Друзья будут стоять в отдалении
Пророчество: «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали» (Пс. 37:12).
Исполнение: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лук. 23:49; см. также Map. 15:40; Матф. 27:55-56).
«В то самое время, когда мои страдания должны были бы заставить их приблизиться ко мне и быть особенно верными, они страшатся опасности, которой себя подвергнут, если проявят ко мне участие. Когда враги близко, друзья далеко. Именно так произошло с Мессией (Матф. 26:56, 27:55; Лук. 23:49; Иоан. 16:32)", (А. Р. Фоссет).
НАРОД БУДЕТ КИВАТЬ ГОЛОВАМИ
Пророчество: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» (Пс. 108:25; см. также Пс. 21:8).
Исполнение: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими…» (Матф. 27:39).
«Этот жест означает, что зрители издеваются над страдальцем, считая его положение безнадежным (Иов 16:4; Пс. 43:15), что все для него было как бы кончено, и сам он, и дело его безвозвратно погибли» (Пс. 21:8; Матф. 27:39),(Дж. У. Этридж).
ВОКРУГ КАЗНИМОГО СОБЕРУТСЯ ЗЕВАКИ
Пророчество: «Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище…» (Пс. 21:18).
Исполнение: «И стоял народ и смотрел» (Лук. 23:35).
ЕГО ОДЕЖДУ РАЗДЕЛЯТ И БРОСЯТ О НЕЙ ЖРЕБИЙ
Пророчество: «Делят ризы мои между собою, и об
одежде моей бросают жеребий» (Пс. 21:19).
Исполнение: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жеребий, чей будет…» (Иоан. 19:23, 24).
Пророчество Ветхого Завета может показаться противоречивым, покуда мы не сравним его с реальной сценой, описанной в Евангелии. Одежды Иисуса действительно разделили между собой солдаты, но хитон достался — после жеребьевки — только одному из них.
СТРАДАНИЯ ОТ ЖАЖДЫ
Пророчество: «… и в жажде моей напоили меня уксусом…» (Пс. 68:22; см. также Пс. 21:16).
Исполнение: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Иоан. 19:28).
ЕГО НАПОИЛИ УКСУСОМ И ЖЕЛЧЬЮ
Пророчество: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22).
Исполнение: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью: и, отведав, не хотел пить» (Матф. 27:34: ср. Иоан. 19:28, 29).
«Его жестокие страдания должны были бы смягчить сердца даже Его врагов, — пишет А. Р. Фоссет, — тех, которые причинили Ему эти муки. Однако вместо лекарства они предложили Ему уксуса и желчи. Спасителю предлагали: вначале уксус, смешанный с желчью (Матф. 27:34), затем вино со смирною (Map. 15:23). Однако, попробовав этого питья. Он не захотел его, ибо не хотел, чтобы Его страдания облегчались наркотическим действием смирны. Когда его давали преступникам, это было милосердие; когда его дали Спасителю — оскорбление. Затем он воскликнул: «Жажду!", и, во исполнение Писаний. Ему предложили уксуса (Иоан. 19:28; Матф. 27:48)", (А. Р. Фоссет).
КРИК ОТЧАЯНИЯ ОТ СВОЕГО ОДИНОЧЕСТВА
Пророчество: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс. 2k2).
Исполнение: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом:
Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46).
В Псалме 21 выразительное повторение восклицания «Боже Мой» подразумевает, что Страдалец твердо держался этой истины, что Бог оставался Его Богом, несмотря на всю видимость обратного. Бог был его противоядием от отчаяния, и Он утверждал, что Господь еще придет к Нему на помощь и спасет Его.
Крик Иисуса заставил народ вспомнить о Псалме 21. Христос цитировал второй стих псалма, который является ясным пророчеством о распятии.
МЕССИЯ ОТДАЛ СЕБЯ В РУКИ ГОСПОДУ
Пророчество: «В Твою руку предаю дух моя…» (Пс. 30:6).
Исполнение: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мои» (Лук. 23:46).
КОСТИ ЕГО НЕ СОКРУШАТСЯ
Пророчество: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33:21).
Исполнение: «… Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней…» (Иоан. 19:33).
Есть еще два пророчества, касающиеся Его костей, чье исполнение не описано в Новом Завете. Однако сомневаться в нем не приходится.
1. «Все кости мои рассыпались», в буквальном переводе «все кости мои вывихнуты» (Пс. 21:15). Вывих суставов у повешенного на кресте за руки и за ноги — явление весьма вероятное, особенно если вспомнить, что Иисуса прибили к кресту, когда Он еще лежал на земле.
2. «Можно было бы перечесть все кости мои» (Пс. 21:18). Все Его кости были легко видны, когда Его оставили висеть на кресте. Растяжение тела заставило их выступать больше обычного.
СЕРДЦЕ ЕГО БУДЕТ ПОРАЖЕНО
Пророчество: «… сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21:15).
Исполнение: «… Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34).
Кровь и вода, которые истекли из тела Иисуса, показывают, что сердце Его буквально разорвалось.
ПРОНЗЕННЫЕ РЕБРА СПАСИТЕЛЯ
Пророчество: «… и они воззрят на Него, Которого пронзили…» (Зах. 12:10).
Исполнение: «… Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра…» (Иоан. 19:34).
Как отмечает Теодор Лаэтч, «здесь Господь Иегова говорит о Самом Себе — о том, как Его пронзят те самые люди, которые затем будут смотреть на Него и скорбеть о Нем.
Слово «пронзать» — т. е. прокалывать насквозь — используется в Писании девять раз (Чис. 25:8; Суд. 9:54; 1 Пар. 31:4; 1 Пар. 10:4; Ис. 13:15;
Иер. 37:10; в значении «ранить» Иер. 51:4; Зах. 12:10, 13:3). Один раз оно используется в переносном значении — пронзать мечом голода, что еще страшнее, чем настоящим мечом (Плач Иер. 4:9)".
ТЬМА НАД ЗЕМЛЕЙ
Пророчество: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня…» (Амос 8:9).
Исполнение: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Матф. 27:45).
Поскольку евреи считали, что от восхода до заката проходит двенадцать часов, шестой час соответствует полудню, а девятый — трем часам дня.
ПОХОРОНЕН В ГРОБНИЦЕ БОГАЧА
Пророчество: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого…» (Ис. 53:9).
Исполнение: «… пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он… просил Тела Иисусова… И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе…"(Матф. 27:57-60).