Бег с препятствиями, Послание к Филиппийцам 1:9-11
Нужно признать, что некоторым верующим Бог даровал нести особое молитвенное служение. Вильяма Кэри часто называют "отцом современного миссионерства", но мало кто знает, что его сестра, на годы прикованная к постели, каждый день часами молилась за служение своего брата и за людей, которые должны были продолжить начатое им дело. Джордж Мюллер из Бристоля, организовавший сиротский приют, обладал необычным молитвенным даром.
И все же вряд ли можно оправдать свою вялую молитвенную жизнь тем, что другие люди более одарены, поэтому они молятся лучше. На какой бы стадии христианского развития мы ни находились, мы можем быть лучше, чем есть, а многие из нас могли бы быть намного лучше. Мы должны начать с самого важного шага: определить свое положение, спокойно исповедать, что мы ведем неполноценную духовную жизнь, что наше знание Бога очень скудное, но мы стремимся молиться с большим чувством реальности, приносить больше плода и, похтому хотим научиться молиться.
Значительную помощь окажет нам молитва в Послании к Филиппийцам 1:9-11. Она поможет разобраться с причинами, которые мешают нам молиться. По форме - это короткая и простая молитва. Но тем не менее, чтобы удобнее было размышлять над ее содержанием, разделим молитву на три части.
Павел молится о познании лучшего
На первый взгляд кажется, что апостол просит Бога о постоянном росте в любви: "...и молюсь о том, - пишет он, - чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве..." (1:9). Но если продолжать читать дальше, то станет ясно, что в этой молитве любовь, о которой молится Павел, является не целью, а средством достижения цели. Павел говорит филиппийцам, что он молится о росте их любви, чтобы они, "познавая лучшее, были чисты..." (стих 10).
Итак, хотя Павел молится, чтобы любовь филиппийцев росла, его просьба настолько крепко связана с другой целью (он хочет, чтобы верующие могли познавать и принимать лучшее), что совершенно справедливо можно сказать: апостол молится за лучшее, за более превосходное. Мы еще не разобрались, что такое это "лучшее"; мы также не выяснили, как рост в любви помогает церкви в ее движении к этому лучшему. Однако уже сейчас ясно, что молитва Павла выносит смертный приговор окопавшейся в нашей душе посредственности, удовлетворенности достигнутым и нежеланию идти дальше. Павел молится о лучшем.
Он не ожидает, что лучшее придет в церковь по почте в красивой упаковке. Он молится, чтобы верующие могли познавать и принимать лучшее, то есть, чтобы они на деле проверили, что для них лучшее, и приняли его. Но о каком лучшем молится апостол, и что оно собой представляет?
В тексте есть три подсказки, которые помогут нам ответить на этот вопрос. Во-первых, Павел говорит, что если филиппийцы собираются познавать и принимать лучшее, то их любовь должна все более и более возрастать "в познании и всяком чувстве". Лучшее, которого должны по замыслу Павла достигать филиппийцы, не так просто познать. Для того чтобы познавать и принимать его, христиане должны обладать подлинной любовью.
Почему апостол описывает христианскую любовь именно так? Что такое любовь, возрастающая "еще более и более", понятно, но что значит любовь, возрастающая "еще более и более... в познании и всяком чувстве"? Христианская любовь, о которой молится Павел, должна формироваться познанием и всяким чувством, иначе она вырождается и превращается в сентиментальность и безосновательную уступчивость. Когда Павел говорит о познании, он имеет в виду такое познание, которое является результатом здравого наставления в Евангелии и богатого духовного опыта. Под "всяким чувством" апостол Павел подразумевает не глубину, а широту чувств, разнообразный нравственный опыт.
Знания без любви ведут к высокомерию и жажде власти. Но любовь без знания вскоре превращается в пародию на саму себя. Павел молится о христианской любви, которая определяется пониманием Евангелия и разносторонним знанием жизни. Эти ограничения не подавляют любовь, они гарантируют ее чистоту и полноценность. Такая любовь, по мнению Павла, должна возрастать более и более.
Я хочу подчеркнуть, что христиане, если они хотят познавать и принимать лучшее, должны возрастать в такой любви. Так что тем, кто не возрастает в такой любви, довольно сложно определить, что есть "лучшее". Павел считает, что пока ваша любовь не начнет все больше и больше возрастать в знании Евангелия и широте чувств, вы не сможете познать и принять лучшее. Другими словами, тот факт, что познание "лучшего" полностью зависит от растущей любви, помогает нам понять, что есть "лучшее".
Второе, что я хочу заметить, касается значения слова "лучшее". Исследователи расходятся во мнении, какое значение имеет это слово в оригинале: "отличающееся" или "превосходное". В соответствии с первым значением Павел желает, чтобы верующие росли в любви для того, чтобы увидеть отличие; в соответствии со вторым - чтобы верующие росли в любви дабы понимать и принимать превосходное, т.е. действительно важное. Но эти варианты не так далеки друг от друга, как может показаться. Мысль Павла заключается в том, что на протяжении жизни приходится выбирать между одним и другим, которые не являются однозначно правильными или неправильными. И нам необходимо такое понимание, которое поможет увидеть различие между возможностями, а затем сделать выбор в пользу лучшей из них. Именно это Павел подразумевает под принятием "лучшего". Таким образом, мысль Павла заключается в том, что любовь, формируемая знанием и нравственным опытом, необходима для понимания и принятия "лучшего", для развития "чувства существенно важного" (Моффат).
И третье о чем я хочу сказать, чтобы понять в рассматриваемом контексте значение слова "лучшее". Эта подсказка - ни что иное, как одна из основных тем всего послания. Уже в 6 стихе этой главы Павел говорит филиппийцам, что он всегда молится о них с радостью, потому что уверен, что "начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа...". Другими словами, апостол хочет, чтобы у филиппийцев вера не просто сохранялась, а развивалась, чтобы однажды, в последний день, день Иисуса Христа, она стала совершенной.
Жизнь апостола Павла показывает: уверенность в том, что Господь способствует духовному росту не освобождает человека от необходимости самому стремиться к святости. Двумя главами позже Павел говорит о своей цели: "...познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых" (3:10-11). А затем апостол объясняет, где он видит свое место в этом процессе: "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (3:11-14).
С учетом всего сказанного, можно понять суть "лучшего", к которому, по мнению Павла, должны стремиться верующие. Оно состоит из всех элементов, характеризующих рост в христианском ученичестве, и мы не можем познать и принять "лучшее" до тех пор, пока наша любовь не станет возрастать в познании и всяком чувстве. "Лучшее" предполагает себя возрастающее проявление силы воскресения и возрастающее участие в страданиях Христа. И в первую очередь принятие лучшего приводит к росту в знании Иисуса Христа (Фил. 3:10), к радости ожидания дня Христова, когда Божье доброе дело в нас достигнет своего завершения.
Чтобы найти лучшее, не надо делить все на черное и белое. У каждого человека свое "лучшее" определяется его системой ценностей, системой приоритетов. Именно поэтому Павел молится, чтобы филиппийцы могли возрастать все более и более "в познании и всяком чувстве": Павел желает, чтобы их сердце и разум стали глубоко христианскими, ибо иначе они не смогут отличить и принять лучшее.
Возможно, несколько примеров помогут вам понять молитву Павла.
Как вы проводите свое время? Сколько часов в неделю вы уделяете своим детям? Какую часть времени за последние два месяца вы уделили свидетельству о Христе? Сколько часов было потрачено на просмотр телепрограмм или еще на какие-то дела, которые помогают вам расслабиться? Отдаете ли вы предпочтение "лучшему", когда решаете, как использовать время?
Что вы читали на протяжении последних шести месяцев? У вас нашлось время для газет или новых журналов, для двух-трех детективов? А было ли у вас время для чтения толкований и другой христианской литературы, которая помогла бы вам лучше понять Библию, улучшить духовную дисциплину или расширить духовный кругозор? Отдаете ли вы предпочтение "лучшему" в выборе литературы?
Каковы ваши внутрисемейные взаимоотношения? Задумываетесь ли вы время от времени о том, как можно укрепить отношения с вашей супругой (супругом) или детьми?
Выделяете ли вы время для личной молитвы? Для молитвенных собраний? Какие шаги вы предпринимаете в этом направлении?
Как вы распоряжаетесь деньгами? Отдаете ли вы определенную часть, скажем 10% вашего дохода, на дело Божие, как бы вам жалко их не было, а остаток считаете своим собственным? Или вы считаете себя слугой Господа, и поэтому все ваши деньги принадлежат Ему, а себе вы берете ровно столько, сколько необходимо? Радуетесь ли вы возможности вложить больше денег в важное служение просто потому, что вы любите вкладывать в вечность?
Стали ли вы с годами более сострадательными? Предпринимаете ли вы попытки послужить людям, не обладающим теми преимуществами, которыми обладаете вы?
Углубляют ли чтение и изучение Библии ваше знание о Боге, становится ли от этого ваше искреннее поклонение Всемогущему более непосредственным, серьезным и радостным?
Есть ли такие моменты в вашей жизни, когда вы только потому, что христианин, с готовностью принимаете решение лишить себя удобств, жить и служить, отвергнув себя?
Отвечая на эти вопросы, вы делаете выбор. Я не хочу вызвать у вас чувство вины напоминанием о том, что мы постоянно принимаем решения не в пользу славы Божьей. Я даже колебался включать или нет эти абзацы в книгу. Чувство вины само по себе не поможет нам принять правильное решение, оно может только усилить напряжение и вызвать озлобленность.
Но если любовь, формируемая знанием и нравственным опытом, возрастает все больше, тогда мы будем стремиться принимать именно такие решения - хорошие решения. Их нельзя принимать, основываясь всего лишь на законе, для их принятия требуется сердце, преображенное Божьей благодатью.
"А! - скажете вы, - раз Бог требует от нас, чтобы мы любили Его всем сердцем, душой, разумом и крепостью, раз Он требует, чтобы мы были святы, как и Он свят, то разве это не означает, что Бог требует, чтобы такое совершенство было нашей целью? Разве те решения, о принятии которых вы говорите, не встретятся так или иначе на нашем пути, потому что Бог требует от нас полной преданности? Разве эти решения не являются вопросом повиновения Его требованиям, Его закону?"
Если под Божьим законом вы понимаете требования Бога повиноваться Его господству без всяких ограничений и стремиться к совершенному послушанию, тогда, конечно, вы правы. Но я имею в виду, что инструкции, прямые предписания не могут предусмотреть всех ситуаций. Возьмите, например, вопрос об использовании времени. Каждому из нас отведено 24 часа в сутки. Но каждому из нас требуется разное время для сна, мы отличаемся в способности сосредоточиваться, поэтому каждый имеет свой особенный баланс времени отдыха и времени работы. Заповедь дорожить временем, потому что дни лукавы, может иметь для разных христиан разное значение. Призыв мудро использовать время для чрезмерно активных христиан может означать, что им надо уменьшить темп в жизни и научиться молиться Богу; для христиан, любящих много времени проводить в размышлениях, этот призыв может указывать на необходимость заняться благовестием или помощью бедным. Как должно использоваться время, необходимое для отдыха? Духовно зрелые христиане могут отдыхать, заучивая наизусть отрывки из Писания, читая пуританскую классику или изучая новые комментарии к Книге пророка Исаии. Но разве христианина можно назвать менее зрелым, если он возьмет почитать детектив? Разве можно говорить, что менее зрелые христиане совершают грех просто потому, что они используют время досуга не столь эффективно?
Молитва Павла разрубает этот гордиев узел. "Лучшее" - это именно то, о чем Павел хочет, чтобы молились христиане на любом этапе их пути в вере. Конечно, поиск лучшего не может происходить без опоры на милостивое откровение Бога о Самом Себе в Писании. Но даже в этом случае Павел отказывается устанавливать набор тестов, по которым христиане должны оценивать себя; он отказывается ставить дрессировочные кольца, через которые христиане должны прыгать. Он просто обращается к небесному Отцу и просит Его, чтобы верующие могли находить лучшее. Прекрасно зная, что они не могут искать "лучшее", не обновившись сердцем и разумом, он конкретизирует свою молитву и просит, чтобы Бог все более и более взращивал их любовь в познании и всяком чувстве, чтобы они могли познавать это самое "лучшее".
Павел не может удовлетвориться сохранением достигнутого духовного уровня. Зная, что нам определено совершенство по возвращении Христа, апостол желает, чтобы мы стремились к нему уже сейчас. Он не может молиться вяло и апатично, потому что чем больше плода он приносит и чем более святым он становится, тем больше он понимает, сколько ему еще предстоит преодолеть; и он хочет, чтобы у филиппийцев было такое же представление о жизни. Короче, Павел страстно стремится к духовному "лучшему" и, делая это сам (3:10-14), он также молится об этом и за других (1:9-11).
А теперь я хотел бы обратиться прямо к служителям, которые читают эти строки.
Желаете ли вы всем своим сердцем лучшего для той церкви, которой служите? Если да, то вы должны спросить себя, сколько времени вы уделяете подобной молитве?
Существует проблема, по крайней мере для нас, служителей на Западе, которая заключается в том, что, несмотря на то, что мы знаем, что призваны к служению словом и молитвой, мы, тем не менее, оказываемся под давлением других обязанностей, которые в конечном итоге влияют на формирование нашей системы ценностей и вносят свои коррективы в служение.
Работа пастора стала довольно разнообразной. Мы меньше уделяем времени служению словом и молитвой, потому что научились профессионально давать советы и находить деньги на разные проекты, мы стали профессиональными администраторами, членами комиссий, посредниками и политиками, мы работаем со средствами массовой информации. И на все это надо время.
Многие пасторы перестали понимать, кто они, какое место занимают в обществе, и поэтому страдают от недооценки своего труда со стороны общества. В западном мире еще тридцать лет назад служители церкви были уважаемыми людьми. Но из-за пробуждающегося секуляризма, постоянного представления средствами массовой информации церковнослужителей как неких шарлатанов, развития общественного мнения о нас как о вымирающих динозаврах мы начинаем чувствовать себя неуютно. Многие из нас работают с профессионалами и даже учат профессионалов, но к нашей профессии часто относятся с пренебрежением. Такое положение вообще-то не должно волновать тех, кто, взяв свой крест, следует за Христом. В реальности же служители в ответ на такое отношение стараются вести себя слишком профессионально и слишком мало трудятся в качестве тех, кому поручено проповедовать слово и молиться.
Некоторые служители чувствуют себя неудачниками. Многие пасторы трудятся месяцы и годы, не видя ни одного обращенного. У некоторых появляются хорошие идеи, но они чувствуют, что им не преодолеть барьеров церковной традиции; другие высоко ценят традицию, в которой они выросли, и чувствуют угрозу в бесконечных нововведениях. Годы уходят, приходит унылая покорность обстоятельствам.
Многие служители хоронят себя в бесконечной деятельности. По своей собственной вине они погружаются в бесконечные дела и, постоянно будучи занятыми, не могут уделить времени учебе, размышлениям, созерцанию и молитве.
Такое положение дел, как ржавчина, разъедает нашу систему ценностей, смещает истинные цели и в конце концов направляет к ложным ориентирам. Если мы восстановим библейские приоритеты, то эти обстоятельства предстанут перед нами в совершенно ином свете. Осознав истинные приоритеты, вы научитесь отводить каждому делу свое место в соответствии с библейской системой ценностей. Передайте какие-то дела другим людям; чем-то вообще прекратите заниматься. Вам не надо составлять молитвенные списки для церквей по всему миру, вам нужно молиться. Вы не обязаны присутствовать на каждом заседании и посещать все собрания; вы обязаны молиться. Вы не разобрались в отведенной вам роли? Вспомните, к чему вы призваны, и посвятите себя молитве о "лучшем". В этом случае и будете меньше беспокоиться о мнениях мира и сможете более полно посвятить себя служению единственному Господину, чье мнение действительно имеет значение. Если вы чувствуете себя неудачником, не приносящим плода, напомните себе, что наш Господин больше интересуется верностью, а не статистикой, но в то же время спросите себя, не является ли ваша бесплодность результатом отхода от служения словом и молитвой. Много ли я молился о "лучшем" - о духовном урожае, об обращении неверующих, о проявлении плода Святого Духа? Может быть, я имею мало, потому что прошу о малом? Может быть, моя неплодотворность прямо пропорциональна моей безмолитвенности? Молитва апостола Павла обличает все оправдания безмолитвенности. Наконец, не хороню ли я себя в рутине дел? Когда наконец, я посвящу себя тому, к чему призван, - служению словом и молитвой? Когда я стану молиться о лучшем?
Конечно, Павел молился об этом за всех верующих в Филиппах, а не только за их служителей. Каждый верующий должен спросить себя: а молюсь ли я о лучшем, лучшем в глазах Бога для меня и для тех, кто меня окружает? Молюсь ли я о том, чтобы моя любовь возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы я мог отличить первосортное от превосходного, приемлемое от лучшего, чтобы я мог различать и принимать лучшее в своей жизни? Молюсь ли я об этом для моей церкви?
Или, если честно, я предпочитаю посредственность?
Павел молится о лучшем, а такого "лучшего", и в этом нет сомнений, без молитвы не достичь.
Молитва Павла связана с отдаленным будущим
"...И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов" (Фил. 1:9, 10).
Кому-то может показаться, что познание и принятие лучшего являются чисто интеллектуальным упражнением. Но такое понимание пресекается не только тем, что Павел настаивает на росте любви как на необходимом условии достижения лучшего, а так же и тем, что лучшим для апостола является кристальная чистота (именно в этом смысл слова "чисты"), абсолютная непорочность и жизнь, наполненная плодами праведности. Таким образом, хотя поиск лучшего требует использования умственных способностей, этим дело не ограничивается. Все наши способности, все наше существо будут призваны к действию, что приведет к преображенной жизни.
Необходимо объяснить два выражения в этой части молитвы апостола Павла.
Во-первых, "исполнены плодов праведности" (стих 11). Греческое слово, переведенное как "праведность", часто переводится словом "оправдание", и некоторые считают, что апостол Павел имеет в виду здесь именно это. С этой точки зрения выражение "плоды праведности" - это жизнь, которая является результатом оправдания, т. е. всевластного действия Бога, которым наши грехи вменены Христу, а Его праведность вменена мне. Хотя в самом толковании нет ничего неправильного, здесь оно, очевидно, не подходит. "Плоды праведности" - это стандартное выражение, и вряд ли бы апостол стал использовать его в ином, необычном смысле (сравните: Пр. 11:30; Ам. 6:12). Более того, все выражение "исполнены плодов праведности" параллельно здесь "чистоте" и "непреткновенности". Поэтому лучше всего рассматривать эти три понятия как нравственные качества. Быть исполненным "плодами праведности" - значит отличаться поведением - действиями, словами и мыслями, которые Бог считает правильными.
Но даже в этом случае набор праведных качеств является плодом праведности; именно плод праведности дается через Иисуса Христа. Ветвь лозы производит плод, а рост и плодовитость целиком зависят от Иисуса Христа. Так же, как согласно словам из Послания к Галатам любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание являются плодом Духа (Гал. 5:22-23), так и любое праведное дело, слово или мысль филиппийцев являются "плодом праведности через Иисуса Христа". Павел никогда не призывает нас прилагать в чем-то больше усилий, не призывая одновременно стараться быть христианами, достойными Христа; он же первый и признает, что праведная жизнь в конечном итоге является результатом действия благодати Божьей.
Второе выражение, более важное для достижения поставленной нами цели, это - "в день Христов" (стих 10). В греческом языке оно звучит скорее так: "ввиду дня Христа". Значит Павел молится, чтобы любовь христиан возрастала в познании и всяком чувстве для того, чтобы они могли постигать и принимать действительно лучшее. И все это для того, чтобы они были чисты и непреткновенны и исполнены плодов праведности, имея в виду день Иисуса Христа. Мы опять пришли к тому, что молитва апостола направлена в будущее, что так характерно для других молитв Павла (см. главы 1 и 2 данной книги). В то же время мы подошли к теме настойчивости в молитве. Ранее отмечалось, что несколькими стихами выше апостол выражает уверенность в том, что Тот, Кто начал доброе дело в филиппийцах, будет продолжать его до дня Иисуса Христа. Именно к этой теме Павел вновь возвращается здесь.
Апостол вспоминает о дне Христа не для того, чтобы устрашить верующих судом. Павел не говорит, что они должны начать жить праведно, потому что в противном случае предстанут перед судом, и если не будут осуждены, то им по крайней мере придется объяснить свое поведение. Нет, он говорит о гораздо более сильном стимуле стремления к праведности. Павел пишет, что они должны жить, имея в виду день Христа, то есть они должны жить так, чтобы было видно: они помнят о приближении этого дня и живут в соответствии с этим. В тот день "нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3:13), от нашей жизни сохранится только праведная часть - плод праведности. Даже сейчас, по словам апостола Павла, христиане должны жить, имея в виду этот день, и должны приносить обильный плод праведности в предвосхищении этого дня. Это является частью призыва к лучшему.
Церковь - это форпост неба, маленькая часть нового неба и новой земли, внесенная во временный мир. Мы все еще погружены в неудачи, грех, упрямство, бунтарский дух, эгоизм; мы все еще не те, кем должны быть. Но благодатью Божьей мы уже не те, кем были. До тех пор, пока мы здесь живем, мы боремся с грехом и предвкушаем в той мере, насколько способны, блаженную жизнь совершенной праведности. Мы живем, помня о дне Христа.
Это означает, что христиане по своей природе являются миссионерским сообществом. Наше истинное гражданство - небесное; фактически мы уже сидим вместе со Христом на небесах (Еф. 2:6). Но пока не наступит конец, мы живем здесь, внизу, как небесный миссионерский форпост в потерянном и умирающем мире. Мы - передовые позиции нового неба и новой земли в старом мире, который находится под гневом Божьим.
Это значит, что Павел в своей молитве просит не больше и не меньше как о пробуждении. Он молится о том, чтобы христиане прямо сейчас могли быть такими, какими они должны быть и какими они однажды обязательно станут. Эти слова учат нас молиться о том, чтобы мы познавали и принимали самое высшее, самое лучшее и самое святое в виду дня Иисуса Христа. Павел настоятельно просит в молитве, чтобы уже сейчас прощеные грешники были настолько святы, насколько это только возможно по эту сторону вечности. И нам следует молиться о том же. Именно таким образом молитва апостола Павла связана с отдаленным будущим, с днем Иисуса Христа.
Нет необходимости слишком глубоко изучать историю пробуждений, чтобы заметить, что истинное пробуждение всегда уничтожало озлобленность. Когда наступает время пробуждения, карьеризм вымирает, у людей появляется стремление к святости, они всерьез начинают беспокоиться о честности, широко открывают двери для подлинного самоотречения и учатся любить. Когда наступает время пробуждения, пропадает чувство нереальности, небеса кажутся более близкими и более важными, чем временный миропорядок. Когда наступает время пробуждения, поклонение перестает быть упражнением, оно становится одной из основных черт нашей жизни. День Иисуса Христа кажется ближе. Это обновленное переживание благодати Божьей в нашей жизни превращает благовестие в страсть, делает его безмерно плодотворным.
Неизбежно появляются попытки иммитации пробуждения с помощью определенной методики и свести благодать к набору заклинаний, силу Божию же просто приручить. Манипулирование людьми получает такое широкое распространение, что пробуждение угасает или превращается в бледную тень самого себя. И все же те, кто стал свидетелем хотя бы небольшого проявления силы Святого Духа во времена такого благословения, часто отмечены особым помазанием. Один человек, обращенный во время пробуждения, сказал: "Я родился свыше в огне пробуждения, и я не собираюсь умирать в угасших углях воспоминания о нем".
В рассматриваемой нами молитве апостол Павел не пытается организовать пробуждение, тем более он не бранит своих ближних за отсутствие пробуждения. Он молится за пробуждение. Ибо если истинное пробуждение есть Божья работа, если преобразующая и разумеющая любовь, которая дает силы верующим познавать лучшее, есть в конечном итоге плод Божьей деятельности в нашей жизни, если истинная праведность есть плод, взращиваемый Иисусом Христом, то какие бы человек ни использовал средства, нет гарантии, что он чего-то достигнет. Только Бог может вызвать преображение, только Бог может обеспечить пробуждение. Пример Павла убеждает, что с каким бы страхом и трепетом мы ни совершали спасения, однако должны признать, что наши самые большие усилия не дали бы результата, если бы Бог не производил в нас хотение и действие по Своему изволению (2:12-13). Итак, необходимо молиться о том, чтобы Бог действовал в нас; очень важно научиться молиться этой молитвой вместе с апостолом Павлом.
Западный мир не нуждается ни в чем другом так остро, как в группах верующих, неизвестных и нежданных, которые бы, в частном порядке и без стремления к славе, заключив между собой завет искать лица Господнего, верно молились бы о лучшем, которое определяется размышлениями о дне Иисуса Христа, молились бы о пробуждении. К чему бы это могло привести? Бог всевластен и полон сострадания, кто знает, что Он мог бы сделать.
Молитва апостола - не идолопоклонство, а прославление Бога
К сожалению, поиск лучшего может привести к самой отвратительной форме идолопоклонства. В подтверждение этому есть немало примеров. Вы женитесь на ком-то, кто ставит во главу угла безупречность во всем, и в первый же вечер вас отчитывают за нерациональное выдавливание зубной пасты - ведь зубную пасту надо выдавливать из тюбика начиная с конца, и постепенно передвигаться к началу! Обычно люди бывают блюстителями порядка только в определенных областях. В нашей семье и я, и моя жена по природе организаторы. Неизбежно возникают проблемы, когда, предварительно не переговорив друг с другом, мы организуем одно и то же мероприятие, но совершенно по-разному и ожидаем, что другой примет наши "совершенные" планы.
Родители, считающие, что порядок превыше всего, могут быть слишком строги к своим детям не только в отношении поведения, но и в приобретении каких-либо навыков, достижении результатов в спорте учебе и т. д. Мы можем недооценивать прилагаемые детьми усилия и с негодованием отчитывать за несоответствие стандартам, которые для них, если говорить по совести, совершенно нереальны.
Безупречность в своих нерадостных формах завоевывает и церковь. Несколько лет назад после богослужения, за чашкой кофе, я встретился с одним из самых способных проповедников, которых мне когда-либо приходилось слушать. У этого человека были способности намного выше средних. Я не слышал ни одной его проповеди, в которой бы не было пищи для моего ума и вызова для моего сердца. Те редкие проповеди, которые мне доводилось слышать, каждый раз изменяли мое мышление. Ему было около пятидесяти лет, и он нес служение в большой церкви. В тот вечер он спокойно сказал мне: "Дон, честно говоря, я начинаю уставать. Я впервые понял, почему некоторые способные проповедники прекращают учить и заниматься административной работой в возрасте пятидесяти лет. Я не могу поддерживать высокий уровень служения воскресенье за воскресеньем, неделя за неделей не сгорая. Я устал. И я должен признать, что я так хочу, чтобы все было безупречно, что не могу выйти за кафедру, пока не буду полностью подготовлен. Пока я не почувствую, что проповедь готова, я не могу проповедовать".
В ответ я сказал несколько ничего не значащих слов, и мы вместе помолились. Через несколько месяцев я проповедовал и читал лекции в Австралии. Там мне в руки попало высказывание Бротона Нокса, экс-президента Мурского теологического колледжа. Нокс сказал своим студентам: "Богу не интересны наши "на все сто".
В каком-то смысле, конечно, Богу только это и интересно. Он хочет, чтобы мы целиком доверяли и повиновались ему; Он хочет, чтобы мы служили Ему со стопроцентной верностью, отдавая все своем внимание Ему. Нокс же имел в виду, что очень часто то, что мы называем "на все сто", - это не наша безграничная преданность Богу и Его Евангелию, а просто способ самореализации личности, ревностно следящей за безупречностью. Для некоторых людей дело не стоит труда, если его не выполнять, выкладываясь "на все сто". Они перестают уважать себя, если не могут работать именно так. Часто такие люди добиваются высочайших результатов. Но в христианской жизни такое отношение может оказаться ничем иным, как одной из форм идолопоклонства - самопоклонением.
Поэтому я написал моему коллеге-проповеднику и процитировал Бротона Нокса: "Богу не интересны наши "на все сто". Я написал ему, что с большим удовольствием послушал бы его проповеди на 80% еще 20-30 лет, чем 3-4 года проповеди "на все сто". Я посоветовал всесторонне обдумать этот шаг, ведь речь шла о выборе лучшего для церкви, лучшего для многих людей, которые бы слушали Евангелие, проповеданное с силой и на хорошем интеллектуальном уровне, и в конечном итоге о выборе образа действий, который бы принес Христу больше славы. В поисках "лучшего" мы не должны поклоняться "лучшему", потому что это просто идолопоклонство.
Та же проблема возникает в нашей жизни на самых разных уровнях. Домохозяйка, постоянно настаивающая на поддержании безупречного порядка в доме, может быть настолько безупречной, что с ней невозможно жить. Директор предприятия может сделать успех в бизнесе идолом, которому надо поклоняться любой ценой. Студент-христианин, которого может удовлетворить только "5+", возможно, намного больше заинтересован в сохранении своей репутации, чем в служении воскресшему Христу.
В то же время этим нельзя оправдывать лень, беспечность и отсутствие дисциплины. Согласно Библии самый главный вопрос, который мы должны задавать себе, такой: каковы мои мотивы? Есть разные типы людей, у каждого человека свои сильные и слабые стороны. Но вопрос в следующем: озабочены ли мы тем, как использовать дары и добродетели, полученные от Бога, для прославления Его имени и для служения Его народу? Или мы просто заняты реализацией собственных планов?
Имея в виду подобные мысли, апостол молится о лучшем, подразумевая, что это лучшее должно привести к плодам "праведности через Иисуса Христа", а затем благоразумно добавляет, что все это должно послужить прославлению Бога (1:11).
Главное - это проверка своих мотивов. Некоторые из нас ищут лучшего даже в духовном просто потому, что нам трудно поступать иначе. Наше "я", привыкшее все делать безупречно, расстраивается из-за плохой дисциплины, несовершенных проповедей, неубедительного свидетельства, слабой молитвы, поверхностного учения. Если мы озабочены этим, потому что чувствуем, что из-за этого церковь погружается в довольство своей "теплотой" и духовной посредственностью, если мы пытаемся изменить что-то, потому что в глубине сердца беспокоимся о славе Христа и благе Его народа, это хорошо. Но если наше беспокойство вызвано, главным образом, стремлением к высокими стандартам своего "совершенства", тогда мы склонны не столько помогать другим, сколько недооценивать чужой труд. Наше собственное служение станет источником тайной гордости именно потому, что мы выполняем его с большей компетентностью, чем окружающие нас люди. К несчастью, значительная часть показного беспокойства о качестве может оказаться обычным самопоклонением, самой уродливой формой идолопоклонства.
Павел отрицает такое превосходство. Он молится, чтобы любовь филиппийцев все больше возрастала, рассматривая ее как необходимое условие и средство познания и принятия лучшего, тем самым он определяет природу лучшего. Любовь по своей сути жертвенна; она подчиняется интересам Бога и ищет добра своим ближним верующим. Молитва Павла достигает кульминации в том месте, где Павел ходатайствует перед Богом для того, чтобы сам Бог мог прославиться.
Продолжая наши рассуждения отметим, что если поиск лучшего как в молитвенной, так и во всей христианской жизни связан с нашим эгоизмом и скрытым стремлением к самореализации, то этот поиск бесполезен. Мы единодушны в своих молитвах с апостолом Павлом только в той мере, в какой наш поиск лучшего вызван растущей любовью и используется "во славу и похвалу Бога".
Этот урок может быть особенно важен для тех, кто прожил немало. Уход на пенсию может показать, в чем состояли наши истинные интересы; тот же результат может вызвать физическая неспособность к работе. Епископа Стенвэя Бог использовал для создания множества церквей и укрепления благовестия в Восточной Африке. В одной только Танзании он создал более двадцати приходов; некоторые называют его апостолом Танзании. После ухода на пенсию он помог основать семинарию в Северной Америке. Я встретился с ним, когда он уже вернулся в родную Австралию и болезнь Паркинсона достигла такой стадии, что он уже не мог говорить. Для общения епископ Стенвэй использовал блокнот и ручку. Он рисовал печатные буквы, которые едва можно было прочитать. Когда я узнал его поближе, то, набравшись смелости, спросил, как он справляется с такой ужасной болезнью. Он был настолько деятельным всю жизнь и так часто добивался успеха, как же он может пережить свою вынужденную отставку? Ему пришлось трижды нацарапать в блокноте ответ прежде, чем я смог разобрать слова: "У уныния нет будущего".
Одним словом, епископ Стенвэй не мог позволить себе роскоши предаться отчаянию. Он жил видя в перспективе вечность, где отчаяние не играет никакой роли. Он просто не связывал самореализацию со своим служением, так что когда он лишился возможности заниматься активным, плодотворным служением, он сам не потерпел урона. Он все еще доверял своему Господу и продолжал искать лучшего даже в такой ситуации.
Мартин Ллойд-Джонс был одним из самых влиятельных проповедников в этом столетии. За несколько недель до смерти кто-то спросил его, каким образом после десятилетий успешного, активного служения он теперь справляется с такой слабостью, при которой ему приходи<