Господь Иисус Христос есть истинный человек.

· В Книге Бытия о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом(см.: Быт.12:2-3, 22:18), а также как о семени Исаака (см.: Быт.26:4) и Иакова (Быт.28:14).

· Евангелиях от Луки и Матфея (см.:Лк.3 и Мф.1) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти.

· Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину... (Ин.8:40); Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8:20).

· «Сын Человеческий» — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной Книге пророка Даниила.

· Тело Спасителя было обрезано (см.: Лк.2:21), имело нужду в пище и питье, подвергалось усталости (см.: Ин.4:6), требовало сна (см.: Мк.4:38), было способно к болезненным ощущениям (см.: Лк.22:41-44 и Ин.19:30) и, наконец, вкусило смерть.

Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа.

Уже в конце I столетия стали появляться ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа.

Докетизм.

· Докетизм (от греч. Δοκέω — казаться). Его суть состояла в отрицании полноты и истинности человеческой природы Христа.

· Корни докетизма нужно искать в мироощущении античного человека эллинистической эпохи с его дуалистическими представлениями о мире, с резким противопоставлением плоти и духа, мира и Божества.

Подразделения:

I. Материальный докетизм

· Первоначально это было учение о призрачности человечества Христа: Христос не воплотился, не вочеловечился. (Симон Волхв, гностики Менандр и Сатурнин)

· Маркион и Василид не считали, что тело Христово было призрачным (иллюзорным), но полностью отрицали его единосущие нам, утверждая, что человечество Христа было особой природы — телом «небесным», «космическим», более тонким и совершенным, чем наши человеческие тела.

II. Формальный докетизм

· Формальный докетизм отрицает полноту воспринятой Христом человеческой природы.

· Аполлинарий считал, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей ее полноте, поскольку два совершенных, «самодвижных» (мы бы сейчас сказали — «свободных») начала, две разумные природы не могут соединиться воедино.

· Во Христе было лишь человеческое тело (σῶμα) и человеческая неразумная душа (ψυχή), это тело оживляющая. Однако ума (νοῦς), который есть источник самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос.

III. Афтартодокеты

I. Это еретическое учение возникло в VI в., в монофизитской среде, в результате спора по вопросу о тленности тела Христа.

II. Тление (тленность) (греч. Φθορά) ) 1) распад на составные части. 2) подверженность страдательным состояниям.

III. Фтартолатры. Севир Антиохийский: Христос был по Своему человечеству подвержен последствиям греха, «безгрешным страстям».

IV. Афтартодокеты. Юлиан Галикарнасский считал человечество Христа было нетленно, т. Е. Совершенно не было причастно последствиям греха Адама. Однако, признавая реальность страстей Христовых, он отрицал их естественный характер.

V. По учению афтартодокетов, импульс к обнаружению того или иного страдательного состояния всегда исходил не от человечества, а от Божества Спасителя.

Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству.

I. Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом

· Первородный грех, как порча человеческой природы, проявляющаяся в удобопреклонности человека ко злу, наследуется каждым человеком от своих родителей.

· Бог же есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1. Ин.1:5). Божественная жизнь и грех — вещи взаимоисключающие, и ничто греховное Бог не может сделать содержанием Своей Божественной жизни, ни с чем греховным не может вступить в общение и соединиться. Поэтому Христос не мог родиться естественным образом.

· Сын Божий через Духа Святого сверхъестественным способом — «бессеменно» — мгновенно образовал Своей Божественной творческой силой во чреве Марии человеческое естество Господа.

Наши рекомендации