Прощая тех, кто причинил вред
Одним из того, чему Иисус учил нас в Нагорной Проповеди, является следующее: «и прости нам долги (злые деяния) наши, как и мы прощаем должникам нашим (причинившим нам вред)» (Матф. 6:12). Прости нам так, как мы прощаем других. Мы можем не осознавать, что это является важным условием для получения ответа на наши молитвы.
Наставляя людей и просто имея дело со многими людьми, я обнаружил, что это является самой распространенной причиной блокировки и разочарования в духовной жизни и неполучения ответа на молитвы. Как правило, непрощение связано с каким-то конкретным человеком. Однажды я беседовал с женщиной, которая искала помощи, и сказал: «Есть кто-то, кому Вы не простили?» Она сказала: «да», и вспомнила одного сотрудника Департамента юстиции США. Я сказал: «Если Вы хотите разрешения Вашей проблемы, то вы должны простить его. Другой альтернативы нет. Если Вы не простите его, то Бог не простит Вас». Мы молимся: «Прости нас, как мы прощаем другим».
Иисус пообещал нам прощение только в той мере, в какой мы прощаем других. Согласны ли вы простить? Запомните это, мой друг, прощение — это не эмоции, но решение. Я называю это «разорвать долговые расписки». Кто-то должен Вам три тысячи долларов. Пусть так. Порвите долговую расписку. Потому что знаете, сколько Вы должны Богу? Шесть миллионов долларов. Хотели бы Вы, чтобы Он разорвал эту долговую расписку? Вы разорвите свои; а Он разорвет Свои. Это неизменный закон. Вы не можете изменить Бога. Он просит, чтобы мы простили, если хотим, чтобы Он простил нас.
Последнее прошение в молитве «Отче наш» это просьба об избавлении от сатаны. «Избавь нас от лукавого» (Матф. 6:13) — буквально: «Освободи нас от того, кто есть зло». Мы с вами не имеем права просить об освобождении до тех пор, пока не простим других так, как мы бы хотели быть прощенными сами.
Иисус также сказал: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Марка 11:25). Это включает простить все и всех, без исключения. Когда вы молитесь, то прощайте, «дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (стихи 25-26). Это абсолютно ясно — и это сказано христианам, у которых Бог является Небесным Отцом. Прежде чем мы с вами будем молиться, мы должны простить. Нехорошо пытаться приближаться к Богу в молитве с непрощением в своем сердце против кого-то за что-то.
БУДУЧИ ВЕДОМЫМ ДУХОМ СВЯТЫМ
Два последних условия — быть ведомым Духом Святым и просить согласно Слову Божьему — помогают нам молиться в воле Божьей. Мы убедимся, что сила Святого Духа действует через наши молитвы ровно настолько, насколько они идут в линии со Словом Божьим.
Давайте начнем с Послания Римлянам 8:14: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Оригинальный греческий текст свидетельствует о настоящем продолжительном времени действия. Все те, кто сейчас и всегда (в смысле: систематически, регулярно, постоянно) водимые Духом Божьим, те являются сынами Божьими. Как нам жить ежедневно в этом мире как сынам Божьим? Для этого следует быть регулярно и постоянно водимыми Святым Духом.
Далее в Послании Римлянам 6:26-27 апостол Павел применяет эту истину о водительстве Святого Духа в христианской жизни к нашим молитвам:
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Павел сказал, что Дух пришел, чтобы помочь нашим немощам, нашей ограниченности, и что мы имеем определенную неспособность. Это не физическая немощь. Это не заболевание. Это часть нашей плотской натуры. В чем состоит эта немощь? Мы не знаем то, как нам следует молиться. Или, если сказать другими словами, мы не всегда знаем, о чем молиться; и даже если знаем о чем, то очень часто не знаем, как об этом молиться. Вы можете знать, что ваш сын нуждается в молитве, или ваш друг нуждается в молитве, но вы не знаете, как молиться.
Каким же является Божье решение? Дух Божий приходит к вам на помощь в этой немощи. Как это происходит? Он принимает на Себя руководство и ходатайствует через вас, молясь по воле Божьей. Поэтому когда мы не знаем, как молиться согласно замыслам Божьим, когда мы встречаемся с необходимостью знать, о чем молиться, что мы делаем? Мы обращаемся к Господу, чтобы Он Духом Святым руководил нами и молился через нас.
Это одно из прекрасных благословений истинного крещения Духом Святым. Вот почему я верю, что кульминацией крещения Духом Святым должно быть сверхъестественное говорение, где говорит Дух Святой, а не просто сам верующий. Лучше сказать: Дух Святой дает верующему язык, которого верующий не знает и не понимает. Когда верующий подчиняет себя этому, Дух Святой молится через него, ходатайствуя за него с воздыханиями, которые нельзя выразить словами. Он молится о святых согласно воле Божьей. Он молится той молитвой, которую Бог хочет слышать и на которую Он желает ответить.
Как прекрасно осознавать, что когда мы не знаем, как молиться, мы можем обратиться к Богу и предоставить место Его Духу! Когда Он молится через нас на незнакомых языках, мы молимся правильной молитвой. Мы знаем, что это правильная молитва, потому что Дух Святой дает нам эту молитву, и Он молится согласно открытой воле Божьей. Он получает власть над нашими речевыми органами и над нашей внутренней сущностью, и Он проводит молитвенное собрание внутри нас! Это прекрасное Божье снаряжение, доступное для каждого верующего во Христа.
Помню как однажды, мы с моей первой женой Лидией в конце октября были в Дании, которая была ее родиной. Мы планировали поездку в Британию в ноябре. Однажды утром, когда мы как обычно молились вместе, она неожиданно переключилась на другую тему и произнесла слова, которые услышал и я: «Господь, даруй нам прекрасную погоду на все время, пока мы будем в Британии».
Услышав это, я чуть не упал. После этого я сказал ей: «Знаешь, о чем ты только что помолилась?» Она отрицательно покачала головой. Я сказал: «Ты помолилась о том, чтобы Бог даровал нам прекрасную погоду на все время нашего пребывания в Британии». Она не могла даже вспомнить, что молилась об этом. Эти слова молитвы пришли не от ее разума — они были даны Духом.
Я сказал: «Знаешь, какая Британия в ноябре? Она холодная, сырая, туманная, сумрачная — совершенно неуютная и неприятная». За многие годы жизни в Британии, мы убедились в этом достаточно хорошо.
Но знаете, что случилось? Мы приехали в Британию и погода на протяжении всего ноября была похожа на весеннюю. За все годы жизни там я не видел подобного ноября. Когда мы покидали Британию в последний день ноября, то сказали нашим друзьям: «Будьте внимательны — теперь погода должна измениться!»
Что мы делаем, когда приходим к концу нашего ограниченного понимания, когда мы исчерпываем наши бедные интеллектуальные ресурсы? Мы вверяемся Духу Святому. Эта задача для Него. Любимым молитвенным местом Писания моей первой жены был Псалом 80:11: «Открой уста твои, и Я наполню их». Просто подчините Духу Святому свои уста и позвольте Ему наполнить их. Он желает молиться через вас.
Библия говорит, что мы должны молиться всегда и непрестанно (см. 1 Фесс. 5:17; Ефес. 6:18). Может ли кто-то из нас, опираясь на свою собственную силу и понимание, молиться всегда и непрестанно? Конечно же, нет. Но когда мы позволяем прийти Святому Духу и вверяемся Ему, Он проводит круглосуточное молитвенное собрание.
Знаете ли, что вы можете молиться во сне? Это факт. Есть множество свидетельств тому, что многих людей слышали молящимися на языках во сне. В Песне Песней 5:2 невеста говорит: «Я сплю, а сердце мое бодрствует». Это одно из прекрасных качеств Невесты Христовой: ее сердце продолжает бодрствовать, молясь в Духе, когда ее разум и тело получают освежающий сон. Вы можете провести многие часы в молитве и встать от сна свежим, как полевой цветок поутру. Это молитва на уровне открытой воли Божьей. Это позволение Святому Духу помочь нам в наших немощах, когда Он может взять руководство на Себя и молиться так, как Бог того хочет от нас.
Как уже было отмечено выше, Павел учит нас, что Бог может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, что представляем нашим естественным умом. Когда я взошел до самого высокого, что только могу себе представить, когда я достиг границ моего естественного мышления и понимания того, что Бог может и должен сделать, тогда я могу довериться Святому Духу и подняться еще на более высокий уровень молитвы. И это тот уровень молитвы, на которое каждое дитя Божье имеет право всходить, на нем действовать и пребывать.