Снятие украшений у горы Хорив
Подобная реформа с оставлением украшений описана в Исх. 33:1-6. здесь в контексте представлено великое отступление в то время, когда Моисей взошел на гору, чтобы принять от Бога 10 заповедей. Устав ждать Моисея и желая иметь видимого бога, который бы шел впереди них вместо Моисея, большая часть израильтян принесла свои золотые украшения Аарону и он вылил из них золотого тельца – имитацию одного из Египетских богов (Исх. 32:2-4). Бог предостерег Моисея, еще находившегося на горе об отступлении в стане Израиля. Моисей поспешил сойти с горы и нашел народ танцующим и восклицающим вокруг их идола.
Выражая свое возмущении относительно их восстания, Моисей разгневался и разбил скрижали закона Божьего на глазах у всего народа. Это означало, что они нарушили Завет с Богом. Затем он сжег золотого тельца, и с помощью левитов наказал всех, упорствующих в своем восстании. (Исх. 32:15-29). Затем Моисей снова взошел на гору, умоляя Бога, чтобы Он простил грех народа. Бог заверил Моисея, что Он останется верным обетованию, данному Аврааму, Исааку и Иакову, - ввести их в землю Ханаанскую, но сам он не войдет с ними. Вероятной причиной этого были их частые восстания, а его непосредственное присутствие означало бы их полное истребление.
Когда израильтяне поняли, что Бог не будет более вести и защищать их, лично присутствуя с ними, - они глубоко, чистосердечно покаялись в своих грехах «и никто не возложил на себя украшений своих» (Исх. 33:4). Мужчины, вероятно, носили браслеты, кольца и серьги на ногах, как и в Египте. Это говорит о том, что соблазн носить украшения присущ не только женщинам, но и мужчинам.
В ответ на очевидное покаяние Израиля, Бог пересмотрел свою угрозу, но потребовал от израильтян в доказательство искренности их покаяния,, навсегда отказаться от украшений:«Итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами» (Исх. 33:5). Ответ был положительным: «Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива» (Исх. 33:6). [35]
Описанная выше история, подчеркивает: кающиеся израильтяне, признали, что их украшения были серьезным препятствием для примирения с Богом. Поэтому Израильтяне «сняли с себя украшения свои у горы Хорива» (Исх. 33:6). Выражение «у горы Хорива» указывает на то, что искренние израильтяне обязались «у горы Хорива» больше не носить украшений, показывая свое чистосердечное желание быть послушными Богу. Их опыт похож на пример семьи Иакова в Сихеме. В обоих случаях устранение украшений приготовило их к обновлению завета с Богом.
Урок для нашего времени
Какой урок мы можем извлечь из этого опыта? Ссылаясь на этот опыт Израильтян в пустыне, Павел напоминает нам: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор. 10:11). Подобно древним израильтянам, мы путешествуем к обетованной земле. Повеление Бога израильтянам – устранить их украшения прежде их входа в земной Ханаан, относится и к нам, готовящимся войти в небесный Ханаан. Если ношение украшений способствовало восстанию Израильтян против Бога, а их устранение содействовало примирению с Богом – не является ли это истинным и для нас сегодня?
Некоторые читатели могут с удивлением спросить: «Почему украшения были таким препятствием для духовной жизни израильтян и почему драгоценные украшения вредят нашей духовной жизни сегодня?» Частичный ответ заключается в том, что мы носим вещи, которым поклоняемся. А поклоняемся мы им в том смысле, что носимая нами одежда и украшения наилучшим образом открывают наших идолов: красоту, богатство, социальное положение или уровень нашего «мудрого» мышления. Итак, мы поклоняемся тому, что мы носим в том смысле, что восхищаемся одеждой и украшениями, а они то самым наилучшим образом подпитывают наши честолюбивые стремления (наших идолов).
Вероятно, вы слышали такие высказывания: «О, как я обожаю это платье, или ожерелье! Они так гармонируют с моей внешностью и отражают мою индивидуальность!» Такие высказывания показывают, что смысл жизни таких людей не в поклонении Богу, а в культе их собственной личности. На самом деле это и есть идолопоклонство. Когда одежда, украшения, автомобили, дома, профессиональные интересы, и богатство становятся приоритетами (идолами) в нашей жизни, - [36]мы устраняем Бога из нашей жизни и сознания. Это главная причина, почему внешние украшения являются преткновением для духовной жизни.
Надменность дочерей Сиона
Другой примечательный пример того, как экстравагантная, вызывающая одежда и украшения содействуют гордости и самопрославлению, нежели поклонению Богу, - находим в Исаии 3:16-26. Этот отрывок самый примечательный, ибо содержит наиболее подробное описание тех ювелирных украшений и одежд, своего рода гардероб богатых женщин Иерусалима; в этом отрывке также наиболее суровое осуждение гордости и надменности, под влиянием греховной одежды и украшений.
Контекст этого места провозглашает о суде Божьем над Своим народом, по приговору Которого, народ подвергается страшному унижению и истреблению. Причина Божественного суда, - народ оставил Бога. «Так рушился Иерусалим и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его». (Ис. 3:8).
Исаия возлагает вину за отступление нации, прямо указывая на отрицательное влияние, как руководителей, так и женщин. О руководителях народа пророк говорит: «Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путей стезей твоих испортили … Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного в ваших домах». (Ис. 3:12,14). Вместо того, чтобы быть стражами виноградника, то есть народа Израильского (Ис.5:7; 7:8; 2:1,3), гражданские и религиозные руководители поглощали блага народа, обогащаясь за счет бедных.
Далее пророк Исаия переводит тяжесть обвинения от отрицательного влияния руководителей к суперклассу богатых женщин – преимущественно жен и дочерей лидеров нации. Согласно высказывания Джозефа Янсена, очевидная причина заключалась в том, что «подобно Амосу, Исаия считает женщин ответственными за угнетение, которому их мужья подвергают народ»[8] Эта мысль подчеркивается также [37]выражением: «Женщины господствуют над ним. Как заметил Карл Негельсбах, пророк Исаия осуждает «чрезмерную женскую роскошь, не только как греховную саму по себе; но она также является главной причиной насилия и социального беспорядка, упомянутых ранее и поэтому как возмездие за ними следуют болезни, вдовство и стыд».[9]
Сначала Исаия описывает, как дочери Сиона демонстрируют свою надменность: «За то, что дочери Сиона надменны, и ходят, подняв шею, и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, - оголит Господь темя дочерей Сиона о обнажит Господь срамоту их». (Ис. 3:16,17). Внутренняя гордость женщин Сиона проявилась внешним образом в их походке «ходят, подняв шею и обольщая взорами; они бросают вожделенные взгляды, чтобы видеть, любуются ли ими и привлекают ли они внимание «гремя цепочками на ногах».