Обряды при крещении и их значение.

Крещающийся, помимо устного отречения от диавола, виновника греха (Ин. 8:44; Еф. 2:2), и дуновения (как бы отгнания его), плюет на него в знак своего презрения (ср. Чис 12:14; Втор. 25:9) и прекращения с ним общения.

Как воин Христов (1 Тим. 1:18; 2 Тим. 2:3), обязанный вести борьбу с диаволом (Еф. 6:11-12), крещаемый, по примеру древних борцов умащавших свое тело елеем при борьбе с противником, помазуется освященным елеем. Белая одежда возлагается на возрожденного в знак чистоты души (ср. От 7:9-14), омытой в крещении от грехов (ср. Исайи 61:10).

Для видимого и постоянного напоминания христианину заповеди Христовой (Мт. 16:24) возлагается на него крест. Приемлющий крещение просвещается познанием истинного Бога, поэтому в знамение духовного просвещения (Евр. 6:4) и радости дается исходящему из купели возженная свеча. Хождение вокруг купели свидетельствует о вечности (круг есть символ вечности союза крещаемаго со Христом, о неизменности обетов, данных при крещении. Пострижение совершается в знак того, что новопросвещенный посвящен Богу, подобно назореям (Чис 6:18), и обязан все творить в славу Божию (1 Кор. 10:31).

Опровержение возражений.

1) Сектанты, отвергая таинства православной Церкви, приводят следующий текст: "нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано" (Мт. 10:26; Мр. 4:22; Лук. 8:17; 12:2).

"Речь Спасителя" (Мт. 10:18-27), - говорит святой Иоанн Златоуст, - имеет такой смысл: "довольно для вашего утешения и того, что и Я, Учитель и Господь ваш, подвергаюсь одинаковой с вами укоризне (стих 24-25). Если же вы, слыша это, не перестаете все же смущаться, то имейте в виду и то, что спустя немного времени вы избавитесь и от позорных нареканий. И о чем вы скорбите? О том ли, что вас называют обманщиками и льстецами? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов и откроет вашу добродетель... и возвестит, кто вы таковы, прозвучит громче трубы, и сделает всех свидетелями вашей добродетели... Невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности... Так как Он беседовал с учениками наедине и в маленьком уголке Палестины, то и сказал это "в темноте" и "на ухо," желая противопоставить образ настоящей беседы тому дерзновению в проповедании, которое Он имел в виду даровать им. Он сказал: "Говорите при свете," - "проповедуйте на кровлях," т.е. без всякой робости, со всей свободою и со всякою смелостью говорите все царям и народам во всей вселенной." Где же сектанты в приведенных словах Иисуса Христа усмотрели основания к отвержению таинств православной Церкви? Священнодействия, в которых Господь подает Свою благодать Духом Святым, называются таинствами, потому что благодать сообщается, хотя и через видимые посредства, но тайно, невидимо и непостижимо для человека: "ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2:11; ср. Ин. 3:8).

2) Под "водой" (Ин. 3:5, ср. 4:10-11; 13-14; От 21:6; Исайи 55:1 и др.) разумеется учение Христа. Поэтому "родиться от воды" значит не креститься в воде, а принять учение, погрузиться в учение. Водное крещение - излишне.

а) Иносказательно понимать выражения Свящtyyjuj Писания можно только в том случае, когда оно само дает для этого основания. Так например, в беседе с самарянкой Иисус Христос противополагает воде живой (естественной, ключевой) Свою "воду живую." Речь Его о "воде живой" в праздник кущей объясняет евангелист (Ин. 7:38-39; ср. От 17:1, с стих 15; 1 Кор. 10:4 и др.).

В беседе с Никодимом нет никаких указаний, вынуждающих понимать слово "вода" в переносном смысле. Сектанты не хотят этого видеть и для оправдания своего лжеумствования ссылаются на беседу с самарянкой, когда Господь будто бы Свое учение назвал "водой живой." Отсюда заключают они, что и в беседе с Никодимом "вода" означает учение Христово. Нет, скажем мы, учение Иисуса Христа нигде в Священном Писании не представляется под образом воды. Что же означает "вода живая" в гл. 4-й Евангелии от Иоанна? (стих 10:14). Самарянке Господь возвещал Свое учение, а "воду живую" обещает дать: "которую Я дам," - и она "сделается источником воды, текущей в жизнь вечную" (стих 14); т.е. вода, которую Я дам (ниспослав, по воскресении, Святого Духа - ср. Ин. 7:38-39), сделает человека причастником жизни вечной. Очевидно, что не учение Его - "вода живая," а благодать Его, Духом Святым подаваемая верующим, дары Святого Духа. Одно учение Христово без сил и дарований Святого Духа не может сделать человека причастником жизни вечной. Под образом "воды живой," - "воды жизни," - "живого источника воды," утоляющей жажду, питающей, представляются дары и силы Святого Духа и в др. местах Священного Писания (Ин. 7:38-39; От. 7:17; 21:6; 22:17; Ис. 12:3; 41:17; 44:3; 55:1 и др.). Слово "вода" в беседе с Никодимом означает не учение Христово и не дары Святого Духа (всегда представляемые под образом воды питающей), а стихийную, обыкновенную воду, служащую средством омытия Духом Святым греховной нечистоты (ср. Деян. 22:16; Иез. 36:25-26; Зах. 13:1). Если, по сектантскому лжетолкованию, слово "вода" употреблено в Евангелии от Иоанна (3:5) в переносном смысле, то спрашивается, в каком смысле употреблено то же слово и в том же Евангелии в других местах: 2:7-9; 4:46; 5:4; 13:5; 19:34? Сектанты, чтобы быть последовательными, должны понимать в этих местах слово "вода" также иносказательно! Так извращать слово Божие способны только люди, развращенные умом, противящиеся истине (ср. 2 Тим. 3:8).

"Благодать Святого Духа," - учит святой Иоанн Златоуст, - "в Писании называется иногда огнем, иногда водою, и это показывает, что такие наименования выражают не существо Его, а только действие, потому что Дух, как существо невидимое и однородное, не состоит из различных сущностей. Так огнем называет Его Иоанн (Мт. 3:11), а водою именует Христос (Ин. 7:38-39). Так и беседуя с женою, водою называет Духа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 4:14). Называется же Дух огнем для означения теплоты благодати, которую Он возбуждает, и истребления грехов; а водою - для выражения чистоты и обновления, сообщаемого от Него душам, приемлющим Его."

"Спаситель обращается с ним (Никодимом)," - объясняет святой Кирилл Александрийский, - "как еще с немощным, весьма нежно и, сняв с Своей речи прикровенность, говорит уже ясно: если кто не родится через воду и Дух, не может войти в Царство Божие (Ин. 3:5). Так как человек по своей природе есть нечто сложное и не простое, составленный из чувственного тела и духовной души, то и для своего возрождения нуждается в двойном средстве, которое должно быть сродственно обеим сторонам его природы. Духом освящается именно дух человека, а водою, с своей стороны также освященною, - тело... "Водою живою" (Ин. 4:10-14) называет животворное дарование Духа, через которое одно только и в состоянии человечество, хотя и иссушаемое, подобно стволам дерев на горах, и оказывающееся, благодаря козням диавола, лишенным всякой добродетели, восходить снова в изначальную красоту своей природы и, напояясь животворною благодатью, процветать многоразличными видами благ... Подобное Бог говорит нам и устами пророков (Исайи 43:20-21; 44:3; Иер. 31:12). К приведенным мы можем присоединить и другие свидетельства Писания, посредством коих легко доказать что Божественный Дух часто именуется названием воды." - "Два предмета," - замечает блаженный Феофилакт, - "для Никодима были неудобопонятны: один - рождение духовное, другой - царствие. Ибо о Царстве Небесном иудеи никогда не слышали. Теперь он недоумевает по поводу рождения. Христос и открывает ему яснее способ рождения духовного. Ибо человек, состоя из двух частей, из души и тела, имеет и образ рождения двучастный. Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, - к возрождению невидимой души... "Водою" (Ин. 4:10-14) называет благодать Святого Духа, потому что она очищает приемлющих ее и сообщает им большое освежение; называет водою не стоячею... но "живою," т.е. бьющею ключом, вскакивающею, быстро текущею. Ибо благодать Духа делает душу всегда подвижною к добру... Вода, которую Я даю, делается источником воды, постоянно и непрерывно умножающейся. Ибо святые не то только и сохраняют до конца, что получают от Бога, но через благодать они принимают семена и начатки добра, а сами приумножают их и взращают."

б) Господь Иисус Христос ясно различает наставление от водного крещения: "идите, научите все народы, крестя их..." (Мт. 28:19). Апостолы также считают, что научение есть одно действие, а крещение - другое, отдельное: апостол Петр сначала проповедовал, научал Корнилия и бывших с ним, а затем. крестил (Деян. 10:26-48; ср. 2:37-41; 8:6; 16:32-33; 1 Кор. 1:17).

3) Крещение Христово не водное, а Духом Святым (Мт. 3:11; Мр. 1:8; Ин. 1:33; Деян. 1:5).

Водное крещение Иоанна было только одним внешним символическим действием, означающим намерение крещающегося после покаяния и исповедания грехов начать богоугодную жизнь, но оно не очищало от грехов, не возрождало, как крещение, установленное Иисусом Христом. Выражением "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мт. 3:5) Иоанн указывает не на замену Господом водного крещения одним невидимым крещением Святым Духом, а на внутреннюю благодатную сторону христианского крещения, в котором Святой Дух очищает душу крещающегося от греховной нечистоты, чем оно и превосходит его (Иоанново) крещение. Если бы водное крещение не было установлено Иисусом Христом, то апостолы не совершали бы его (Деян. 10:47-48) и не учили о невидимых действиях его (2:38; 22:16; Рим 6:2-7; 1 Кор. 6:11 и др.). Под словами "и огнем" разумеется действие Святого Духа в крещении водном, очищающее крещающегося (ср. Евр. 12:29). В кн. Деяний (1:5) содержится обетование о ниспослании Святого Духа на апостолов.

4) Возрождает не крещение, а слово Божие (Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23).

Через слово Божие, несомненно, действует Бог на душу человека. Слово Божие может произвести переворот в душе человека, призвав его к покаянию и истинной жизни, но оно не дает очищения от грехов и сил для борьбы с грехом. Поэтому слово Божие не устраняет таинств, не может заменить их. Иерусалимские слушатели апостола Петра должны были для прощения грехов креститься (Деян. 2:38-41). Так как в процессе обращения грешника ко Христу слово Божие является средством, через которое Бог рождает в нем веру и покаяние, то апостолы сказали, что Он "родил нас словом истины" (Иак. 1:18), что христиане - "возрожденные от слова Божия" (1 Пет. 1:23), т.е. пробужденные от сна греховного. Но "возрожденный от слова Божия" еще не очищен от греха, почему и необходимо ему родиться от воды и Духа. По выходе из купели он, омытый от греховной скверны, возлюбивший правду и святость, является родившимся "свыше," сподобившимся "бани возрождения." Возрождение от слова Божия не заменяет, а ведет к возрождению в крещении. "Путь (обращения грешника), - пишет еп. Феофан, - таков: сначала слушание (слова Божия), потом вера от слышания, наконец, запечатление Духом Святым в крещении и миропомазании."

5) Верующий во Христа получает через веру прощение грехов (Деян. 10:43); поэтому крещение для прощения грехов излишне.

Здесь (Деян. 10:43) апостол Петр говорит только о том, что верующий во Христа получит прощение грехов. Но когда, в каком священнодействии, - этого не указывает и не упоминает о покаянии, необходимом условии прощения. Из 38 стих гл. 2-й Деян. видно, что уверовавшие иудеи должны были покаяться и для прощения грехов креститься, а согрешившие после крещения приходили к апостолу Павлу, исповедуя и открывая свои дела (Деян. 19:18). Следовательно, вера является только одним из условий для получения прощения грехов и таинств (крещения и покаяния) не устраняет.

6) Очищение от грехов мы получаем по вере до крещения (ср. Деян. 10:44-45), которое есть один обряд.

На некрещеных, но с верою принявших благовестие апостола Петра, сошел Святой Дух (Деян. 10:44) с тою целью, как свидетельствует слово Божие (ср. - 10:11-16), чтобы уверить не только иудеев, но и апостола, что и язычники без соблюдения закона Моисеева достойны вступления в Церковь Христову, если, конечно, уверуют в Господа Иисуса Христа. Высокая и важная цель требовала и необычайного средства. Сошествие Святого Духа (до крещения) на присоединяющихся к Церкви Корнилия и бывших с ним - единственный пример в апостольской Церкви, почему и "верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились" (стих 45). Это необычайное явление в жизни Церкви устранило всякое сомнение в законности принятия язычников в нее через крещение (обязательное для всех людей - Мт. 28:19; Ин. 3:5) "независимо от дел закона" (Рим 3:28). "Все же это было," - пишет святой Епифаний, епископ Кипрский, - "тайною и делом Божия человеколюбия, чтобы и святой Петр и всякий человек знал, что спасение язычников - не от людей, но от Бога. Ибо предупредил Бог дать и дарование Духа, и видение ангела, и признать приятными Ему молитву и посты и творение добрых дел, чтобы апостолы и особенно святой Петр не лишали того, кто действительно призван Богом, вверенного им."

Сектанты из этого повествования делают заключение, ни на чем не основанное. Из сказанного в кн. Деян. (10:44-48) вывод должен быть следующий: в апостольское время верующие обычно получали Святого Духа после своего крещения не без внешних посредств, а именно через молитвенное возложение рук апостолами; в истории обращения Корнилия и бывших с ним видим единственный случай непосредственного сообщения Святого Духа до крещения. Во-вторых, очищения от грехов Корнилий и бывшие с ним, очевидно, не получили, когда удостоились даров Святого Духа, почему апостол велел им креститься, так как только в крещении прилагаемые к Церкви получают "омытие от грехов" (Деян. 2:38; 22:16; 1 Кор. 6:11 и др.). Α что Господь по особым целям посылает людям, даже недостойным, Свои дары, мы знаем из жизни Валаама, получившего дар пророчества (Чис. гл. 22:23-24; ср. 2 Пет. 2:16). Крещение - не обряд, а таинство (ср. "невидимые действия крещения").

7) Не крещение спасает, а обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3:21).

Апостол, имея в виду показать важность и спасительность водного крещения, говорит, что оно было прообразовано водою потопа: как та вода (носив на себе ковчег) спасла находившихся в нем от потопления, так и вода крещения спасает от погибели вечной верующих во Христа (ср. Мр. 16:16). Крещение, объясняет апостол, не тело омывает, а душу, оно есть не омытие плотской нечистоты, подобно иудейским омовениям, но обещание Богу омытую от грехов совесть сохранить доброй в дальнейшей жизни. "Спасает воскресением Иисуса Христа," т.е. избавляет от проклятия и вечной смерти, и такую силу крещение получило через воскресение Иисуса Христа, открывшее Ему возможность завершить дело искупления ниспосланием Святого Духа в Церковь. Тот же апостол в другом месте (Деян. 2:38-39) ясно сказал, что в крещении даруется прощение грехов, почему оно спасительно и необходимо всем, "кого ни призовет Господь."

Сектанты, по своему невежеству, не понимают даже грамматического строя речи: "спасает" относят не к слову: "крещение," а к выражению: "обещание Богу доброй совести."

"Так как спасение (во время потопа) было в воде," - объясняет блаженный Феофилакт, - "то он кстати относит это к Святому Крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов и спасает с верою приходящих в ковчег, т.е. в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом."

8) Очищает от грехов не крещение, а слово Божие (ср. Еф. 5:26).

Господь возлюбил Церковь, учит апостол (Еф. 5:25), и предал за нее Себя на крестную смерть, чтобы освятить верующих (стих 26). Каким образом? "Очистив банею водною, посредством слова," т.е. святым крещением, в котором при троекратном погружении в воду произносятся слова: во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это делается с каждым, приступающим к Господу, со всею Церковью. Вся она свята, так как прошла через очистительную и освятительную баню возрождения. Святой Иоанн Златоуст пишет: "в глаголе говорит апостол. Каком? - Во имя Отца и Сына и Святого Духа." Следовательно, под "словом" нужно разуметь не вообще слово Божие, а то совершительное слово, которое сопровождает крещение и через которое (слово) сообщается благодатная сила, очищающая крещающегося от греховной скверны, почему сказано: "очистив банею водною," а не словом.

9) Страдание и есть крещение (Мт. 20:22-23; Мр. 10:38-39; Лук. 12:50).

В указанных местах Свои крестные страдания Господь представил под образом крещения и питья чаши. Как в крещении человек погружается в воду, так и Господь, претерпевая страдания, как бы погрузился в них полностью. "Чашу с отравой" подавали осужденным на смерть.

Крещение кровью (мученичество) не исключает водного крещения. Господь, приняв крещение водное от Иоанна, пострадал на кресте. Апостол Павел был крещен Ананией в воде (Деян. 22:16), а затем претерпел мученическую кончину. Крещение кровью - удел не всех христиан, а водное крещение, по заповеди Господа (Мт. 28:19; Ин. 3:5), обязательно для всех. По свидетельству древней Церкви, исповедники, не успевшие креститься, должны были при первом удобном случае принимать водное крещение. Если же не успевали креститься, то мученическая смерть была для них крещением кровью (ср. Мт. 10:39; 16:25; Мр. 8:35). "Если не принял кто крещения," - учит святой Кирилл Иерусалимский, - "то не имеет спасения, за исключением одних мучеников, которые и без воды приобретают царствие... Мученичество Спаситель также называет крещением" (Мр. 10:38).

10) Для умирающих, каковыми являются все люди, крещение бесполезно (ср. 1 Кор. 15:29).

Некоторые из коринфских христиан отрицали воскресение мертвых (1 Кор. 15:12). Апостол воскресением Иисуса Христа и явлениями Его по воскресении (стих 4-8; 13-20), убеждает читателей послания в истине нашего будущего воскресения. Веру в несомненность воскресения крещающийся выражает, помимо устного исповедания ("чаю воскресения мертвых"), выходом из воды крещения (Рим 6:3-5). В таинстве крещения человек оживает духовно, чтобы ожить и телесно для будущей жизни. Если же нет воскресения мертвых, будущей жизни, "то для чего," - говорит апостол, - "и крестятся для мертвых?" (тел). По учению апостола крещение только тогда было бы бесполезно, если бы не было будущего воскресения мертвых, а когда Иисус Христос воскрес, то смерть, как явление временное, не только не устраняет крещения, а наоборот, оно становится необходимым и потому обязательным для получения царствия, имеющего открыться по воскресении мертвых (ср. Рим 6:22-23; Тит. 3:5-7; Фил. 3:20-21 и др.). "Крестящийся," - объясняет блаженный Феодорит, - "спогребается со Владыкою, чтобы, приобщившись смерти, соделаться общником и воскресения. Если же тело мертво и не воскреснет, то для чего и креститься?"

11) Водное крещение не имеет значения для спасения человека (ср. Иов. 9:30-31; Иер. 2:22).

В приведенных местах говорится о простых телесных омовениях, а не о таинстве крещения, которое тогда еще не существовало. Таинство крещения установил Господь по Своем воскресении не для "омытия плотской нечистоты," а для омытия души от грехов (ср. Деян. 22:16 и др.), и без крещения по его учреждении никто не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Слово Господне - неизменно: "небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мт. 24:35).

12) Разбойник без водного крещения получил Царство Небесное (Лук. 23:43).

Это было в то время, когда Господь еще не установил таинства крещения. Разбойник, уверовавший и покаявшийся, был спасен без водного крещения подобно тому, как спасались ветхозаветные праведники.

13) Апостолы не крестились в воде.

Апостолы крестились крещением Иоанновым, которое было водным; только "фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него" (Лук. 7:30); это водное крещение было восполнено крещением Святым Духом в день Пятидесятницы, когда они удостоились получить в изобилии дары Святого Духа. Апостол Павел был крещен Ананием (Деян. 9:17-18). "Можно доказать," - пишет блаженный Феофилакт, - "что и апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно; потому что апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым" (Толкования на Деян. Том. 5. 1906 г., стр. 20).

14) Иисус Христос крестился в воде для того, чтобы отменить крещение, подобно тому как и обрезался Он для того, чтобы отменить обрезание.

Обрезание служило прообразом крещения (ср. Кол. 2:11-12) и было отменено потому, что его заменило крещение, Господом установленное. Иисус Христос Своим крещением, сопровождавшимся сошествием Святого Духа и свидетельством Бога Отца, освятил его, дал нам пример, а не отменил. Мы видим, что апостолы, очевидно, по заповеди Господа, крестили в воде еще до установления Им новозаветного крещения (Ин. 4:2), чего они не решились бы сделать, если бы Он отменил водное крещение Своим примером. Этим крещением в воде, совершаемым апостолами до страданий Христа, неоспоримо доказывается, что Господь и по воскресении Своем, повелевая апостолам крестить верующих, заповедал также водное крещение, но во имя Отца и Сына и Святого Духа. В книге Деяний имеются убедительные свидетельства о совершении апостолами водного крещения (ср. 10:47-48; 8:38-39). Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, учит: "Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Ежели Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но, будучи безгрешным, крестился для того, дабы крещающимся даровать божественную благодать и славу... дабы мы через сие (крещение), опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением."

15) Крещение есть погружение не в воду, а в смерть Христову, т.е. должно быть духовное (Рим 6:3-4).

В указанном месте апостол говорит о таинственной стороне не духовного, а водного крещения, выражаемой видимыми действиями. Подобно тому, как Христос умер и воскрес, так и крещающийся, погружаясь в купель, погружается в очистительную силу смерти Христовой и умирает для греха, а, выходя из купели, воскресает для новой и обновленной жизни, на дела святые. Если бы апостол не имел в виду водного крещения, состоящего из погружения в воду и выхода из нее крещающегося, то непонятна была бы речь его читателям послания. "Самое таинство крещения," - замечает блаженный Феодорит, - "научило тебя бегать греха: потому что крещение имеет образ смерти Владычней; в нем приобщился ты Христовой смерти и Христова воскресения. Посему надлежит тебе жить новою некою жизнью, сообразно с Тем, в Ком приобщился Его воскресения."

16) Крещение Иоанново есть ветхозаветный обряд омовения (ср. Исх. 19:10; 29:1-4; 40:12; Чис 19:7; 9-22).

Между омовениями иудейскими и крещением Иоанновым разница весьма значительная: при крещении Иоанновом от желающих креститься нужны были вера в Грядущего и покаяние, а при омовениях этого не требовалось. Крещение Иоанн совершал по повелению Божию, последовавшему "при первосвященниках Анне и Каиафе" (Лук. 3:2), а омовения установлены во время Моисея. Если крещение Иоанново было ветхозаветным установлением, то почему "фарисеи и законники не крестились от него?" (Лук. 7:30). Зачем нужно было Иоанну проповедовать "крещение покаяния для прощения грехов" (Мр. 1:4; Лук. 3:3), если оно хорошо известно уже было иудеям?

17) Апостолы крестили по снисхождению к иудеям, подобно тому, как допускали обрезание (Деян. 16:3) и жертвоприношение (Деян. 21:26).

Крещение не было установлено Моисеевым законом, притом оно совершалось и над уверовавшими во Христа язычниками, как то: Корнилием (Деян. 10:48), вельможей Кандакии (8:38), эллинами (Деян. 17:4) и др., - что свидетельствует о его обязательности для всех народов. Об отмене обрезания и жертвоприношений ветхозаветных имеется ясное определение апостольского собора (Деян. 15:19-20); а где же написано об отмене водного крещения, которое будто бы существовало у иудеев, как установление закона (Моисеева)? Ведь говорить, что крещение совершалось по снисхождению к иудеям, можно только в том случае, если имеется свидетельство об отмене его апостольским собором.

Крещение младенцев.

Наши рекомендации