Вступление раскрывает ход действия в проповеди
Вступление должно что-то сказать слушателям об основной части проповеди и об ее развитии. Вступление должно представлять тему. Очень коротко нужно представить слушателям тему проповеди для того, чтобы никто не мог с удивлением спрашивать: "О чем же будет говорить проповедник?" Если представляется только тема, то обычно нужно дополнить ее главными пунктами. Например, если проповедник поднимает вопрос: "Как мы можем знать волю Божью?" - слушатели станут ожидать указаний на то, как главные пункты проповеди будут отвечать на него.
Вступление может пойти дальше, чем объявление темы, и сориентировать слушателей на главную идею. Проповедь, основанная на Рим. 1:1-17 и говорящая о том, что нужно сделать для евангелизации общества, в котором мы живем, может включать в себя такое заявление: "Когда в церкви Евангелие становится "все во всем", то сила Евангелия становится непреодолимой в мире". И когда идея уже изложена, проповедник должен поднять один из основных вопросов, относящихся к ней: "Что это значит? Истинно ли это? Каким образом это влияет на жизнь?" Хотя и не точно в такой форме, но проповедник должен назвать один из этих вопросов. И если он не сделает этого прямо или косвенно, то проповедь можно считать законченной несмотря на то, что он будет говорить еще тридцать минут. Эффективная проповедь должна поддерживать в слушателях чувство напряженности, ожидания того, что еще что-то важное будет сказано до окончания проповеди. И если такое напряжение пропадает, проповедь можно считать оконченной. Вот почему аналитический вопрос, на который укажет проповедник, покажет слушателям, что будет сделано с идеей в оставшейся части проповеди. Она может быть построена как объяснение идеи, как доказательство этой идеи или, как практическое ее применение.
Если проповедь строится по индуктивному методу, вступление ведет к изложению первого основного пункта проповеди. При этом слушатели
130 Изложение проповеди
могут предполагать, что первым пунктом может ограничиться вся проповедь. Первый пункт должен быть затем связан четким переходом со вторым пунктом, а второй с третьим и так до тех пор, пока будет раскрыта полная идея проповеди.
Вступление освещает еще другие вопросы
Относительно вступления можно сказать еще что-то. Проповедь не должна открываться извинением. Проповедник своим извинением надеется заслужить симпатию, но самое лучшее, чего он может достичь - это жалости. Такой проповедник не сможет убедить своих слушателей. Если вы не готовы к проповеди, пусть сами слушатели определят это. И во многих случаях они просто этого не заметят.
Вступление должно быть коротким. После того, как покажется вода, перестаньте копать колодец. К сожалению, здесь нельзя перевести все это в проценты. Вступление должно быть настолько длинным, чтобы захватить внимание слушателей, объяснить нужду, направить слушателей к данной теме, идее или к первому главному пункту. И пока это не сделано, вступление является неоконченным, если же оно продолжается и после того, когда это сделано - оно слишком длинное. Одна старушка когда-то сказала проповеднику из Уэльса Джону Оуэну, что он так долго накрывал на стол, что у нее пропал аппетит.
Вступление не должно обещать больше того, что должно обещать. Если это случается, то это подобно стрельбе из пушки по воробью. Сенсационное вступление к простой, обычной проповеди - это нарушенное обещание. Если проповедник не осветил полностью нужду, о которой он начал говорить, община чувствует себя обманутой.
Где-то в начале проповеди проповедник должен прочесть Священное Писание. Некоторые проповедники читают Писание непосредственно перед проповедью, поскольку проповедь и должна объяснить прочитанное место. К сожалению, если текст не будет прочитан умело, община может подумать, что это скучный обряд, который они должны выслушать перед тем, как им скажут что-то о Библии. Как общее правило, короткое место Священного Писания нужно прочесть сразу же после вступления. Когда чтение текста следует после вступления, это помогает слушателям обратить на него свое внимание.
Пользуйтесь юмором осторожно. Если он привлекает внимание к идее, смех может послужить прекрасным инструментом. Если же он служит только как развлечение, то такой юмор только мешает проповеди. Когда проповедник говорит перед незнакомыми людьми, юмор помогает ему установить мост доверия, однако, если он будет включать слишком много шуток, его могут посчитать просто комедиантом. Если юмор используется, он должен привлекать внимание аудитории к служителю или к его проповеди.
Глава 8 131
То, как служитель выходит за кафедру, говорит многое для слушателей о нем. Если он идет не спеша и уверенно, его манера говорит о том, что он хочет сказать что-то важное, и что нужно прослушать с вниманием. Перед тем, как начать говорить, он должен сделать паузу, чтобы привлечь внимание. Он и слушатели должны быть едины в начале проповеди, если они даже не сохранят его к концу проповеди. Он должен смотреть на людей, а не в свои заметки или даже в Библию.
Нервозность иногда делает голос повышенным и дрожащим. Вот почему проповедник должен особенно следить за тем, чтобы первые слова были сказаны спокойно. Чтобы снять напряжение, возникающее в горле, в момент ожидания, когда можно будет говорить, надо или шевелить языком или пробовать что-то говорить беззвучно с закрытым ртом. Облегчает начало речи и глубокий вдох перед началом проповеди. Энергичный определенный жест после сказанного первого предложения переводит нервную энергию в положительное движение тела. Лучше всего нервное напряжение снимается тогда, когда проповедник еще перед выходом за кафедру знает в точности то, как он начнет свою проповедь.
Есть три типа проповедников: те, которых вы не можете слушать, те, которых вы можете слушать, и те, которых вы должны слушать. В течение вступления слушатели обычно приходят к выводу, какого типа проповедник перед ними говорить.
Заключение
Подобно тому, как опытный летчик знает, что посадка самолета требует особого напряжения, способный проповедник понимает, что заключение проповеди требует вдумчивой подготовки. Подобно летчику, хороший проповедник никогда не должен допускать неопределенности в вопросе, где "приземлится" его проповедь.
Фактически заключение имеет столь большое значение, что многие проповедники подготавливают его прежде всего, так что сама проповедь придет к нему прямой дорогой. Использует ли проповедник такой метод или нет, он должен уделить работе над заключением особое внимание. В противном случае все остальное окажется напрасным.
Цель заключения - подвести итог, а не просто закончить проповедь. Оно должно быть чем-то большим, чем просто громкое заявление: "Да поможет нам Бог жить во свете этой великой истины". Оно также должно быть больше, чем просьба склонить головы для молитвы, чтобы проповедник мог уйти из-за кафедры в тот момент, когда у присутствующих закрыты глаза. Он должен сделать заключение таким, чтобы слушатели почувствовали, что проповедь закончена. Подобно адвокату, проповедник просит слушателей вынести свой приговор. Слушатели должны иметь полное и завершенное представление о данной
132 Изложение проповеди
идее и хорошо узнать и почувствовать, чего требует от них Божья истина. Прямо или косвенно заключение должно отвечать на вопрос: "Ну и что из этого? Каким образом это должно повлиять на жизнь?" Перед слушателями должен встать и другой вопрос: "Хочу ли я позволить Богу сделать соответствующую перемену в моей жизни?" Пол Уайтмен дает хороший совет в отношении требований, предъявляемых к вступлению и заключению: "Когда вы начинаете, начинайте подобно взрыву, а когда кончаете, пусть воцаряется полная тишина".
Заключение может принимать различные формы в зависимости от вида проповеди, от слушателей и от проповедника. Поскольку элемент новизны всегда повышает интерес у слушателей, служитель должен работать над тем, чтобы иметь разные заключения. Какие же элементы могут быть использованы при заключении проповеди?
Итог
Во многих случаях проповедник оглядывается назад и повторяет основные пункты своей проповеди. Делая это, он пересматривает основные утверждения с целью связать их вместе в главную идею проповеди. Подведение итога - это приведение проповеди к общему целому. Однако это не должно превращаться во вторую проповедь.
Пример
Пример, суммирующий идею или показывающий то, как эта идея влияет на жизнь, делает заключение особенно влиятельным. Пример должен быть точно соответствующим поставленной цели, чтобы слушатели поняли без объяснения то, что хочет сказать проповедник. Рассказав такой пример, остановитесь. Подбирайте примеры настолько ясные, чтобы после них нужно было сказать всего лишь одно или два предложения, а еще лучше, если не потребуется вообще ничего говорить.
Питер Маршал закончил проповедь на тему Иак. 4:14 следующей захватывающей историей:
Древняя легенда рассказывает об одном багдадском купце, однажды пославшем своего слугу на базар. Прошло немного времени, и слуга вернулся назад, бледный и трясущийся от страха, и сказал с великим волнением своему хозяину: "Там, на базарой площади, меня толкнула одна женщина, и когда я обернулся, чтобы посмотреть, кто это был, я узнал, что это смерть. Она посмотрела на меня, сделала угрожающий жест. Господин, пожалуйста, одолжи мне лошадь, потому что я должен убежать отсюда. Я поеду в Самарру и там спрячусь, и смерть меня не найдет".
Глава 8 133
Купец отдал ему свою лошадь, и слуга поспешно ускакал прочь. Позже сам купец пошел на базарную площадь и увидел смерть, стоящую в толпе. Он подошел к ней и спросил: "Почему ты напугала моего слугу сегодня утром? Зачем ты сделала угрожающий жест?"
"О, это не был угрожающий жест, - ответила смерть, - это был только жест удивления. Я была удивлена, что встретила его в Багдаде, ведь у меня назначено свидание с ним сегодня вечером в Самарре".
Каждому из нас уже назначено свидание в Самарре. Но это должно только радовать нас, а не пугать, приводить нас к большей надежде на Него, в Чьих руках находятся ключи жизни и смерти.
Цитаты
Хорошо подобранная цитата, приведенная в заключении иногда лучше сформулирует нашу идею, чем мы сами смогли бы это сделать. Цитата должна быть короткой, и проповедник должен знать ее наизусть. Несколько строк из стихотворения или духовного гимна могут прекрасно выразить нужную истину. В общем стихотворение должно быть коротким так же как понятным и уместным. Если продекламировать слова из какого-то гимна, а потом предложить его спеть, влияние этих слов может удвоиться. Опять-таки, предложение, взятое из текста Священного Писания может хорошо подвести итог всему этому месту или указать на его практическое значение. Когда этот стих повторяют снова, его значение, усиленное проповедью, может особенно четко запечатлеть истину в памяти слушателей.
Вопрос
Подходящий вопрос или даже серия вопросов могут быть эффективным заключением проповеди. Проповедь о добром самарянине заканчивалась так: "Позвольте мне закончить тем, чем я начал: Любите ли вы Господа? Прекрасно. Я рад это слышать. Но любите ли вы ваших ближних? Как мы можем говорить о том, что любим Бога, Которого не видим, если мы не любим наших братьев и наших ближних, которых видим?"
Молитва
Молитва может послужить подходящим заключением только в том случае, если она следует после искреннего обращения, а не после обычного подведения итога проповеди, или после косвенного обращения
134 Изложение проповеди
к слушателям. Если желание к Божьему труду возникает в ответ на проповедь, то оно должно быть выражено в искренней молитве.
Специальные указания
Примером бессмысленного сообщения может служить следующее стихотворение:
Когда Томми Снукс и Бэсси Брукс
Прогуливались в воскресенье,
Томми Снукс сказал Бэсси Брукс:
Завтра будет понедельник.
Хотя в обычном разговоре такое стихотворение мало что означает, для проповедника оно может означать многое. Как люди будут вести себя в понедельник утром, после прослушанной ими в воскресенье проповеди? Заключение должно дать ответ на этот вопрос. Если же проповедник не поставит этого вопроса перед слушателями, они так и не будут в состоянии дать на него ответ. Не каждая проповедь заканчивается указанием: "Как это сделать?" Некоторые проповеди затрагивают очень важные вопросы и достигают своей цели уже тем, что люди понимают сущность этой проблемы и ее библейское решение. В таких случаях не могут быть начертаны рамки определенных действий. Тем не менее, проповедь сможет глубже повлиять на жизнь, если служитель предложит практические советы того, как можно эту истину воплотить в жизнь.