В Библии не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа
В своей полемике с христианами мусульмане обычно утверждают, что нигде в Библии не провозглашается Божественность Господа Иисуса Христа. «Согласно вашему Писанию, Иисус Христос является обычным пророком, а не Богом» - говорят они. Неужели это правда? Неужели все христианские святые и подвижники благочестия не читали Библии, а потому не знали, что в ней, якобы, опровергается незыблимая двухтысячелетняя христианская вера в Божественность Спасителя? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в нижеприведенной статье.
Прежде всего, необходимо обратиться к тому, что писали о Спасителе ветхозаветные пророки. Являясь абсолютными монотеистами, исповедующими единого по Божественной сущности Творца, пророки, тем не менее, говорили о Сыне (Исайя 9:6), являющемся вечным Владыкой Израиля и Богом (Исайя 9:6; Даниил 7:13-14; Михей 5:2), Которому будут служить все народы (Даниил 7:13-14), и Который придет из Вифлеема (Михей 5:2). Кто пришел к человечеству из Вифлеема? Господь Иисус Христос. Продолжая эту же мысль, святитель Кирилл Иерусалимский пишет:
«Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача — Сына Своего, Господа нашего. [Потому] один пророк и говорит: Господь, Которого вы ищете, грядет: и внезапно придет. Куда же? В Церковь Свою... (Малахия 3:1), в которой вы камением бросали в Него... Что же сказать? Вот Бог ваш, вот Господь грядет с силою (Исайя 40:10). Сам Господь также сказал: вот, Я приду и поселюсь посреди тебя... (Захария 2:10)».
Так же пророки Давид и Иеремия именуют Мессию "Господом" (Псалтирь 109:1 и Евангелие от Марка 12:36-37; Иеремия 23:5-6 и 33:16), а ученик Иеремии, пророк Варух, характеризует Создателя следующими словами: "Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми" (Варух 3:36-38) - т.е. Сам Господь Бог придет на землю и поживет среди людей! Таким образом, вера в Боговоплощение не была чужда Ветхозаветному Израилю, а значит ее не стоит отвергать и нам.
* * *
«Но ведь Сам Иисус никогда не провозглашал Своей Божественности! Наоборот, Он считал Себя обычным человеком» - скажут нам наши друзья-мусульмане. К сожалению, утверждая подобное, наши оппоненты заблуждаются. В Священном Писании Спаситель говорит о Себе такие вещи, которые никто, кроме Бога, сказать не смог бы. По слову Самого Христа:
1) Он будет судить мир на Страшном Суде (От Матфея 25:31-46; От Иоанна 5:22; От Матфея 16:27);
2) Ему принадлежит всё, что принадлежит Отцу (От Иоанна 17:10; От Иоанна 16:15; От Луки 10:22; От Матфея 11:27);
3) Он Сам посылает пророков (От Матфея 23:34);
4) Он является вечным (От Иоанна 6:62; От Иоанна 3:13; От Иоанна 17:5; От Иоанна 8:58);
5) Он знает Отца так же хорошо, как и Отец знает Его (От Иоанна 10:15);
6) Он обладал единой с Богом Отцом славой прежде создания мира (От Иоанна 17:5), а ведь Господь ни с кем Своей славой не делится (Исайя 42:8; 48:11);
7) Ему принадлежит вся власть на небе и на земле (От Матфея 28:18);
8) Он и Отец - одно (От Иоанна 10:30);
9) Его следует почитать точно таким же образом, как и Отца (От Иоанна 5:23).
Неужели этого не достаточно, чтобы убедиться, что Спаситель считал Себя не простым человеком, но воплощенным Богом? Неужели после всех этих цитат мусульманам по-прежнему будет нужна прямая фраза Христа: «Я — Бог, поклоняйтесь Мне!»? Разумеется, нет. Провозглашая наличие у Себя Божественной власти, Христос, тем самым, говорил о Своей Божественности. Христиане верят Спасителю, но почему же Ему не верят мусульмане?
К счастью, в отличие от приверженцев ислама, апостолы Христу верили. Верили и поэтому называли Его:
1) Богом (От Иоанна 20:28-29; Деяния 20:28; Послание к Римлянам 9:5; Второе послание Петра 1:1; Послание к Титу 2:13; Филиппийцам 2:6-8);
2) и Творцом (Св. Евангелие от Иоанна.1:1-3, 14-15; Послание к Колоссянам 1:13-17; Евреям 1:1-2; Евреям 1:8-10; Послание к Колоссянам 2:9).
Ученики Христовы не просто считали Его равным Богу Отцу (Филиппийцам 2:6), но также применяли к Нему эпитеты и цитаты, которые в Ветхом Завете использовались исключительно по отношению к Создателю. К примеру, в Ветхом Завете пророк Даниил следующим образом описывает увиденного им Господа: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.» (Даниил 7:9). В Новом Завете подобным же образом описывается Спаситель, Которого увидел в своем видении апостол Иоанн Богослов: «...и, посреди семи светильников, [увидел] подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.» (Откровение Иоанна Богослова 1:13-15).
В Ветхом Завете Господь утверждает через пророка Исайю Свою вечность: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия 44:6). Точно такими же словами утверждает в Новом Завете Свою вечность Господь Иисус Христос: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний... так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откровение Иоанна Богослова 22:13; 2:8).
В Ветхом Завете Господь говорит, что является единственным Спасителем мира (Исайя 43:11). В Новом Завете утверждается, что единственный наш Спаситель — это Иисус Христос (От Луки 2:11; От Иоанна 4:42; Титу 2:13), ибо «...нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния Святых Апостолов 4:12).
В Ветхом Завете говорится, что Сам Бог является нашим «Искупителем» (Исаия 47:4; Псалтирь 129:7). В Новом Завете этот титул используется по отношению ко Христу (Откровение Иоанна Богослова 5:9; Галатам 3:13; Св. Евангелие от Матфея 20:28).
Бог Ветхого Завета говорит, что перед Ним «преклонится всякое колено» (Исайя 45:23), Его «прославят все народы» (Псалтирь 85:9). В Новом Завете мы читаем, что всякое колено преклонится перед именем Иисуса Христа (Филиппийцам 2:10) и именно Его прославит всякое создание (Откровение Иоанна Богослова 5:13).
Наконец, существует множество других новозаветных цитат, в которых атрибуты ветхозаветного Бога Яхве применяются ко Христу (сравните: Псалтирь 101:26 и Послание к Евреям 1:10; Захария 14:5 и 1 Фессалоникийцам 3:13; Псалтирь 49:6 и 2 Послание к Тимофею 4:1), однако мы не станем сейчас приводить их все, т.к. единственной нашей целью было показать истинную веру апостолов в Божественность Господа Иисуса Христа.
* * *
Следует также заметить, что истинность Библии, провозглашающей Спасителя Богом, подтверждается трудами ранних христиан, свидетельствами светских нехристианских деятелей, живших в первых веках (Плиний Младший, Корнелий Тацит, Лукиан из Самосаты), а также археологическими раскопками (к примеру, фрагментами древней мозаики, найденной в тюрьме Мегиддо). Следовательно, никаких сомнений в Божественности Господа Иисуса Христа у нас нет и быть не может.