Невидимые действия миропомазания.
Через видимое помазание миром крестившемуся подаются дары Святого Духа для искоренения из существа его зла и для возрастания его в новой, святой, добродетельной жизни (Рим 5:5; 8:15-16; 26-27; Еф. 1:13; 4:30; 1 Кор. 12:7; Гал. 5:22-23). Запечатление Духом Святым в таинстве миропомазания делает христианина храмом Святого Духа: "Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3:16; 6:19).
Свидетельства древнехриих отцов.
Святой Киприан епископ Карфагенский, писал к Януарию: "необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещеные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается евхаристия; но кто не имел ни алтаря, ни церкви, тот не мог освятить и вещества елея."
Святой Григорий Богослов учил: "если же предоградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом... тогда что может тебе приключиться?"
Святой Кирилл Иерусалимский (†389 г.) наставлял: "вам, исшедшим из купели священных вод, дано миропомазание... но смотри, не подумай, что сие есть миро простое. Как хлеб евхаристии по призвании Святого Духа есть уже хлеб не простой, но Тело Христово, так и святое миро сие, по призвании, не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его сделавшееся действенным. Им назнаменательно помазуются чело и другие орудия чувств. И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом. Сперва миропомазано у вас чело, потом уши... ноздри... перси... Сподобившись сего святого миропомазания, именуетесь вы христианами, оправдывая имя сие возрождением."
Опровержение возражений.
Сектанты говорят:
1) Дух Святой дышит, где хочет (Ин 3:8), и в масле не нуждается для сообщения человеку Своих даров.
В Евангелии от Иоанна (3:8) под словами "дух дышит" разумеется не Дух Святой, а ветер; о Духе Святом Господь сказал в том же стихе: "Так бывает со всяким, рожденным от Духа." - "Именно о ветре Он сказал," - объясняет святой Иоанн Златоуст: "но если говорит: дышит, где хочет, - то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное... Никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда... и никто не может задержать его стремления. "Голос его слышишь (т.е. гул, шум), а не знаешь, откуда приходит и куда идет: так бывает со всяким рожденным от Духа." В этом все и заключается. Если ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, - ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь ею звуки? Α что слова "голос его слышишь" сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: "голос его слышишь..." Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела (ветра, как подлежащего чувству) и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела."
Не Дух Святой нуждается во внешних видимых посредствах, а человек, который есть существо духовно-телесное (см. в глав. о таинствах подроб. объясн.). Вследствие этого Дух Святой сошел на Иисуса Христа "в телесном виде, как голубь" (Лук. 3:22). Иисус, сообщая ученикам дар Святого Духа, "дунул" и сказал им: "Примите Духа Святаго" (Ин 20:22). В день Сошествия Святого Духа. "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:1-4). "Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Потому," - замечает блаженный Феофилакт, - "что если и при этом говорили: "они напились сладкого вина," то чего не сказали бы, если бы этого не было?"
"Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого" (Деян. 8:17-19; ср. 1 Ин 2:20, 27; 2 Кор. 1:21-22; Еф. 1:13; 4:30).
2) Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам (Деян. 10:44-45).
Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объясн. в гл. о крещении, ответ на 6-е возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию?
3) Апостол называет помазанием дары Духа Святого (1 Ин 2:20, 27) и не говорит, что они подаются через помазание миром.
Но название внутреннего, духовно-благодатного действия Святого Духа "помазанием" было бы непонятным, если бы оно не указывало на внешнюю форму сообщения этого духовного действия, от которой оно и получило свое название. Если бы не было внешнего помазания при сообщении даров Святого Духа, то также непонятны были бы выражения апостола: "Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши" (2 Кор. 1:21-22), "запечатлены обетованным Святым Духом" (Еф. 1:13; ср. 4:30). Этими словами апостол указывает на видимую сторону таинства миропомазания, в котором помазание является печатью, знаком принадлежности помазанных Христу, удостоверением для них самих в том, что они действительно получат обещанное им (ср. Рим 8:17,23), в залог (задаток) чего даны им дары Духа Святого.