Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
Сегодня у нас в теме два базовых понятия нравственной жизни: обязанность и ответственность.
Обязанность, обязательство – то, что подлежит безусловному выполнению. Обычно обязанности вытекают из законов, нравственные – из законов нравственных, гражданские – из гражданских, при приложении их к жизни, к конкретным обстоятельствам. Например, заповедь «чти отца и мать» порождает обязанности послушания родителям, заботу о них в старости, исполнения их завещания, молитвы об их упокоении по смерти.
Законы носят общий характер, а обязанности – прикладной. Обязанности по исполнению гражданских законов обычно изложены в правилах, инструкциях, требующих точного исполнения. Исполнение же нравственных законов, в зависимости от обстоятельств и человеческого фактора, может приобретать самые разнообразные формы.. Например: известная Заповедь блаженства говорит: блаженны милостивые. Один христианин, помня об этом, проходя мимо нищего на улице, подал 10 рублей. Другой, посетил в больнице знакомого, и, чем мог, утешил его. А третий помог пенсионерке выкопать картошку. Все исполнили заповедь о милостыне, но каждый по-своему, применительно к своим обстоятельствам.
Долг —это вид обязанности, которую мы должны исполнить в ответ на оказанное нам благодеяние.
Мы можем брать на себя обязанности и добровольно, например, перед обществом и своей совестью за порядок вокруг нас, за чистоту, соблюдение нравственности, защиту детей и слабых. Взяв на себя эти обязанности, мы делаем замечание по поводу поведения в общественном месте, помогаем совсем незнакомому человеку, убираем брошенный кем-то мусор. Что побуждает нас добровольно брать на себя эти обязанности? Нравственное чувство, звание христианина, гражданина. Обязанности которые мы берем на себя не по страху наказания, а добровольно, по совести, бывает наиболее ценна для духовного возрастания.
Обязанности бывают трёх видов:
1. К Богу
2. К ближнему
3. К самому себе: забота о своем образовании, здоровье, духовном самосовершенствовании, о спасении
Коллизия обязанностей.Латинское слово collisio означает столкновение.
Под именем коллизии обязанностей понимается такое стечение обстоятельств в жизни человека, когда возникает необходимость в одно и то же время исполнить две обязанности так что, исполняя одну, он делается нарушителем другой. Можно сказать короче, что коллизия – это необходимость исполнить одновременно две несовместимые обязанности. Можно и совсем коротко: это столкновение обязанностей.
Поясним на примерах.
Настоятель обязан заботиться об охране храма. У него даже есть ружье. Может ли он стрелять из этого ружья?
Знакомый просит занять ему крупную сумму денег. Если дать, то не хватит на оплату коммунальных услуг. Давать или не давать?
Родные приглашают на юбилей, а сейчас идет Великий пост.
Примеров таких коллизий можно привести бесчисленное множество.
Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы по возможности не допускать подобных ситуаций. Иногда они происходят от нашего неправильного поведения, лени, глупости. Иногда их можно заранее предвидеть и предотвратить.
Но как быть, когда они происходят по стечению независящих от человека обстоятельств. Чем руководствоваться в таких ситуациях?Святые и мудрые отцы советуют в таких случаях из двух зол выбирать меньшее, из двух добродетелей – большую. Обязательно помолиться. Если можно – отложить решение. Время идёт – ситуация изменяется. Иногда удаётся найти «соломоново» решение, когда и овцы остаются целыми, и волки бывают сыты.
Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия. Мера ответственности, естественно, зависит от степени нашего личного участия в происходящих с нами и вокруг нас событиях. Причем бездействие тоже может рассматривается как участие.
Чувство ответственности – это одно из проявлений нравственного чувства. Нормальный человек никогда не задаст вопрос: «А почему я должен отвечать за свои поступки?» Это чувство вложено Богом в человеческую природу наряду со стыдом и совестью.
Библейским прообразом человеческой ответственности за всякое сознательно сделанное зло является привлечение Адама к ответу перед Творцом за первородный грех.
Существуют два вида ответственности:
1. Внутренняя ответственность перед совестью и перед Богом. Люди, верующие в Бога, главный ответ за свои поступки держат перед совестью и перед Богом. И не только за поступки, но даже и за мотивы поступков, за намерения.
2. Второй вид ответственности – внешняя. Это ответственность перед людьми за нарушение законов и неисполнение (или плохое исполнение) своих обязанностей. Такой вид ответственности мы принимаем на себя вместе с должностью и званием. Всякая должность, общественное положение, звание связаны с ответственностью. Неисполнение своих обязанностей влечет за собой наказание. Поэтому наказание и страх наказания являются постоянными (и весьма неприятными) спутниками ответственности. Они настолько тесно связаны, что наказание даже называют привлечением к ответственности.
Всем людям, начиная с Адама и Евы, присуще желание уклониться от ответственности. Обычно используется один из ниже перечисленных способов:
«перевод стрелки» на кого-то другого (Адам – на Еву, Ева – на змея),
самооправдание: в этом случае указывают на непреодолимые обстоятельства, на неведение (я не знал, я не мог этого предположить!), на хорошие намерения (я же хотел сделать, как лучше!),
контробвинение (на себя посмотрите),
ложь (кто лазил в холодильник? – я не лазил),
отсутствие доказательств (вы докажите, что это сделал я).
Подобное проявляется даже на исповеди. Очень часто люди присоединяют к исповеди грехов самооправдание, чтобы показать себя невинными или хотя бы преуменьшить свою вину.
Ответственность бываетличная и коллективная.
Примеры коллективной ответственности: за оплошность подчиненного попадает и начальнику, за ошибку начальника достается подчиненным, взятие заложников; утрата знамени влечет за собой расформирование всей воинской части;
Как в человеке формируется сознание нравственной ответственности? Это происходит постепенно, в процессе развития и становления личности.До совершеннолетия об этом заботятся родители. Пока ребёнок находится под усиленной родительской опёкой, для развития ответственности нет условий. Она начинает проявляться и развиваться в ситуациях выбора. И родители должны предоставлять ребёнку, по мере взросления, такую возможность: делать выбор и нести ответственность за него (приготовь сегодня уроки сам; вот тебе деньги, сходи в магазин за хлебом; посиди с младшим братом, пока мы вернёмся); Часто в обыденной жизни мы называем такой процесс воспитанием самостоятельности: «сам делай и сам отвечай за свои поступки». К окончанию школы чувство ответственности должно быть достаточно развито для самостоятельной взрослой жизни. К совершеннолетию человеку пора осознать ответственность не только за мелочи быта, но и по отношению к Отечеству, народу, Церкви.
Чувство ответственности формируется также при общении с духовником – духовное чадо знает, что за все поступки придётся держать перед ним отчет. Но только духовником всё не должно ограничиваться, не менее важная цель духовного руководства – воспитание чувства ответственности перед совестью и перед Богом.
Ответственность выполняет две важнейшие функции:
– дисциплинирует личность и направляет ее силы.
– она удерживает большинство живущих в мире людей от совершения самых различных преступлений.
Мы знаем уже, что ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки. А могут случиться такие ситуации, когда человек за свои поступки отвечать не будет? Наверное, могут. В богословии, медицине, праве существует проблема вменения: такие случаи особо рассматриваются и изучаются. Суд, например, не вынесет приговор преступнику, если существует сомнение, что он находился во вменяемом состоянии. В таком случае назначается медицинская экспертиза.
Вменение означает возложение ответственности. Священное Писание признает человека нравственно-свободным, управляющим своею собственною волею и поступками и, следовательно, ответственным за них перед судом Божиим. Господь в Ветхом завете сказал чрез пророка: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30:15-19).
Человек несет нравственную ответственность только за те поступки, которые он совершает:
1. в сознательном состоянии,
2. и будучи свободен в выборе.
Только тогда эти поступки вменяются человеку в вину или в заслугу. В противоположность этому, люди, не сознающие своих поступков или же насильно вынужденные совершать их против своей воли, считаются невменяемыми, и ответственности за эти поступки не несут. Эти условия вменения признает также гражданское законодательство.
Примеры бессознательных состояний, влияющих на вменение.
Младенчество. Малые дети, в которых еще не действует (или не в полной мере действует) нравственное чувство, даже причащаются без исповеди. Также психические заболевания, состояние аффекта, сон, опьянение.
Однако состояние опьянения, хотя лишает человека осознания поступков, не освобождает его от ответственности, поскольку человек знает о последствиях неумеренного употребления алкоголя..
Неведение не освобождает человека от вменения, если он мог узнать, но не приложил к этому собственных усилий. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48). Гражданское право так же говорит, что незнание закона не освобождает от наказания. Как только закон опубликован в официальных средствах массовой информации, он вступает в силу.
Не только принуждение может лишить человека свободы выбора, это могут сделать обстоятельства. В таком случае говорят о невольных поступках. Невольные поступки освобождают от ответственности или уменьшают вину. В Ветхом Завете для невольных убийц были назначены города-убежища, где они были защищены от мести родственников.
Очень сложен вопрос о коллективном вменении. Грех Адама, например, вменяется каждому человеку. За грехи родителей часто приходится страдать детям («кровь Его на нас и на детях наших». Наследственные болезни). Эти вопросы признаются труднопостижимыми для человеческого ума.