Путь развития: от текста к проповеди
Объяснительная проповедь состоит из идей, почерпнутых из Священного Писания и имеющих отношение к жизни. Поэтому для того, чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен иметь дело с тремя разными мирами.
Путем изучения он приобретает познание Библии. Поскольку Бог пожелал в историческое время открыть себя людям и странам, местоположение которых можно найти на карте, и поскольку Он воспользовался для этого человеческим языком и грамматикой тех людей, которые жили в определенных культурных условиях, как и мы теперь, проповедник должен понять, что означало откровение Божье для тех людей, которым оно первоначально было предназначено.
Проповедник также должен быть хорошо знаком с особенностями своего времени, так как каждое поколение вносит свои собственные особенности в историю и культуру и говорит на своем собственном языке. Служитель Евангелия может, стоя за кафедрой, произнести правильную проповедь, с богословской точки зрения построенную по всем научным правилам, однако она может оказаться мертвой и бессильной, если она не затрагивает насущных проблем и вопросов, волнующих слушателей. Такие проповеди, произнесенные "стальным" голосом на устарелом и непонятном языке, хотя и затрагивающие великие библейские концепции, никогда не тронут слушателей, поскольку они ощущают, что речь идет о Боге, принадлежащем далекому прошлому. Проповедник должен дать ответы не только на вопросы, которые задавали наши отцы, но и на вопросы, задаваемые нашими детьми. Мужчины или женщины, желающие говорить от имени Бога, должны быть хорошо знакомыми с вопросами, волнующими их поколение, и отвечать на них на основании вечных Божьих истин.
Третья сфера, с которой проповедник имеет дело - это его собственный мир. Церковь всегда расположена в каком-то конкретном месте. Глубокие библейские поучения так же, как этические и философские вопросы, задаваемые людьми в наше время, будут различными для жителей деревни, представителей среднего класса и
58 Изложение проповеди
жителей многолюдных городов. Конечно, проповедник не может говорить со всем человечеством, он всегда говорит определенной группе слушателей. Дар "пастырь - учитель" означает, что две функции должны быть соединены вместе, так как в противном случае не относящаяся к делу проповедь может оставить у слушателей отрицательное впечатление о Боге. Как-то один смущенный верующий выразился следующим образом: "Беда в том, что Бог, как наш пастор: мы не видим его на протяжении недели и мы не понимаем его в воскресенье". Дж. М. Рей имел ввиду то же самое, когда писал: "Проповедь - это очень важная часть попечения о душах, и такая забота о душах включает в себя полное понимание тех, кто слушает проповедь". Способный пастырь знает свое стадо.
В следующих стадиях проповедник старается соединить вместе древний мир, современный мир и мир, в котором он живет, готовясь к проповеди. Делая это, проповедник не должен пытаться приспособить Библию к современным слушателям, извлекая примеры из древней истории. Современные мужчины и женщины находятся в таком же отношении к Богу, как и их предшественники, о которых говорится в Библии, и они слушают голос Божий, обращенный сегодня к ним. "Господь, Бог наш, поставил завет с нами на Хориве". Эти слова произнесли те, с кем Бог заключил завет во второй раз, и которые жили несколько десятилетий после того, как Израилю был дан Закон. "Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве. Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы" (Втор. 5:2-3). Верующие люди, взирая назад, на события, отдаленные от них во времени и в пространстве, переживают их как современную реальность. Слово Божье, сказанное на Синае, продолжает обращаться и к нынешнему поколению и притом оно затрагивает не только отношения современных людей к Богу, но и отношения людей между собой.
Объяснение Писания таким образом, чтобы современный Бог говорил с нами там, где мы живем, требует от проповедника, чтобы он изучал своих слушателей так же хорошо, как и Библию. Это также означает, что нужно поставить ряд соответствующих вопросов и найти на них ответы для того, чтобы идея толкования и ее план могли быть превращены в проповедь.