орденов. Если мы имеем возможность всецело распоряжаться жизнью членов нашего «общества», то «окружение», которое создает вокруг себя восточный епископ, является более аморфной и подвижной структурой с постоянной ротацией членов и перераспределением ролей.
Тем важнее, как мы убеждены, держаться некоторых неизменных ориентиров в управлении своим «окружением» и в целом паствой. Мы приведем лишь некоторые примеры того, каким может быть эффективное управление в сложных случаях или кризисных ситуациях, и не сомневаемся, что вы сможете из отдельных примеров воссоздать систему, более применимую к вашей ситуации.
------
«Следует под каким бы то ни было предлогом удалять как врага общества всякого, какого бы звания и возраста он ни был, кто переманивает человека богатого и расположенного к обществу на свою сторону...
Но дабы подобные люди не жаловались на причину своего удаления, их не следует отсылать немедленно; во-первых, [следует] удалить их от выслушивания исповедей [речь идет о священниках, которые могут через исповеди получать ценную информацию], затем приводить в изнеможение и утомлять, приставляя к самым низким обязанностям; делать им публичные выговоры в капитулах и на заседаниях; не допускать к отдохновению и к отношениям с посторонними; [из содержания] оставлять им лишь самое необходимое, дабы возбудить через это в них ропот и нетерпение и потом уже уволить их как людей неукротимых и могущих служить дурным примером для других; если родственниками или прелатами будет сделан запрос о причинах их удаления, наш ответ должен состоять в том, что они не имели духа нашего общества.
Еще следует удалять тех, кто будет порицать [наше] общество за стремление приобретать собственность, но – под предлогом, что они слишком пристрастны к собственному суждению. Если они выразят желание объяснить причину своих действий перед провинциалами, их следует не слушать, а напомнить им правило, которым предписывается слепое послушание» (из главы X).
«Те, кто были удалены, могут знать некоторые из тайн общества; люди эти часто вредят ему... Начальники должны иметь список их дурных наклонностей, их недостатков и пороков, которые ими самими, для облегчения совести, были открыты по заведенному порядку.
Все коллегии немедленно должны быть извещены об увольнении этих лиц; при этом общие причины удаления, как то: неукротимость их духа, непослушание, самоуверенность и прочее – должны быть преувеличены. Затем предупреждать всех наших, дабы они не вступали с ними в переписку и, говоря с посторонними, относились к ним одинаково и всюду распространяли бы, что общество исключает из среды своей лишь по причинам весьма важным, подобно морю, извергающему из пучины своей разложившиеся трупы. При этом не лишним будет с ловкостью внушить, что причины эти суть именно свойства, которые навлекают на нас ненависть...
Не следует упускать удаленных членов общества из виду, необходимо наблюдать за их жизнью и нравами, проникать даже в их намерения... Открыв в их поведении что-либо достойное осуждения и огласки, следует распространять его через людей низшего сорта. Следует тонкими намеками и двусмысленными рассказами подвергать сомнению их хваленые добродетели и действия, ибо обществу нет никакого дела до того, что люди, уволенные им, будут совершенно уничтожены.
Следует немедленно разглашать о несчастьях и ужасных происшествиях, случившихся с ними, и просить молиться за них людей благочестивых, дабы не подумали, что мы действуем под влиянием страсти. В наших же домах несчастья эти должны быть преувеличены в назидание оставшимся» (из главы XI).
------
Брошюра иезуитов достойна того, чтобы прочесть ее целиком. Но более всего она поучительна в одном отношении. Лучше всего пояснить это на примереиз современной жизни. Один из наших «новых» – новоставленных епископов приступил к собиранию своего «окружения». Потянулись к этому центру горячие головы с голодными ртами... Во всей этой перетряске под удар попали все, кого можно было заподозрить в хозяйственной самостоятельности, или в наличии «своих» спонсоров, или в том, что они особо уважаемы в своих общинах, или кого митрополит-центровик не взлюбил, или о ком можно было думать, что они не до конца понимают, что такое «послушание епископу»...
Короче, всякий, кто еще не понял, что церковная иерархия теперь – новая, совсем никогда не бывшая, с дуру «еретическая», личность не уважающая, тринитарному мышлению не навыкшая, епископству не обученная – дикая!.. Чего только такой епископ (в переводе с греческого – увы! – в уничижительном смысле «надзиратель») ни натворит... – Короче, всякий, кто еще не понял, что церковная иерархия – теперь такова, тот сам на себя пеняй.
«Послушание выше поста и молитвы» – и баста. Если бы только так... Рано или поздно попадал под подозрение всякий, кто не высказывал свое послушание «с упреждением».
На наших глазах что было? – Хулиганские действия епископа и сплотившегося «окружения». Обиды свои батюшки терпели, вздыхали и помалкивали. Только один священник – по характеру «простец» – вполне понял, что происходит, и тихо произнес: «Ничего-ничего, пройдет год-другой и... и владыка забудет, что он был священник».