Те, кто прошёл с Небес на Землю
В целом, мне кажется, еврейскому народу всё же солгали, без сомнения, с самыми лучшими намерениями, но солгали во всем Истинной землёй обетованной был не Ханаан. Это были Небеса Истинную награду за служение Богу нельзя было обрести в этой жизни, но только в следующей. Следовательно, всё, что евреям говорили их священники, было искажением самой древней «истины», пришедшей из культа взорванной планеты, который был общим для всех язычников.
В свете этой древней истины евреи были народом, пришедшим с Небес, как и шумерские «черноголовые». Это в большей степени объясняется их происхождением от Адама, который спустился с Небес в своём катастрофическом «грехопадении человека». Так, в Плаче Иеремии говорится: «Господь… с небес поверг на землю красу Израиля» .[991]
Более того, согласно другой изначальной легенде, скрытой священниками, семя Израиля было спасено героем Потопа Ноем, который привел свой ковчег с семенем всего живого на борту с другой планеты, тогда ещё существовавшей в центре неба.
Но перед нами только верхушка айсберга. Чем больше мы изучаем Ветхий Завет, тем больше находим остатков древних представлений евреев об их небесном происхождении.
Среди допотопных патриархов был персонаж по имени Евер, чьё имя напоминает о легендарном пересечении реки. Но было ли это пересечение земной реки или все же пересечение небесной реки, протянувшейся от Небес до Земли?[992] Последнее кажется более вероятным, потому что имя его сына было Фалек, что означает «расщепление», и Библия прибавляет — «потому что во дни его земля была разделена» .[993]
Затем был патриарх Аврам (Авраам), который особо выделен прозвищем Еврей (Ibri). Это прозвище буквально означает «те, кто перешёл» .[994] Действительно ли Авраам перешёл от Небес к Земле под божественным руководством Яхве? У нас есть хороший шанс предположить, что так и было. Например, его имя АЬ-гат буквально означает «Вознесённый отец» или «Отец, поднявшийся высоко» .[995] Более того, в еврейском предании утверждается, что Авраам родился в пещере, а пещера символизирует подземный мир Земли, следовательно, можно предположить предшествующее падение с Небес .[996] Далее есть мистический эпизод, рассказанный в Бытие 15, когда Авраам впал в глубокий сон на закате солнца «и дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассечёнными животными». Как уже мы рассмотрели в предыдущей главе, мотив глубокого сна символизирует падение с Небес.
Последним доказательством, которое я нашёл, было появление Авраама в Кумранских текстах, где мы читаем дразнящее воображение упоминание «огня, когда он [Авраам] выходил… из земли Ханаанской» .[997] Огонь, конечно, является показателем катастрофического перехода с Небес на Землю.
Рассматривая далее тему Авраама, нельзя не отметить, что имя его первого сына — Исаак — означает «он смеётся», и тут следует сказать, что в Древнем Египте землетрясения называли «смехом Геба» .[998] Эта связь смеха с шумом подземного мира очень хорошо согласуется с представлением о рождении Исаака в подземном мире от павшего бога (т. е. Авраама).
Затем был внук Авраама, Иаков, который тоже совершил очень странный переход через реку, когда ночью боролся с Богом у брода через реку Иавок. В результате этой сверхъестественной встречи Иаков был переименован в Израиль, и по образу и подобию Божьему родилась нация Израиля .[999] В другом случае Иаков разделил своих людей на две группы, когда переходил через Иордан со своими слугами .[1000] «Посох Иакова» вполне мог быть эзотерическим символом, как и в случае легендарных посохов Моисея и Аарона .[1001] Что касается разделения Иакова или его людей па две части, то это напоминает легенды о расчлененных небесных богах и богинях. Иордан же может быть и земной, и небесной рекой, как все великие реки Ближнего Востока .[1002]
Затем у нас есть легенды об Иосифе, Согласно Книге Бытия, Иосиф был брошен в сухой ров посреди безводной пустыни за то, что увидел сон, в котором Солнце, Луна и одиннадцать звёзд — отец и братья — поклоняются ему. Могло ли упоминание этого сна содержать намёк на более древнюю легенду, по которой Иосиф был сброшен с Небес в ров на Земле?[1003]
Очень многозначительно прибытие Иосифа в Египет — подземный мир, — которое совпадает с семилетним периодом изобилия, когда все амбары были заполнены зерном .[1004] Здесь можно вспомнить месопотамскую легенду о Лахар и Ашнан, Уллигарре и Зальгарре, которые своим сошествием с Небес принесли изобилие в подземный мир. Может быть, Иосиф тоже сошел с Небес?
Во Второзаконии, гл 33 Иосиф действительно описан так, что можно представить его месопотамским богом, сходящим с неба:
«Благословение Явившегося в терновом кусте да при идет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли».[1005]
Более того, Иосиф изображается как семя Израиля, подобно месопотамским героям Потопа и Ною, являвшимися семенем человечества. В Бытие, гл. 45 Иосиф говорит своим братьям:
«Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением» .[1006]
Это слова сакрального таинства, одновременно небесного и катастрофического. Более того, как человеку было позволено беспрепятственно плодиться и размножаться на Земле после Ноева спасения от Потопа, так и у евреев началось процветание после великого освобождения Иосифа;
«А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» .[1007]
Эти слова напоминают «Миф об Атрахасисе» и Бытие 6:1, в которых описано человечество на Земле, а возможно, и в недрах Зел1ли перед Великим потопом.
Был ли Иосиф изначально семенем человечества, которое было спущено с Небес, или всё же его родина в подземном мире? В Книге Бытия говорится:
«Иосиф — отрасль плодоносного дерева [винограда — в английской Библии], отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною» .[1008]
Этот образ ветвей над стеной напоминает древнюю месопотамскую метафору «стены» как свода подземного мира.
Отметим также эзотерический символизм винограда, который был освещён в предыдущей главе. В Книге пророка Иеремии Господь говорит, что насадил Израиль, как благородный виноград .[1009] В Псалме 79 мы читаем, что Бог «из Египта перенёс… виноградную лозу» .[1010] По-моему, достаточно.
Иосиф, видимо, был одним из тех семян человечества, которые насадили Израиль в подземном мире, как семя винограда.
И наконец, вернемся к Моисею, который являлся не столько семенем Израиля, сколько его спасителем. Как уже было сказано выше, его рождение предполагает, что он сошёл с Небес и был перенесён небесной рекой прямо в подземный мир («Египет»). Здесь он провёл сорок лет (вечность, или загробную жизнь) перед восхождением на Небеса, в место, названное землёй Мадиамской, где увидел горящий куст (символизирующий взорванную планету). Здесь он провёл ещё сорок лет (ещё одну вечность, или загробную жизнь), а затем вместе с Богом спустился в подземный мир, чтобы спасти порабощённых евреев. И наконец, он провёл ещё сорок лет вечности, ведя евреев по пустыне космоса к «горе» в центре неба.
Следует отметить, что Моисею не было позволено войти в землю обетованную (причины этого станут ясны в следующей главе) .[1011] Вместо этого, глядя на неё издалека, Моисей умер на «горе Нсво» в возрасте 120 лет .[1012]
Однако из этой главы стало ясно, что истинный Моисей не был человеком. Так, библейская легенда о Моисее заканчивается следующими загадочными словами:
«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Веф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась» .[1013]
Пусть мудрые учат таинствам мудрецов!
Глава 11 Жертвенный агнец
Кто, спустившись в подземный мир, смог уйти безнаказанно?
Нисхождение Инанны в нижний мир
Примерно» две тысячи лет назад, в начале христианской эры город Иерусалим готовился к самому большому и самому древнему еврейскому празднику — празднику Пасхи. За сотни километров в Иерусалим съезжались паломники, чтобы провести Пасху в священном городе. Во всех домах Иерусалима и по всей стране люди покупали годовалого ягненка или козленка, который должен был стать важной частью пасхальных ритуалов.
Во всем Иерусалиме возбуждённые дети приставали к родителям с расспросами о том, что означает праздник Пасхи, а их родители отвечали словами самого Бога, которые записаны в Книге Исхода.
«И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошёл мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился» .[1014]
Когда солнце заходило 13-го числа месяца нисана, отмечая начало 14-го числа месяца нисана по иудейскому календарю, ягнят и козлят закалывали и кровью животных смазывали косяки входных дверей. Так люди возрождали ритуал, который защитил древних евреев тысячи лет назад, когда Бог и Моисей вывели их из рабства в Египте.
Ягнят и козлят сразу свежевали, мясо мыли и начинали жарить. Б этот момент возбуждение всего Иерусалима достигало пика, потому что тысячи лютей жаждали долгожданной вечери — кульминации Пасхи, — на которой мясо съедали с пресным хлебом и горькими травами.
Но в тот день две тысячи лет назад праздник Пасхи не был обычным. Если мы поверим авторам Евангелий и отцам первых веков христианства, тогда в Иерусалиме происходило собрание особенных людей под руководством человека, который решил принести себя в жертву именно в день Пасхи. Прежде чем прошёл день 14-го месяца нисана, этот человек, Иисус Христос, был схвачен и приговорён, а через день распят на кресте. В те часы, когда Христос умирал на кресте, он стал тем человеком, который заменил собой жертвенного пасхального агнца.
Как позднее писал апостол Павел, один из первых миссионеров христианства:
«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» .[1015]
Кто был этот человек, Иисус Христос? За годы, последовавшие после его смерти, было выдвинуто бесчисленное множество предположений о его истинной сущности на основе разгадывания туманных свидетельств, найденных в Евангелиях Нового Завета Отцы Церкви, однако, твёрдо стояли на своём; Иисус Христос был уникальной личностью, живым воплощением Святого Духа и Сыном Божьим И эту догму Церковь внушала с момента своего основания.
Но оставим в стороне вопрос, был ли Христос Сыном Божьим или. нет. Давайте разберемся, знаем ли мы всю правду о значении праздника Пасхи.
Согласно официальной линии Церкви, еврейская Пасха была тем общественным событием, которым воспользовались Бог и Иисус Христос, чтобы усилить значимость жертвы Христа принесённой именно в этот день. Это означает, что в Палестине I века не было большего праздника, чем Пасха (хотя все же самым главным праздником следует считать Йом кипур[1016] — День искупления). В Пасху взоры всего Израиля были прикованы к Иерусалиму, что сделало его наилучшей сценой для божественной драмы.
Итак, согласно официальной политике Церкви, день Пасхи в целом имел вторичное значение по сравнению с самой драмой, которой, конечно же, были смерть и воскресение Иисуса Христа. Именно по этим причинам еврейская Пасха так никогда не стала христианским праздником, оставаясь уникальным иудаистским праздником, который напоминал о спасении Древнего Израиля из пут рабства в «Египте».
Отметьте, что я беру в кавычки слово «Египет». Непосвященные считали, что праздник Пасхи проводится в честь исторического события — Исхода, — произошедшего в сакральное время несколько тысяч лет назад, когда реальный человек Моисей вывел реальный народ, евреев, из реальной страны Египта. И в этом смысле Исход действительно имеет вторичное значение по сравнению со смертью и воскресением Сына Божьего.
Однако, как мы увидели в предыдущей главе, истинное значение Исхода было скрыто еврейскими священнослужителями, чтобы их паства не узнала о земле обетованной на Небесах. Для посвященного (а также части коханим[1017]) Пасха на самом деле напоминала об Исходе из подземного мира, когда Бог спас свой народ в мифическом начале времён. Привилегированное сословие полностью осознавало, что Исход и Пасха напоминают о событиях, произошедших в сакральное время.
Это проливает совершенно другой свет на христианские мифы. Как предстанет перед нами история Иисуса Христа, если рассматривать её в контексте истинного значения событий, если Пасха имела не вторичное, а скорее самое главное и фундаментальное значение?
Рассмотрим ещё раз слова апостола Павла, процитированные ранее: «Ибо Пасха[1018] наша, Христос, заклан за нас», Официально считается, что «пасхальный агнец» — это общепринятая метафора, которая вмещает представление о невинной священной жертве. Но что, если Павел, который, определенно, был посвящённым в тайные доктрины (см. главу 1), намекает на агнца изначального Исхода? Не на реальных ягнят, принесённых в жертву во времена исторического Исхода из Египта, а мифических ягнят, заколотых в подземном мире ради самого первого освобождения евреев. Что, если Павел подразумевал, что Иисус и был этим агнцем, принесённым в жертву в начале времён?
Как эта тайна может повлиять на наше представление о христианстве, особенно в свете других библейских свидетельств о том, что Христос был Агнцем Божьим?
В этой главе мы рассмотрим, что на самом деле значил мотив агнца для древних евреев, задолго до начала христианской эры. Мы также изучим упоминания об агнцах Исхода и агнце (овне), принесённом в жертву в легенде об Аврааме и Исааке. Кроме того, мы исследуем предания Ветхого Завета, в которых невинный жертвенный агнец упоминается в очень интригующем контексте.
Однако, чтобы полностью осознать изначальное эзотерическое значение жертвенного агнца, мы должны приложить некоторые усилия и восстановить способы мышления древних евреев. Мы начнём с краткого обзора еврейских легенд на тему, которая является сердцем всех древних таинств, — на тему подземного мира.
Легенды о подземном мире
Тысячи лет назад, когда еврейские жрецы ещё не приступили к искажению истории в Библии, евреи следовали языческой системе верований. Согласно древней традиции, они буквально были сынами Божьими, поскольку произошли от одного человека — Адама, который был создан по образу и подобию самого Господа. Самое главное, они верили, что этот человек, Адам, был сброшен с Небес и это было истинное «падение человека». Именно по этой причине они назвали себя евреями, потому что название их племени напоминало о переходе по небесной реке Иордан с Небес на Землю.
Согласно этой языческой традиции, Небеса были Эдемом, обителью богов, но этот рай был сброшен в недра Земли, где стал Эдемом подземного мира. Вполне естественно, что в него-то и попал Адам после изгнания из небесного Эдема.
Между этими двумя Эдемами протянулось космическое дерево. Связь Небес и Земли, в большинстве древних языческих традиций. Евреи, однако, представляли его в виде двух деревьев: Дерева познания добра и зла и Дерева жизни, которые росли в центре нижнего и верхнего Эдемов .[1019] Когда человек впервые упал с Небес, он был наг, безгрешен и нецивилизован (согласно шумерской традиции), и вполне возможно, что и бессмертен. Но его единственным желанием было возвращение на Небеса.
Первый шаг к этому возвращению Адам сделал, когда съел яблоко с Дерева познания добра и зла, что сделало его подобным Богу, познавшему добро и зло, следовательно, всё на свете .[1020] Вторым шагом было съедение яблока с Дерева жизни для восстановления его истинной, т. е. метафизической «жизни» на Небесах, которым он принадлежал.
Все это прекрасно, но как древние евреи представляли тот очевидный факт, что сейчас человек находится не на Небесах и не в подземном мире, а здесь, на поверхности земли, во плоти? Другими словами, как они представляли себе то, что, видимо, не происходило вообще? Видимо, в подземном мире произошла какая-то страшная трагедия. Человек съел яблоко с Дерева познания, но не достал яблоко с Дерева жизни .[1021] В результате приобретенного знания богов человек уже не мог оставаться послушным рабом в подземном мире, поэтому и был изгнан (второй раз) в мир наверху .[1022]
Из шумерской легенды «Нисхождение Инанны в нижний мир», однако, следует, что никто не мог уйти из подземного мира, не заплатив. По словам шумерского поэта:
«Кто, спустившись в подземный мир, смог уйти безнаказанно?»[1023]
Поэтому Адам-человек заплатил свою плату. Он отдал своё личное бессмертие и, более того, должен был вернуться на путь греха — греха, изначально совершенного на Небесах (см. главу 12).
Что касается Дерева жизни, то евреи язычники верили, что после смерти их души преодолеют все препоны и наказания подземного мира и найдут это Дерево, которое вернет их на Небеса, откуда они, как евреи, когда-то пришли. Позднее священники для запрещения этой веры провозгласили, что Бог поставил «па востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву жизни».
Это также была изначальная традиция Адамического человека. Адам был «черноголовым» (если использовать шумерскую метафору), который сошёл с Небес в подземный мир. Что касается Евы, то она была его супругой в том смысле, что являлась Матерью-Землёй.
В целом можно сказать, что изначальные легенды евреев язычников — об Адаме и Эдеме — были легендами об Исходе из подземного мира.
В ином случае эти легенды не имеют смысла.
Теперь обратимся ко второй великой традиции евреев язычников (во всяком случае, согласно библейской хронологии), а именно — легенде об Аврааме и Исааке, где появляется и обретает жизненно важное значение жертвенный агнец.
Как уже объяснялось в предыдущей главе, Авраам был отцом евреев, «тех, кто совершил переход», и, согласно легенде, он родился в пещере, т. е. в подземном мире. Его изначальное имя было Ab-rат, которое буквально означало «Вознесённый отец» или «Отец, поднявшийся высоко», а второе имя, Авраам, означало «Отец многих». Было выдвинуто предположение, что Авраам, как и Адам, был семенем человечества, которое упало с Небес на Землю.
Теперь, помня об этом, молено прочитать предание из Бытия, гл 17 совершенно в новом свете:
«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал; Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя» .[1024]
Затем в Бытие, 17 описаны детали завета, установленного между Авраамом и Богом, по которому требовалось обрезание каждого верующего еврея. Этот ритуал, до сих пор являющийся самой важной еврейской традицией, имел поистине небесное значение, как мы скоро увидим .[1025]
Однако вначале мы должны рассмотреть знаменитую легенду о попытке Авраама принести в жертву своего сына, Исаака. Начнём с тою момента, когда Бог приказал Аврааму принести в жертву Исаака на горе Мория, которая, как и Иерусалим, находилась в сакральной Связи Небес и Земли:
«Бог сказал "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе"» .[1026]
Когда отец с сыном подошли к месту жертвоприношения, Исаак спросил отца, а где же агнец, которого они будут приносить в жертву, Авраам, его отец, ответил неопределенно: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения». Затем Авраам соорудил алтарь и зажег огонь для всесожжения своего сына. И когда он уже поднял руку с ножом, чтобы заколоть своего сына, явился ангел Господень и приказал ему остановиться:
«И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего» .[1027]
Отметим, что в этом месте Библия переходит с «агнца» (ягненка) на «овна» (барана). Видимо, взрослое животное отражает тот факт, что Исаак был ещё мальчиком в тот момент. В любом случае главной чертой этой легенды является то, что Бог предложил принести в жертву агнца (овна) взамен Исаака.
Откуда взялся агнец (овен)? В Книге Бытия только говорится, что овен был передан Богом или его ангелом, но мы так и не знаем, пасся этот овен на горе Мория или был послан Богом с Небес.
В эфиопской священной книге «Кебра нагаст» на эту тему сделано вполне категорическое утверждение:
«Исаак послушно сказал отцу своему: «Свяжи меня» и был положен на алтарь для всесожжения. Однако он не умер, потому что был избавлен от смерти появлением барана, посланного с Небес» .[1028]
Это очень интересный кусочек информации. Если мы отступим назад и рассмотрим легенду об Аврааме и Исааке в целом, то из общего хода событий создаётся впечатление, что Авраам был неким богом, который был сброшен с Небес (как Адам), а затем в подземном мире породил сына Исаака. Следовательно, род Исаака представляет собой первый род людей, вышедших из тьмы подземного мира на свет реального мира на поверхности Земли.
Мог ли тогда агнец (овен) быть выкупом за выход Исаака из подземного мира?
Итак, мы рассмотрели две самые важные легенды Ветхого Завета о подземном мире в их языческой версии: легенду об Адаме и легенду об Аврааме и Исааке. Следует признать, что это очень разные легенды, чему не стоит удивляться, потому что у месопотамских легенд о подземном мире также много версий.
Но здесь скрывается нечто большее. Помимо этих двух легенд, языческий Израиль верил в то, что Ной был межпланетным странником, который привез семена жизни с Небес на Землю и посадил их, т. е. виноградник, в подземном мире. Потом он напился пьяным и заснул в своем шатре. Но на эту тему нам особенно нечего сказать, поскольку не хватает знаний о выходе семени Ноя из подземного мира .[1029]
Вместо этого в качестве третьего примера легенд о подземном мире вернёмся к легенде об Исходе или её оккультной форме. Согласно вере евреев язычников, их предки были небесной расой «черноголовых», которые упали с Небес на Землю и были заточены в подземном мире. В одной из легенд Исхода первобытные евреи значительно умножились, но затем были порабощены расой ануннаков (эквивалентом египтян), которые их беспощадно угнетали. Однако Бог услышал их жалобы и послал с Небес в подземный мир своего эмиссара Моисея, чтобы спасти их. Интересно отметить, что Бог послал и второго эмиссара, Аарона, встретить Моисея посреди пустыни подземного мира. Так, мы читаем в Исходе 4: 27, что Аарон встретил Моисея в горе Божьей .[1030]
Вкратце можно сказать, что Моисей и Аарон помогли первобытным евреям бежать из подземного мира и подняться на небесную гору Синай, для этого они разделили воды небесного моря, или пересекли пустыню космоса, или вошли в недра космической горы Синай подземного мира.[1031]
Так самые различные легенды были смешаны и перепутаны в библейской Книге Исхода, которую мы читаем сегодня.
Однако самое важное значение имеет тот путь, по которому первобытные евреи бежали из рабства.
В Псалмах и книгах различных пророков, широко процитированных в предыдущей главе, сказано, что сам Бог спас евреев: он разделил воды, он сошёл с Небес и просто поднял избранный народ из подземного мира.
Однако в Книге Исхода рассказана немного другая история. Там говорится, что евреи смогли выйти из подземного мира удивительным способом — съев плоть жертвенных агнцев.
Все это можно прочитать в Исходе, гл 12, где описана десятая и последняя казнь египетская, которая поразила всех перворожденных потомков животных и людей по всему подземному миру. Однако разгневанный Яхве или посланный им ангел всё подготовил для ухода из подземного мира. Всем евреям были переданы инструкции через Моисея, как защитить своих первенцев. Бог дал Моисею такой совет:
«В десятый день сего [первого] месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний… и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах…»[1032]
По плану, Яхве, увидев кровь агнцев, должен пройти мимо домов евреев и не тронуть их первенцев. Но было ещё кое-что:
«Пусть возьмут от крови его [агнца] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами… не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его таю пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» .[1033]
Зачем нужны были такие подробные инструкции и почему нужно было есть агнца, когда защитой вроде бы являлись помазанные его кровью косяки дверей?
Огвет, по моему мнению, в том, что первобытным евреям нужно именно проглотить плоть агнца, потому что агнец был ключом к их воскресению. И это предположение находит подтверждение в позднейшей христианской традиции, по которой верующие в Иисуса Христа могут достичь вечной жизни, если будут есть его тело. Христос, конечно же, был Агнцем Божьим.
Однако из-за невнимания мы можем пропустить самое главное. Какова была причина для того, чтобы евреи ели агнцев? Ответ напрашивается такой: чтобы избежать смерти своих первенцев.
К этому нужно добавить ещё один факт. Когда евреи переходили небесное море, часть египтян последовала за ними, но были сброшены обратно на Землю. Это предполагает, что египтяне тоже хотели вырваться из подземного мира, несмотря на то что не участвовали в ритуале поедания агнца.
Вывод таков: агнец не имел первостепенною значения в избавлении из подземного мира Агнец выступал как заместительная жертва перворожденных сыновей евреев. На самом деле первостепенное значение имело именно жертвоприношение первенцев. Только так можно интерпретировать тот факт, что египтяне пусть и на время, но смогли вырваться из подземного мира .[1034]
В любом случае, евреи могли выйти из подземного мира, только пожертвовав своих первенцев. Агнец приобретает особое значение, поскольку принимает на себя смерть, уготованную перворождённому сыну, но эта замена не мешает евреям взойти на Небеса.
В завершение этой части наших исследований следует задаться одним важным вопросом: «Откуда взялись жертвенные агнцы Исхода?» Неужели они резвились на просторах подземного мира (что абсолютно невозможно, если верить древним представлениям)? Или агнцы были специально посланы Богом с Небес, чтобы заменить еврейских первенцев?
В этом случае «Кебра нагаст» не дает нам никаких разъяснений, однако в свете имеющейся параллели между историей Исхода и легендой об Аврааме и Исааке, которая, как мы знаем, была легендой о подземном мире, кажется вполне резонным предположить, что перворожденные сыновья евреев были заменены агнцами, действительно посланными с Небес.