Павшие ангелы и вознесшиеся ангелы
Теперь вернёмся к нашей теме ангелов, где мы найдём пятый пример божественных взаимоотношений Отца и сыновей.
Как уже отмечалось ранее. Ветхий Завет очень туманно объясняет происхождение ангелов, но само их название, mal’akhim, означающее «посланники» или «эмиссары», полностью совпадает с представлением об их эманации от Всевышнего Бога. К счастью, существует гностический текст «Тайная книга Иоанна», в котором утверждается, что ангелы действительно произошли от Бога таким образом. Очень показательный отрывок выглядит так:
«…Он [Бог] увидел свои творения вокруг себя, и окружили его множество ангелов, которые воссуществовали от него…»[1366]
В этом отрывке проиллюстрирован принцип, который жизненно важен для понимания природы ангелов. Он указывает также на перестройку самого Бога в горней вышине из метафизических частей (т. е. вознесшихся) павших ангелов. Другими словами, были две группы ангелов или Бога: физическая форма (до катастрофы) и метафизическая форма (после катастрофы). Вознесение последних из чрева Земли полностью рассмотрено в главе 2.
Теперь давайте вначале разберемся с физическими ангелами. Если мы применим языческую (неоккультную) модель к Ветхому Завету, то можно предположить, что ангелы получили физическое существование как часть Бога в начале времён, а затем, после разрушения Бога, пали на Землю. Этих физических ангелов называли сынами Божьими, или элохим (сынами Эля), которые произошли от Бога-Отца (см. выше). Их также называют павшими ангелами или стражами в апокрифической Книге Еноха, в которой описано, как в дни Иареда двести ангелов спустились с Небес на гору Ермон, где взяли в жены дочерей человеческих и породили от них исполинов (отметьте параллель с Бытие 6: сыны Божьи и их гигантское потомство — нефилимы) .[1367]
Физическое падение этих ангелов в начале времён также упоминается в Книге Иова, где Бог рассказывает Иову о том времени, когда создавал Землю:
«Где был ты, когда Я полагал основания земли? На чём утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божий восклицали от радости?» .[1368]
Как только эти павшие ангелы (метеоритные сыновья Божьи) соприкоснулись с Землёй, от них отделились их метафизические двойники (как и в случае месопотамских ануннаков и их метафизических двойников — игигов), и эти метафизические ангелы сразу воскресли на Небесах. Эго событие, видимо, описано в Бытие, гл. 28, где мы читаем знаменитую легенду о лестнице Иакова:
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней…»[1369]
В силу того, что в Библии не записана цель этих подъемов и спусков ангелов, вполне резонно предположить, что Иакова посетило видение акта творения. Поэтому спускающиеся ангелы представляют поток физических метеоритов, павших на Землю, а поднимающиеся ангелы — поток метафизических метеоритов, возрождающихся на Небесах, чтобы восстановить обитель Бога (сравните с восстановлением святилища Мардука Эшары из игигов) .[1370]
И все же можно предположить, что воскресение ангелов также упоминается и в Книге Бытия, когда в первый день был создан свет (Небеса) путем отделения его от тьмы (подземного мира) (см. главу 9).
Когда же ангелы поднялись в новую и сверкающую обитель Бога на Небесах, то стали божественным «воинством» — этот термин отражает катастрофическую и разрушительную природу этих небесных сущностей. Именно по этой причине еврейский Бог известен как Яхве Саваоф — Господь воинства. Как мы видели из приведенного выше отрывка, иудеи верили, что Бог восседает на своём троне на Небесах, окруженный небесным воинством, т. е. армией ангелов .[1371] Катастрофическая роль этого воинства в конце света описана в главе 13.
Чёткая картина небесного воинства ангелов появляется и в Псалме 67. Здесь мы узнаем, что Бог окружен ангелами на своей святой горе:
«Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди них Господь на Синае, во святилище» .[1372]
Это представление ангелов на небесной горе Синай соответствует месопотамскому представлению игигов-богов, сопровождающих верховных богов Мардука, Ану, Энлиля и Эа на их метафизической планетарной горе Эшарра Архаическое имя Яхве-Элохим действительно было Эль Шаддаи — Бог горы или Бог горных вершин.
Иудейские ангелы (их метафизическая разновидность) напоминают месопотамских игигов по многим причинам. Как игиги были «чисты», так и ангелов называли «святыми» .[1373] Игиги обладали вечной жизнью на Небесах, как и ангелы .[1374] Возможно, самое большое сходство этих двух групп существ кроется в их общей связи с огнём. Про игигов говорили, что они «сверкают, как огонь», а про ангелов в Псалме 103 сказано, что они творят огонь пылающий .[1375] И действительно, одним из самых известных было явление ангела Господнего Моисею, когда ангел чудесным образом воззвал к Моисею из пылающего куста, который горел, но не сгорал .[1376] Уже отмечено ранее, что игиги построили и заселили небесное святилище Мардука (Эшарру), как и ангелы окружили Бога в его обители в горней вышине.
Однако существует одно большое различие между месопотамскими игигами и иудейскими ангелами, которое было навеяно одержимостью евреев той идеей, что их Бог — это Господь истории, который вмешивается в дела человечества на Земле. В отличие от игигов, которые всегда оставались в стороне от земных дел в своём небесном святилище, ангелы часто спускались с небес, чтобы передать послания Бога человечеству, донести приказы Господа на Землю.
Именно по этой причине в еврейской и христианской мифологиях вознесённые метафизические фигуры ангелов выписаны более выпукло, нежели павшие ангелы ,[1377]
Как уже было отмечено ранее, давно пора заглянуть за внешний антропоморфный облик ангелов и сконцентрироваться на других, более красноречивых аспектах этого коллективного персонажа. Так, в Апокалипсисе Авраама мы находим, что у ангелов есть тело, сверкающее, как сапфир. Это описание добавляет достоверности предположению, что ангелы были созданы из межпланетного материала .[1378]
Более того, в Книге Еноха написано, что у ангелов был не только огненный облик, но ещё и сверхъестественно большие размеры, как и следует ожидать от очеловеченных фрагментов планеты. Енох говорит своим сыновьям:
«Явились мне два мужа, настолько больших, что я не видел никогда таких на Нижней земле. Их лица сияли, как солнце, глаза были, как горящая молния, и огонь исходил из их уст» .[1379]
На этом этапе уже достаточно продемонстрирована тесная связь между Богом и его ангелами — с одной стороны, и культом взорванной планеты древних язычников — с другой, особенно в свете повторения концепции божественных Отца и сыновей в четырёх основных схемах Ветхого Завета создание человека по образу и подобию Бога; описание сынов Божьих, входящих к дочерям человеческим; Бог и боги в форме Яхве-Элохима и его элохим; и последнее, но не по важности — представление Бога и его народа, евреев.
Для полного понимания этой концепции Отца и сыновей остается кратко исследовать писания Нового Завета.
Христианские Отец и Сын
Одной из фундаментальных тем всех христианских писаний (и языческих легенд евреев) является единение человечества со Всевышним благодаря вмешательству Иисуса Христа, Сына Божьего. Дело в том, что это будущее единение со Всевышним возможно, потому что Бог, Сын Божий и человек полностью соответствуют друг другу. Но почему? Неужели в культе взорванной планеты мы не найдём ответа?
Несколько отрывков из Нового Завета могут проиллюстрировать эту точку зрения, Во-первых, в Евангелии от Иоанна Иисус Христос утверждает:
«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца… Я и Отец — одно… Отец во Мне и Я в Нём» .[1380]
Во-вторых, опять же в Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит.
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» .[1381]
В этих отрывках мы видим явную ссылку на представление о единении Бога, Сына Божьего (Иисуса Хрисга) и человечества (по крайней мере его праведной части). Смысл здесь в том, что как Иисус Христос был с Богом с начала (Иоанн. 1:1–2), так и человечество было с Богом с самого начала. Интересно отметить, что последнее представление присутствует не только в Новом Завете (и является ересью для авторов Ветхого Завета), но и в гностическом тексте Валентина, где приведены слова Христа:
«Я стал очень мал, чтобы благодаря своему смирению смог поднять вас на великую высоту, с. которой вы пали» .[1382]
И все же, когда мы читаем слова Христа «Я знаю Моих, а Мои знают Меня», то возникает подозрение, что здесь обозначена связь с древней языческой традицией о первобытном «человечестве», которое, как отара овец, было рассеяно по Земле и нуждалось в пастыре.
И все потому, что в начале времён Бог (а возможно, и Богиня) исторг из себя первобытное человечество взамен уничтоженного Великим потопом. По словам Мами, небесной матери-богини месопотамцев:
Безмоего присмотра моидети стали, как белые жертвенные овцы.
И мой крик обернулся молчанием.[1383]
Приложение 2 Mary, Mary, quite contrary[1384]
Как уже обсуждалось в главе 1 этой книга, христианство начиналось как школа таинств — одна из многочисленных школ мистерий, которые существовали в античном мире в I веке. И, как и все школы мистерий, христианство имело свои тайны, которые раскрывались посвященным на определенных ступенях.
В течение последних двух тысяч лет христианство становилось все меньше похоже на школу мистерий, однако некоторые мистерии в нем все же остались. Одна из них — это непорочное зачатие, вера в то, что Иисус Христос родился от женщины, которую называли Девой Марией. Эта мистерия так описана в Евангелии от Луки:
«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мрка не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» .[1385]
Представление о том, что девственница может родить ребенка без участия мужского семени, конечно, абсурдно. Однако вера христиан такова, что у них нет сомнении в том, что всемогущий Бог, если пожелает, способен сделать девственницу беременной сверхъестественным образом.
Однако истинный смысл непорочного зачатия совсем в другом.
Уже много раз в этой книге говорилось, что древние люди предпочитали очеловеченные образы, чтобы рассказывать легенды о планетарных богах. Сам Бог был взорванной планетой, а его Сын, Иисус Христос, — потоком метеоритов, исторгнутых планетарным родителем. Из этого логически следует, что, если Иисус Христос (в своей изначальной форме) не был реальным человеком, значит, человеком не была и его мать, Дева Мария.
Как нам тогда следует представлять Деву Марию?
В главе 2 мы рассматривали древние представления о священном браке Небес и Земли, в котором павшее Небо (мужское божество) оплодотворило пассивную Землю (женское божество). Следовательно, Землю представляли как гигантское чрево, которое дало рождение всем живым существам в соответствии с природой того семени, которое посеяло в ней павшее Небо. Самое прекрасное выражение этой древней веры можно найти в строках, написанных шумерским поэтом;
Гладкая огромная Земля стала блестящей, украсила своё тело искусно.
Широкая Земля убрала своё тело драгоценными металлами и лазуритом,
Украсила себя диоритом, халцедоном и сверкающим сердоликом.
Небеса украсили себя буйной листвой и вступили в это царство.
Священная Земля, Дева, украсила себя для священных Небес.
Небеса, великий бог, преклонил колени на широкой Земле,
Пролил своё семя героев Дерева и Тростника в её чрево.
Ласковая Земля, плодовитая корова,
Забеременела от богатого семени Неба
Счастлива Земля родить ростки жизни,
Роскошной стала Земля.
Родив такие богатые плоды, и дав рождение вину и мёду.[1386]
Отметьте в особенности пятую строку: «Священная Земля, Дева, украсила себя для священных Небес». В главе 3 мы обсуждали герметический текст «Дева Мира», датируемый I веком, и я предположил, что его название относится к Исиде — богине, которая сошла с Небес и стала персонификацией Матери-Земли, став, таким образом, Девой мира.
Теперь связь между девой Исидой и Девой Марией не ускользнула от внимания учёных, особенно из-за того факта, что обе матери множество раз запечатлены со своими божественными детьми на коленях .[1387] Джеймс Фрэзер так пишет об этом в «Золотой ветви»:
«Фигура Исиды с младенцем Гором на коленях так похожа на Мадонну с ребёнком, что иногда вызывала взрывы поклонения христиан».[1388]
Однако неправильно думать, что Исида была человеком. Наоборот, из «Девы Мира» становится ясно, что зачатие Гора было великим таинством, основанным на том факте, что Земля (Исида) приняла в себя таинственное «истечение» Бога.
В древнеегипетском тексте эта идея выражена следующим образом: «Я первое семя Ра, которое он поместил в чрево моей матери Исиды… Моя мать Исида зачала меня, и упала в обморок, когда Владыка богов дотронулся до неё пальцами, когда он вторгся в неё в день вознесения… в день смуты…»[1389]
В другом древнеегипетском тексте описано ещё одно таинственное событие в такой же драматической манере:
«Молния сверкнула… Исида забеременела от семени своего брата Осириса… Атум сказал: «О, невеста, ты беременна и ты сокрыта… ты родишь, потому что забеременела для богов»» .[1390]
Выражение «семя Осириса» следует подчеркнуть, потому что это было семя бога, павшего с Небес на Землю. Короче говоря, это семя было метеоритом или, точнее, потоком метеоритов и воды (см. главу 3).
Что касается богини Исиды, то в древнеегипетских текстах говорится, что она также сошла с Небес на Землю и сама стала Землей. Зачатие Гора на самом деле было непорочным зачатием, и Гор был, следовательно, рождён девственницей. Это проистекает из того факта, что зачатие было небесным событием. Никакое человеческое существо не могло участвовать в этом.
Нужно ли нам и историю о Деве Марии и Иисусе Христе понимать таким же образом? В I веке христиане-гностики действительно высмеивали тех, кто верил в непорочное зачатие и рождение Мессии-человека женщиной. «Они не понимают о чём говорят, — писали гностики. — Как могла женщина зачать от женщины [т. е. сама от себя]?» .[1391] Гностики утверждали, что непорочное зачатие следует понимать символически, как таинственное соединение двух божественных сил, Отца всего и Святого Духа .[1392]
В гностических текстах термином «дева» действительно называют не только Землю, но и таинственный Дух, сошедший с Небес. В одном тексте содержится экстраординарная ссылка на рождение Адама.
«Адам появился на свет от двух дев — Духа и девственной Земли…»[1393]
Однако в других текстах гностики утверждают, что девственная мать сошла с Небес. В Евангелии от Филиппа гностический автор пишет:
«Разве дозволено разглашать тайну? Отец всего соединился с Девой, сошедшей вниз» .[1394]
Более того, гностики проводят удивительное сравнение между всеми этими девами и матерью Христа «Христос, следовательно, родился от девы» .[1395]
В священной эфиопской книге «Кебра нагаст» несколько раз говорится, что Дева Мария не была человеком, а скорее небесной богиней, которая сошла на Землю. В одном из разделов этой эфиопской Библии мы читаем:
«Иезекииль также пророчествовал о Марии: «Я видел дверь на востоке, которая запечатана большой и прекрасной печатью, и не было никого, кто прошёл бы через неё, кроме Господа воинств. Он входил и выходил из неё»».[1396]
Что это означает? Авторы «Кебра натает» объясняют, что Господом воинств был Христос, сын Всевышнего, а дверью на востоке — Дева Мария, кого люди называли Врата спасения. Следовательно, Дева Мария была вратами Небес, и Христос пришёл на Землю через неё и воссуществовал от неё, в то же время «не загрязнив её» .[1397]
Все это только подтверждает наши подозрения о том, что Дева Мария была небесным телом. «Кебра нагаст» отождествляет Марию с горящим кустом, который видел Моисей на горе Хорив, в земле Мадиамской:
«Моисей также пророчествовал о Марии: "Я видел куст куманики на горе Синаи, который горел, но не сгорал". Он разумел под этим огнём Всевышнего, Сына Божьего, а иод кустом, листья которого не поедал огонь, — Марию» .[1398]
В главе 10 я отождествил землю Мадиамскую и гору Хорив (Синай) с серединой Небес.
Представление о Деве Марии как а небесной планете подтверждается эпитетами, которыми ее награждает «Кебра нагаст», «Мать света» и «подобная небесному Сиону», а также её отождествлению с жезлом Аарона и посохом Иакова .[1399] Последняя ассоциация показывает, что Дева Мария была богиней, которая связывала реальности Земли и Небес, как египетская богиня Исида или месопотамская богиня Нинхурсаг (или Мами, Инанна и т. д.) .[1400]
Роль девственной матери-богини, сошедшей на Землю, варьировалась от религии к религии. Согласно иудейской традиции, богиня Земли родила Мессию, который будет править повой Землёй (см. цитаты из Кумранских текстов в главе 13). Но, согласно эзотерической христианской традиции, мать-богиня сыграла свою роль в начале времён, когда облегчила воскресение первого Христа. В «Кебра нагаст» есть интригующий отрывок на эту тему:
«В ней [Марии] он [Христос] создал храм её чистого тела, из неё родился Свет пресветлый… Он создал Храм своей непостижимой мудростью, которая вне пределов человеческого понимания» .[1401]
Как отмечалось ранее, слово «храм» было метафорой для планеты, отсюда проистекает легенда Нового Завета о том, что Иисус Христос может разрушить и воссоздать храм за три дня .[1402] Этот отрывок «Кебра нагаст», видимо, хранит память о том, что тело Марии было небесным телом — метафорическим храмом, из которого Иисус Христос, Свет пресветлый возведет и перестроит метафизический Храм Небес .[1403]
В поддержку этой гипотезы говорит и само имя Марии, происхождение которого можно проследить до земли Древнего Египта, которая называлась Та-Мери, что означало «Земля Mr» .[1404] Mr — этим словом египтяне называли пирамиды, которые были символом Земли (и, возможно, прообразом Небес).[1405] Более того, название этого более чем символичного сооружения Mr буквально означает «место вознесения» .[1406]
Следовательно, если пирамиды (Mr) символизировали Землю и были местом вознесения Осириса, в равной степени то же можно сказать и о Деве Марии, персонифицировавшей Землю и бывшей местом вознесения изначального Бога, которому она дала рождение, — Иисуса Христа.
Мария Магдалина
Нет большей противоположности, чем между Девой Марией и Марией Магдалиной: одна — чистая и незапятнанная девственница, другая — бесстыжая блудница. Однако, как мы сейчас увидим, обе такие разные Марии представляют собой один и тот же персонаж.
Как и в случае Девы Марии, путаница вокруг образа Марии Магдалины возникает из-за невежества современных людей в древней традиции очеловечивания всех образов планетарных и экспланетарных богов. Однако если мы признали, что Иисус Христос в его изначальной форме был божеством взорванной планеты, который спустился с Небес на Землю, то роль Марии Магдалины как его спутницы (как это описано в гностических текстах) приобретает дополнительное нечеловеческое значение .[1407] Их взаимоотношения — это соединение потока метеоритного семени (Иисус Христос), с одной стороны, и чрева богини Земли (Марии Магдалины) — с другой. Без сомнения, именно небесные взаимоотношения стоят за легендой Нового Завета о том, что Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины семь демонов .[1408]
Если этого объяснения недостаточно, то можно указать на тесную параллель с представлением Матери-Земли как блудницы в знаменитом месопотамском «Эпосе о Гильгамеше». В табличке I эпоса Энкиду, бог, который упал с Небес на Землю, как падающая «звезда» или «мотыга» (т. е. метеорит), предстает охваченный страстью к блуднице:
Раскрыла Шамхат [блудница] груди,
Свой срам обнажила,
Не смущалась, приняла его дыханье.
Распахнула одежду, и лег он сверху.
Наслажденье дала ему, дело женщин.
И к ней он прильнул желанием страстным.
Шесть дней миновало, семь дней [ночей] миновало —
Неустанно Энкиду познавал блудницу.[1409]
Возможно, самым важным аспектом этого любовного свидания было то, что оно длилось шесть дней и семь ночей, следовательно, символизировало месопотамский акт творения, который продолжался такой же период времени .[1410] Поэтому очевидно, что блудница, которой овладел Энкиду (павший небесный бог), на самом деле была женской персонификацией планеты Земля — Великой Матери-Чрева.
Второй пример Матери-Земли в качестве блудницы мы находим в римской легенде о будущих основателях Рима, Ромуле и Реме, близнецах, рождённых девственницей-весталкой Реей Сильвией. Эти близнецы, будучи брошены в воды реки Тибр, смогли живыми добраться до подножия холма Палатин — места будущего Рима .[1411] В расшифрованном виде мы получим, что Ромул и Рем спустились с Небес на Землю по небесной реке, где — очень важное обстоятельство — их нашла и вскормила священная волчица, унеся в свою пещеру Луперкал .[1412]
Может ли быть совпадением, что латинское слово lupa — волчица — также означает и «блудница» ?[1413] В свете множественного сходства между этой легендой и другими языческими легендами о нисхождении богов в чрево Земли я думаю, что нет. Наоборот, в легенде о Ромуле и Реме, как и в «Эпосе о Гильгамеше», мы находим независимое подтверждение того, что Мать-Земля была блудницей .[1414]
На этом этапе есть искушение сделать вывод, что Мария Магдалина, персонифицирующая Мать-Землю, далеко не полностью тождественна Деве Марии. Однако дальнейший анализ выявляет серию интригующих связей между Марией Магдалиной, культом Черной Мадонны и культом египетской богини Исиды .[1415] Хотя я не могу сказать, что являюсь специалистом в этой области, тем не менее у меня создаётся впечатление, что Мария Магдалина была «павшей богиней», которая сошла на Землю наподобие Исиды, Нинхурсаг/Мами/Инаниы или самой Девы Марии. Следовательно, она была «павшей женщиной» в нескольких смыслах.
Я думаю, что единственным значимым различием между Девой Марией и Марией Магдалиной было их концептуальное представление. Дева Мария принесла Иисуса Христа в своём чреве с Небес на Землю, а затем стала его матерью. Однако Мария Магдалина, скорее всего, сошла с Небес на Землю до появления Христа, который сошёл вниз уже взрослым, а затем стал её мужем в священном браке. Обе истории являются вариациями на тему одной и той же модели взорванной планеты, и обе можно найти в различных дохристианских текстах .[1416]
Другая Мария
Почему древние люди представляли Мать-Землю в двух таких диаметрально противоположных образах — девственницы и блудницы? Объяснение, по моему мнению, очень простое.
Много столетий назад, когда эзотерическое значение легенд было упрощено до предела очеловечиванием главных героев, посвященные древних школ мистерий изобрели метафорический словесный аппарат, который смог запечатлеть навечно тайное значение их легенд. С одной стороны, можно сказать, что Земля была девственницей и в неё не вторглось (и не загрязнило) седая человека. С другой стороны, в равной степени можно сказать, что она была блудницей и в её тело много раз вторгались многочисленные метеоритоподобные боги, которые сходили с Небес на Землю (вспомните о сынах Божьих, которые овладели дочерями Земли).
В обоих случаях два эзотерических эпитета — «девственница» и «блудница» — не имели смысла в контексте людей из плоти и крови, но тем не менее благодаря им были одурачены невежественные и узколобые непосвященные, которые верили, что человек действительно может родиться от девственницы или очеловеченный Сын Божий целовал блудницу. Так, посвященные в древние мистерии смогли преобразовать для широких масс и даже записать свои сакральные тайны, используя шифрованный язык, который скрывал небесное значение легенд от глаз и ушей профанов.
Эта стратегия была настолько эффективной, что еврейские священники не видели вреда в том, чтобы почтить богиню-блудницу Землю в Ветхом Завете. В Книге пророка Исайи есть один любопытный отрывок, в котором пророком были записаны строки, бывшие популярной архаической песней, известной как «Песня блудницы»:
«Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе» .[1417]
В контексте Ветхого Завета, где все боги и богини были вынесены за скобки, за исключением всемогущего Яхве, в этом случае, определенно, должна вспоминаться богиня Земля (или бывшая небесная богиня). К сожалению, ко II тысячелетию до н. э. обычный человек уже забыл, о какой блуднице идет речь.
Закрывая эту дискуссию, следует подчеркнуть, что древних знатоков не смущали явные противоречия в эпитетах великой богини. Наоборот, в некоторых гностических текстах используется великая игра эпитетов противоречивой природы богини, потому что их авторы осознали, что они заключают в себе основную мистерию её существования. Рассмотрим, например гностическую поэму с любопытным заглавием «Гром, Совершенный Ум», в которой безымянная женская фигура мудрости изрекает такие загадочные слова:
Ибо я первая и последняя.
Я почитаемая и презираемая.
Я блудница и святая.
Я жена и дева.
Я мать и дочь…
Я та, чьих браков множество, и
Я не была в замужестве…
Я знание и незнание.
Я стыд и дерзость…
Я твёрдость и я боязливость…
Я неразумна и я мудра…
Я безбожна, и я, чьих богов множество,[1418]
Отметьте строки: «Я блудниц и святая, Я жена и дева». Гностики не сомневались, что одна богиня может быть и девственницей, и блудницей, потому что такова её противоречивая природа.
Именно поэтому я утверждаю, что Дева Мария и блудница Мария Магдалина на самом деле представляют единую фигуру. И в изначальных христианских легендах ни одна из них не была человеком.
Приложение 3 Иисус из Назарета
Никто из прочитавших Новый Завет не может избавиться от мысли, что Иисус Христос был реальным человеком, который жил в Палестине в I веке, был зачат в Назарете и рождён в Вифлееме. Но так ли было на самом деле?
В этой книге я сделал вывод, что легенда о распятии Христа является мудрой эзотерической притчей о смерти планеты и, следовательно, Иисус-человек был, скорее всего, актёром в древней пасхальной пьесе, в которой разыгрывалась смерть небесной планеты (со всем, что из этого вытекает). Я также предположил, что ранняя Церковь нашла, что эта пьеса является идеальным носителем для новой религии, который поможет распространить её среди широких масс, С одной стороны, история, разыгрываемая в пасхальной пьесе, сохраняла главный смысл древней религии на эзотерическом уровне. С другой стороны, пасхальная пьеса распространяла представление о смерти и последующем чудесном воскресении человека. Или, говоря другими словами, Церковь использовала текст пасхальной пьесы, чтобы сказать зрителям, что Сын Божий воплотился на земле здесь и сейчас — в Палестине I века.
Я предполагаю, что ранняя Церковь (изначально — школа мистерий) скрыла смысл своих мистерий, провозгласив, что Иисус Христос был человеком, который пожертвовал свою плоть и кровь, чтобы спасти человечество от грехов.
Теперь же, чтобы убедить скептически настроенную аудиторию, Церковь была вынуждена сделать несколько приписок, содержащих базовые факты о жизни предполагаемого человека Иисуса Христа. Особенно необходимы были имена его родителей, а также место, где он родился.
В Приложении 2 мы раскрыли одно из этих предположений, а именно — что матерью Христа была девственница по имени Мария. Я отметил несколько интригующих совпадений между Девой Марией и языческими матерями-богинями, которые принесли с Небес на Землю своих божественных детей.
В этом Приложении 3, однако, мы собираемся рассмотреть второй факт. Где был зачат и рожден Иисус Христос?
Прежде чем мы приступим к обсуждению ответа на этот вопрос, давайте вспомним, что в этой книге поможет нам указать родину Иисуса Христа. Представим на минуту, что древняя Церковь была образована в Египте и Египет стал сценой, на которой разыгрывалась мистерия жизни Иисуса Христа. Зная теперь о таких местах, как Гелиополь, Абидос и Элефантин (см главу 6), мы можем предположить, что история развивалась в соответствии со следующими сюжетными линиями: а) Мария бежала из Гелиополя в Абидос (или Элефантин), будучи уже беременной Иисусом, а затем родила его в Абидосе (Элефантине); б) отец Иисуса бежал из Гелиополя в Абидос (или Элефантин), где вступил в священный брак со жрицей этого города и зачал дитя — Иисуса, который родился в этом городе.
Теперь, даже если мы и не сможем до конца расшифровать небесный символизм этих городов, расположенных вдоль Нила — Гелиополь как Небеса, а Абидос (Элефантин) как Земля, — мы все же сможем найти небесное значение двух сюжетных линий, изложенных выше. Как? Просто рассматривая значения египетских названий городов: Гелиополь — это Анну, что означает «Город Небес», египетское название Абидоса — Ab-djw — означает «Гора начала» (название Элефантина — «Город начала», но у него есть и другое название, АВ или Abu — «Отец начала»),
Могла ли такая схема существовать и на святой земле в I веке? Несмотря на то что учёные ещё не обнаружили такую же связь между израильскими городами и небесными «горами» (неудивительно, потому что её никто не ищет), я могу предсказать, что путеводные нити мы найдём в легендах об Иисусе Христе. Более того, я уверен, что сами названия тех мест, где был зачат и рождён Иисус, могут содержать важные ключи, которые подтвердят, что история о распятии имеет истинно небесное происхождение.
Итак: где был зачат и рождён Иисус Христос?
Во всем Новом Завете Иисуса называют «Иисус Назорей» или иногда «Иисус из Назарета Галилейского» ,[1419] Этот эпитет даётся ему по двум причинам. Во-первых, потому, что Иисус вырос в Назарете, который был его родиной. И во-вторых, именно в Назарете он был зачат Марией, как предвещал ангел Божий:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария… И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» .[1420]
Это знаменательное событие, следует подчеркнуть, произошло в Назарете.
Однако эта традиция Иисуса из Назарета создавала определенные проблемы с людьми, которые ожидали своего иудейского Мессию, согласно пророчествам Ветхого Завета. Так, в Евангелии от Иоанна люди выражают глубокие сомнения в том, что Мессия может прийти из Назарета в Галилею:
«Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придёт?
Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?»[1421]
Чтобы обойти этот скептицизм реального мира, авторы Нового Завета решили каким-то образом перенести родину Иисуса из Назарета в Вифлеем, указанный как родина иудейского Мессии древними пророчествами. Гениальность идеи заключалась в разделении места зачатия и места рождения Иисуса, что и было достигнуто благодаря введению в Евангелия рассказа о переписи, которую приказала провести римская администрация .[1422] Так, Иосифу пришлось идти с беременной Марией в город своего рода — Вифлеем, где и родился Иисус (в полном соответствии с мессианскими пророчествами) .[1423]
Однако сразу после переписи Иосиф с Марией и Иисусом вернулись в свой родной город Назарет:
«И когда они совершили все по закону Господню [обрезание младенца], возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём» .[1424]
В итоге Евангелия называют два места, связанных с происхождением Христа: Назарет и Вифлеем. Последний кажется менее важным для истории, создаётся впечатление, что он был вставлен, чтобы продемонстрировать полное исполнение иудейских пророчеств о Мессии. Мы же не будем игнорировать Вифлеем (мы вернёмся к нему позже, в кратком комментарии о значении его названия), а сконцентрируемся на более важной связи Назарета и Галилеи. Может ли это место иметь небесное значение?
И сразу наталкиваемся на любопытное препятствие. Читатели моут удивиться, узнав, что современные учёные ломают голову над вопросом, действительно ли родиной Иисуса Христа является место, называемое Назаретом. Они указывают, что если в начале I века место называлось Назаретом, то это была незначительная деревушка, а не город, как представлено в Новом Завете.[1425] Более того, кажется вероятным, что связь Иисуса с Назаретом проистекает из ветхозаветного пророчества, в котором упоминается не название населенного пункта «Назарет», а эпитет человека «ruizoraios» — «назарянин». Поэтому «Иисус из Назарета» следует читать, как «Иисус Назарянин».
Что означает слово «назарянин»? В своей последней книге «Иисус — за сотню лет до Христа» профессор Элвар Эллегард предполагает, что «народная этимология» уже существовала среди грекоговорящих иудеев, поэтому термин «назарянин» или «назаретянин» (nazoraios) был спутан с термином «назорей» (naziraios) .[1426] Более того, Эллегард указывает, что последний термин «назорей» означал «святого человека, отшельника, избранного Богом» .[1427] Если принять этот аргумент, то в Евангелиях рассказано об Иисусе как о святом отшельнике, для которого Назарет был обителью.
Теперь найдём отсутствующие кусочки головоломки. Термин «назорей» происходит от корня nzr или nsr, который имеет исключительно важное значение, по-моему, потому, что последнее слово является древнеегипетским глаголом, означающим «гореть» или «сиять» .[1428] Отсюда и слово Nsrsr — «Огненный остров», которым назывался египетский подземный мир .[1429]
Евреи тоже представляли подземный мир как место разрушения (преисподняя), в то время как их ближайшие соседи, ханааниты, называли подземный мир Nsrt .[1430]
Те же представления можно найти и в месопотамской традиции, где nsr означало «спасение», а гора Нисир была горой Спасения, на которой остановился корабль Утнапиштима после Потопа. Согласно моей расшифровке, эта «гора» Нисир на самом деле была планетой Земля, а прибывший на неё корабль действительно должен был гореть и сиять, как падающий метеоритный поток .[1431]
Из этого следует, что Иисуса Христа должны были называть Назарянином, или Назореем, в память о его мифическом падении на Гору Спасения (Nsr), где была его обитель в подземном мире, или на Огненном острове (Nsrsr). Здесь дочеловеческий Иисус Христос на самом деле стал святым отшельником, избранным Богом. Именно эта гипотеза описана в последних главах книги.
Что касается города Назарета, то он был в подземном мире — обитель святого отшельника. Следовательно, упоминания в Евангелиях Иисуса из Назарета являются зашифрованными метафорами, означающими дочеловеческого Христа из подземного мира .[1432]
Однако это ещё не все. Как уже было отмечено, город Назарет тесно связан с областью Галилеей, слово «Галилея» (это слово означает «Круг»