Глава Церкви – Господь Иисус
Но вверив видимое управление своею Церковию епископам, которые дарованною им властию связуют всех верующих во единый союз внешний, Господь Иисус невидимо сам держит кормило правления Церкви, как истинная ее Глава, и оживляя ее единою и тою же спасительною благодатию Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом внутренним (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 85; посл. восточн. патр. о Прав. вере чл. 10).
Первая мысль, утверждающая, что Господь сам невидимо управляет Церковию и есть еe Глава, – открывается:
1) Из того, что Он, передавая пред вознесением своим божественную свою власть в Церкви св. апостолам, а в лице их и всем будущим их преемникам, обещался пребывать с ними во вся дни до скончания века (Матф. 28), – пребывать, без сомнения, для того, чтобы руководить их на их высоком поприще, содействовать им, управлять ими. И след. избрал их только видимыми орудиями своего благодатного действия на верующих.
2) Из того, в частности, что хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам; но верховным учителем, невидимо чрез них поучающим верующих, повелел называть одного Себя (Матф. 23:28), и потому сказал: слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается (Лук. 10:16). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих поручил церковным пастырям; но верховным первосвященником, который всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас, может спасти до конца приходящих чрез него к Богу (Евр. 7:24. 25), остается сам, и сам невидимо совершает чрез пастырей св. таинства: сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои пред священником; сам есть приносяй и приносимый в таинстве евхаристии636. Тоже должно сказать относительно церковного управления, которое хотя видимо поручено пастырям, но сосредоточивается невидимо в Господе, как цареблагодатного царства (Иоан. 18:36) и пастыреначальнике (1 Петр. 5:4).
3) Наконец, из ясных мест св. Писания, где И. Христос прямо называется Главою Церкви, а Церковь Его телом. Например: и той есть глава телу церкве (Кол. 1:18); и того даде главу выше всех церкви, яже есть тело его (Еф. 1:22. 23); муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкви, и той есть Спаситель тела (5, 23; см. также 4, 11–16; Кол. 2:19; 1 Кор. 10:17; 12, 12; Рим. 12:4. 5). Так же учили и древние знаменитые пастыри: а) св. Василий великий: «в ней (в Церкви) содержит и сочетавает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная глава, которая есть Христос»637; б) св. Григорий Богослов: «один Христос – одна глава Церкви»638; в) блаж. Феодорит: «Христос Господь занимает место главы, а верующие в Него место тела»639, и другие640.
Справедливость же второй мысли, – той именно, что Господь оживляет Церковь своею божественною благодатию, очевидна уже из первой: ибо если Христос есть, действительно, Глава Церкви, а она тело Его, то как же возможно, чтобы Он не проникал ее своею силою? Это и подтверждает св. Апостол, когда говорит о Спасителе: и того даде главу выше всех церкви, яже есть тело его, исполнение исполняющаго всяческая во всех. (Еф. 1:23); и далее: истинствующе в любви да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос: из негоже всe тело составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самого себе любовию(4, 15. 16). Кроме того, мысль сия утверждается на обетовании Спасителя ниспослати, на землю всесвятаго Духа, который бы пребыл в Церкви во век (Иоан. 14:16. 17), – обетовании, действительно исполнившемся в свое время (Деян. 2:2). С тех пор, этот всесвятый Дух, Дух Христов, нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве священства, и облекает их силою и властию, постоянно в них обитающею (2 Тим. 1:14), – учить, священнодействовать и пасти духовное стадо. Нисходит, во-вторых, на всех верующих в таинстве крещения, где возрождает их и соделывает живыми членами таинственного тела Христова; – в таинстве миропомазания, где сообщает им силы для укрепления и постепенного возрастания в жизни духовной, а затем – и во всех прочих таинствах. Нисходит, в-третьих, на всех верующих, пастырей и пасомых, или справедливее – постоянно почиет на них (пока они остаются того достойными) своими духовными дарами, как Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия (Ис. 11:2. 3); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – любовь, радость, мир, долголготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22. 23) и все прочие добродетели. Нисходит, наконец, на некоторых верующих в своих особенных, чрезвычайных дарованиях, и одному дает слово премудрости, другому слово разума, иному дарование исцелений, иному действия сил, иному пророчество·, одному рассуждение духовное, иному роди языков, другому же сказания языков (1 Кор. 12:7-11). Всего же яснее и осязательнее мы усматриваем соединение Христа с Церковию и со всеми еe членами в таинстве евхаристии: здесь каждый Христианин приискренне приобщается плоти и крови Христовой, а с ними приемлет в себя всего Христа, и каждый, после того, может сказать, по примеру Апостола: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). От сего-то происходит совершенное единение верующих как со Христом – Главою Церкви, из негоже все тело, составы и соузы подаемо и снемлемо, растит возращение Божие (Кол. 2:19), так и между собою: ибо все они оживляются одним и там же Духом (1 Кор. 12:10), живут одним и там же Христом, и мнози суще, подлинно, eдино суть тело (1 Кор. 12:12).
522Именно – протестантов, которые не признают, чтобы Христос учредил в Церкви особое священноначалие или иерархию, а утверждают, что все верующие, по силе таинства крещения, суть равно священники Бога вышнего; но так как всем невозможно отправлять обязанностей священства: то верующие и избирают сами из среды себя особых мужей, как своих представителей, которых и облекают правами священноначалия.
523To же, что здесь говорится о Павле и Варнаве, древние учители Церкви передают и о прочих св. апостолах. См. слова Иринея и Климента алекс. у Евсевия церк. истор. кн. III, гл. 23; также Tertull. de praescr. haeret, c. 35 et Hieron. de viris illustr. c. 9.
524Epist. 1 ad Corinth. n. 42. 44.
525Epist. ad Magnes, п. 3. 6. 7.
526«Должно повиноваться пресвитерам, находящимся в Церкви, и происходящим преемственно от апостолов, и, по благоволению Отца, вместе с преемством епископства, получившим истинные дары; прочих же, кои получили пресвитерство не по такому преемству и собираются во всяком месте, тех считать людьми подозрительными, еретиками и злонамеренными, отступниками, горделивыми, самолюбивыми, лицемерами, делающими это ради прибытка или суетной славы» (Adv. haeres. IV, 26, в Хр. Чт. 1838, 1, 137–138).
527Epist. XXV. ХХVИИ.
528Hist. Eccl. III, 4; in Ps. LXXXVIII, 35; in Jes. I, 27; IX, 14; XI, 6. 7.
529Слов. o соблюд. порядк. в собесед. Тв. св. Отц. III, 142–145.
530In II ad Tim. homil. II, n. 2; in II ad Corinth. homil. XV, n. 4; XVIII, n. 3.
531De offic. ministr. lib. II, c. 24, n. 123.
532Contr. Luciferian. c. 4.
533Contr. epist. Parmeniani lib. 1, c. 3, n. 5.
534Epist. 1 ad Corinth. n. 44.
535Epist. ad Ephes. n. 3, в Хр. Чт. 1821, 1, 32. Снес. его же посл. к Филадельфийцам. Хр. Чт. 1828, XXXI, 3. 4.
536Adv. haer. III, c. 3, в Хр. Чт. 1838, ΙI, 4–5.
537Apostolis nos successimus, eadem potestate ecclesiam Domini gubernantes (vid. in Act. concil. Carthag.). И в другом месте: potestas ergo peccatorum remittendorum apostolis data est et ecclesiis, quas illi a Deo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt (Epist. XXV).
538Episcopus personam habet Christi, vicarius Domini est (Comment. in Epist. 1 ad Corinth.).
539Apud nos apostolorum locum episcopi tenent apud eos (Montanistos) episcopus tertius est (Epist. XXVII ad Marcellum).
540Последние слова: аминь глаголю вам: елика… прямо свидетельствуют, что под церковию Спаситель разумел именно лица, облеченные Им властию вязать и решить, – точно так, как и у Иудеев в подобном случае, когда дело шло об исправлении или наказании кого-либо, церковию (kahal – εκκλησία) назывался собственно верховный совет или синедрион. Посему-то св. Златоуст в объяснении на это место, после слов: повеждь церкви, прибавдяет: т. е. ее предстоятелям, и далее слова: елика аще свяжете принимает за продолжение той же мысли, и равно относит к предстоятелям Церкви. Бесед. на еванг. Матфея в русск. перев. ч. ИИI, отр. 32. Согласно с св. Златоустом объясняют это место Киприан, Августин, Феофилакт и друг.
541 Χωρΐς τούτων έκκλησΐα ου καλεΐταί. Epict. ad Trall. n. 3.
542Nulla ecclesia sine episсopo (Adv. Marcion. IV, 5; cfr. de praescript. haeret. c. 32).
543… έξ άλλήλων γάρ εστιν η σύστασις του συναθροΐσματος (De charism. n. 1).
544Illi (Christo) sunt ecclesia – plebs, sacerdoti adunata, et pastori suo grex inhaerens: unde.. (Epist. LXIX, n. 8).
545Сл. 3, в Тв. св. Отц. 1, 17–18.
546Iren. adv. haeres. IV, c. 33. 43; Tertull. de praescript. haeret, c. 37.
547Они известны под именем Пресвитериан.
548 Ἐπίσκοπος значит надзиратель, наблюдатель, а πρεσβύτερος – старец, старейший.
549Это согласно допускают многие св. Отцы: свидетельства некоторых из них см. в Thesaur. Eccles. Suiceri под словом: έπίσκοπος– n. II.
550Так в книге Деяний апостольских читаем, что св. Павел, находясь в Милете, повелел собраться к себе ефесским пресвитерам, которых потом сам называет епископами (гл. 20, 17); равно и в послании к Титу, сказавши о поставлении сим последним по всем критским градом пресвитеров, называет их далее епископами (- 1, 5–7); в послании к Филипписеям (1, 1), делая приветствие епископам и диаконам, вовсе не упоминает о пресвитерах; в 1 послании к Тимофею (гл. 3) описывает только качества епископов и диаконов, умалчивая о пресвитерах. Объяснения на все эти места св. Златоуста, Феодорита, Амвросия, Иеронима, Епифания и других св. Отцов в обширности см. Petavii de Ecclessiast. hierarchia lib. II, c. I-IX, et ejusdem Dissertat. Ecclesiast. lib. 1, c. 1 et 2.
551Epiphan. adv. haeres. lib. III, haeres. LXXV, n. 5.
552Epist. 1 ad Corinth. n. 40. 42, в Χр. Чт. 1824, XIV, стр. 278. 279–280.
553См. выше примеч. 535.
554сар. 8.
555сар. 6.
556сар. 12.
557Adv. haeres. V, c. 20, в Хр. Чт. 1838, 1, 142.
558De baptismo cap. 17.
559Homil. XI in Jerem. n. 3, edit. Mavr. Opp. tom. III, p. 189.
560Почти бесчисленный ряд свидетельств этого рода см. у – Natal. Alexandr. Dissertat. ХLИV in sec. IV, также y – Witasse de Sacram. Ordin. pars. II sect. III art. 1, c. 1 и след.
561Epiph. haeres. 75, c. 3; Augustin. lib. de haeres. c. 53.
562Adv. haeres. III, c. 3.
563De praescript. haeret, c. 32.
564Histor. Eccles. lib. IV, c. 5. 22.
565Epist. ad Philad. c. 1.
566Adv. haeres. IV, c. 43; cfr. 1, c. 28.
567Apostoli per singulas provincias praesbyteros et episcopos ordinantes (in Matth. XXV, 26).
568См. выше примеч, 551. 552. 554. 555. 556. 558. 559.
569Как понимать место книги Деяний Апостольских, где повествуется о поставлении апостолами первых седми диаконов (6, 1–7), см. прав. 16-е шестого вселенского Собора.
570См. выше примеч. 534. 552.
571Epist. ad Trallian, n. 2, в Хр. Чт. 1830, XXXVII, 240. Снес. примеч. 541. 554. 555.
572Послан. к Филип. п. 5, в Хр. Чт. 1821, 1, 120. 121.
573Apolog. 1, с. 65.
574De praescr. haeret, с. 41; de bapt. c. 17.
575 Strom. VI, 1.
576Diaconos... apostoli sibi constituerunt episcopatus sui et ecclesiae ministros (LXV).
577De offic. 1, 50, n. 255.
578Greg. Naz. Epist. CCV; Hieronym. in Ezech. XLIV; Theodoret. in I ad Tim. III, 8.
579Epist. ad Magnes, c. 2; cfr. c. 6. См. также выше примеч. 552. 554. 555.
580Quid diaconos in tertio? Quid presbyteros in secundo sacerdotio constitutos? Ipsi apices et prinсipes omnium… episcopi (Schism. Donat. 1, 13). Подобные же свидетельства Тертуллиана и Оригена см. выше примеч. 558. 559.
581См. выше примеч. 486.
582См. посл. в Филадельф. в славян. перев. лист. 19 на обор. Снес. примеч. 554. 555.
583 Ἐπεί καί αι ενταύθα κατά την εκκλησίαν προκοπαί επισκόπων, πρεσβιτέρων καί διακόνων μιμήματα οίμαι αγγελικής δόξης. Strom. VΙ, 13.
584Lib. II in Epist. ad Roman,, ed. Paris 1582, part. II, pag. 304.
585Ή γουν τρεις αριθμήσεις, τό πρώτον των προέδρων τάγμα, καί τό δεύτερον των πρεσβυτέρων, των τε διάκονον τό τρίτον. In Jes. XIX, n. 18.
586Sed quum ipsi auctores, id est, ipsi diaconi, presbyteri et episcopi fugiunt, quomodo laicus intelligere poterit, qua ratione dicturä fugite de civitate in civitatem (Matth. X, 23)? Itaque quum duces fugiunt, quis de gregario numero sustinebit ad gradum in acie figendum suadentes? (De fuga in perdsecut. c. XI).
587См. выше примеч. 543 и самый текст, к которому он относится.
588См. выше примеч. 580.
589 Ἐπισκοπικός θρόνος, πρεσβυτερίου τιμή, διακονία εΐς λαόν τού θεοΰ. In Matth. Τ, XV, n. 26.
590Episcopi, sociique eorum presbyteri atque diaconi... (in Jerem. X. XII), Quinque ecclesiae ordines, episcopos, presbyteros, diaconos, fideles, catechumenos... (in Jes. XX).
591Taкoe название епископов весьма древнее: оно встречается еще у св. Игнатия Богоносца (epist. ad Trall. n. 2. 3; ad Smyrn. n. 9; ad Rom. n. 9; ad Ephes. n. 4) и в постановлениях апостольских (Constit. Apost. II, 26).
592И это имя усвоялось епископам так же издревле. Herm. Fast. lib. III Sim. IX, n. 27; Origen. in Luc. homil. XXXIV; Cyprian. de unit. eccl. p. 397, ed. Bal.
593Lib. II, с. 26.
594Iren. adv. haeres. III, c. 3; Tertull. de praescr. haeret. c. 32.
595Вообще в древней церкви, по свидетельству учителей (Ambros. de offic. Sacer, lib. I, c. 1; Chrysost. homil. X in I epist. ad Timoth.; Hieron. epist. 83 ad Ocean.), правил соборных (лаодик. 19 и трульск. 19) и даже законов гражданских (см. в кодексе Феодосиев. закон: de munere seu officio episcoporum in praedicando verbo Dei), проповедание истин евангелия усвоялось главным образом епископу.
596Socrat. histor, Eccles. V, c. 22; Sozom. hist. Eccles. VII, c. 19.
597Ignat. Epist. ad Philadelph. n. II; Cyprian. epist. 29; Origen. homil. I in Ps. XXXVII; homil. XVII in 3 Siraeh.
598«Пресвитеров и диаконов и прочих причетников да поставляет один епископ» (апостол. прав. 2; cfr. constit. Apostol. III, с. 2).
599«Каждый епископ в своей епархии… да поставляет пресвитеров и диаконов, и да разбирает все дела с рассуждением» (9-е правил. собор. антиох.).
600«Небольшое различие между пресвитерами и епископами: ибо и первые обязаны учить и заботиться о церкви, и что сказал (Апостол) о епископах, тоже усвояет и пресвитерам,: одним правом рукоположения (τή χειροτονία μόνη) возвышаются епископы, и, кажется, только этим преимуществуют пред пресвитерами» (Chrysostom. in X ad Tim. homil. XI, n. 1). Quid facit episcopus excepta ordinatione, quod presbyter non faciat? (Hieronym. Epist. LXXXV ad Evagrium).
601Epiphan. haeres. LXXV.
602Карфаг. собор. прав. 6.
603Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 105; Посл. вост. патриарх. о пр. вере чл. 10.
604Ignat. Epist. ad Smyrn. n. VIIÏ ούκ εξόν εστιν χωρίς του επισκόπου ουτε βαπτίζειν, ουδέ αγάπην ποιεΐν...; Cyprian. Epist. XXXVIII; Tertull. de monog. c. II; de bapt. c. 7. 17; Patian. ad Sympr. 1, n. 6; Hieron. adv. Lucif. c. 4.
605 Όυτε γάρ διακόνω προσφέρειν θυσίαν θεμιτόν, η βαπτίζειν, η ευλογίαν μικράν η μεγάλην ποιεισθαι. Constit. Apostol. VIII, c. 46. Сн. никейск. Собор. прав. 18.
606De hierarch. eccles. c. V.
607Ignat. ad Magn. n. 6; ad Polycarp. n. 7.
608Diaconos post ascensum Domini in coelos apostoli sibi constituerunt episcopatus sui et ecclesiae ministros (Cyprian. Epist. LXV).
609Justin. Apolog. 1, n. 85. 87.
610Апост. правил. 39; собор. лаодик. 57; карфаг. 6. 42. 52; антиох. 8. 25; халкид. 8; сардийск. 14.
611Апост. правил. 15. 32. 55; халкид. 18; трул. 34.
612Clem. Rom. ер. 1 ad Corinth. n. 51. 56; Cyprian. Epist. LXIX.
613Апостол. прав. 31; собор. Kapфaг. 6.
614Cyprian. Epist. LXXV; Tertull. de poenit. c. 4. 7; Greg. M. in Evang. lib. II, homil. 26, n. 5 и др.
615Ignat. ad Magnes, n. 4; ad Ephes. n. 4; ad Trall. n. 3.
616Cyprian. Epist. ХIII ad Rogatian.
617Cyprian. Epist. III. VIII. XXXV; Tertull. Apolog. c. 39; Hieronym. in Jes. c. IIÏ et nos habemus in ecclesia senatum nostram coetum presbyterorum.
618Origen. Tract. V in Matth.
619Constit. apostol. lib. III, c. 44; lib. III, c. 19.
620Origen. Tract. V in Matth.; Cyprian. Epist. XLIX; Epiphan. haeres. LXXIX.
621Iren. adv. haeres. IV, 33, n. 8; Clem. Alex. Strom. VI, 13; Tertull. de praescr. haeret. c. 32; Cyprian. Epist. LXIX: qui dicit ad apostolos, ac per hoc ad omnes praepositos, qui apostolis vicaria ordinatione succederunt: qui audit vos, me audit… (cfr. Epist. XLII, и см. выше примеч. 537); Euseb. Η. Ε. 1, c. 1; Hieronym. Epist. CXLVI, al. LXXXV ad Evangelum: omnes (episcopi) apostolorum successores sunt (снес. примеч. 539); Augustin. in Ps. XLIV, n. 32: pro apostolis constituti sunt episcopi (cfr. Epist. XLII ad fratres Madavr.).
622Cyprian. Epist. XXVIÏ inde per temporum et succesionum vices episcoporum et ecclesiae ratio decurrit, ut ecclesia super episcopos constituatur, et omnis actos ecclesiae per eosdem praepositos gubernetur (Cfr. Epist. XXVI); Basil. Epist. LXXXI Innocentio episcopo, в Тв. св. Отц. X, 196.
623Ignat. ad Ephes. n. 3; ad Philadelph. n. 4; ad Trall. n. 7.
624См. выше примеч. 544.
625«Конечно, тоже самое были и прочие апостолы, что и апостол Петр, т. е. имели равную честь и достоинство» (св. Киприан, о единстве Церкви, ИII. Хр. Чт. 1837, 1, 25).
626Ubicunque fuerit episcopus, sive Romae, sive Eugubii, sive Constantinopoli sive Rhegii, sive Alexandriae, sive Tanis, ejusdem meriti, ejusdem est et sacerdocii… Omnes apostolorum successores sunt (Hieronym. Epist. CXLVI ad Evangelum, n. 1, in Patrolog. curs. compl. T. XXII, p. 1194, ed. Migne).
627Правил. апост. 1; Собор. ник. 4; антиох. 19. 23; лаодик. 12; карфаг. 13; халкид. 28 и др.
628Прав. апост. 74; карфаг. 12. 28; константинопол. 6; Кирилл. Алекс. 1.
629Перв. всел. прав. 5; втор. 2; четверт. 19; шест. 8; антиох. 20; карфаг. 87. 88.
630Tertull. de jejun. c. 13; Basil. Epist. CXIV, в Тв. св. Отц. X, 257; Ambros. de fide III, c. 15; Augustin. Epist. LIV ad Januar.; Leo Epist. LXXVIII ad Leon. Aug. c. 3; Greg. M. Epist. ad Joann. Constantinopol.
631Правил. апостол. 34; антиох. 9; перв. вселен. 5; четв. 19; шест. 8.
632Iren. contr. haeres. III, c. 14; Cyprian. Epist. XXXV.
633Origen. tract. XXIV in Matth.
634Cyprian. Epist. LII.
635Const. apostol. lib. III, c. 67; Cyprian. lib. III testimon. c. 84.
636По выражению Церкви в известных молитвах.
637 κρατούσης… τής μίας καί μόνης αληθώς κεφαλής, ήτις έστίν ό Χριστός. De judicio Dei n. 3, в Тв. св. Отц. IX, 12.
638 Είς Χριστός μία κεφαλή τής εκκλησίας. Orat. XXXI. в Тв. св. Отц. III. 220.
639In Ephes. cар. 1, v. 23.
640Greg. Nyss. contr. Eunom. Orat. XII, in T. II, p. 725, ed Morel; Theophilact. in 1 Corinth. XI, 3; XII, 27.