Принцип «никаких трудностей»
В последнем из аятов рассматриваемого отрывка сказано о том, что Аллах не желает вам никаких трудностей и неудобств, наоборот, все Его предписания направлены на то, чтобы облегчить вашу жизнь. Несомненно, что речь здесь идет о посте и о его благотворном воздействии. Этот же аят содержит указание относительно того, как следует поститься путникам и недужным. Однако с учетом универсальности этого указания, оно используется как общий принцип применительно ко всем религиозным обязанностям в Исламе, а данный аят служит для мусульманских законоведов эталоном, иллюстрирующим принцип «никаких трудностей» /ла-харадж/.
Суть этого принципа в том, что следование законам Ислама не может приносить человеку трудности и неудобства. Поэтому, если выполнение какого-либо исламского установления связано со значительными трудностями, его действие временно приостанавливается. Так, например, мусульманские законоведы считают, что если омовение или совершение молитвы в положении стоя, а также некоторые другие предписания, связанные с ритуалом молитвы, причиняют человеку физическую боль, он может перейти на сухое омовение и совершать молитву сидя.
По поводу существующего в Исламе принципа «никаких затруднений», можно сослаться на суру Хадж (22:78), в которой сказано: «…избрал Он вас и не затруднил вам [исполнение обрядов] Веры».
Еще одной иллюстрацией на эту тему можно считать широко известные слова Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!): «Я был избран проповедовать религию терпимую и не требующую усилий».
В рассмотренных аятах данного отрывка изложена философия поста и приведены некоторые благие предписания, которым должны следовать истинные мусульмане.
Заметим, что пост, в той или иной форме существовал во всех религиях. В Исламе это один из догматов, уступающий по значимости только обязательным ежедневным пятикратным молитвам. Аяты этого отрывка показывают, что все Пророки Аллаха, предшествовавшие святому Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его семейство!), призывали верующих соблюдать пост.
Пост – источник набожности
Вслед за предыдущим разделом, где рассматривалось несколько важных установлений Ислама, данные аяты обращены к еще одному установлению – посту, который является одним из наиболее значительных актов поклонения Господу. Эта группа аятов начинается в том же торжественном тоне, что был присущ и предыдущим аятам:
О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому как был он предписан тем, кто жил до вас…
Сразу же вслед за этими словами короткой, но очень емкой и исполненной глубокого смысла фразой раскрывается суть и предназначение этой формы поклонения, служащей возвышению человеческой души:
…быть может, станете вы богобоязненными…
Покойный Кулейни в своей знаменитой книге «Аль-Кафи» трактует набожность как отказ от греховных поступков. Большинство грехов проистекает из гнева и похоти. Пост умеряет эти инстинктивные проявления человеческой натуры, способствуя тем самым обузданию пороков и укреплению набожности.
Действительно, пост является важнейшим инструментом для воспитания набожности, оказывая влияние на все стороны жизни верующего. Ниже мы поговорим об этом более подробно.
Поскольку эта форма поклонения Господу связана для человека с некоторым ограничением телесных радостей и преодолением определенных трудностей, особенно когда пост выпадает на летнее время, в рассматриваемом отрывке приводятся различные аргументы, подготавливающие человека к соблюдению этого Божьего установления.
С целью привлечь внимание и возбудить интерес к предмету обсуждения, первый из рассматриваемых аятов начинается такой фразой:
О вы, которые уверовали!
Затем говорится о том, что пост не является специфической особенностью жизненного уклада мусульманской общины, поскольку его издавна практиковали и другие народы.
Завершается первый аят данного отрывка словами, которые раскрывают суть и предназначение поста и показывают, что исполнение этой Божьей заповеди приносит прекрасные плоды.
В предании от Имама Садыка (да будет мир с ним!) сказано: «Вся прелесть этих слов ('О вы, которые уверовали!') в том, что они снимают усталость, проистекающую от трудов такого поклонения».
Следующий аят содержит несколько установлений, которые также позволяют легче переносить тяготы поста. Начинается он такими словами:
…на число дней некоторое [Богом] установленное
Это означает, что вы должны поститься не в течение всего года или большей его части, а всего лишь ограниченное число дней.
Следующее правило:
А если болен кто-либо из вас или находится в пути, то поститься следует в другое время столько же дней [сколько пропущено]
Затем говорится о третьей категории верующих, которым пост полностью противопоказан. К ним относятся пожилые люди и хронические больные.