Конфесионнальная ситуация в мире и её влияние на политику.

Возникновение религии

На проблему возникновения религии три основные точки зрения: атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный чел. приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем чел., религиозная: человек был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую. После грехопадения общение с богом напрямую не разрешено, а необходимо прибегать к помощи посредников Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, промежуточная точка зрения, учитывающая современное состояние научных знаний , базирующаяся на главном постулате религии о сотворении Богом чел.а: чел. в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу

Типология религий

В науке существует множество различных классификаций религий. Каждая из них имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. В самом общем виде все религиозные учения можно выделить в две большие группы.

1. Ритуальные религии, или религии жертвоприношения, которые можно назвать термином «Язычество».

2. Религии Откровения (спасения), которые можно назвать термином «Монотеизм».

В первый блок входят все древние и современные пантеистические религии. Во второй – так называемые мировые религии (Христианство, Ислам). Язычество – комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом. Все языческие религии составляют два направления:

1.Политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.

2.Пантеизм (от греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.

Сюда относятся, в основном, религии Востока. Из религий прошлого это Брахманизм, Джайнизм. Из современных, это религии Индии и Китая – Индуизм, Конфуцианство, Даосизм, Буддизм в форме Махаяны, японский Синтоизм. К пантеизму также можно отнести некоторые доктрины иудаизма (каббалистическая традиция). Религии Откровения (спасения) – это религии, в которых Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную истину и дать людям дар в виде спасения их от тления и смерти. Всего в мире имеется три религии откровения: Христианство, Ислам, Иудаизм. Все эти религии имеют свои основания в так называемой Ветхозаветной религии, которая существовала до появления этих религий и выполнила свою миссию после появления христианства. Христианство в современном виде существует в трех конфессиональных формах:

1.Православное христианство, которое охватывает народы Юго-восточной и Восточной Европы – (русские, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки, болгары, румыны, черногорцы).

2.Католическое христианство, охватывающее, за редким исключением, народы Юго-западной Европы и Латинской Америки;

3.Протестантское христианство, приверженцами которого являются, в основном, народы Центральной и Северной Европы, Северной Америки.

Ислам в наше время имеет два направления:

Суннизм, приверженцами которого являются 80 процентов всех мусульман мира.

Шиизм, приверженцами которого являются, в основном, персидские народы ( Иран, часть Ирака, часть Афганистана, Таджикистан).

Современный иудаизм также включает в себя два направления:

Раввинизм– традиционный иудаизм.

Хасидизм– новое направление, возникшее 200 лет назад.

Особняком в этой классификации стоит буддизм. Дело в том, что буддизм в его классическом виде невозможно классифицировать как религию. Это скорее религиозно-философское учение, причем, как это ни парадоксально звучит, атеистического характера. Это, конечно, не тот атеизм, который обычно понимается в европейской традиции, но, тем не менее, атеизм. Разумеется, в последствии, он подвергся столь существенной трансформации, что современные формы буддизма имеют весьма мало общего с учением Будды и, например, буддизм в Тибете и Монголии можно отнести, скорее всего, к политеизму. Тем не менее, буддизм будет рассмотрен в силу традиционного отнесения его к религии. Наряду с христианством и исламом буддизм составляет так называемыемировые религии, которые называются так не по распространенности, как обычно принято думать, и не по количеству приверженцев, что прежде всего приходит в голову. Так, например, китайцев-конфуцианцев больше буддистов. А евреи живут в большинстве стран мира. Но ни конфуцианство ни иудаизм в число мировых религий не входят. Мировыми же вышеизложенные религии являются в силу их безразличия к цвету кожи и национальности тех людей, которые являются приверженцами христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Именно наднациональность и есть главная составляющая мировых религий.

9. Ранние формы религиозных верований

Тотемизм

Понятие «тотемизм»(от слова «тотем» индейского племени оджибве Северной Америки, означающего «его род») как религиозной формы одним из первых получило распространение в науке и литературе. Под этим термином принято понимать деление племени на группы, связанные родством по женской или мужской линии, притом, что каждая из них верит в свое таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов - «тотемом» группы, чаще всего видом животных или растений; связь с тотемом обычно проявляется в запрете убивать его и употреблять в пищу, в вере в происхождение группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия на него.Тотемизм, таким образом, - это вера в сверхъестественное родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения, или, реже, какого-либо природного явления, неодушевленного предмета. Тотемическое животное - это священное животное клана, кровь которого символизирует единство клана, единение его со своим божеством; ритуальное умерщвление и поедание тотемического животного - это прототип всякого жертвоприношения - есть не что иное, как заключение «кровного союза» клана с его богом. В тотемизме человек переносит на природу черты своего общественного устройства: природа здесь делится на группы, общества по типу человеческих обществ.

Фетишизм

фетишизм(от португ. abretas - амулет) - вера в сверхъестественную силу обожествленного предмета. Обнаруженный, впервые, португальскими моряками в Западной Африке, фетишизм в ходе его изучения был признан универсальным явлением в религиях самых различных народов, на всех стадиях развития. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, оружие, ювелирное изделие. Считается, что на основе фетишизма в дальнейшем возникает и развивается идолопоклонничество. В основе же этого феномена лежит наделение тех или иных предметов сверхъестественными свойствами (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он мог посчитать, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-либо неудача, то фетиш мог быть наказан или даже уничтожен.

Анимизм

анимизм - (лат. anima - душа) - вере в существование души у любого предмета и явления. Впервые детальный анализ анимистических верований предпринял английский антрополог Тайлор в работе “Первобытная культура”. Согласно теории Тайлора эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса, обморока и галлюцинации. “Первобытные философы” вырабатывают понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Для первобытных людей вся окружающая действительность была одухотворена. Древний человек рассматривал все явления и предметы мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда вера в отдельно существующих духов гор, леса, пустыни, грозных сил природы - бури, грома и молнии, болезней , растений, животных.

Магия

Магия- деятельность, основанная на вере сверхъестественные способности человека общаться с духами и с их помощью влиять на людей и на явления природы. С магией связаны специфические обряды. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не “прямым” способом. Например, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые для сбора урожая.

Античность

Другая великая цивилизация Восточного Средиземноморья - цивилизация античная. Античностьобъединяет Древнюю Грецию и Древний Рим. ВерованияДревней Грециидогомеровского периода воспринимают окружаю­щее как нечто одушевленное, как населенное слепыми демоническими силами, которые воплощены в священных предметах и явлениях. Демонические силы получают и персональное воплощение в бесчисленные демонических существах, обитающих в пещерах, горах, источниках, деревьях и т.д. Силен - демон источников и в то же время, как сатир, он является демоном плодоро­дия. Гермес, который в более позднее время занимает свое место в пантеоне главных греческих богов, живущих на горе Олимп, первоначально, как об этом говорит его имя (дословно: груда камней), был демоном камня. Догомеровская религия архаических греков (до IX-VII вв. до н.э.) привязана к земле, из которой все проистекает, которая все порождает, включая небо. Земля как порождаю­щая основа всего сущего представлена в преданиях легендарного греческого мифосказателя Гомера.

Иудаизм

Термин “иудаизм”, обозначающий монотеистическую религию древних и современных евреев, происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным из 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI века - ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обстоя­тельство подчеркнуло привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин “иудей” стал использоваться как эквивалентный слову “еврей”. В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен; в более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских и, конечно, религиозных представлений, определяющий на протяжении вот уже четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Иудаизм- религия, основанная на вере в единого Бога, богоизбранности еврейского народа и ожидании Мессии (Спасителя).

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола, о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древнихариев, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена -дравиды ипрото- дравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам -Ведам.Всего их четыре:

  • Ригведа — сборник гимнов богам;
  • Яджурведа — сборник жертвенных формул;
  • Сама-веда — сборник жертвенных песнопений;
  • Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были дополненыбрахманами, содержащими разъяснения и толкования Вед,араньяками —наставлениями для отшельников,упанишадами - размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской религии.

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвященаИндре - богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеемBритрой, олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации.

Историческое развитие.

Связан с формироваием варн, с доминирующей ролью Бразманов — знатоками вед и ритуалов. Усложнением и видоизмением пантеона, центральным моментом стало последовательное возведение всех видимых явлений природы и феноменального мира, выраженного в политеизме,у некой единой сущности.

Возникновение буддизма.

К концу 2 началу 1 тыс. д.н.э. в Индии установилась жесткая соц. Структура — деление людей на касты. Принадлежность к касте определялась рождением, поэтому перход из одной касты в другую был невозможен. Центральной же идеей буддизма стало признание равенства всех людей, независимо от сословной, этнической и соц. Принадлежности, в их возможности спасения.

Возникновение буддизма связывают с деятельностью царевича Сиддхартхи Гаутамы. Согласно преданию Гаутама покинув дворец увидел страдания, что способствовало его уходу из дворца и началу поисков путей избавления от страданий. В 35 лет Гаутама стал Буддой (Просветленным, прозревшим), пришел в город Бенарес и нашел первых последователей.

Основы вероучения.

Вероучение буддизма включает в себя 2 основные доктрины: учение о личности и учении о жизни. Буддизм как религия парадоксален — в нем нет признания существования богов, отрицается душа как особая бессмертная и бестелесная сущность человека.

1-я вероучительная доктрина — учение о личности. Личность — комбинация особых элементов, дхарм.

Дхарма (держатель, носитель) является носителем психофизического состояния, комбинация которых образует индивидуальность. Дхармы изначальны, никем не созданы и бесконечны, они только рекомбинируются в некоем замкнутом индивидуальном единстве (сантана), образующем живое существо. Учение о сансаре в буддизме выступает не как учение о переселении душ, не как перевоплощение, а как бесконечный поток чередования рождения и смертей, циклическое существование в разных формах одного и того же набора дхарм. Новое рождение обусловлено кармой. Карма в буддизме выступает как объективный и неотвратимый закон — будущее рождение определяется суммой всех действий в предыдущем рождении. Так возникает мучительная цепь рождений и смертей. Вырваться из бесконечности этого круга становится смыслом жизни.

2-я вероучительная доктрина — учение о жизни. Будда провозгласил 4 благородные истины. 1- я жизнь в любой форме есть страдание (рождение, смерть, получение желаемого).

2-я причина страданий бесконечность желаний. Существует 3 губительных порока в виде свиньи, змеи и петуха, символизирующие невежество, гнев и желание. Причина страданий заключена в самом человеке.

3-я страдания могут быть прекращены. Для этого нужно достичь нирваны (угасание, затухание). Разрушение всех желаний и страстных влчений к вещам, дорогим человеку и есть состояние нирваны. Нирвана состояние, не обладающее никакими качествами, его характеристика — отсутствие каких либо качеств, и главное, это отрицание страдания.

4-я раскрывает путь к прекращению страданий — Благородный Срединный Восьмеричный путь. Благородный потому, что исходит от Будды; Срединный — т. к. пролегает между аскетизмом и вседозволенностью; Восьмеричный — т. к. содержит 8 позиций. Символом Восьмеричного Пути стало восьмирадиусное Колесо Учения.

Восемь позиций буддийского Пути включает в себя 2 позиции мудрости, 3 позиции нравственности и 3 позиции психотехники.

Позиции мудрости: правильное воззрение, т. е. Постижение 4-х благородных истин; правильная решимость — возникающее у человека стремление изменить, преобразовать свою жизнь, стать на путь, ведущий к освобождению.

Позиция нравственности: правильная речь, т. е. Воздержание от лжи, от клеветы и пр; правильное поведение — выполнение 5 заповедей: не причастие зла живому, запрещение лжесвидетельства и клеветы, запрещение воровства и пр; правильный образ жизни — воздержание от любой формы деятельности, несовместимой с правильным поведением, воздержание от «нечестных» источников дохода.

Позиции психотехники: правильное усердие — самоконтроль за состоянием психики, борьба с соблазнами и дурными мыслями, правильное направление мысли — избавление от страстей через осознание преходящего характера всего, что привязывает человека к жизни; правильное сосредоточение — полная отрешенность от мира, предельная форма созерцания, в котором нераздельно, как единое целое, существе его объект, субъект и процесс созерцания.

В учении Будды четко выделяются 2 важнейших момента: 1- избавление от страданий достигается не совершением обрядов и религиозных ритуалов, как в брахманизме, а изменением поведения человека, изменением его образа жизни. Во-вторых, избавление от страданий дано как возможность каждому человеку, не зависимо от его положения.

Символы.

Менора один из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время менора наряду со звездой Давида - наиболее распространенная еврейская эмблема. Со 2 тыс. минора являестя символом иудаизма, главным образом в противовес кресту — символу христианства.

Звезда Давида. Изображена на флаге Израиля и является одним из его символов. Согласно Легенде символ был на щитах воинов царя Давида.

Синтоизм

Сложный процесс культурного синтеза местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно-культовый аспект которой получил наименование синтоизма. Синто («путь духов») – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей и т. п. Древние японцы, как и другие народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, с благоговением относились к посредникам, осуществлявшим связь с миром духов, – к магам, колдунам, шаманам. Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него, первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого сооружаемых храмах.

Древнеяпонские источники VII–VIII вв. позволяют представить картину верований и культов раннего, добуддийского синтоизма. Видную роль в нем играл культ мертвых предков – духов во главе с клановым первопредком уд-зигами, символизировавшим единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор. К умиравшим своим соплеменникам они относились как к уходившим в какой-то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы.

Те и другие изготовлялись из глины и в обилии погребались в месте с покойными (эти керамические изделия называются ханива).

Древние синтоистские мифы сохранили свой, собственно японский вариант представлений о сотворении мира. Согласно ему, первоначально существовали два бога, точнее, бог и богиня, Идзанаги и Идзанами. Однако не их союз породил все живущее: Идзанами умерла, когда попыталась родить первенца, божество огня. Опечаленный Идзанаги хотел было спасти жену из подземного царства мертвых, но неудачно. Тогда ему пришлось обходиться одному: из левого его глаза родилась богиня солнца Аматэрасу, потомкам которой было суждено занять место императоров Японии.

Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси («ведающие духами», «хозяева ками»), должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).

Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.

В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.

Буддизм в Японии

Проникнув в Японию в середине VI в., учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал для становления и упрочения там развитой культуры и государственности. Принеся с собой не только индийскую философскую мысль и буддийскую метафизику, но также и традиции китайской цивилизации (буддизм пришел в основном через Китай). Заслуживает внимания, что в этой сфере не было сделано акцента, как то было в Китае, на безусловный авторитет мудрости древних и на ничтожность отдельной личности перед мнением и традицией коллектива в целом. Напротив, уже в «Законе 17 статей», опубликованном в 604 г., содержалась статья десятая, из которой явствовало, что у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки следует действовать, сообразуясь с волей большинства. В этой статье как бы в зародыше видны важные отличия, предопределившие – вместе с рядом других факторов – иную внутреннюю структуру и иные политические судьбы Японии по сравнению с Китаем, чьей цивилизации она столь многим обязана.

Иными словами, в рамках древнеяпонской цивилизации буддийские нормы, даже подвергшиеся китаизации и конфуциани-зации, оказались более крепкими, и именно они сыграли существенную роль в сложении основ японской культуры.

Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 г. их стало, по данным хроники Нихонги, 46. В конце VII в. был издан специальный указ об установлении алтарей и изображений будд во всех официальных учреждениях. В середине VIII в. было принято решение о строительстве гигантского храма Тодайдзи в столице Нара, причем центральное место в храме заняла 16-метровая фигура будды Вайрочана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Буддийские храмы стали исчисляться тысячами. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма, в том числе и не уцелевшие либо пришедшие в упадок на материке.

Буддизм и синтоизм

Секта Кэгон, оформившаяся и набравшая силу в VIII в., синтезировала буддизм с синтоизм. Опираясь на принцип хондзи суйдзяку, сущность которого сводилась к тому, что синтоистские божества – это все те же будды в их очередных перерождениях, школы-секты японского буддизма (Сингон, Тэндай и др.) заложили основу так называемого «ребу синто» («двойной путь духов»), в рамках которого буддизм и синтоизм, некогда враждовавшие, должны были слиться в единое целое. Это движение имело определенный успех. Японские императоры официально заявляли, что считают своим долгом поддерживать и буддизм, и синтоизм. Некоторые почитаемые ками (примерно так же, как и даосские божества в Китае) удостаивались статуса бодисатвы. Буддийские монахи нередко принимали участие в синтоистских празднествах и т. п.

Особый вклад в сближение буддизма и синтоизма внесла секта Сингон (санскр – мантра). Основатель секты Кукай (774–835) сделал основной акцент на культ будды Вайрочана, воспринимавшегося в рамках этого учения как символ космической Вселенной. Через причастность к космосу и космической графической системе Вселенной (мандала) с изображением различных будд и бодисатв на ней человек приобщался к буддийской символике и обретал надежду на просветление и спасение. Обилие будд и бодисатв и магически-символическая связь с ними, многие мистические ритуалы секты Сингон позволили сблизить буддизм и синтоизм, отождествить синтоистские божества, олицетворявшие силы природы, с космическими силами и буддами буддизма.

Внеся важнейший вклад в ребу синто, секта Сингон объявила главных японских ками аватарами различных будд и бодисатв, в том числе Аматэрасу – аватарой будды Вайрочана. Синтоистские божества гор тоже стали рассматриваться как воплощения будд, и именно это учитывалось при строительстве там крупных буддийских монастырей. Даже во многих синтоистских храмах заправляли буддийские монахи. Только два важнейших, в Исэ и Идзумо, сохраняли свою независимость.

Конфесионнальная ситуация в мире и её влияние на политику.


Положение религии в современном мировом обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов.
На сегодняшний день конфессиональная ситуация в мире поколичеству последователей такова:

христиане — 2,31 млрд (33 % населения Земли)

·мусульмане — 1,58 млрд (23 % населения Земли)

·исповедующие индуизм — 0,95 млрд (14 % населения Земли)

·буддисты — 0,47 млрд (6,7 % населения Земли)

·исповедующие традиционные китайские религии — 0,46 млрд (6,6 % населения Земли)

·сикхи — 24 млн (0,3 % населения Земли)

·иудеи — 15 млн (0,2 % населения Земли)

·приверженцы местных верований — 0,27 млрд (3,9 % населения Земли)

·не религиозные — 0,66 млрд (9,4 % населения Земли)

·атеисты — 0,14 млрд (2 % населения Земли).

Влияние различных религиозных конфессий на политику определенно есть, но оно зависит от того, какого влияние самой религии и авторитетности светской власти (если таковая имеется) в пределах конкретных стран.

Например в странах, где имеются влиятельные католические партии, где в силу ряда причин они ведут за собой значительную часть населения, католическая церковь является их идеологической опорой. Спекулируя на религиозных чувствах верующих, она стремится расширить массовую базу этих светских организаций. Там, где католических партий нет, церковь действует через другие близкие ей светские организации.

В некоторых же странах церковь не может активно поддерживать правые силы. Политическая обстановка в них такова, что это вызвало бы недовольство широких масс католиков.

Следует отметить, что в настоящее время политическая деятельность христианской конфессии сопровождается пропагандой тезиса о ее деполитизации, об устранении духовенства от политической жизни. Однако стремление отмежевать религию от политики не мешает церкви проявлять политическую активность.

Открытое влияние на политику в современном мире проявляет ислам. Политический ислам представляет собой диалектическое единство теологии и политики (теории и практики): политическая практика вторична по отношению к теологии, но формы практики заставляют изменять теологию. Идеология политического ислама – набор концепций, которые могут произвольно использоваться для конструирования конкретной идейной позиции. Эти концепции могут быть по своему происхождению исламскими («джахилийя», «ширк»), западно-либеральными («исламская демократия»), марксистскими («исламская революция») и т.д. Для достижения спасения необходимо преобразование всей общественно-политической жизни. Таким образом, в теологии исламизма личное спасение оборачивается политической борьбой за создание исламского государства.

Что касается буддизма, то своё активное участие в политике, он начал оказывать с 19 в. на его основе сформировалась национальная идеология, которая начала и продолжает борьбу с политической и культурной экспансией Запада, защищая национальные интересы. Так же на современном этапе наблюдается политико-религиозный конфликт Тибета и Китая.

Говоря о влиянии национальных религий на политику, следует от отметить, что самое высокое воздействие оказывает Иудаизм. Активная и сознательная враждебность классического иудаизма к не евреям серьезно влияет как на его носителей, ортодоксальных евреев, так и на его наследников-сионистов, через которых она воздействует на израильскую политику. С 1967 года Израиль становится все более и более еврейским, поэтому его политика во все большей степени основывается на еврейской идеологии, а не на рациональных интересах. Это идеологическое влияние обычно остается незамеченным иностранными экспертами, склонными игнорировать или недооценивать влияние еврейской религии на израильскую политику. Именно поэтому многие из их предсказаний оказываются неверными. В самом деле, правительственные кризисы в Израиле нередко вызывались чисто религиозными причинами, порой совершенно ничтожными.

Внимательное изучение основных принципов израильской стратегии ясно показывает, что еврейская идеология более, чем что-либо другое, определяет реальную политику Израиля. Еврейская идеология влияет на многих евреев тем сильнее, чем меньше о ней говорят открыто. Иудаизм призывает израильтян к тотальной мобилизации, требует беспрекословного соблюдения религиозных предписаний и требований. Эта религия, как в раннюю эпоху истории, так и теперь, служит им средством для всего их существования.

2.Религия как объект междисциплинарных исследований.

Религия (благочестие) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Итак: Религию, как объект междисциплинарных исследований можно рассматривать с политического, социального, философского, исторического и психологического аспектов.

Политология: Очень важно изучать религию с точки зрения политики, так как религия накладывает отпечаток на политическое сознание людей и влияет на формирование их политической культуры, так как человеческие представления о правде и справедливости находятся в тесной связи с религиозными представлениями, и это играет не малую роль при определении формы верховной власти.

В область исследования входит:

·Всё то, что в рамках религиозного учения и религиозной практики, имеет непосредственно политическое содержание и заказ. Например: религиозное понимание власти, силы, политического авторитета, государства, политической организации, войны, мира и т. д.

·Всё то, что в рамках религиозного поведения и религиозной практики, не имеет непосредственно политического содержания и заказа, но имеет непосредственные политические последствия. Например: строительство объектов религиозного назначения, паломничества.

·Позиция субъекта политики в более узком смысле по отношению к религии и религиозным объединениям. Например: позиции политических партий и групп, направленные на оказание давления на религию и религиозные объединения.

·Всё то, что в рамках как будто совершенно дружественного поведения, не имеющего религиозного мотива, вызывает религиозные последствия. Например, в случае, если в каком-либо конфессиональном сообществе приверженцы одной религии получают монополию на какую то экономическую отрасль, что вызывает политические последствия.

Социология:Религия интересует социологию как социальное явление, как важный структурный компонент общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных — социальных же — уровнях. Предметом социологического анализа являются религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и движения в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества в контексте конкретных социально-экономических реалий.

Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, больших масс людей.

Религиозный опыт (в трудах многих современных западных социологов часто используется термин «религиозная практика») также изучается социологией не только в отношении его канонического содержания и предназначения, а как структурный элемент конкретной религиозной системы, как одна из форм социального поведения и общения людей, внешнего, эмпирически наблюдаемого и фиксируемого проявления людьми своих взглядов и религиозных убеждений, организующего начала социальной жизни больших и малых человеческих сообществ.

Когда мы говорим о религии как о социальном институте, мы имеем в виду, что она предстает как реально существующая подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества. Религиозное сознание, составляющее стержень религии (как религиозная идеология, вероучение, теология, так и массовое религиозное сознание), определяя поведение людей, воздействуя на него, становится социальным фактом и в этом своем качестве (и только в этом) являет

Наши рекомендации