Невидимые действия крещения.
"Сие таинство (крещения) уничтожает все грехи: в младенцах - первородный, а во взрослых и первородный, и произвольные. Во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности, как свидетельствует апостол (1 Кор. 6:11)., наконец, после крещения мы соделываемся членами тела Христова и облекаемся в Господа нашего" (Галат. 3:27; Правосл. Испов., отв. на вопр. 103). "В крещении," - учит святой Исидор Пелусиот, - "естество не только приняло все то, что было нужно к отъятию греха, но еще и украшено божественными дарами. Не только избавлено от наказания и совлеклось всякого лукавства, но возрождено свыше божественным... пакибытием, искуплено, освящено, сподоблено усыновления, оправдано, соделано наследником Единородного и сотелесником Его через причащение Священных Таин, стало телом Его и соединилось с Ним, как тело с главою... Посему признавай, друг, крещение не отъемлющим только грехи, но и производящим усыновление, и божественное сродство, и тысячи других, нами перечисленных и умолченных благ; потому что Царь всяческих, не искупил только плененное естество, но и возвел на высшую степень чести."
а) Прощение грехов и очищение от них.
В крещении, а не до крещения, подается крещаемому оставление первородного и личных грехов (соделанных до крещения), очищение ("омытие") от всего греховного, а не объявление лишь правым пред Богом при остающейся греховности (ср. Иез. 36:25; Мих. 7:19; Зах. 13:1). Апостол Петр уверовавшим иудеям сказал: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов" (Деян. 2:28). Очевидно, что грехи уверовавшим, но не крестившимся, еще не были прощены. Савлу Анания говорит: "встань, крестись и омой грехи твои" (22:16), - которые, значит, еще не были прощены. "И такими (грешниками) были некоторые из вас (до крещения), но омылись (в крещении), но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6:11; ср. Рим 6:2-7; Кол. 2:11-13). В Послании к Колоссянам (2:11-13) апостол противополагает иудейскому обрезанию, которое состояло в удалении известной части тела и было только внешним обрядом, христианское крещение, "обрезание Христово." Последнее есть обрезание сердца, внутренний акт, и в этом смысле оно "нерукотворенно." Выражение "совлечением (εν τη απεκδυσει, от απεκδυσις - снятие с себя платья, отречение) греховного тела плоти" (греховности человеческой природы - ср. Рим 6:6) обозначает, что, как ненужная одежда вся снимается, так и в крещении (нерукотворенном обрезании) удаляется не часть лишь тела, а вся греховная сторона человеческого существа. "Теперь, говорит (апостол)," - по объяснению святого Иоанна Златоуста, - "обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в ветхом завете), совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотию, а это духовно, - не так, как иудеи (обрезывали), - потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что Павел называет обрезанием, то называет и гробом." - "Поелику колоссяне, увлекшись, возлюбили жизнь подзаконную, то апостол," - говорит блаженный Феодорит, - "объясняет также различие обрезания: оно не плотское, но духовное, не рукотворенное, но божественное, не отъятие малой части тела, но освобождение от всякого повреждения. Виновник же сего не закон, но Владыка Христос... "Совлечением же тела греховного плоти" назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха."
б) Воссоздание, или возрождение.
В слове Божием оправдывающее и освящающее действие благодати крещения именуется "рождением свыше" (Ин. 3:3), "рождением от Духа" (3:5), "возрождением" ("банею возрождения" - Тит. 3:5). До крещения человек был рабом греха (Рим 6:20); уверовав во Христа, он ненавидит грех, кается, решает отдать себя "в рабы праведности на дела святые" (стих 19), стать "рабом Богу" (стих 22). Но это его решение изменить направление воли еще непрочно, ненадежно, бессильно. В крещении благодать Божия, омыв его от греховной скверны, укрепляет решение воли его жить для правды и святости, и он выходит из купели совсем новым, обновленным в духовно-нравственной своей жизни, поистине вновь родившимся, но только "свыше," - "от Духа," - почему есть новая тварь (2 Кор. 5:17). "Возрождение" сделало его естество способным принять, вместить и хранить дары Святого Духа, подаваемые в другом таинстве - миропомазании." - "Исходящий из купели крещения," - пишет епископ Феофан, - "бывает и оправдан и праведен, - всякая вина греха с него снимается, и он желает лишь одного: Богу угодного добра, и силен на делание его." - "Человечество," - поучает святой Григорий Нисский, - "само по себе от крещения не приемлет изменения, ни рассудок, ни разумение, ни познавательная способность, ни другое что, собственно служащее отличительною чертою естества человеческого, не приходит в претворение (изменение). Если по слову пророка, омывшись в сей таинственной бане, стали мы чисты произволениями, смыв лукавства от душ (Исайи 1:16), то сделались лучшими и претворились в лучшее... Если ты таков, то действительно сделался чадом Божиим. Α если остаешься с прежними признаками порока, то напрасно разглашаешь о своем рождении свыше." - "Сущность оправдания (в крещении)," - пишет Сергий, архиепископ Финляндский, - "не в перемене независимой от воли человека, его духовно-телесной природы, а в перемене его жизнеопределения, в изменении направления его воли. Умирая греху и воскресая для праведности, человек не другую душу получает или не новую силу в душе, а только решает с прежней душой жить совершенно иначе."
в) Единение со Христом, примирение с Богом.
"Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (т.е. объединились с Ним - ср. 1 Кор. 6:17; 2 Кор. 13:5; Гал. 3:26-27; ср. Рим 8:14-15; Гал. 4:5). "Определяя, каким образом мы сыны Божии, " - замечает блаженный Феофилакт, - " говорит, что через крещение. Но не сказал: вы, которые крестились, детьми Божиими стали, как бы и требовала последовательность, а гораздо выразительнее: "во Христа облеклись." Α если мы облеклись "во Христа Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству" - "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 5:1). "Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин. 1:12-13). "Но для чего евангелист не сказал: соделал их чадами Божиими, а говорит: дал власть быть чадами Божиими? Чтобы показать," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "как много нужно заботливости для сохранения во всю жизнь в чистоте и неповреждении того образа усыновления, который напечатлен в нас при крещении; а вместе, чтобы показать и то, что такой власти никто не может отнять у нас, если наперед сами себя не лишим ее... Евангелист напоминает нам и о самом способе духовного возрождения (крещении) и, через сравнение его с рождением плотским, показывает его превосходство." - "Ибо все мы одним духом крестились в одно тело" ( (1 Кор. 12:13). "Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось (к Церкви) в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2:41-47).
г) Избавление от вечного осуждения.
"Κто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мр. 16:16). "Если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу" (Рим 8:17). "Оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни" (Тит. 3:7).
От желающего принять крещение требуется:
а) вера в Господа Иисуса Христа (Мр. 16:15-16). "Когда поверили Филиппу, благовествующему о царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились" (Деян. 8:12; ср. 8:36-38; 18:8 и др.).
б) Покаяние (обещание Богу доброй совести - 1 Пет. 3:21): "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов" (Деян. 2:38).
Крещение не повторяется:
"Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды" (Катих.). "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:5). "Крещение полагает неизгладимую печать. Ибо невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов, или даже отвергся самой веры. Желающий обратиться ко Господу воспринимает потерянное сыноположение посредством таинства покаяния" (Послание патр. прав., член. 16).
Восприемники при крещении.
(см. след. глав. о крещении младенцев).