Петр об украшении жены-христианки

Апостол Петр в общем повторяет учение Павла об украшениях женщин-христианок, хотя в другом контексте. Если Павел говорит о христианском украшении женщины, имея в виду ее поведение в церкви, то Петр описывает ее поведение дома. Поразительное сходство в учении двух апостолов в том, что принципы скромности и достоинство внешнего вида применимы в равной степени, как дома, так и в церкви.

Петр предлагает женам двойное увещание, чтобы помочь им наладить добрые отношения со своими супругами и обратить их ко Христу, если они неверующие. Первое наставление – повиноваться своим мужьям, поддерживая атмосферу чистоты и уважения. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются Слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богоугодное житие» (1 Петр. 3:1,2).

Подобно Павлу (1 Кор. 7:13-16), Петр не советует жене, проявившей достаточно мужества, чтобы стать христианкой, оставить своего мужа, наоборот, она должна привлечь его уважительным отношением. Необходимо проявить подчинение не в представлении учения, не в ссорах или в доказательствах о равноправии, а молчаливым свидетельством – очаровательной красотой своей жизни, исполненной доброты и любви. Таким образом, она сможет устранить предупреждения, враждебность и приобрести своего мужа для Христа. [69]

Повиновение

Подчинение жены своему мужу сегодня непопулярно, особенно среди феминисток, которые истолковывают его как эквивалент неполноценности. Подчинение предусматривает роли, а не моральный или физический статус. Ролевое подчинение не означает неполноценности. Иисус был равным Богу по природе, но по Своей роли подчинился Богу, став слугою. Подчинение жены своему супругу исходит не из боязни или неравноправия, а из совершенной любви. Она подчиняется, ибо любит Христа, любит своего мужа и с радостью принимает свою роль и роль своего мужа, как главы семьи (Кол. 3:18; Ефес. 5:22,23).

Приведенные библейские тексты подчеркивают, что некоторым супругам, особенно тем, которые не принимают христианскую веру, трудно угодить. При таких обстоятельствах вера жены и преданность Христу помогут ей подчиниться своему мужу. Если ее муж не принимает Слова (Евангелия), ее безмолвное свидетельство будет для него проповедью. Перед своим мужем она живет Словом Божьим, проявляя свое чистое и уважительное поведение.

Неподобающие украшения

Второй совет апостола Петра призывает жен приобретать своих мужей для Христа не роскошными внешними украшениями, а внутренним убранством кроткого и молчаливого духа. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Петр. 3:3,4).

Здесь Петр следует примеру ап. Павла (1 Тим. 2:9,10), подчеркивая контраст между внешним украшением тела, характерным для мирской женщины и внутренней красотой сердца женщины–христианки. Отрицательное внешнее украшение мирской женщины состоит из «плетений волос золотых уборов и дорогой одежды». Это почти полностью совпадает с тем, что говорит апостол Павел. Оба апостола отмечают, что вычурные прически, блестящие украшения и дорогие одежды не подходят женщине – христианке. [70]

Украшения сердца

Положительное же внутреннее украшение женщины-христианки – это доброта сердца, кроткий и спокойный дух, что драгоценно пред Богом. Это украшение спокойного духа, довольного ума, и сердца, свободного от гордости и тщеславия, - вот что должно быть рекомендацией для ищущих внешних украшений. Это и есть украшение – не украшение уст, не красота кожи, но глубокое, внутренне украшение души.

Петр не подразумевает, что жена-христианка должна пренебрегать внешним видом и заботиться только о внутренней, душевной красоте. Никакая жена не может рассчитывать на постоянную привязанность и любовь своего мужа, если не будет проявлять заботу и привлекательность своего внешнего вида и быть аккуратной в своих привычках. Но муж ценит в своей жене больше всего украшения сердца: ее нежность, терпеливый характер, спокойствие в неблагоприятных обстоятельствах, ее чистую любовь. Таким образом, женщина, желающая сохранить постоянную привязанность и любовь своего мужа, должна заботиться не только об опрятной внешности, но также о вежливом, спокойном и добром внутреннем расположении.

Петр завершает свое наставление, излагая перед женами-христианками достойный пример выдающихся жен Ветхого Завета, которые подобно Сарре, жене Авраама, проявляли внутреннее украшение сердца и «повиновались своим мужьям» (1 Петтр.3:5,6). Сарра «повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Петр. 3:6).

Следует заметить, что Петр и Павел говорят об украшении женщин-христианок в контексте их подчинения. Петр призывает к «подчинению» сразу же прежде и после упоминания об украшениях жен-христианок, тогда как Павел делает это после дискуссии об украшениях женщин-христианок (2 Тим. 2:11). Эти подчеркивания свидетельствуют, - оба апостола признавали, что внешние украшения были показателем внутреннего состояния сердца. Подчинение, смирение отразятся в скромной, подобающей одежде, в то время как неподчинение, высокомерие проявляется в нескромной, дорогостоящей, соблазняющей внешности. [71]

Заключение

Используя аллегории и через прямые наставления, Новый Завет учит христиан, как одеваться. Аллегорическим образом, мы видим контраст между двумя символическими женщинами в книге Откровение – великой блудницей и Невестой Христа. Великая блудница, нечистая женщина в дорогостоящей, экстравагантной одежде и драгоценных украшениях, - все это надлежащим образом представляет внешнюю гордость и обольстительные намерения. В противоположность ей, чистая женщина одета просто и скромно, без внешних украшений, что соответствует ее смирению и чистоте. Как христиане, мы следуем примеру Невесты Христа, которая символизирует нашу церковь, проявляя чистоту и благочестие, вполне отражая простоту и скромность нашей внешности.

В прямом наставлении, мы находим, что Павел и Петр в ярком контрасте излагают надлежащее, приличное украшение женщины-христианки, и несоответственное, неприличное украшение женщин этого мира (1 Тим. 269,10; 1 Пет. 3:3,4). Оба апостола признают, что дорогие украшения не сочетаются со смиренным духом и добрыми делами.

Тщательный анализ, использованных Павлом терминов, открывает три важных принципа:

1) Христианин должен одеваться с подобающей скромностью, избегая крайностей.

2) Он должен одеваться достойно, проявляя уважение к Господу, к себе, окружающим.

3) Христиане должны одеваться аккуратно и просто, избегая любого желания привлечь к себе внимание одеждой, косметикой или драгоценностями. Наша внешность является молчаливым постоянным свидетельством, что мы истинные христиане и живем в этом мире, чтобы прославить Бога, а не самих себя.

Глава четвертая

Одежда и украшения

В истории

Христианства

[73]

Каковы были нормы христианской одежды и украшений в истории христианства? Следовали ли поколения христиан диктату моды или указаниям Слова Божьего? Согласно Священного Писания? В какой мере христиане соблюдали принципы скромности и простоты в одежде и украшениях? Как отношение к одежде и украшениям повлияло на осознание тождественности и миссии Церкви?

Цель главы

В этой главе мы попытаемся найти ответы на вышеперечисленные вопросы, кратко обозревая отношение христиан к одежде и украшениям в основные периоды истории Церкви. Наше обозрение откроет, что христиане в каждом веке не имели «иммунитета» против экстравагантной одежды; однако в каждом поколении были христиане, которые одевались скромно и с достоинством; в этом отражались их благочестие. Важный урок, который мы извлечем из этого исторического обозрения, заключается в следующем: духовное возрождение или упадок Церкви часто отражается в реформированной, простой одежде или в экстравагантности одежды ее членов. История одежды и украшений часто отражает борьбу в сердцах людей между гордостью, похотью и алчностью с одной стороны, и смирением, скромностью и щедростью – с другой.

Наши рекомендации