Актуальность изучения религиозного фактора в политике в современных условиях.

определяется тем, что в ситуации социально-экономической неустойчивости, политической нестабильности, вызванной трансформационными процессами во всех сферах жизни современного общества, актуальным становится поиск и политологический анализ факторов, несущих в себе как дестабилизирующий, так и стабилизирующий эффект. К таковым факторам относится религия.

В ХХ веке, когда религия начинает стремительно сокращать свое влияние на жизнь людей, по крайней мере, в странах Западной Европы и в странах социалистического лагеря, тем не менее, связь между политической и религиозной сферами не утрачивалась. Более того, в конце двадцатого столетия стал наблюдаться так называемый «религиозный ренессанс». Связь политики с религией заметно усилилась как в тех странах, где позиции религии никогда не ослабевали (в странах «исламского мира» или буддизма), так и в тех, в которых положение религии было в той или иной степени подорвано (в первую очередь, в постсоциалистических странах, в том числе в России). Выявление причин «религиозного ренессанса» и политизации религии актуализируют тему диссертационного исследования.

Религиозный фактор, взаимодействуя с политическим процессом, выступает катализатором как стабилизации политического пространства, так и его дестабилизации. Выявление механизмов и технологий политизации религии с целью выработки мер по обеспечению социальной и государственной безопасности так же является актуальным.

4.Религия и идеология.


Религия и идеология часто соседствуют, хотя это не одно и то же. Религия требует прямой веры; тогда как идеология апеллирует больше к рассудку.
Религии отвечают на глобальные мировоззренческие вопросы - о происхождении мира и человека, о смысле его жизни и смерти. Тогда как идеологии касаются более узких, частных областей - в политике, общественной или частной жизни. Но одно с другим тесно переплетается. Любая религия продолжается идеологией, когда те или иные аспекты вероучения рассматриваются применительно к конкретным областям жизни; или используются более-менее разумные аргументы, исторические, жизненные, литературные примеры и пр. - для того, чтобы привести к вере и сделать её убедительней. Заставить человека напрямую уверовать в догмы довольно-таки трудно, нужна, по крайней мере, некоторая иллюзия их реалистичности, разумного обоснования или проверки личным опытом. Поэтому религия довольно легко продолжается идеологией. И, наоборот, идеология имеет религиозную подоснову.

5.Причины зарождения религиоведения как научной дисциплины.

Религиоведение в качестве научной дисциплины зародилось во второй половине XIX века на Западе. Причинами являются многовековое противостояние науки и религии, а так же научные открытия, которые сделали историки, антропологи, археологи, этнографы, языковеды XVIII - XIX вв.. Особенно важной причиной является научные открытия, т. к. они прояснили очень много вопросов, связанных с верованиями различных народов и цивилизаций, и поставили перед наукой проблему комплексного и сравнительного исследования религий мира в целях более глубокой и всесторонней оценки их роли и места в историческом развитии человечества и прежде всего в духовно-нравственной сфере.

6.Деизм как религиозно-философское учение.

Деизм - религиозное философское учение отстаивающее естественное право человека на недогматическое толкование религиозных истин, т. к. их критерием является человеческий разум. Поэтому разумной должна быть и вера человека в Бога, равно как и идея его повседневного вмешательства в дела людей и природу, несостоятельна. Они рассматривали Бога лишь как первопричину мира, его творца не обладающего какими то личностными качествами, как некую безликую силу. Кроме того они утверждали что Бог, сотворив мир, полностью устранился от его дел и не вмешивается в жизнь людей. Поэтому религия возникла не по воле Бога, а в силу естественных причин человеческой жизни. Религия — не от Бога, а от Разума, и поэтому Разум может судить религию, иметь о ней своё мнение и свои оценки.

Однако деисты не были воинствующими атеистами или ниспровергателями религии вообще. Они признавали особо важное значение и призывали к сохранению религии для поддержания нормальных человеческих отношений и разумного поведения людей. В тоже время деизм стал одной из основ атеизма французских материалистов, а затем и марксистского воинствующего атеизма.

7.Объект и предмет религиоведения как научной дисциплины.

Религиоведение— комплексная дисциплина, сформировавшаяся в ходе развития рационального и иррационального постижения феномена религии, опирающаяся на современные научные данные о религии и философские основания в её понимании.

Объект и предмет.Религиоведение как и любая научная дисциплина, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом для религиоведения является религия и научные сведения о ней. Объект Р. Во многом можно определить как двойственный и противоречивый. Двойственный потому, что в него входят собственно религия с её теологическими основами, культом, обрядностью, верой и т. д. И те научные данные о религии, которые получены разными отраслями научного звания (исторического, социологического антропологического и т.п). Противоречив объект потому, что оценки религией себя, своего места и роли в исторической жизни человечества объективно и существенно разняться с оценками науки по этим же вопросам, поскольку религия и наука решают разные задачи и различными способами. Эти задачи способы часто противоположны, т. к стержневой опорой религии является по преимуществу вера, а науки — знание.

Предметом являются закономерности возникновения развития и функционирования религии, её многообразные феномены, какими они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.

Наши рекомендации