Добро пожаловать в Землю Благодати
Стоило детям Израиля войти в землю Ханаанскую, как они поняли, что столкнутся с сопротивлением своему продвижению вперед. Земля была населена язычниками, которые вовсе не собирались отдать право собственности на нее без боя. Первым городом, встретившимся евреям по мере их продвижения вглубь страны от берегов Иордана, был Иерихон. Жители Иерихона знали о приходе народа Израиля и потому город “заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил и никто не входил” (Нав. 5:16).
Это был решающий момент в жизни Израиля. Взятие укрепленного Иерихона должно было создать прецедент для будущих битв. Бог привел народ в землю и теперь он должен был решить, кто поведет его по этой земле. Чтобы не оставалось никаких сомнений относительно плана Божия, Он сказал:
“Вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись Нав. 6:1–4 каждый с своей стороны”. —
Бог ясно дал понять, что победа Израиля под Иерихоном и во всех остальных пунктах маршрута будет результатом Его, а не Израиля, дел. Он сказал: “Я предаю в руки твои Иерихон”. Весь Ханаан былдаром Израилю. Израильтяне смогли войти в него только потому, что в конечном итоге поверили Богу и осознали, что продвигаться вперед они могут лишь по вере. Их собственные усилия не только не могли помочь израильтянам одержать победу в Ханаане, но препятствовали этому. В Ханаане Израилю не нужно было делать для Бога ничего; Он уже все для них сделал. Это была Земля Благодати, а в Земле Благодати все делает Бог. Его люди — просто благодарные объекты Его великодушия. Израиль вошел в землю по благодати и должен был продвигаться по земле тою же благодатью.
Покой — это дар Божий
Израилю понадобилось сорок лет, чтобы войти в Ханаан, поскольку он отказывался поверить, что Бог просто даровал ему эту землю, и все, что от него требуется — это принять ее по вере. Мы “видим, что они не могли войти за неверие” (Евр. 3:19) в течение сорока лет. Все то время, что они боролись с трудностями в пустыне, Бог желал, дабы они вошли в Его покой. Послание к евреям упоминает Ханаан как прообраз покоя, который верующие имеют во Христе (Евр. 3:11, 18; 4:1, 3, 8–11).
Просто поразительно, что основы современной христианской культуры имеют тенденцию вступать в противоречие с представлением о покое, в то время как это именно то, что Иисус обещал дать тем, кто за Ним последует (см. Мф. 11:28–30). Как Бог призвал в землю покоя Израиль, так же и мы сегодня призываемы в место, где обретем покой. Это представление требует от большинства людей, особенно принадлежащих к западной культуре, нового образа мышления. Мы живем в обществе, где люди ездят в отпуск с сотовыми телефонами, карманными компьютерами и ноутбуками. Обрести покой во Христе — доверить Ему являть через вас Свою жизнь — кажется проявлением лени и нерадивости после столь долгого проживания в пустыне суровой религии. Многие ошибочно рассматривают покой, как некую разновидность бездеятельности, но это не так. Покой означает, что мы уповаем на Иисуса Христа, как на Источник Жизни, полагаемся на то, что Он наделит нас Своей силой и направит наши действия.
Понятие покоя было столь чуждо мне как законнику, что я не мог постичь его. Я не знал, что покой — дар Божий. Я думал, что это грех. Я был искренне убежден, что мы сможем обрести полный покой только тогда, когда умрем и направимся на небеса. Чтобы утешить членов семьи, лишившихся родного человека, я обычно читал им во время погребальной службы стих Евр. 4:10: “Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих”.
Произнеся этот стих, я с сочувствием обращал внимание, что умерший “ныне вошел в покой Божий и успокоился от трудов своих”. Я говорил, что на небесах не нужно трудиться и бороться с трудностями. Это место, где мы просто уповаем на Христа и радуемся Ему вовеки веков.
Долгие годы мысль о вхождении в покой Божий и упокоении от наших дел казалась мне относящейся к смерти и попаданию на небеса. И вот однажды я прочел следующий стих — Евр. 4:11, в котором сказано: “Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность”. Что?! Стараться войти в этот покой? Я оказался в затруднительном положении. Я всегда учил, что покой означает смерть. Теперь передо мною был стих, в котором говорилось, что нужно стараться войти в этот покой, ибо в противном случае я выкажу непокорность Богу. Я знал, что должен еще раз внимательно изучить этот стих и надеялся, что мое толкование неверно, ибо в противном случае я оказывался в весьма затруднительном положении! В то время я не знал, что уже умер со Христом и мог упокоиться от своих трудов.