Другие способы фиксации Активного Воображения

Многие люди могут фиксировать свое Активное Воображение особым способом. Они могут выражать свои внутренние образы в танце, музыке, картине, скульптуре или громкой речи.

Однажды у меня была пациентка — танцовщица, которая могла выразить происходящие в ее воображении события и диалоги только в форметанца. Когда она сделала это в первый раз, я настолько испугался, что на время потерял дар речи. Она станцевала всю жестокость, весь драматизм, всю красоту борьбу и трагедию своей внутренней жизни. Она станцевала каждый персонаж, каждую роль, она изображала животных, она завывала, ворчала, кричала, сражалась, плакала.

К моменту окончания ее сеанса я съежился в своем кресле настолько, что меня было почти не видно. Она весело сказала. "Все, Роберт можешь вылезать".

В конце каждого сеанса она объясняла свои танцы словами, говорила о том, что она чувствовала и видела в своем воображении, и что это все для нее значило. Это мне очень помогало, поскольку танец для меня был чем-то вроде иностранного языка. И ей самой ее слова помогали сделать ее воображение более осознанным.

Если даже вы используете какой-либо особый способ выражения или фиксации воображения, скажем, танцуете, рисуете или играете в песочнике, вам все равно будет полезно перенести ваше воображение на бумагу. Запись всегда дает возможность сосредоточиться на воображении и сделать его более осознанным. Для большинства людей запись — это наилучшая и наиболее доступная форма.

Физическая обстановка

Когда вы определились, каким именно образом вы будете фиксировать ваше Активное Воображение, вам требуется комната, тихая и уединенная настолько, что в ней можно на время укрыться от окружающего мира. Вы, действительно, не сможете вести диалог со своим внутренним «я», если каждые пять минут будет раздаваться стук в дверь или телефонный звонок, по комнате будут носиться дети, собака будет требовать кормежки или прогулки, а на столе, отвлекая вас, будут лежать неоплаченные счета за прошлый месяц.

Вы должны проявить настойчивость и найти для себя комнату и время. Скажите своим домашним, что в это время вас можно побеспокоить только в случае начала ядерной войны или Второго Пришествия. Вы имеете право на такого рода свободу, личную жизнь и спокойствие. Они вам необходимы для того, чтобы совершить путешествие во внутренний мир.

Вы, также, должны быть одни.Каким бы близким не был вам другой человек, но если он слоняется по комнате и, заглядывая вам через плечо, читает ваши записи, то в этом случае, как правило, невозможно выплеснуть все то, что скрыто в неизведанных глубинах вашего бессознательного. Если вам хочется метаться по комнате, ругаться, громко разговаривать с каким-либо внутренним персонажем, стучать по стене, плакать — то вы должны иметь возможность дать выход вашим грубым эмоциям, не беспокоясь, что кто-то увидит или услышит вас.

У вас может появиться искушение начать сочинять Активное Воображение, чтобы оно могло понравиться другому человеку или могло произвести на него впечатление, если он прочитает сделанные в его ходе записи. Вы должны усвоить раз и навсегда — ваши записи прочитаете только вы, в противном случае, вам будет очень трудно остаться честным.

Итак, вы нашли укромное место, вы создали себе обстановку, вы заперли дверь и определились, каким именно образом вы будете записывать ваше Активное Воображение. Вы готовы начать.

Фаза первая: Приглашение

Земную жизнь, пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу.

Утратив правый путь во тьме долины

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий…

Данте "Божественная Комедия"[15]

Первая фаза Активного Воображения заключается в том, чтобы пригласить живущие в бессознательном создания подняться на поверхность и установить с вами контакт. Мы приглашаем к диалогу внутренние персонажи.

Каким образом мы это делаем? Мы начинаем с того, что отгораживаем наш разум от внешнего мира и сосредоточиваем разум на воображении. Мы направляем наш внутренний глаз на место, расположенное внутри! нас, и начинаем ждать, кто там появится.

Вышеприведенные строчки Данте являются иллюстрацией приглашения. Он погружается в свое воображение и немедленно оказывается в темном лесу. Не видно никакого коллективного пути: "Утратив правый путь во тьме долины…" Он должен был продираться сквозь чащу и отыскать свой собственный путь.

Существует немало великих образцов Активного Воображения в литературе. "Божественная Комедия" — один из них. Блуждая в темном лесу, Данте проваливается в какую-то дыру и оказывается в подземном мире. Он стоит на пороге Ада. Он встречает поэта Вергилия, который, как оказалось, был послан ему прекрасной Беатриче. Вергилий становится его собеседником и проводником по различным кругам ада.

Это классический пример того, как надо начинать Активное Воображение. Вы должны попасть в определенное место, и, чтобы освоиться в нем, вы должны образно и во всех деталях описать его, а потом ожидать встречи. В случае с Данте, как только он познакомился с Вергилием и начал свой путь, он стал встречать различных людей. Некоторые из них были историческими персонажами; некоторые были людьми, с которыми он был лично знаком при их жизни. С каждым из встреченных им людей он либо обменивался идеями, либо отчаянно спорил.

В определенный момент Вергилий кланяется и говорит Данте, что дальше тот пойдет в сопровождении другого человека, более великого, чем Вергилий. Затем появляется Беатриче — один из наиболее великих символов anima во всей западной литературе, которая ведет Данте к чистилищу и раю.

"Божественная комедия" — это самое настоящее Активное Воображение Данте рассказывает свою историю от первого лица. Его эго переживает все происходящее, реагирует, принимает участие в событиях, беседует с внутренними персонажами, которые Данте находит в своем воображении. Это — спонтанный выбор бессознательного, пришедшего к нам через воображение писателя. Данте имеет дело с великими архетипическими темами верности и предательства, добра и зла, рая и ада, жизни и смерти — темами, которые возникают в коллективном бессознательном. Эти темы хорошо известны всем нам, но Данте представляет свою собственную версию, свое собственное ощущение универсальных лейтмотивов, свой путь к той точке развития, к которой должен прийти каждый из нас.

От вас не требуется написать великое литературное произведение. Более того, если вы начнете писать для других людей, то это, скорее всего, помешает вам честно рассказать о ваших внутренних приключениях. Но вы обязаны перенести на бумагу свои приключения, написать свою собственную главу той "Божественной Комедии", которой является наша обычная человеческая жизнь. И поэтому вы не можете просто скопировать версию Данте или версию кого-либо еще Вы должны зафиксировать то, что спонтанно выплескивается из вашего и только вашего уголка коллективного бессознательного.

Для многих людей эта первая фаза — приглашение — представляет собой определенную трудность. Они садятся за пишущую машинку или берутся за перо и обнаруживают, что их разум совершенно пуст.

Если такое случается, то, возможно, вам просто-напросто нужно проявить терпение. Просто подождите, сосредоточьте ваш разум на вашем воображении, и, скорее всего, внутренние образы появятся очень скоро. Если же этого не произойдет, то вам нужно применить один из специфических методов, о которых речь пойдет ниже.

Иногда бывает трудно добиться того, чтобы что-то начало происходить. Мы столь часто захлопываем дверь перед носом наших внутренних персонажей, что, когда мы, наконец, решаемся эту дверь отворить, они совсем не торопятся к нам навстречу. А если они и спешат поприветствовать нас, то только затем, чтобы рассерженно сказать: "Слушай, ты столько раз игнорировал меня, столько раз захлопывал передо мною дверь, что теперь, когда я добился твоего внимания, я скажу тебе пару ласковых слов!". Но уж, коли вы пригласили ваше воображение, вы должны вынести все, что оно вам преподнесет.

Приглашать — это не значит управлять.Все, кто начинает заниматься этим видом искусства, заранее «знают», ктодолжен появиться в их воображении и чтоэти внутренние персонажи должны говорить. Люди рассчитывают сразу же услышать возвышенную речь Великой Матери или получить сокровенную мудрость из уст внутреннего «гуру». Действительно, такие вещи случаются довольно часто, но так же часто мы сталкиваемся лицом к лицу с депрессией, которой мы не хотели взглянуть в глаза, с чувством одиночества, пустоты, неполноценности, от которых мы всегда старались убежать.

Если вы пригласили ваше воображение, и с вами произошло нечто подобное, то примиритесь с ним. Этот отрицательный материал является другой стороной вашей полной реальности. Раньше или позже, но вам придется начать с ней диалог. Юнг сказал, что именно в том, чего вы больше всего боитесь, и что причиняет вам самую острую боль, содержится наибольшая возможность для роста вашей личности.

Усвоив эти базовые принципы, мы можем сейчас обратиться к некоторым специфическим методам приглашения.

Состояние "полной боевой готовности"

Вероятно, в чистом виде, Активное Воображение выглядит так: вы просто очищаете ваш разум, входите в воображение и ждете того, кто там появится. Такой подход Фон Франц называет "опустошением эго-разума". Мы очищаем наш разум от всех мыслей о внешнем мире, приводим разум в "состояние полной боевой готовности" и просто ожидаем, что или кто в нем возникнет.

Иногда такой подход требует большого терпения и сосредоточенности. Может так случиться, что в течение определенного времени никто и ничто не посетит ваш разум или то, что возникнет, покажется вам либо незначительным, либо недостойным вашего эго-разума, и это побудит вас отбросить его, даже не задумываясь. Если вы держите ваш разум в сфокусированном состоянии достаточно долго, то, как правило, какой-то образ выходит из-за кулис и предлагает себя вашему вниманию. Когда такой персонаж появляется перед вами, то вы ни в коем случае не должны поддаваться своей предубежденности, пытаться оценить или отбросить его. Лучше всего поверить в то, что у него есть для вас важное сообщение.

В вашем мозгу может возникнуть образ из вашего вчерашнего сна, и может оказаться, что этот персонаж желает продолжать с того места, в котором оборвался сон. Это может быть также и образ, который вы никогда раньше не видели. Вы можете задуматься над тем, кто это такой и почему он (или она) появился в вашем воображении. А потому самое простое приглашение — самое очевидное: "Кто ты? Чего ты хочешь? Что ты хочешь сказать?" Диалог начинается.

Я уже сказал, что в этом случае Активное Воображение, вероятно, предстает в своем «чистом» виде, поскольку эго не выбирает себе воображаемого собеседникам и не решает, что именно будет происходить в его воображении. Вы заранее готовы принять все, что бы не появилось в вашем воображении, не ставите вашему воображению никаких условий и ничего от него не ожидаете.

Начало

Многим людям не подходит метод абсолютной восприимчивости или очищение эго-разума Им очень трудно разжечь свое воображение посредством только сосредоточения и ожидания. В течение довольно долгого времени в их мозгу может присутствовать одна только пустота.

Я убежден, что в таком случае разумно будет "включить насос" — то есть осознанно совершить что-нибудь особенное, чтобы ваше воображение начало фонтанировать. Позвольте мне предложить вам несколько вполне приемлемых способов.

Но следует помнить об одном предостережении: как только в вашем воображении возник какой-то образ и вы начали внутренний диалог, вы должны отказаться от попыток контролировать ситуацию. Если вы пригласили воображение, и оно прислало вам свои образы, вы не можете приказывать ему, в каком направлении ему следует двигаться.

1 Используйте вашу фантазию

Вы можете преобразовать пассивную фантазию в Активное Воображение, если заставите фантазию работать на вас Простейший способ таков: вы вспоминаете фантазии, посещавшие ваш разум в течение сегодняшнего дня, и выбираете желательный образ, внутренний персонаж или ситуацию. Затем вы отправляетесь в избранное место, на встречу с избранным персонажем и используете его как отправную точку вашего Активного Воображения. Принимайте участие в фантазии, заводите разговоры с ее персонажами, фиксируйте все, что было сказано и сделано, и, тем самым, преобразуйте эту пассивную фантазию в подлинное Активное Воображение.

Такой подход к Активному Воображению особенно полезен в том случае, когда человек обладает излишком фантазии. Активное Воображение уменьшит количество и интенсивность фантазии, "выпустив пар". Когда в течение всего дня вас преследует одна и та же фантазия, это является признаком наличия какой-то внутренней проблемы, требующей решения. Если ваш мозг заполняет огромное количество фантазий, то это, скорее всего, означает, что вы не уделяете достаточно внимания вашему бессознательному. «Половодье» фантазий компенсирует дисбаланс в отношениях с внутренним миром и принуждает вас начать жить внутренней жизнью.

Юнг сказал, что в таких случаях вы можете обращаться к вашей фантазии и начинать осознанный диалог с ее образами. Вместо того чтобы пассивно наблюдать за повторением одной и той же фантазии, вы переносите ее материал в Активное Воображение. Вы начинаете диалог с различными частями вашего «я» и разрешаете их конфликт. Вы преобразуете фантазию в сознание.

Помните, что фантазии являются великолепными орудиями ясновидения. Если сегодня вас посетила какая-то фантазия, то вы с уверенностью можете сказать, что она, в символической форме, выражает ту динамику, конфликт или область, в которых сосредоточена ваша психическая энергия. Если вы обратитесь к этой фантазии и сделаете ее отправной точкой вашего Активного Воображения, вы автоматически сосредоточитесь на действительно важном для вас внутреннем предмете.

Итак, научившись использовать вашу пассивную фантазию и превращать ее в Активное Воображение, вы решите две важные задачи. Во-первых, это поможет вам пригласить ваше воображение, когда вы «иссякли», когда у вас не возникает никаких образов, когда ваш разум пуст и вы не знаете, как разжечь свое воображение. Во-вторых, когда вы обнаружите, что поток фантазий накрывает вас с головой, это прекрасный способ сосредоточиться на какой-то одной фантазии, поднять ее на поверхность и осознанно «прожить» ее посредством Активного Воображения. Вместо того чтобы позволять фантазиям растрачивать себя в бессмысленном повторении или пытаться воздействовать на них внешними средствами, вы делаете их осознанными на естественном для них уровне — уровне воображения

2 Посещение символических мест

Приглашение может выглядеть очень просто: вы отправляетесь в воображаемое место и начинаете искать с кем-нибудь встречи. Как правило, ваше воображение приводит вас в нужное внутреннее место и знакомит вас с нужными вам внутренними персонажами.

Многие люди, даже не осознавая этого, привыкают возвращаться в одно и то же воображаемое место, Помните мужчину, который отправляется на поиски приключений вместе с человеком эпохи Возрождения? Обратите внимание, что у него вошло в привычку всегда возвращаться на один и тот же воображаемый мост.На этот мост всегда приходит человек эпохи Возрождения, чтобы взять его с собой во внутренний мир.

Лично для меня таким магическим местом является берег моря, который часто возникает в моих снах. Когда я не знаю, как начать свое Активное Воображение, я мысленно переношусь на берег моря и начинаю прогулку. Что-нибудь обязательно происходит, или кто-нибудь обязательно появляется, и мое воображение начинает разгораться. Часто бывало так, что я шел и шел, а со мной ничего не происходило; иногда от этой ходьбы можно устать. Но в большинстве случаев, если вы отправляетесь в какое-то место внутри вас и начинаете поиски, вы находите кого-то, кто ждет вас.

Несколько лет тому назад у меня был пациент, которому начало Активного Воображения давалось с диким трудом. В его внешней жизни почти ничего не происходило, и эта скука передавалась его воображению. Его разум был абсолютно пуст. Тогда я предложил ему последовать моему примеру: отправиться на берег моря, погулять там и поискать с кем-нибудь встречи.

На следующей неделе он вернулся и сказал "Ну и что. Я погулял по берегу. Никто не захотел со мной разговаривать. Ничего не произошло".

Здесь я слегка вышел из себя: "Послушай! Не может быть такого, чтобы что-нибудь не произошло.Ты бродишь по берегу достаточно долго, чтобы натереть себе ногу. Ты должен пойти в больницу. Там ты влюбляешься в санитарку и женишься на ней. Что-то обязательно должно произойти. Так добейся этого!"

На следующей неделе он вернулся, посмотрел на меня своим абсолютно серьезным, ничего не выражавшим взглядом, и сказал: "Санитарка оказалась так себе, и я на ней не женился". Но, по крайней мере, он сделал первый шаг.

Вашим внутренним местом может быть поляна в джунглях, луг в Аркадии (идиллическая страна пастухов), где Пан (бог пастухов) отдыхает в тени, или монастырская келья. Вы можете научиться находить внутреннее место, заряженное энергией, и вы можете научиться находить дорогу назад. Посещение внутреннего места становится вашим способом приглашения внутреннего мира.

3. Персонификация

Давайте вспомним женщину, которая маниакально переделывала свой дом. Помните, она пригласила свой внутренний мир к диалогу посредством персонификации своей навязчивой идеи. Она отыскала образ, представлявший маниакальную часть ее "я".

Она начала разговаривать с тем, кто был одержим навязчивой идеей. Поначалу ей казалось, что она говорит в пустоту. Затем она услышала воображаемый голос, который потом превратился в видимый образ.

Э: Что здесь происходит? Мною овладела какая-то неизвестная мне сила. Я не могу спать, потому что мой мозг бомбардируется бесконечной вереницей цветов и оттенков. Что ты делаешь? Чего ты хочешь? Кто ты такой?

(Голос): (В моем воображении этот голос похож на женский). Цвета так красивы. Посмотри на игру оттенков. Посмотри, как они напоминают о различных аспектах природы. Например, вот этот цвет хорошо подойдет к дереву книжных полок.

Э Извини…

Это — другой способ "включения насоса". Если какая-то навязчивая идея ходит за вами по пятам, если вы не можете стряхнуть с себя какое-то странное настроение — это явный признак того, что вам надо начать диалог с бессознательным. Идите навстречу той части вашего «я», которая одержима навязчивой идеей, пребывает в депрессии или каком-либо еще дурном настроении.

Погрузитесь в ваше воображаемое и скажите: "Почему во мне живет кто-то, кто сегодня пребывает в депрессии? Где ты? Как ты выглядишь? Пожалуйста, прими форму, которую я мог бы увидеть, приди и поговори со мной. Я хочу знать, кто ты и чего ты хочешь?"

4. Диалог с воображаемыми образами

Юнг считал, что Активное Воображение полезно уже потому, что является средством продления сна.Если ваш сон остался незавершенным или повторяется снова и снова, то посредством воображения вы можете продлить его и довести до логического завершения. В этом случае вы имеете полное право воспользоваться вашим воображением, поскольку сон и воображение происходят из одного и того же источника, находящегося в бессознательном.

Это, в свою очередь, создает другой метод приглашения. Используя свое воображение, вы возвращаетесь в ваш сон и начинаете беседу с его персонажами. Можете выбрать именно тот персонаж, с которым вам хочется поговорить. Можно просто поговорить с этим отдельным персонажем или начать «проживать» сон с того места, на котором он оборвался. Вы можете эффективно продолжать сон и взаимодействовать с ним, продлевая его в вашем Активном Воображении.

В этом случае, Активное Воображение становится очень ценным дополнением к вашей работе со снами. Оно позволяет вам вернуться в неожиданно оборвавшийся, незавершившийся сон, чтобы развить представленную этим сном внутреннюю ситуацию. Оно дает вам возможность "продолжить рассказ", достичь следующей фазы сна и довести все дело до логического завершения.

Поэтому, когда вам хочется заняться Активным Воображением, но вы не знаете, с чего начать, вспомните свой последний сон. Это не только поможет вам включить Активное Воображение, но также изменит ваши отношения со сном и внутренней личностью, потому что вы будете принимать в вашем сне осознанное участие.

Примеры активного воображения

Прежде чем перейти ко второй фазе, я приведу вам три примера Активного Воображения, среди которых есть и продление сна, и диалог с внутренней личностью.

Первый пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев использования им Активного Воображения. Свои наиболее значительные и глубокие открытия в области природы души Юнг совершил благодаря обращению в своем Активном Воображении к внутреннему человеку, которого он назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.

"Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась еще одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ Филимоном. Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Эллады, с привкусом гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследующем сне:

"Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах между ними появляется голубая морская вода. Но это была не вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу крылатое создание. Я увидел, что это был старик с рогами быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он держал наготове, словно собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка, с их характерной расцветкой.

…Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать знаменательное открытие: в моей душе существуют веши, которые создаю не я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Филимон представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним долгие беседы, и он говорил вещи, недоступные моему осознанию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною самим, но с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим «я» и объектом своих размышлений.

С психологической точки зрения. Филимон представлял высшую форму интуиции. Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он казался мне совершенно реально существующей личностью. Я гулял с ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют «гуру»[16]

Существует бесконечное количество разнообразных отношений, которые вы можете установить с персонажами ваших снов, когда обратитесь к ним в вашем Активном Воображении. На своем личном опыте вы сможете убедиться, что ваш внутренний мир начнет меняться в результате вашего общения с этими внутренними личностями. Если в вашем сне у вас возник ужасный конфликт с каким-то персонажем этого сна, то вы должны приглашать этот персонаж в ваше Активное Воображение до тех пор, пока не найдете выход из этого конфликта и не достигнете взаимопонимания. Если, как это было с Юнгом, вы познакомитесь с умудренным жизнью пророком или ясновидящей, то можете регулярно обращаться за советом к этому персонажу вашего сна.

Много лет тому назад мне приснился следующий сон: я сидел в своем кабинете и занимался тем, чем и положено заниматься в кабинете. Внезапно в кабинет вошел лев. Это меня напугало до смерти. Я сделал все, что мог, чтобы вывести льва из кабинета. Я настаивал, приказывал, требовал. Я устроил большой шум, который меня самого напугал больше, чем льва; я дернул его за хвост. А потом сон закончился. Лев не ушел, и я по-прежнему испытывал страх. Как вы понимаете, это нельзя назвать удовлетворительным окончанием сна. Решение проблемы не было найдено.

Поэтому я обратился к этому сну в своем Активном Воображении, В своем воображении я начал точно с того места, на котором оборвался сон. Я тут же снова пришел в дикий ужас; волосы встали у меня дыбом, по спине забегали мурашки — верный признак того, что мое Активное Воображение находилось на высоком уровне. Я испытывал физические ощущения. Мне казалось, что я нахожусь в реальном кабинете, в который забрался живой лев, и существует реальная опасность того, что он отгрызет мне голову. Сердце мое колотилось как бешенное, меня трясло, и я покрылся холодным потом.

Я провел четыре сеанса Активного Воображения с этим сном, прежде чем до меня дошло, что лев не причиняет мне никакого вреда! Мы часто так глупо реагируем на то, что происходит внутри нас. Любому другому человеку понадобилось бы не более тридцати секунд, чтобы понять, что происходит, и сказать мне: "Слушай, этот лев не причиняет тебе никакого вреда. Зачем дергать его за хвост? Может быть, он хочет тебе что-то сказать. Может быть, он представляет собой важную часть твоего «я», с которой ты должен примириться". Но мне понадобилось четыре сеанса воображения (которые я посвятил попыткам избавиться от этого создания), чтобы до меня дошло, что лев, скорее всего, является частью моего «я» и я должен включить его в свою жизнь.

Воображение было настолько сильным, что я не мог отключиться от него. Каждый раз, когда я приходил в свой кабинет, у меня разыгрывалось воображение, и по кабинету начинал бродить лев-приведение. Каждый раз, когда я усаживался за свой стол, чтобы поработать, он подходил ко мне, облизывал меня, принюхивался к пишущей машинке, рычал из окна и отвлекал меня.

Я начал разговаривать с ним "Кто ты? Зачем ты здесь? Посмотри, что ты наделал в моем кабинете. Я не могу работать, пока ты дышишь мне в затылок. Хоть ты и воображаемый лев, ты, все равно, пугаешь меня до смерти. Почему ты не хочешь пойти куда-нибудь погулять и пообщаться с другими львами или еще чем-нибудь заняться? Львам не место в этом доме, и им не место в моей цивилизованной, достопочтенной, размеренной повседневной жизни".

Я привык к нему. Но мне потребовалось много недель, чтобы прийти к соглашению с той частью внутреннего содержимого моего «я», которая решила представить себя в образе льва. Это — очень мощная, даже устрашающая часть моего «я», и поэтому, чем четче я представлял себе, кто это был, какая именно часть меня, тем больше я опасался возможных последствий. Потребовалось много работы, чтобы обрести способность прямо взглянуть ей в глаза.

Я провел очень много сеансов Активного Воображения, и вот, однажды, лев пришел в мой кабинет, выбрал себе место, сел на задние лапы и превратился в бронзовую скульптуру. В его правой протянутой лапе была зажата книга. В этой книге я прочитал удивительные вещи.

Он остался на этом месте навсегда. Время от времени, в своем воображении, я возвращаюсь в свой воображаемый кабинет, чтобы посмотреть, стоит ли он еще на своем месте. Он никуда не делся. И книга находится на своем месте, всегда открытая на странице с важной информацией.

Последний из приводимых в этой главе случаев произошел с молодой женщиной, которой приснился короткий сон о ее муже и брате. Поскольку сон оставил ее, так сказать, в "подвешенном состоянии", она решила обратиться к персонажам сна в своем Активном Воображении и попытаться закрыть все вопросы. Преимущество этого примера заключается в том, что у нас есть подробная запись беседы, которую она провела в своем воображении.

Вы узнаете этот сон. Это первый сон, который мы привели в этой книге. Мы уже видели, как посредством работы со сном «хозяйка» разгадала^его значение. А сейчас мы увидим, каким образом она использовала его, чтобы разжечь свое Активное Воображение.

Сон .

Я ищу ключи от своей машины. Я понимаю, что они у моего мужа. Потом вспоминаю, что мой брат одолжил мою машину и до сих пор не вернул ее. Я вижу мужа и брата и зову их. Похоже, они меня не слышат. Затем неопрятный молодой человек, похожий на бродягу, забирается в машину и уезжает. Я чувствую огромное возмущение, беспомощность и, до какой-то степени, одиночество.

Заметки сновидящей

Я решила заняться Активным Воображением, потому что сон не давал решения проблемы и я всегда была уверена, что при помощи этого сна бессознательное приглашает меня поработать с воображением. Я чувствовала, что сон говорит о моих плохих отношениях с мужской стороной моего «я» У меня не было средств связи. У меня украли мой коллективный путь — мою машину — но решения проблемы не подсказали. Я завязала беседу с тремя мужчинами из моего сна, изменив внешность этих образов, чтобы они не были точными копиями моих реальных брата и мужа и воображение не могло «магически» воздействовать на моих реальных близких. Я беседовала с архетипическими, универсальными «мужем» и "братом".

Я: Почему вы делаете это со мной? (Мужу и брату) Вы оба нарушили свои обещания.

М и Б: (Оба молчат. Не хотят разговаривать. Бродяга поворачивается ко мне спиной и смотрит в другую сторону).

Я: Пожалуйста, почему вы не хотите разговаривать со мной? Пожалуйста, поговорите со мной. Почему мне приснилось, что вы забрали у меня машину? Почему вы оставили меня одну? Что происходит?

М и Б: (Смотрят друг на друга. Я вижу в руке «мужа» ключи от машины).

Я: Вы игнорируете меня; и тем не менее, вы явно делаете все, чтобы привлечь мое внимание. Чего вы хотите? (Долгое молчание).

Я: Пожалуйста, не игнорируйте меня. Это причиняет мне боль. Мне нужно поговорить с вами.

М: Это ты постоянно игнорируешь нас. Кроме того, ключи тебе не нужны.

Я: Без них я не могу выехать.

Б: Машина тебе не нужна.

Я: Я не понимаю.

(Бросает ключи Б) Если ты собираешься все время изображать из себя «супер-женщину», то почему бы тебе не научиться летать?

(Эти слова задели меня за живое. Я начинаю понимать, что он имеет ввиду. Я постоянно слишком занята, я стараюсь сделать слишком много, у меня нет свободного времени. Мне становится очень грустно (вернее возникает чувство пустоты) — понимание того, что я впустую трачу свои силы). Ты ведешь себя так, как будто мы тебе не нужны, как будто тебе вообще ничего не нужно. Вот почему мы так отдалились друг от друга. Теперь я понимаю, что стала чужой вам обоим Не удивительно, что в последнее время я стала такой нервной. Мне очень жаль. Я позволила себе слишком увлечься работой и позабыть обо всем остальном.

(Сейчас я начинаю понимать, кем является «бродяга». Он поворачивается лицом ко мне).

(Я обращаюсь к Бродяге): Ты — это покидающая меня энергия. Ты готов решать задачи, которые кажутся разумными, продуктивными, достойными, и, с определенной точки зрения, они могут быть такими. Но их решение — это не то, что мне нужно. Теперь я понимаю: ты — это тот, кто садится за руль и увозит меня. Ты породил это постоянное стремление вперед.

Но это не то, чего я хочу, и не то, что мне нужно. Когда я оцениваю свою работу, я понимаю, что с написанием книги можно подождать. И я больше не хочу преподавать в "школе дополнительных знаний."[17]Я с удовольствием буду преподавать в своем основном учебном заведении, но если я откажусь от этого места, то снова смогу жить нормальной жизнью.

Это очень хорошая идея — написать книгу. Она может оказаться полезной людям. Кроме того, ты уже сказала, что тебе это интересно.

Я Я не давала никаких обязательств. Послушать тебя, так это будет катастрофой, если я подожду с написанием книги. Но это не так.

Б Хорошо, но если ты бросишь "школу дополнительных знаний", ты разочаруешь своих учеников. Им очень нужны эти занятия, чтобы получить хорошую работу. Если ты отступишься, тебе перестанут доверять…

Я. Да, от меня зависят многие люди, но я — не незаменима. Можно найти другого преподавателя. Ученикам будет полезно узнать другую точку зрения.

(Я чувствую себя все более уравновешенной, все более самой собой. Мне не очень хочется отказываться от этих дел, но нет никакого сомнения в том, что они мне не под силу. Мне все больше не нравится ощущение «перегрузки», бессознательно-автоматического, отрешенного выполнения работы).

Я: Слушай, мне нравится моя работа, но, когда я подчиняюсь своему диктату, я получаю все меньше удовольствия от того, что делаю. Я перестала понимать разницу между тем, что практично, и тем, что имеет смысл. Я не «отступаюсь». Я пробуждаюсь. Я делаю выбор.

(Я слышу пение стайки скворцов, усевшихся на акацию, растущую под моим окном. Скворцы поют чисто и ясно. Раньше я их не замечала. Как я могла не обращать на них внимания? Я замолкаю и благодарю скворцов за то, что они привлекли мое внимание. По прошествии некоторого времени, я замечаю, что стоящие передо мной три фигуры трансформировались в один образ — образ «любимого» из моих давних снов. Мы настраиваемся на тишину и в течение некоторого времени пребываем в этом состоянии).

На этом примере мы можем увидеть, как короткий, незавершенный сон, посредством его продления может быть трансформирован в Активное Воображение. С какой быстротой и точностью эта женщина смогла найти применение своему сну! Обратившись к трем персонажам своего сна и попросив их поговорить с ней, она продолжила свой сон с того места, на котором он оборвался. Но теперь ее сон принял новый оборот, поскольку она привнесла в него свое осознанное участие. Вместо того, чтобы просто смотреть сон, она вошла в него и стала играть в нем осознанную роль.

У нее было то преимущество, что она знала, с кем она хочет говорить, но даже в этом случае у нее были трудности с приглашением: поначалу персонажи сна не хотели с ней разговаривать. Но поскольку она от них не отставала и постоянно давала им знать, что она готова говорить и слушать, они сменили гнев на милость, и диалог начался.

Хотелось бы, чтобы эти примеры побудили вас обратиться к вашим снам и сделать их отправной точкой в вашем приглашении бессознательного. Используйте этот метод как способ продления сна до такой степени, чтобы вы могли принять в нем осознанное участие.

Фаза вторая: Диалог

Итак, вы пригласили ваше бессознательное, его образы поднялись в ваше воображение. Сейчас вы готовы начать диалог.

В большинстве случаев, вести диалог — значит отдаться на волю волн воображения и просто плыть по его течению. У каждого может быть свой метод, но успех данного эксперимента, более чем какого-либо другого, требует дать внутренним фигурам возможность жить своей собственной жизнью.

На практике это выглядит так: вы говорите или делаете все, что приходит вам в голову, если вы считаете это уместным и этичным. Если в вашем воображении появляется фигура, которая поначалу хранит молчание, то, чтобы завязать беседу, можно задать ей вопрос "Кто ты?" Спросите что этой личности нужно, о чем она хочет поговорить, что она хочет делать. Лучше задавать вопросы, чем поучать или делать громогласные заявления, поскольку вы, прежде всего, хотите продемонстрировать свое желание слушать.

Если внутренняя фигура что-то делает, запишите ее действия; затем прореагируйте на ее действия своими действиями или словами. Зачастую внутренняя личность старается вовлечь вас в какую-либо деятельность, отвести вас куда-нибудь, отправить вас в какое-либо путешествие. Если вы ничего не имеете против — подчинитесь ей и запишите все, что произошло по пути. Если же предложение этой личности вызывает у вас сомнения или вам не нравится предложенный ею вид деятельности, вы имеете право сказать «нет». Вы имеете право отказаться и изложить свои причины. Это, в свою очередь, зачастую приводи<

Наши рекомендации