Настоящая истина коренится в реальности Бога
Большинству христиан, рожденных в мире, где любая религия подчеркивает ответственность человека в нахождении милости у своего бога через соблюдение определенного образа поведения, требуется радикальный поворот в сознании, чтобы согласиться с мыслью о том, что наше поведение не имеет ничего общего с обретением милости Божией или пребыванием в ней. Предположение, что верующий не может сделать ничего, что могло бы лишить его милости Божией, звучит для религиозного ума почти кощунственно. Большинство из нас, которые выросли в церкви, лучше разбираются, не так ли? В этом и состоит проблема. Часто нужно отучиться от всего того, что было выучено о хождении верующего по благодати. Богослов Кристер Стендэл проницательно заметил, что “не столько то, чего мы не знаем, сколько то, что, как думаем, знаем, сужает наше видение”.5
Одним из значительных препятствий, мешающих многим людям в современных церквах радоваться жизни в благодати, служит то, что они, как думают, знают. Они надежно окопались в системе воззрений на духовную реальность, которая для них самоочевидна, но в действительности может оказаться воображаемой. Без божественного вмешательства религиозник никогда не испытает благодати во всей ее полноте. Принимающий благодать должен открыть сердце и разум для Бога, и ничто столь решительно не препятствует нашей способности обретения благодати, как пустая религия.
Личная система убеждений человека, живущего в пустыне религии, простирается глубже того, что может быть названоистиной. В восприятии человека “истина” — это утверждение, которое он считает правильной точкой зрения; это вариант, который стоит выше множества неистин. Однако реальность может лежать глубже того, что мы воспринимаем как “истину”. Реальность — это фундамент, на котором стоит истина.
Давайте вернемся к моей беседе с Джином. Убеждение, что Христос должен стоять на первом месте в его жизни, для него больше, чем истина. Идея, что во всякой ситуации он должен поступать так, как поступил бы Иисус, является для него духовной реальностью. В то время как точка зрения человека на истину может быть исследована и даже оспорена, реальность не оспаривается никогда, поскольку никто и подумать не может, что она может быть оспорена. Сам по себе Джин никогда бы и не подумал, что его мнение может расходиться с реальностью. Его точка зрения является для него самоочевидной истиной — реальностью.
Джин ощущает то, что Чарльз Крафт называет “субъективной реальностью”. Крафт утверждает, что имеется как объективная РЕАЛЬНОСТЬ, так и субъективная реальность. Мы смотрим на вечную РЕАЛЬНОСТЬ и запечатлеваем в своем мозгу что-то вроде ее фотографии. Затем мы действуем на основании этого мысленного образа. Таким образом “внешняя” РЕАЛЬНОСТЬ передается нашему мозгу опосредованно, через мысленный образ, который мы же сами и создаем.6
Многие верующие думают, что понимают истину о благодати, однако еще даже не начинали постигать, насколько в РЕАЛЬНОСТИ она прекрасна в полном ее расцвете. Готовы ли вы на миг задуматься о том, что некоторые из представлений о христианской жизни, которые вы считаете истиной, могут не быть основаны на РЕАЛЬНОСТИ? По мере возрастания нашего понимания благодати Божией мы увидим, что благодать Божия гораздо больше и лучше того, что мы представляли.
Чтобы обрести расширенное понимание и осмысление благодати Божией, мы должны быть готовы допустить, что в данный момент не все правильно рассортировано в нашей системе убеждений. Нежелание к изменению нашего ума сделает нас узниками пустыни; оно удержит нас от радости обладания тем, что Бог так желает дать нам.
Я слышал такую историю: один человек как-то ловил рыбу, а другой в это время сидел в сторонке и наблюдал за ним. Он обратил внимание, что рыбак, вопреки обычаю, оставляет мелкую рыбешку, а крупную бросает назад в воду. В конце концов, любопытство наблюдателя взяло верх.
“Не могу удержаться от вопроса, сэр: “Почему вы бросаете назад большуюрыбу?”.
“Потому что моя сковородка слишком мала, чтоб ее поджарить”, — ответил рыбак.
Именно это случилось со многими в современной церкви: их “сковородка” просто слишком мала, чтобы вместить большие истины благодати Божией. Как указывает Чарльз Крафт:
“Видя РЕАЛЬНОСТЬ с большой буквы, мы воспринимаем ее, как реальность с маленькой буквы. Наше восприятие всегда субъективно, узконаправленно, ограниченно и неполно. И хотя мы не можем полностью понять РЕАЛЬНОСТЬ, нам нужно изучать ее, насколько это возможно, и соответственно приспосабливать свое восприятие реальности. Для этого мы должны учиться быть открытыми для суждений, лежащих за пределами нашего сиюминутного понимания. Мы должны продолжать стремиться к новому пониманию РЕАЛЬНОСТИ и приспосабливать к тому наше восприятие. Это включает постоянное сравнение наших взглядов в данный момент и того, что становится нам известно от других людей, из собственного опыта и книг”.7
Такие корректировки наших взглядов должны направляться Библией, а не каким-либо прошлым религиозным научением. Важно осознавать, что то и другое не всегда синонимы. Не путайте маленькую “р” полученного вами религиозного воспитания с большой “Р” РЕАЛЬНОСТИ Слова Божия. В то время как Библия заслуживает безусловного доверия, все, чему мы могли научиться, вполне достойно подробного критического анализа, который в итоге может привести нас к отрицанию рассматриваемого учения, если оно не соответствует Библии.
В ходе оживленной дружеской дискуссии одного человека спросили: “Во что выверите?”
“Я верю в то, что верит моя церковь”, — ответил он.
“А во что верит ваша церковь?” — спросили его.
“Моя церковь верит в то, во что верю я”, — невозмутимо ответил он.
Без всяких сомнений этот человек имел в виду: “Мы верим в одно и то же”.
Человек может страдать от такой, вызванной религией слепоты, всю жизнь, если не вмешается Великий Врач.
Существенным элементом того, сможет или нет человек обрести радость жизни в Земле Благодати, является то, насколько он открыт для возрастания в благодати. Люди, подобные Джину, настолько увязли в болоте религиозной дезинформации, что требуется божественное вмешательство в их разум, а следовательно, и в жизнь, чтобы навсегда спасти их безусловной и безграничной благодатью Божией. Раньше я обошел вопрос, на который должен быть дан ответ. Теперь я прямо ставлю его перед вами: “Вы готовы к изменению своих взглядов на то, в чем всегда были уверены?”.
Однажды, обсуждая с другом некий богословский вопрос, я сказал ему: “Я только что закончил читать по этой теме книгу, которая ошеломила меня. Некоторые места настолько разочаровывали, что я хотел бросить ее, не дочитав”.
“Почему? — спросил мой друг. — Потому, что автор наводит на мысль, что твои убеждения по этому вопросу оказались ошибочными?”.
“Нет, — ответил я. — Хуже. Он доказал это!”
Всегда неприятно, когда крушат наших богословских идолов. Трудность изменения нашего мнения по какому-либо вопросу прямо пропорциональна тому, насколько глубоко пронизывает это убеждение наш разум и жизнь. Некоторые люди не хотят, чтобы истина смущала их, но чтобы войти в Землю Благодати, нужно оставить на этом берегу Иордана обветшалые религиозные басни, которые мы до сей поры пестовали, как единственно правильное учение.