Приходя с почтением и смирением
Ранее мы уже читали о жизни Иисуса на земле и о том, как Он молился. Евреям 5:7: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение (почтительное смирение)…».
Мы уже рассматривали первую часть этого стиха в свете примера Иисуса в качестве священника, и того, как Он принес молитвы и прошения Отцу во время Своей земной жизни. Но в конце этого стиха говорится еще о чем-то очень важном. Сказано о том, почему Бог Отец всегда слышал молитвы Своего Сына. Говорится о том, что Иисус был услышан за Свое почтительное смирение. Это является первым условием для приближения к Богу.
В чем выражалось это почтительное смирение Иисуса? В этом стихе речь идет о том моменте, когда Иисус молился в Гефсиманском саду. Вот описание этих событий из Евангелия от Матфея 26:39, 42:
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». … Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя».
Благоговейное смирение выражалось в словах: «Не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя». Оно выражалось в отказе от своей собственной воли и принятии воли Отца.
В качестве образца молитвы, Иисус дал нам то, что принято называть молитвой «Отче наш». В самом начале этой молитвы включается тот же самый принцип. Иисус учил нас молиться: «Да придет Царствие Твое. Да будет воля Твоя на земле, как и на Небесах» (см. Матф. 6:9-10).
Приходя к Богу, мы должны сказать: «Да будет воля Твоя». И эти слова подразумевают следующее: «Если Твоя воля не совпадает с моей, тогда я отказываюсь от своей воли, чтобы Твоя воля исполнилась». Когда две воли пересекаются, то воле Божьей должен быть освобожден путь. В нашей жизни есть проблема влияния «старой природы», которая решается именно таким образом. В Послании Ефесянам 4:21-24 апостол Павел объясняет это так:
… потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
Есть два «я»: наше старое «я» — наш «ветхий человек», наша старая натура, которая унаследована нами с тех пор, когда мы жили без Бога; и наше новое «я» — полученное нами при новом рождении, наш «новый человек», которому должно расти и достигать зрелости, к которой Бог хочет привести нас. Чтобы наше новое «я» проявляло себя, сначала мы должны устранить наше старое «я». Сказано, что именно мы должны сделать это — Бог не сделает этого за нас. Как мы делаем это? Когда мы говорим: «да не будет воля моя», то тем самым мы устраняем старое «я», которое ищет своего. Когда мы говорим: «да будет воля Твоя», то тем самым мы утверждаем наше новое «я», созданное по Богу. Вот так происходит изменение (обновление) образа нашего мышления.
Если бы Бог отвечал на все молитвы ветхого человека, который находится в каждом из нас, то Вселенная пришла бы в хаос. Позвольте дать вам один простой пример. Ученики воскресной школы планируют сделать пикник на природе, и вот они молятся: «Господи, отведи в сторону дождь». В это время поля и посевы изнывают от жажды и фермеры молятся: «Господи, пошли дождь. Нам нужен дождь». Как Бог будет отвечать на обе молитвы? Истина в том, что не будет никакого вмешательства с Его стороны до тех пор, пока не прозвучит молитва из сердца «нового человека», который отвергнет свою собственную волю.
Или же возьмем другой типичный пример. Две страны воюют друг с другом. Христиане каждой из них молятся: «Боже, даруй нам победу». Как Богу ответить на эти молитвы? Но, видите ли, Бог и не обещал делать этого. Бог услышит молитву «нового человека», но Он совершенно не обязан потворствовать старому бунтарскому «я», которое ищет лишь утверждения своей собственной воли.
Поэтому когда мы молимся о чем-то, то сначала мы должны спросить самих себя: «я молюсь об этом, потому что сам хочу этого, или потому что этого хочет Бог?» Это даст вам совершенно новый угол зрения. Если я молюсь только потому, что я хочу этого, тогда мои молитвы не будут услышаны; но если потому, что Бог хочет этого, тогда мои молитвы будут отвечены.
Есть определенные вопросы, в отношении которых люди очень часто молятся Богу, такие как исцеление от болезни или избавление от финансовой нужды. Даже в этих сферах, которые, как нам кажется, несомненно находятся в воле Божьей, мы все-таки должны спросить самих себя: «молюсь я за исцеление потому, что я хочу быть исцеленным или потому что Бог желает моего исцеления? Я молюсь за финансовое преуспевание потому, что мне хочется этого, или потому Бог желает это?» Прояснение этого вопроса окажет очень сильное влияние на весь наш подход к Богу.
Помню как однажды, несколько лет назад, ко мне подошла женщина и попросила меня помолиться за ее сына, который оказался в больнице. Ему было около двенадцати лет и у него обнаружили неизлечимое заболевание. Я уже был готов помолиться вместе с ней, но вдруг неожиданно для самого себя спросил у нее: «передали ли Вы своего сына в руки Божьи?».
Когда я задал ей этот простой вопрос, у нее началась истерика. Она подумала, что я хочу сказать ей, что ее сын умрет. Я не это имел в виду. Я просто хотел дать понять ей, что пока она продавливает свою собственную волю, воле Божьей нет места. Пока она крепко сжала его в своих руках, Божьи руки не могут взять его. Пока мы силимся продавить свою собственную волю, мы не даем места воле Божьей.
Позвольте предложить вам три истины, которые вам необходимо помнить, когда вы созреваете к тому, чтобы отвергнуть свою собственную волю и принять волю Божью. Во-первых, Бог любит вас больше, чем вы любите себя самого. Во-вторых, Бог понимает вас лучше, чем вы понимаете самих себя. В-третьих, Бог желает только самого лучшего для вас. Когда вы истинно уступите Божьей воле, то обнаружите, что она действительно такая, какой ее описывает Библия: «благая (хорошая), угодная (подходящая для вас) и совершенная (ведет вас к совершенству)» (Римл. 12:2).
Почтительное смирение понимает, что молитва не является способом побудить или заставить Бога сделать то, чего мы хотим. Когда мы говорим: «да будет воля твоя», то становимся Божьими инструментами, чтобы делать то, чего желает Он.
Задумайтесь над словами Павла, которые он написал в Послании Ефесянам 3:20-21: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь».
Божья способность ответить на наши молитвы неизмеримо превышает все, о чем мы просим или помышляем. Вы можете сказать: «Как это может быть? Что может быть несравненно больше всего, что я могу попросить или помышлять?» Ответ такой: Все то, что хочет Бог, — оно все неизмеримо больше.
Видите ли, желаемое Богом намного больше, и намного выше, и намного лучше всего, что мы с вами можем представить или пожелать для себя. Пока мы ограничиваем Бога делать только то, чего мы хотим, мы упускаем то, что хочет Он. Поэтому для того чтобы принять лучшее от Бога в своих молитвах, мы должны приходить к Богу так, как это делал Иисус — с почтительным смирением. Мы должны сказать: «Боже, не моя, но Твоя воля да будет! Господь я молюсь об исцелении не потому, что я хочу быть исцеленным, но потому что я верю, что Ты хочешь этого».
Во время войны мне пришлось лежать в госпиталях целый год и врачи не могли ничем помочь мне. Я не вышел из госпиталя до тех пор, пока не понял, что Бог исцелил меня потому, что Он хотел этого, а не потому, что я хотел быть исцеленным. Способны ли вы выучить этот урок для себя?
Когда мы молимся с почтительным смирением перед волей Божьей, то оказываемся намного выше, чем могли бы достичь своей собственной волей.
ИМЕЯ ВЕРУ
В Послании Евреям 11:6 сказано, что постоянно есть одно основное неизменное требование для всякого, кто приходит к Богу: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и (старательно, ревностно) ищущим Его воздает».
Вера является ключевым условием для приближения к Богу и принятия Им. Всякий приходящий к Нему должен веровать. Более того, от нас требуется верить в два факта: что Бог существует и что Он вознаграждает тех, кто прилежно ищет Его.
Для большинства людей нет проблем с тем, чтобы верить в существование Бога. Если бы это было все, что требуется, то мы смогли бы выполнить условие веры. Но на этом все не заканчивается. От нас также требуется верить, что Он вознаграждает тех, кто прилежно ищет Его.
Верите ли вы в это? Вы можете сказать: «Я пытаюсь, но, возможно, не ищу Его слишком старательно. Я не слишком силен в учении и теологии». У меня есть хорошая новость для вас. Эта вера связана в первую очередь не с учением или теологией, — скорее, с взаимоотношениями. Она свидетельствует о доверии Богу, как Личности. Это уверенность в Его характере, верности и надежности. Скажу даже так: сторонитесь мыслей о теологии, когда приближаетесь к Богу в вере.
Это одна из причин, почему эта книга начинается с того, что важно иметь правильное представление Бога — потому что именно оно активирует веру. Мы верим в Божью благость, Его великодушие. Мы убеждены в Его верности. Мы знаем, что можем на Него положиться. Все это помогает нам понять, почему Библия учит тому, что неверие является грехом. Неверие клевещет на Божий характер. Оно рисует лживую и отталкивающую картину Бога.
Наша вера должна проявляться во всем, что связано с приближением к Богу, но, в частности, в молитве. Например, давайте прочитаем слова Иисуса из Евангелия от Матфея 21:22: «и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Ключевое слово здесь находится в середине: «с верою». В 1-м Иоанна 5:14 мы читаем: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас». Если мы имеем уверенность в Нем Самом, как в Личности, уверенность в Его доброте, уверенность в Его характере, тогда мы можем верить, что Он слышит нас.
Как мы можем приобрести такого рода веру, которая поможет нам приближаться к Богу с уверенностью? Благодарение Богу, что Новый Завет говорит нам не только о том, что мы должны иметь веру, но и как получить ее. Мы находим это в Послании Римлянам 10:17: «Итак вера от слышания (в большинстве переводов: «вера приходит от слышания» — примеч. ред.), а слышание от слова Божия».
Это ключевой стих для молитвенной жизни. На самом деле, это тот стих, который вывел меня из больницы после целого года безуспешного лечения. Я обязан своим здоровьем, моим долголетием и моей силой тому учению веры, которое содержится в этом стихе.
Когда подчинил себя Божьей воле, я узнал, что Его воля для меня была в том, чтобы восстановить мое здоровье. К концу своего пребывания там я уже осознавал, что если бы я имел веру, то Бог исцелил бы меня. Но каждый раз, думая об этом, я повторял себе: «но, к сожалению, у меня нет веры для исцеления».
Но однажды Дух Святой направил меня к Посланию Римлянам 10:17: «вера приходит от слышания». Вдруг я отчетливо увидел эти слова: «вера приходит». Значит, если у тебя нет веры, ты можешь получить ее!
Как вера приходит? Вера приходит от слышания. Она приходит от слышания Бога. Видите ли, молитва — это не просто обращение к Богу; молитва — это двустороннее общение с Богом. Это поддерживание глубоко личных отношений с Ним. И если рассматривать обе стороны общения, то говоримое нам Богом намного важнее того, что можем сказать Ему мы.
Бог привел меня к Притчам 4:20-22, которые я называю «Бутылочкой Божьего лекарства»:
Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Я принял решение принимать Слово Божье как свое лекарство — три раза в день после еды. После каждого приема пищи я устранялся от всего окружающего, открывал свою Библию, склонял свою голову и молился: «Боже, Твое Слово говорит, что оно является здравием для всего моего тела. Я принимаю его как мое лекарство, во имя Иисуса». Не смотря на то, что я находился тогда в самом неподходящем для моего выздоровления климате Северной Африки, Божье Слово принесло мне совершенное исцеление от моей болезни.
Иисус говорит нам, что Отец наш уже знает нашу нужду (см. Матфея 6:8). Когда мы приходим к Богу, говоря о том, в чем мы нуждаемся, то не говорим Ему что-то, чего Он не знает заранее. Молитва — это переход в такое положение и такие взаимоотношения с Богом, где ты знаешь, что получаешь необходимое, когда просишь Его. Такого рода вера приходит от слышания того, что Бог говорит.
Мы читаем в Библии, что однажды ночью во сне Бог явился Соломону, сыну Давидову, и сказал: «Проси, что хочешь, и Я исполню твое желание». Соломон дал мудрый ответ: «Дай слуге Твоему проницательное сердце». Большинство переводов говорят о «мудром», «распознающем», «прозорливом» сердце. Еврейский оригинал дословно говорит о «сердце слышащем». Нет ничего ценнее, чем сердце, которое слышит Бога (см. 3 и 4 главы 3 Царств).
Чтобы помочь настроить свое сердце на слышание, я предлагаю вам молиться с открытой Библией. Скажу больше, я надеюсь, что ваша значительная по времени молитва не начинается без предварительного чтения Библии. Почему? Во-первых, потому что Бог в первую очередь говорит через Свое Слово. Если вы хотите слышать Бога, то чаще всего это происходит именно через чтение Божьего Слова (вернейшего пророческого слова — см. 2 Петра 1:19). Во-вторых, потому что все, что не согласуется с Библией — это не от Бога. Все время звучат обольщающие голоса, которые выдают себя за голос Божий, но далеко не всякое слово, которое звучит в духовном мире, истинно исходит от Бога.
Апостол Иоанн пишет нам следующее, 1-е Иоанна 5:14-15:
И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.
Основанием действенной молитвы является знание, что мы молимся по воле Божьей. Первоначальным и основным источником знания воли Божьей является Его Слово — Библия. Таким образом, когда мы приклоняем свое ухо и внимательны к тому, что Бог говорит, тогда возрастает наша вера в то, что наши молитвы будут отвечены.
МОЛЯСЬ ВО ИМЯ ИИСУСА
Следующее условие для ответа на молитву очень простое. Слово Божье учит нас, что мы должны молиться во имя Иисуса. Давайте рассмотрим всего один пример. При этом обратите внимание, что эти стихи открывают нам, как наши взаимоотношения с Богом во имя Иисуса действуют обоюдным образом — в нашем прошении и в Божьем даянии. Евангелие от Иоанна 16:23-24:
Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
Что означает «просить во имя Иисуса»? Хочу предложить вашему вниманию три истины.
Во-первых, когда мы молимся во имя Иисуса, мы приходим к Богу на основании того, что Иисус сделал для нас. В 1-м Петра 3:18 сказано: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных». Иисус понес наказание за наш грех, когда умер вместо нас. Он также понес нашу вину и наше осуждение, что открыло нам путь к Богу без чувства вины и осуждения. Мы получили право приходить к Богу.
Павел пишет в Ефесянам 2:13: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Кровь Христова является видимым, вечным свидетельством жертвы, которую совершил Иисус ради нас. Когда мы приходим во имя Иисуса, мы приходим на основании и благодаря Крови, которую Он пролил ради нас.
Мы будем рассматривать более подробно кровь Иисуса в седьмой главе. Сейчас позвольте обратить вас к Посланию Евреям 12:22,24, где говорится о небесных сферах следующее: «Но вы приступили … к небесному Иерусалиму … и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева».
Здесь мы видим выразительное сопоставление, основанное на инциденте, имевшем место в самом начале истории человечества и описанном в Ветхом Завете. Вы помните эту историю с убийством Авеля его братом Каином. Бог сказал Каину: «Что ты сделал?» И когда Каин попытался увиливать от ответа, Бог сказал: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». Кровь Авеля взывала о суде и отмщении (см. 4 главу книги Бытие).
Послание Евреям говорит нам, что ради нас кровью Иисуса было окроплено в небесах, и что она говорит лучше, чем кровь Авеля. Мы знаем, что кровь Иисуса была пролита ради примирения, милости, прощения, нашего искупления.
Когда я нахожу трудным молиться, одним из моих самых великих утешений является то, что даже тогда, когда я не знаю, что говорить, кровь Иисуса постоянно говорит на Небесах за меня. Вот что, в частности, означает молиться во имя Иисуса и осознавать, что мы приходим к Богу на основании того, что Иисус сделал для нас.
Во-вторых, когда мы молимся во имя Иисуса, это означает, что мы приходим на основании того, Кем является Иисус, а не кем являемся мы.
Послание Евреям 10:19,21-22 говорит, что мы приходим к Отцу с Иисусом, как нашим Первосвященником:
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, … имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою…
Вдобавок к этому, апостол Иоанн пишет в 1-м Иоанна 2:1: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника».
Слово, которое переведено как «ходатай» буквально означает следующее: «призванный быть рядом, чтобы помогать нам, вступаться и ходатайствовать за нас».
Когда мы приходим во имя Иисуса, то мы приходим вместе с Ним, как нашим Первосвященником и Адвокатом. Как наш Первосвященник, Он передает наши прошения Богу — и поскольку они приносятся Иисусом, то мы знаем, что они достигают Бога. Как наш Адвокат, Он напрямую обращается к Богу, вступаясь за нас. Он ходатайствует за нас лучше, чем мы могли бы это делать сами. Когда мы совершаем ошибки и даже грехи, нам нет необходимости стоять в стороне от Бога и находиться под бременем осуждения. Нам все еще открыт доступ к Богу, благодаря Иисусу.
В-третьих, молиться во имя Иисуса — это осознавать те взаимоотношения, которые мы имеем с Богом через Иисуса.
Давайте обратимся к словам Павла в Послании Ефесянам 1:3-6:
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном.
Еще прежде появления времени и сотворения Вселенной, в сердце Бога была вечная цель. Бог предузнал нас и предопределил усыновить нас в Свою семью через Иисуса Христа. Все это совершилось во времени и истории человечества, когда пришел Иисус и умер ради нас.
Я люблю эти слова: «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном (в большинстве других переводов: «усыновил нас в Возлюбленном» — примеч. ред.)». Это те, кем мы являемся: мы приняты Богом как Его дети, когда мы приходим к Нему в Возлюбленном, Иисусе Христе. Мы приняты не потому, кто мы есть, но благодаря тому, Кто Иисус.
Одной из величайших психологических и эмоциональных проблем нашей современной культуры является отверженность. Огромное количество людей идет по жизни, чувствуя себя отверженными, нежеланными, второсортными — возможно, из-за неправильного отношения своих родителей, или из-за плохого отношения мужа или жены. Вероятно, нет более глубокой раны, чем раны отверженности. Однако первый шаг к исцелению этой раны — это осознать, что когда мы приходим к Богу в Иисусе, мы не отвержены. Бог никогда не отвергает Своих детей. Мы приняты в Возлюбленном, и это меняет все в нашем приближении к Богу.
Когда мы приходим к Богу через Иисуса на этом основании, то получаем доступ к удивительным благословениям. Давайте сначала заглянем в Римлянам 8:32: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?». Какие потрясающие слова! Вместе с Ним, с Иисусом, Бог дарует нам все! Но обратите внимание, что все зависит от пребывания с Ним. Когда мы с Иисусом, то имеем право на все, как дети Божьи. Без Него у нас нет никаких прав на обладание чем-то от Бога.
Затем, прочитаем Филиппийцам 4:19: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом». Это означает, что нам нет необходимости проходить путь, испытывая недостаток — восполнение приходит от богатства Божьего. Я верю, что Бог достаточно богат, чтобы восполнить нужды всех Своих детей, но это обеспечение находится в Иисусе Христе. Осуждение всегда подорвет дерзновение. Давайте рассмотрим обе эти стороны.
ПРИСТУПАЯ С ДЕРЗНОВЕНИЕМ
Два отрывка из Послания Евреям говорят нам, почему мы должны приходить к Богу с дерзновением. Во-первых, Евреям 4:16: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Мы молимся Тому, Кто находится на Престоле. Престол свидетельствует о Царе. Это не просто царь, это Царь. Царь царей и Господь господствующих, Верховный Правитель Вселенной, Который сказал: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). Мы молимся Тому, Кто имеет как власть, так и силу сделать то, о чем мы просим. Давайте поднимем наши глаза от нас самих и от наших собственных нужд и проблем, и взглянем на этот славный Престол.
Затем, этот Престол является Престолом благодати. Слово «благодать» является одним из ключевых слов в Новом Завете. Она всегда означает что-то, что идет дальше того, чего мы можем достичь или что мы можем заслужить своими собственными усилиями. Поскольку этот Престол является Престолом благодати, то мы не ограничены тем, что мы заслужили, или что сами можем достичь, или что наши собственные усилия могут сделать для нас.
На протяжении всей моей христианской жизни я четко осознавал, что нуждаюсь в Божьей благодати. Это место Писания ободряет меня верить тому, что если я прихожу за милостью, то именно милость я и получу.
С уверенностью
Следующим условием для успешной молитвы является уверенное приближение к Богу. Есть две стороны в описании этого: с одной стороны, «имея дерзновение»; с другой стороны, «не имея осуждения». Полагаю, что некоторые люди не получают милость по одной простой причине — они не видят свою нужду в милости и не приходят с верой для того, чтобы получить ее.
Далее, мы приходим за помощью во время нужды. Мы не смотрим на обстоятельства. Мы не говорим: «Ситуация настолько безнадежная и проблемы такие большие, что с этим ничего нельзя поделать». Именно во время нужды, именно тогда, когда большие проблемы — именно тогда Бог приглашает нас прийти.
Давайте обратимся к прекрасному месту Писания из Послания Евреям 10:19,22, которое призывает нас приходить с дерзновением: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, … да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою».
(«Кровь Иисуса сделала так, братья, что теперь мы можем смело и уверенно входить в небесный Храм. … пойдем теперь к Богу с твердой верой, с сердцем искренним, освобожденным от грехов оскверненной совести, и с омытым, образно говоря, чистою водою телом» — перевод Библии в Заокском — примеч. ред.)
Дерзновение. Твердая вера. Все говорит об уверенности — смелости основанной на факте, что кровь Иисуса была пролита и кроплена в присутствии Самого Бога. Эта Кровь говорит за нас, даже когда мы не знаем, как молиться.
Обратите внимание, что оба места Писания из Послания Евреям говорят: «да приступаем…». Это указывает на два момента. Во-первых, это говорит о решении. Во-вторых, этот призыв находится во множественном числе — т.е. это призыв к коллективному решению нескольких человек. Иногда мы нуждаемся в том, чтобы приступать к Нему совместно, сообща — не просто как отдельная личность, но как член Тела, Которое молится вместе с нами.
Без осуждения
Итак, для того, чтобы приходить к Богу с дерзновением: с одной стороны: мы должны иметь уверенность; с другой стороны: мы должны приходить без осуждения. Целый ряд мест Писания говорит о необходимости быть свободным от осуждения.
Вот одно из Псалма 65:18: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». «Видеть беззаконие в своем сердце» означает осознавать, что все-таки есть что-то, на основании чего приходит осуждение. Всякий раз, когда я пытаюсь приблизиться к Богу в вере, сатана напоминает мне этот порок, с которым я еще не разобрался. Это может быть грех, который еще не был исповедан, или же был исповедан, но так и не было принято Божье прощение. Если я осознаю существование такого порока в моем сердце, то не получу того, о чем я молюсь. Я должен освободиться от осуждения греха, которое отравляет мое сердце, и уверенно приходить к Его Престолу (см. Евр. 4:16).
Основную роль в этом исполняет вера, потому что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9). Когда мы исповедали, покаялись и доверились Божьему прощению и очищению, которые Он обещал, то нам больше нет необходимости мучиться от наших грехов. Если же мы, когда мы молимся, продолжаем пребывать в беспокойстве от «осуждения греха», то Бог не слышит наши молитвы. «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». Но знаете ли вы, что псалмист не остановился на этом, но идет дальше? «Но Бог услышал, внял гласу моления моего». Другими словами, он поднялся выше стараний сатаны обвинить его.
Апостол Иоанн выражает ту же самую мысль: «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него…» (1-е Иоанна 3:21-22). Мы должны отложить в сторону любое отношение, которое предполагает какую-либо праведность в нас самих. Сами по себе мы не имеем никакой праведности. Мы должны прийти к такому отношению, в котором мы будем полагаться на Божью верность, и это даст нам уверенность и дерзновение.
В Послании Римлянам 8:1 апостол Павел еще раз пишет: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…». И далее в этой главе своего послания он рисует прекрасную картину всех благословений, привилегий и плодов жизни исполненной и управляемой Святым Духом. Мы получим доступ к благословениям этой главы и вход в такую жизнь, когда выйдем из-под осуждения.
Полагаю, что проблема многих христиан в том, что они не знают, праведны они или нет. Но это истина. Если я был оправдан по вере в Иисуса Христа, то я был соделан праведным в Его праведности. И если я знаю это, стою на этом и живу согласно этому, то не коснется меня никакое осуждение, которое относится к нечестивым.
Однако это совсем не означает, что христианин не будет иметь проблем в этом мире: мы будем гонимы из-за праведности. Библия говорит, что благо страдать и быть гонимым ради Христа. Но праведные страдания и мучения нечестивых имеют ключевое отличие. Гонение на праведность исходит от нечестивых, и падает на возлюбивших праведность. Осуждение нечестия приходит от Праведного Бога, и падает на любящих нечестие.
Мы призваны к тому, чтобы переносить гонения. Но никто из нас, верующих, не попадет под Божье осуждение, которое пребывает над нечестивыми. Когда вы на самом деле понимаете это, то это вызывает у вас глубокий вздох облегчения. Но как уже было сказано, многие христиане по-настоящему не понимают того, где они и что с ними происходит.
В Евангелии от Луки 21:36 записаны слова Иисуса о кончине этого века. В самом конце Своего обращения к Своим ученикам Он говорит следующее: «…итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».
Итак, Иисус говорит о том, что воля Божья состоит в том, чтобы Его ученики избежали судов Божьих, которые придут на грешную землю. Это четко совпадает с линией всего учения Писания. Но Он говорит им: «Вам лучше быть бдительными и молиться. В противном случае, вы не сможете избежать этого…». Более того, Он говорит: «бодрствуйте… и молитесь… да сподобитесь» (букв. «будете засчитаны достойными» — примеч. ред.). Достойными чего? Вечной жизни? Нет, мы перешли из смерти в жизнь по Божьей благодати. Вы не должны заслуживать или удостаиваться этого. Но когда первоначально Бог спас вас и вы стали детьми Божьими, то от вас требовалось начать такую праведную жизнь, что было бы неправедным со стороны Бога подвергнуть вас одному суду с нечестивыми. Вот такой является христианская жизнь.
Но при конце этого века надо быть осторожным, чтобы не стерлась разграничительная линия, и чтобы не оказаться на неправильной стороне. Как мы увидим в девятой главе этой книги, когда будем изучать Божью цель в молитве за Церковь, что по мере приближения пришествия Господа Иисуса размежевание между праведными (святыми) и неправедными (оскверненными) становится все больше и глубже. Нечестивые погрязают в нечестии и становятся все хуже. В то же самое время, святые усиливаются и действуют, и сияют все ярче (см. Откр. 22:11 и Дан. 11:32). Вам лучше убедиться, в какую категорию входите вы.
Должно прийти время отложить всякие попытки оправдать самих себя и сказать: «Я принимаю верой праведность Иисуса Христа, которая вменяется мне по моей вере, согласно Слову Божьему. Я больше не буду озабочен своими усилиями. Я больше не буду терзаем по поводу моих грехов. Я больше не буду выставлять свои добрые дела. Я больше не буду сгорать от стыда из-за своих прошлых плохих дел. Я прекращу бесконечное исследование себя, достаточно ли хорош. Я буду верить Богу, что кровь Иисуса очистила меня от всех моих грехов. И сейчас я уверенно направляюсь напрямую к Престолу, прямо в Святое Святых Вселенной». Это славный путь приближения.
Книга Есфирь рисует прекрасную картину вхождения в присутствие царя. Это был момент тяжелейшего национального и личного кризиса: близился день истребления всего ее народа, а царь не приглашал ее к себе во дворец уже долгое время. Решившись прийти к нему не званной, она сознательно подвергла опасности свою жизнь. По окончании трехдневного поста, она облачилась в свое царское одеяние и вошла в присутствие царя. Он принял ее и выполнил ее просьбу. Обратите внимание, она вошла как царица, а не как попрошайка. Вот такой хочет видеть Христос Свою Церковь входящей к Нему — подобно царице, верящей в то, что она будет принята, благодаря Его благодати и праведности.
ИМЕЯ ПРАВИЛЬНЫЕ МОТИВЫ
Следующее условие для успешной молитвы — молиться с правильными мотивами.
Религиозные люди, подобно фарисеям, склонны к тому, чтобы сосредотачиваться на внешнем. Они озабочены тем, как люди одеваются, чем занимаются в свободное время, что едят. Для религиозных людей, которые через внешнее пытаются достичь внутреннего, трудно понять, что Бог действует начиная с внутреннего ко внешнему.
Когда Бог послал Самуила в дом Иессея для того, чтобы помазать одного из его сыновей в будущего царя Израиля, то Иессей представил ему семь сыновей — они все были видными, статными, красивыми и сильными молодыми людьми. Каждый раз, когда Самуил думал: «Ну, наверное, вот этот будет царем», Господь исправлял его: «Нет, не этот». Затем Господь дал ему такое объяснение: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1-е Царств 16:7).
Бог исследует помышления и намерения наших сердец, и выявляет наши мотивы. Он берет во внимание не только то, что мы просим у Него в молитве, но также и то, почему мы хотим этого. Более развернутое объяснение мы находим в Послании Иакова 4:2-3: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».
Есть одна простая причина, почему мы не имеем того, что Бог хочет нам дать, — потому что мы не просим. Но если мы просим и все-таки не получаем, то, возможно, это потому что мы молимся с неправильными мотивами. В частности, неправильным мотивом, по словам Иакова, может быть то, что мы употребим это для наших вожделений. Другими словами, если наши молитвы сосредоточены на нас самих, то наши мотивы являются неправильными. Все чего мы ищем, это получить что-то для собственного плотского комфорта и личного удовлетворения.
Мы можем спросить: что же является правильным мотивом для молитвы? Иисус ясно утвердил это: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне».
Иисус дал нам это всеобъемлющее обещание: чего бы вы ни попросили во имя Его, Он то сделает. Но основанием для того, чтобы Он сделал это, является следующее: чтобы Отец мог прославиться в Сыне. Правильным мотивом для молитвы является то, что ответ на нее принесет славу Богу. На самом деле, это является верным мотивом для всего, что мы делаем. Жизнь праведности, основанной на вере, приносит славу Богу.
Мы можем посмотреть на это и с другой стороны. Что является сущностью греха? Грехом является не просто ограбление банка, или прелюбодеяние, или что-то ужасное в глазах религиозных людей. Сущность греха — в решении жить не для славы Божьей, отказ Ему в славе, которая по праву принадлежит Ему.
Павел описывает в своем письме римлянам, как все человечество отвернулось от Бога и получило в удел жизнь невежества и беззакония — бесплодную и пустую жизнь в суете. Он указывает на шаги, которые привели к этому ужасному сползанию в бездну мрака: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Римл. 1:21).
Какими были первые два шага? Во-первых, они не прославили Бога. Во-вторых, они были неблагодарны. Всякий, кто делает эти два первых шага, оказывается на скользком склоне, который в конечном итоге обязательно ведет к состоянию, о котором страшно и думать. Говоря что-то Богу, мы должны быть осторожными, чтобы не совершать таких же ошибок.
Бог хочет видеть каждого из нас свободным от негативного влияния греха и восстановленным в правильной мотивации и с правильной жизненной целью. Когда мы приходим к Нему и молимся с этой мотивацией — чтобы Бог мог быть прославлен в ответе на молитву, которая была совершена во имя Иисуса Христа, Его Сына — тогда Он обещает что-то поистине удивительное. Он говорит, что все Его обетования становятся доступны для нас: «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас» (2 Коринфянам 1:20).
Не захватывает ли у вас дух от этих слов? Всякое обетование, которое соответствует моей ситуации и восполняет мою нужду — оно теперь для меня, если я провозглашу его во имя Иисуса и если прибегну к нему для славы Отца. Сколько бы ни было дано обетований — я слышал, что в Писании насчитывается порядка восьми тысяч обещаний, которые были даны Богом — все они «да» во Христе.
В ответ на это Божье «да», мы в вере говорим «Аминь, во славу Божью». Именно наше «аминь» скрепляет Божье «да» и делает обетование нашим.