Человек — обитатель подземного мира

Для современного понимания всё это может показаться очень странным, но нет причин отвергать это предположение. Наоборот, мы должны ухватиться за идею создания «человека» в подземном мире, а затем посмотреть, куда приведёт это знание.

Но вначале следует найти подтверждение этого предположения в других культурах древнего мира. Разделяли ли и другие народы представление месопотамцев о создании человека в подземном мире?

Начнём с древних египтян, кратко остановимся на их легендах о творении человека. В них говорится, что человек был создан из слёз, упавших из Ока бога-творца. Это очень важная легенда, но мы её рассмотрим на следующих стадиях нашего исследования. Достаточно сказать, что из легенды, которая рассказывает об огненном уничтожении Ока и его падении с Небес на Землю, вполне можно сделать вывод о создании человека в подземном мире.

Есть, однако, особая древнеегипетская легенда, которая дает более определённое подтверждение для нашего предположения. В легенде «Уничтожение человечества» мы читаем, что бог Ра сетовал, что «те, кого я создал из своего Ока, замыслили злые дела против меня[747]». Тогда Ра призывает своё другое Око и приказывает уничтожить людей в «стране пустынь», Затем Ра объявляет, что покидает мир людей, а затем говорит Тоту интригующие слова.

«Я желаю осветить Дуэт и Страны пещер, Ты же будешь писцом там и будешь наказывать тех работников, которые задумали злые дела против меня. Благодаря тебе я буду находиться далеко от нелюбимых слуг».[748]

Из этого отрывка ясно, что люди, которые задумали злые дела и были уничтожены вторым Оком, обитали во тьме Дуата и Страны пещер. Это безошибочное указание на подземный мир.

Египтяне, видимо, так же, как и месопотамцы, считали, что люди из плоти и крови выросли из-под земли наподобие семян. В «Гимне Амону- Ра» есть загадочные строки, в которых так прославляется Ра:

«Создатель всего, что дарует земля, Хнум и Амон человечества».[749]

На этом зашифрованном тексте вполне мог стоять гриф: «Только для посвященных». Для его расшифровки человек должен был знать, что бог- творец Хнум слепил людей из глины на своём гончарном круге, а имя Амона должно напоминать о подземном мире и его прозвище — Скрытый. Эзотерический смысл этого отрывка таков: Ра создал человека в скрытом месте, т. е. в недрах Земли.[750]

Второе подтверждение месопотамских взглядов мы найдём в древнегреческой мифологии. Поэт Гесиод описал, как изначальное поколение людей золотого века жило вместе с богами в райской стране, не зная ни тяжких трудов, ни болезней, ни старости.[751] Это была эпоха Кроноса, бога, который поверг Урана, когда последний сошёл с Небес и овладел Геей. Учёные уверены, что эта райская земля золотой расы была где-то на Земле, а где ещё она может быть? Но теперь мы знаем, что было и другое место, а именно: Небеса — далёкий (или не очень далёкий) близнец Земли.

Действительно ли люди золотого века сошли с Небес? Гесиод предполагает это, когда пишет, что золотой век закончился падением Кроноса.[752] Более того, Гесиод объясняет, что падение Кроноса заставило поколение золотого века уйти под землю.[753] Смысл ясен.

За золотым веком последовало менее благородное поколение людей серебряного века, которых спрятал под землёй уже Зевс. Там эти люди провели необычайно долгое детство, но только для того, чтобы быть уничтоженными за неповиновение законам богов,[754] Последними поколениями были люди бронзового века, герои и люди железного века, нам нет надобности рассматривать их здесь, хотя добавим, что только представители последнего, железного века были истинными людьми из плоти и крови.

Если и остались какие-либо сомнения, то мы можем привести слова, якобы сказанные богоподобным героем Прометеем. Мифолог Мирча Элиаде так сказал об учении Прометея:

«Первые люди, по утверждению Титана [Прометея], "ютились в глубине пещер подземных", "не различали примет зимы, весны… и лета плодоносного", "не строили домов из кирпича", не знали земледелия. Именно Прометей обучил их всем ремёслам и наукам. Это он принёс людям огонь и спас их от гибели».[755]

Какое замечательное утверждение! Просто удивительно, как эта традиция стала известна учёным. Однако Мирча Элиаде спокойно перечисляет все эти положения, не видя ничего странного в них. И все же этих первых людей, согласно Прометею, можно приравнять к представителям серебряного века, упомянутым Гесиодом, поэтому их следует назвать вторым поколением, или расой, людей. Никто из них на самом деле не был человеком.

Где ещё можно найти подтверждение месопотамским религиозным взглядам? Пока я обхожу стороной библейские легенды, потому что не хочу забегать вперед и оставил их до следующей главы.

Поэтому у меня на руках всего два примера тех же верований. Один из них пришел из Африки, где, по крайней мере, в одном племени современных людей, верят, что человечество прилетело в животе огромного дракона из другого мира в Небесах. Самое главное, люди этого племени уверены, что вначале внеземное человечество проникло в подземный мир, чтобы позднее появиться на поверхности земли.

Второй пример — это верования индейцев навахо из Северной Америки, которые до сих пор учат своих детей, что первой женщиной была Мать- Земля, но первый мужчина был создан глубоко в недрах Земли. И снова смысл ясен.

Как я уже говорил, это всего два примера, которые я нашёл без всяких сознательных усилий. Я должен признаться в закравшемся ощущении, что эти верования — всего лишь верхушка забытого айсберга древних и современных традиций, которые после их открытия обязательно подтвердят расшифровку легенд, сделанную на этих страницах.

Как горошины из стручка

Ранее мы узнали, что человек был создан из смешанной крови бога и человека, и я тогда обещал вернуться к этому моменту. Причиной моего желания вернуться к этой легенде является явное противоречие: как человек мог быть гибридом двух существ, когда одним из них был сам? Как от смешения бога и человека мог появиться человек? Эта дилемма требует нашего внимания.

Теперь вернёмся к моему первоначальному предположению о том, что родиной человека были Небеса, где существовали «люди Мами, или Иштар», либо, если хотите, Гесиодово поколение золотого века. Помня об этой небесной родине, рассмотрим теперь легенды о том, что для создания человека необходимо было принести в жертву бога.

Во-первых, есть легенда об Уллигаре и Зальгарре, где рассказано, как великие боги собрались в своём «высоком святилище» в Небесах, чтобы еще раз пересмотреть свои удивительные творения. Тогда Энлиль сказал:

Теперь судьбы Небес и Земли предопределены,

Правильно проложены рвы и каналы,

Укреплены берега Тигра и Евфрата,

Что ещё мы должны сделать?

Что ещё были должны сотворить?

(Игиги и ануннаки) дают ответ Энлилю:

В Узумии, в Связи Небес и Земли,

Позволь нам умертвить двух ламга-богов.

Их жертвенной кровью позволь нам создать человека,

Служение богов будет ему уделом[756]

Из текста трудно понять, где были принесены в жертву два ламга-бога (Уллигарра и Зальгарра), на Небесах, на Земле или под Землёй, потому что Связь Небес и Земли пронизывала все три уровня древней вселенной. Но ранее я предположил, что жертвоприношение Гештиу из «Мифа об Атрахасисе» было сделано на двух уровнях из трех. Он был умерщвлён на собрании богов в подземном мире, но только после того, как его сбросили с Небес. Последнее было особо подчеркнуто в «Мифе об Атрахасисе» тем фактом, что Ану специально поднялся на Небеса, чтобы выбрать жертву.[757]

Следовательно, можно предположить, что двух ламга-богов сбросили с Небес подобным способом. Затем, «как семена из-под земли, появились люди».

Те же представления можно найти и в вавилонском эпосе о творении «Энулла элиш», где человек был создан из крови Кингу, который был небесным богом, предводителем восставших богов Тиамат.[758] После свержения Тиамат верховный бог Мардук заявляет:

Кровь соберу я, скреплю костями,

Создам существо, назову человеком.

Воистину, ясотворю человеков.

Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули…

Связали его [Кингу], притащили к Эйе [Энки].

Объявили вину его, кровь излили.

Людей сотворил он на этой крови,

Дал им бремя божье, богам же — отдых

Как Эйа мудрейший, род людской создал,

Возложил на него божье бремя!

Непостижимо для разума это деянье[759]

Следовательно, текст «Энума элиш» подтверждает ход событий, изложенный в двух предыдущих легендах, а также то, что родина человека — тело небесного бога или богов, а на самом деле, скорее, богинь Иштар, или Мами, расколовшихся на куски, как горшок, и разбросавших своих людей из чрева, как куски туши жертвенной овцы.

Смысл всех этих легенд в том, что бог превратился в человека, а если перефразировать, то бог стал человеком.

Так, Кингу стал человеком. Так, Уллигарра и Зальгарра стали людьми, теми, кого они сотворили по своему подобию — «искусных работников для искусной работы, неискусных работников для неискусной работы». Так, бог Гештиу, Премудрый, стал человеком в «Мифе об Атрахасисе».

Таинство смешения божественной и человеческой крови для создания человека можно объяснить после тщательного изучения «Мифа об Атрахасисе»:

Энки раскрыл свои уста,

Так говорит богам великим:

«В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый,

Я совершу обряд очищения.

Один из богов [Гештиу] да будет повергнут,

Да очистятся боги [ануннаки], в кровь окунувшись.

Из его плоти, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистину, божье и человечье соединятся,

Смешавшись в глине!

Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,

Да живёт разум во плоти бога.[760]

Это означает, во-первых, что Гештиу — какое-то небесное тело — был повержен, а затем произвел человека как своё потомство. Так бог стал человеком.

Во-вторых, Гештиу — теперь в образе «человека» — смешался с богами, которые уже жили в подземном мире (ануннаками). Так бог и человек смешались в глине. Что и требовалось доказать.

Ануннакам, владыкам подземного мира, служило гибридное существо — «человек», — созданное из «глины» ануннаков и «плоти и крови» Гештиу. Возможно, именно гибридное происхождение объясняет повторение слога LU в шумерском названии человека — NAM.LU.LU.

Итак, мы имеем смесь двух планетарных глин, которые упали с Небес на Землю. Именно от смеси этой глины Нинхурсаг, или Мами, отщипнула четырнадцать кусков, которые затем поместила в чрева «семи и семи богинь рождения», т. е. в меньшие чрева, находящиеся внутри гигантского Чрева самой Земли.[761]

Теперь мы видим, что «человек» был создан в подземном мире из глины богов.

Более того, следует напомнить, что аннунаки тоже родились в подземном мире из тела разорванного небесного бога (Ану). Следовательно, ануннаки и «человек» были одного вида, что объясняет любопытное сравнение, которое шумерский поэт сделал в мифе «Лахар и Ашнан»:

[Как человечество тех далёких дней,

Ануннаки тоже хлеба для пропитанья не знали],

Как обернутьсяодеждой, не знали.

Голыми по Стране бродили.

Словно овцы, ртами траву щипали.

Водою канав утоляли жажду.

Кроме этого сходства, павшие ануннаки (или A.NUN.NA.NUN.KI) были «семенем князя Эриду», а про павшее «человечество» часто говорилось, что оно — «семя человечества».[762]

Всё это приводит нас к представлению об ануннаках и «людях», как о двух первобытных горошинах из стручка, связанных вечным родством с глиной Апсу. Возможно, это объясняет и любопытное повторение слова «земля» в отрывке, приведённом в начале этой главы:

Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг

Черноголовый народ сотворили,

Живность в земле [из земли]начала множиться буйно,

Всевозможные четвероногие твари

Узором достойным покрыли долины.[763]

Но относится ли это к дуальности «божественной-человеческой» почвы, сказать трудно, в одном мы уверены, «черноголовые» не были на самом деле людьми, наоборот, они были метеоритами.

Почему тогда шумеры из плоти и крови настаивали, чтобы их называли «черноголовыми»? Официальный ответ учёных людей гласит: у шумеров были чёрные волосы, чем они сильно отличались от соседних народов.[764] Извините, но это смешно. Более вероятный ответ: этот эпитет относится к черноте метеоритов. Поэтому, называя себя «черноголовыми», шумеры просто констатировали очевидный факт они произошли от метеоритного семени человечества.

Чтобы встать на шумерскую точку зрения, давайте предположим, что эпитет «черноголовые» эквивалентен термину «земляне», который мы используем сегодня для обозначения нашего тождества в галактическом контексте. Шумеры, определенно, посчитали бы нас землянами, но в полном смысле этого слова — как людей, рождённых Землей и родившихся от нее, в то время мы, современные люди, с другой стороны (из-за отсутствия ясной религиозной парадигмы), просто относим себя к землянам, поскольку живём на Земле. Различие слишком велико и хорошо иллюстрирует, как далеко мы ушли от древнего мышления.

Наши рекомендации