Воспитательные, социальные и гигиенические аспекты поста
Пост оказывает многостороннее воздействие на физическую и духовную сущность человека, и каждый из аспектов этого воздействия заслуживает отдельного обсуждения. Наиболее важным представляется морально-этический аспект.
Пост возвышает душу человека, закаляет его волю, способствует обузданию животных инстинктов его натуры.
В период поста человек испытывает голод и жажду, но обязан воздерживаться от приема пищи и питья. Помимо этого, пост требует от него отказываться от удовлетворения полового инстинкта. Человек должен доказать свою способность управлять страстями, обуздывать желания и похоть.
Именно духовная составляющая поста является наиболее важной. Человек, имеющий в изобилии еду и питье, которыми можно воспользоваться в любой момент для утоления голода и жажды, не сможет проявить необходимое терпение и выдержку, когда лишится и того и другого. Но человек, соблюдающий пост, подобен растению, произрастающему в засушливой пустыне и способному переносить нехватку воды, сопротивляется бурям и холодам. Такой человек, столкнувшись с лишениями и трудностями, способен проявить стойкость и терпение в их преодолении.
Пост воспитывает душу человека. Временные лишения, связанные с соблюдением поста, воспитывают в человеке упорство, укрепляют волю, способность противостоять жестоким лишениям и подавлять инстинктивные желания, что наполняет сердце человека чистотой и внутренним светом.
Пост способствует отдалению человека от его животной сущности и приближает его к миру ангелов.
Фразу «быть может, возблагодарите вы Его» можно считать подтверждением вышесказанного.
Об этом же говорит и знаменитое высказывание Имама Садыка (да будет мир с ним!): «Пост – это защита от пламени ада».
В предании от Повелителя правоверных Али (да будет мир с ним!) повествуется о том, как однажды Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) спросили, что надо сделать, чтобы избавиться от Сатаны. Его светлость ответил: «Пост мусульманина опозорит Сатану, благотворительность согнет его в бараний рог, любовь во имя Аллаха и упорство в свершении добрых деяний сломают ему хребет, а обращенная к Аллаху мольба о покаянии перережет ему глотку».
Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним!), разъясняя суть различных форм поклонения Аллаху, описал пост такими словами: «Аллах установил пост, чтобы проверить степень искренности человека».
Еще одно предание приводит такие слова святого Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!): «Действительно, существуют ворота в рай под названием «Ар-райан» (напоенный), войти в которые могут только постящиеся».
Комментируя это предание, покойный шейх Садук в своей книге «Ма‘ни аль-ахбар» высказывает мнение о том, что такое название для этих райских врат было избрано по той причине, что самая большая трудность во время поста – это преодоление жажды. Когда постящиеся войдут в эти врата, они полностью утолят свою жажду и уже больше никогда не испытают ее.
Социальный аспект поста
Каждый разумный человек понимает, что пост - это хороший урок равенства всем членам общества. Исполняя эту религиозную обязанность, богатые смогут реально представить себе положение, в котором находятся голодающие бедняки, и помочь им, ограничив свое ежедневное потребление пищи.
Конечно же, можно и словами доходчиво объяснить состоятельным людям тяжелое положение обездоленных, но если они на себе испытают все то, что выпало на долю этих несчастных, то их реакция будет более действенной. Пост помогает увидеть эту серьезную социальную проблему в ее реальном масштабе.
В известном предании от Имама Садыка (да будет мир с ним!) рассказывается о том, как Хишам ибн Хакам спросил Имама о причинах установления поста. Имам Садык (да будет мир с ним!) ответил: «Аллах повелел соблюдать пост, дабы установить равенство между богатыми и бедными. Богатые должны на себе испытать, что такое голод, и проявить милосердие к беднякам (отдав им то, что им причитается). Поскольку в остальное время богатые могут иметь все, что пожелают, Всевышний доволен, когда между Его рабами устанавливается равенство. Поэтому Он сделал так, чтобы богатые, испытав голод и боль, почувствовали сострадание к слабым и были милосердны к ним».
Действительно, если бы население богатых стран постилось ежегодно в течение нескольких дней, чтобы испытать чувство голода, возможно, в мире стало бы меньше голодающих.