Мотив «ленин в польше»: иларион в кракове
Много обращений приходит с просьбой разъяснить политику РПЦ на Украине. В самой острой форме предлагает поставить вопрос Илья Левинсон из Донецка. Он даже предложил нам заглавие для статьи «Мотив “Ленин в Польше”: Иларион в Кракове» и ее зачин (продолжить, он считает, мы должны сами).
«1 декабря 2013 г. на Киевском Майдане произошел захват административных зданий. По существу это было началом государственного переворота. Никто не знал, пойдут митингующие дальше или нет. Ситуация – революционная.
На Майдане агитируют официальные лидеры Европейских стран. Агитировал и бывший президент Польши. Свежей искренностью веяло от его слов, что народ Польши – с братским народом Украины против России.
В тот же день 1 декабря 2013 г. главный дипломат РПЦ Иларион едет в Краков и заявляет о необходимости организовать встречу папы и патриарха. Как одно согласуется с другим?…»
На этом текст нашего автора прерывается. Чтобы прояснить положение на Украине, мы воспользуемся фактами из статьи О.Н.Четвериковой «Большая ложь папы римского (Сирия, Украина и православный мир в планах Ватикана)». Освящение некоторых фактов и их оценку производит И.Петров:
21 ноября папа Франциск в ходе заседания Конгрегации по делам Восточных Церквей подчеркнулзначение «примата кафедры св. Петра» для «универсального общения».
В тот же день, 21 ноября после объявления правительством Украины о приостановке подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС начались массовые акции оппозиции в Киеве и других регионах Украины. Важную роль в событиях «евромайдана» изначально стала играть Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), представляющая собой самую многочисленную часть Католической церкви на Украине и выполняющая миссию по обеспечению единения Украины с Европой. Священники УГКЦ стали проводить агитацию, призывая верующих отправляться в Киев. Уверенность, с которой действовало руководство УГКЦ, была обусловлена той поддержкой, которую оказывает ей Ватикан.
Действительно, 25 ноября произошло, как написала пресса, «выдающееся событие»: впервые в истории независимой Украины глава УГКЦ, которым сейчас является Святослав (Шевчук), отслужил Литургию на главном престоле Собора Святого Петра в присутствии папы римского. Отмечено: «То, что Блаженнейший Святослав получил возможность, является свидетельством особого расположения папы к Украинской Церкви и народу». Одна из влиятельных польских газет по этому поводу написала, что «такое событие еще недавно было бы воспринято в Москве как провокация».
Событие это произошло по случаю дня памяти Иосафата Кунцевича и 50-летия перенесения его мощей в собор Святого Петра в Риме. Папа обратился к паломникам и говорил о том, что нужно «строить мосты братства также с другими церквами и церковными общинами на украинской земле».
Вспомним и мы, кто такой Иосафат Кунцевич. Это – униатский архиепископ Полоцкий и Витебский, действовавший в период утверждения Брестской унии (XVII век), разработанной иезуитами как средство раскола среди белорусов и малороссов. Утверждение унии происходило с помощью насилия и террора, особенно же прославился своей преступной карательной деятельностью Иосафат Кунцевич. Он отобрал все храмы и монастыри у православных, запретил под угрозой смерти православным священникам появляться в местах, где находились церкви. Литовский канцлер Лев Сапега вынужден был предупредить его: «Вы же необдуманными насилиями притесняете русский народ и толкаете его на бунт и неповиновение… Вы пишете, что Вам свободно топить православных и рубить им головы… что надо отдать (их) церкви на поругание… (Вы) запираете церкви, чтобы люди без благочестия и христианских обрядов умирали как нехристи… Вместо радости Ваша льстивая Уния принесла нам только горе, непокой и нестроение».
Население Витебска, единодушно отказавшись повиноваться Кунцевичу, почти поголовно восстало против него и учинило над ним расправу. Кунцевич же на следующий день после своей смерти был объявлен Католической церковью блаженным. В 1923 г. папа Пий ХI издал энциклику, в которой Кунцевич именуется «священномучеником» и говорится, что такие примеры «святой жизни» должны способствовать единению всех христиан. Именно этого человека папа Иоанн Павел II называл «апостолом единения», «благородной личностью», «чья пролитая кровь навеки сплотила великое дело Унии».
Католический ученый заявляет: «Сегодня, когда различные политические силы пытаются изменить цивилизационный вектор Украины, нам следует вспомнить подвиг священномученика Иосафата, который еще в ХVII в. отдал свою жизнь за единство Украинской Церкви с епископом Рима… Святой Иосафат видел в этом единстве также цивилизационный путь, которым должен идти украинский народ… Украина должна быть мостом единения между западной и восточной культурами».
Так, изначально нам показали, по чьему примеру нас будут «единять» с европейским христианством. При этом тема единения стала еще более актуальной после визита к папе римскому российской делегации во главе с президентом России, состоявшейся в тот же день (25 ноября).
Особую роль в укреплении положения Украины как «моста единения» играет Польша, являющаяся наряду со Швецией инициатором политики «Восточного партнерства». 27 ноября польский президент Бронислав Коморовский заявил в связи с решением украинского правительства о приостановке подписания соглашения: «Проблемой является политика натиска и шантажа, который по отношению к Украине применил ее восточный сосед. На то не может быть согласия западного мира. Не так решаются вопросы стратегического уровня». Назвав политику России «имперской», он заключил, что «ЕС не складывает оружия».
29 ноября в Варшаве под патронажем президента Коморовского начала работу совместная российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России», собравшая иерархов, политиков, историков и журналистов. На ней присутствовала российская церковная делегация, возглавляемая митрополитом Иларионом. Митрополит Иларион ничего конкретного по поводу ситуации на Украине не высказал, но, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, повторил уже неоднократно проводимую им мысль о возможной встрече понтифика и Патриарха.
30 ноября перед началом заключительного заседания митрополиту Илариону была вручена награда «За заслуги в области толерантности – 2013». А вечером того же дня члены делегации Русской Православной Церкви присутствовали на вечерне в католическом кафедральном соборе Иоанна Крестителя в Варшаве.
На следующий день, 1 декабря 2013 г. митрополит Иларион встретился в Кракове с архиепископом Краковским, кардиналом Станиславом Дзивишем и имел с ним переговоры. С.Дзивиш был секретарём папы Иоанна Павла II и имел близкие отношения с членами Трехсторонней комиссии, включая широко известного в нашей стране Збигнева Бжезинского.
Дзивиш пригласил патриарха Кирилла посетить Всемирные дни молодежи, которые состоятся в Кракове в 2016 г. Польская «Gazeta Wyborcza» написала: «На Всемирный день молодежи приедет папа Франциск. Сейчас предпринимаются все усилия, чтобы там присутствовал также глава Русской православной церкви патриарх Кирилл… Визит Кирилла в Краков мог бы стать прелюдией к визиту Франциска в Россию». Митрополит Иларион по этому поводу вновь заявил: «Я думаю, что такая встреча состоится, если обе стороны будут готовы. Надеюсь, что эта готовность наступит в ближайшее время».