Учение о мытарствах согласно с Писанием.
1) В этом учении говорится, что к людям умирающим при разлучении их души от тела являются ангелы добрые и злые; первые готовы препроводить ее на небо. а последние стремятся отвести ее в место мучений. И Сам Господь говорил: "умер нищий, и отнесено был ангелами на лоно Авраамово" (Лук 16:22). "Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя" (Лук 12:20).
"Посмотри, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - там сказано: отнесен был ангелами, - а здесь: возьмут. Этого отвели, как узника, а того понесли с торжеством, как увенчиваемого. Как получившего на ристалище много ран и обагренного кровью, потом украшенного венцом, стоящие пред ристалищем с великою славою берут и отводят домой, рукоплеща, восхваляя, удивляясь, так и Лазаря отвели тогда ангелы; а душу богача взяли страшные силы, может быть, посланные специально для этого; ибо душа не сама собою отходит в ту жизнь; это и невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то тем более душа, исторгнутая из тела и переселяющаяся в будущую жизнь, нуждается в путеводителях. Поэтому часто она, готовясь выйти из тела, то возвышается, то ниспадает и страшится и трепещет. Сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние истязания и страшное судилище."
2) В учении о мытарствах утверждается далее, что душа проходит путь к небу и Богу через воздушные пространства, где встречает злых духов, от которых подвергается истязаниям. И в Священном Писании диавол называется князем, господствующим в воздухе (Еф 2:2), а подчиненные ему духи - духами злобы поднебесной (Еф 6:12). В Послании апостола Иуды упоминается о споре архангела Михаила с диаволом относительно тела Моисея. "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"" (Иуд. 1:9) произносить хулу и обвинения на Моисея. Это упоминание дает право заключить, что и о душе человеческой по отшествии ее от тела возможно препирательство между ангелами добрыми и злыми: быть ли ей осужденною на мучения в сообществе злых ангелов или оправданною для участия в блаженстве с добрыми ангелами. Кроме того, Священное Писание представляет всю земную жизнь человека протекающею под тем или иным влиянием бесплотных Духов. Оно учит, что ангелы добрые суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, кто наследует спасение (Евр 1:14), что они заботятся о нас в продолжение нашей жизни (Пс 90:10-11), особенно ангел-хранитель (Мт 18:10; Пс 33:8). Вся деятельность Злых духов, напротив, направлена постоянно к нашей погибели (Еф 6:12; 2 Тим 2:26; 1 Фес. 3:5); диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет 5:8). При таком участии бесплотных духов в нашей жизни еще в условиях земного существования вполне естественно будет, если то же участие их продолжится и даже усилится по смерти.
"Когда приближаются Владычные Силы, - говорит святой Ефрем Сирин, - когда приходят страшные воинства, когда божественные изъятели повелевают душе переселиться из тела, когда, увлекая нас силою, отводят в неминуемое судилище; тогда, увидев их, бедный человек, хотя бы то был Царь или властелин или мучитель или миродержец, весь приходит в колебание... весь трепещет... весь цепенеет и приходит в изумление, видя страшные силы, видя страшные образы, видя грозные и суровые лица, видя чин вещей, какого не видал прежде... Божественные изъятели, взяв душу, восходят по воздуху, где стоят начальства и власти и миродержатели противных сил. Это - злые наши обвинители, страшные мытники (τελώναι), описчики, данщики; они встречают на пути, описывают, осматривают и вычисляют грехи и рукописания человека... Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую потерпит тогда от несчетного множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, поселиться во свете живых, вступить в страну жизни. Но святые ангелы, взяв душу, отводят ее.
В великой скорби и печали бывает душа, когда влекут ее туда и сюда, принуждая идти. Демоны хотят, чтобы с ними шла она в геенну; ангелам желательно, чтобы с ними достигла она обители света."
"Никто да не обольщает вас пустыми словами (Еф 5:6). Ибо, - наставляет святой Василий Великий, - внезапно постигнет пагуба (1 Фес. 5:3) и переворот, подобно буре. Придет грозный ангел, насильно поведет и повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно.
Займись же размышлением о последнем дне (ибо, без сомнения, не будешь ты одна жить вечно); представь себе смятение, сокращение дыхания и час смертный, приближающийся Божий приговор, поспешающих ангелов, душу в страшном от этого смущении, немилосердно мучимую грешною совестью, обращающую жалостные взоры на тамошнее, наконец, неотвратимую необходимость дальнего оного переселения."
"Никто из живущих на земле, - учит святой Иоанн Златоуст, - не получив разрешения во грехах, по переходе в будущую жизнь, не может избежать истязаний за них. По отшествии отсюда мученики восходят на небеса, при чем ангелы... сретают и все вышние силы стекаются отовсюду видеть их раны и, как некоторых героев, возвратившихся с войны и сражения с великими трофеями и после многих побед, радостно принимают всех их и приветствуют, потом ведут их с великим торжеством к Царю Небесному, к тому престолу, исполненному великой славы, где херувимы и серафимы. Прибыв туда и поклонившись Сидящему на престоле, мученики удостаиваются от Владыки гораздо большего благоволения, нежели от подобных себе рабов... Он дружески принимает их, и наслаждаются они тамошнею славою, соединяются с ликами ангельскими, участвуют в таинственных песнопениях."
Опровержение возражений.
Сектанты (адвентисты) говорят:
1) Душа человека - не отдельная от тела какая-либо сущность, а кровь его, как и душа животного: "плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша" (Быт. 9:4-5). "Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его" (Лев. 17:14). "Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом" (Втор 12:23). Так как кровь разлагается вместе с телом, то, следовательно, с разрушением тела человека, уничтожается и душа его.
В приведенных местах о животных сказано, что кровь (их) есть душа, о человеке же говорится так: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша" (Быт. 9:5), т.е. что кровь для тела человека является условием жизни, почему оно, лишенное крови, умирает. Нигде в Писании не сказано о человеке, что кровь (его) есть душа. Мысль о духовности или невещественности души человека ясно выражена в повествовании Моисея об особенном образе сотворения Богом души в сравнении с образом сотворения тела человека или прочих тварей (Быт. 2:7; 1:26-27; ср. 1:20-24). Господь учил: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мт 10:28), следовательно, душа по природе противоположна телу, подверженному разрушению и смерти.
"Как Адаму, дозволив пользоваться всем, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Что же означают эти слова? Что такое: плоть с душою ее, с кровью ее? Это значит - удавленина, потому что кровь есть душа животного. В виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. Α это делает Он для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству. Α то, что это - правда и что Бог дает эту заповедь людям с намерением сделать их более кроткими, слушай следующие слова: "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его" (Быт. 9:5). Что же? Душа человека в крови? Нет, не это хочет сказать Бог, но выразился так по обычаю человеческому, как если бы один человек сказал другому: Я держу в руках моих твою кровь, вместо: имею власть умертвить тебя. Α что душа человеческая не заключается в крови, об этом послушай Христа, который говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Смотри еще, какое Бог употребил особенное выражение. "Кто прольет, говорит, кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию" (стих 6). Подумай, как этим изречением Он усилил страх. Если, говорит, ни одинаковость происхождения не останавливает тебя, ни единство природы не удерживает от злого предприятия, если ты, отвергнув братское сочувствие, весь предаешься этому гнусному замыслу, то подумай, что он (человек) создан по образу Божию, удостоен от Бога столь высокого преимущества и получил власть над всею природою, и оставь свое намерение... Заметь и то, с какою точностью Бог изрек заповедь. О человеке говорит: не проливай крови, а о бессловесных не сказал: не проливай, - но: только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Там - не проливай; здесь - не вкушай."
"Да произведет земля душу живую. Для чего земля изводит душу живую? Чтобы ты знал, - наставляет святой Василий Великий, - различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поелику, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев. 17:11-14), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в земле, то по всей справедливости душа скотов есть нечто земное... Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею; и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе; и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою.
Человек составлен из души и тела, плоть взята из земли, душа же небесна. Поэтому, внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Не радей о плоти, потому что проходит, заботься о душе, существе бессмертном."
"Душа есть Божие дыхание, и, будучи небесною, - учит святой Григорий Богослов, - она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако ж божественный и неугасимый. Ибо образу великого Бога неприлично разрушиться бесславно, как разрушаются пресмыкающиеся и неразумные животные... Душа - не кровавый ток, пробегающий в теле.. Так рассуждали в том предположении, что одушевляющим должно признать то, с удалением чего и душа оставляет тело. Почему же не назовешь одушевляющим и пищу, без которой вовсе невозможно жить смертному, так как одно питание укрепляет..? Выслушай наше превосходнейшее учение о душе... Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества. Так из персти и дыхания создан человек - образ Бессмертного."
2) Душа человека имеет не духовную природу, а телесную, так как в Священном Писании говорится, что душа ест и пьет: "сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко" (Прит 27:7). "Душа ваша да насладится туком" (Исайи 55:2; ср. Иер 31:14; Иез. 7:19; Чис 21:5; Прит 6:30 и др.). "И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись" (Лук 12:19). "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" (Мт 6:25).
Все указанные места, в которых приписываются душе человека телесные свойства, нужно понимать не в буквальном смысле, а в переносном, так как в других местах Священного Писания говорится прямо о духовности души: "дух плоти и кости не имеет" (Лук 24:30); "все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается" (Еккл. 6:7; ср. Мт 10:28; 1 Петр. 3:18-19; Мт 16:26). Также в переносном смысле Сам Бог, чистейший Дух, говорит о Себе: "туком жертв твоих не насыщал Меня" (Исаии 43:24; ср. Пс 49:13).
"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить. Христос не потому сказал так, - замечает святой Иоанн Златоуст, - будто душа имеет нужду в пище, - она бестелесна, - а применительно к обычному способу выражения у людей. Ведь, хотя душа и не имеет нужды в пище, но не может пребывать в теле, если оно не питается."
"Сказал так не потому, будто бы разумная душа ест, - пишет блаженный Феофилакт, - но потому, что душа, по-видимому, удерживается в связи с телом только под тем условием, если мы употребляем пищу. Тело, будучи и мертво, одевается, но уже не питается. Поелику же питаться свойственно телу одушевленному, то, справедливо, употребление Пищи он отнес к душе."
3) О душе человека в Священном Писании говорится, что ее можно уловить: "наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою" (Пс 55:7), "душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих" (Пс 123:7); что душа умирает: "да умрет душа моя" (Чис 23:10); что душу можно убить: "проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу" (Втор 27:25; Быт. 17:14 и др.). Значит, душа человека имеет телесную природу, а не духовную.
Слово "душа" в Священном Писании употребляется в широком значении живого существа вообще: "не оставляй в живых ни одной души" (Втор 20:16; Иис. Нав. 11:11; Быт. 9:16 и др.), - или в значении "жизнь:" "сохранилась душа моя" (Быт. 32:30), "отдай душу за душу" (Исх. 21:23; Втор 19:21 и др.), - или в значении "человек:" "восемь душ спаслись от воды" (1 Пет 3:20), "это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ" (Быт. 46:22; Чис 31:35 и др.). В подобном значении слово душа употреблено и в приведенных сектантами местах.
"Что же скажете о душе? То ли, что и тело, и душа есть внешний человек, как иной назовет плоть и кровь? Но как тело и кровь, будучи видимы, не избегают осязания и уязвления, так докажите нам, что и душа не избегает сего, что и она видима. Α если не можете этого доказать, то явствует, что душа не бывает, подобно телу, ни видима, ни убиваема человеком, как сказал Господь (Мт 10:28). Посему убедитесь, что внутренний наш человек есть душа. Это доказывает и первое создание, это открывает и последнее разрешение; и не только доказывается это в нас, но видимо было и в самой смерти Христовой. Тело достигло только гроба, а душа снизошла до ада; тогда как места эти разделены великим расстоянием, гроб приял в себя телесное пришествие и в нем было тело, а ад - бесплотное.
4) Душа человека не есть отдельная от тела духовная сущность, а тожественна с телом. Это видно, между прочим, из того, что разнообразные ненормальные состояния в телесном организме человека неизбежно соединяются с ослаблением и даже перерывом сознательной психической жизни, как это бывает, напр., во время болезни, опьянения, умопомешательства и т. п.
Все эти явления говорят не о тожестве души с телом, а о связи ее с ним и зависимости от него, почему ненормальные состояния тела и служат препятствием для проявления деятельности души.
"И наилучший музыкант, - пишет святой Исидор Пелусиот, - имея ненастроенную лиру или упав в море, не сыграет стройной песни."
"Мудрейшие из врачей душою называли благосостояние тела, - говорит блаженный Феодорит, - и эту мысль подали им бывающие с телом болезни; разумею падучую болезнь, удар и сумасшествие. Так как в каждой из сих болезней терпит вред и приводится в бездействие умственная сила, то заключили они, что благосостояние тела есть душа. Но им должно было рассудить, что и играющий на лире, если лира не настроена хорошо, не покажет на ней своего искусства. Потому что, если бывают слишком натянуты или ослаблены струны, тогда они мешают гармоничности в звуках, а если некоторые из них оказываются порваны, то тогда музыкант приводится и в полное бездействие... Так, конечно, и душе некоторые телесные болезни не позволяют выказывать своей разумной деятельности. Если поражается болезнью язык, затрудняется слово, если поражены глаза, перестает в них обнаруживаться деятельность зрительной силы, и если болезнь коснется мозговой оболочки, и зловредные пары или соки повредят мозг, тогда он, переполняясь ими, не в состоянии бывает принять в себя душевной деятельности, уподобляясь утопающему в воде, бесполезно машущему руками, ногами и остальными членами. Поэтому благосостояние тела - не сущность души, но при благосостоянии тела существо души обнаруживает свою мудрость."
5) Смерть есть разрушение всего человека - не только тела его, но и души:
"мертвые во Христе воскреснут прежде" (1 Фес. 4:16). "Отцы ваши ели манну во пустыне и умерли" (Ин 6:49). "Он (Давид) умер и погребен" (Деян 2:29). "Моисей, раб Мой, умер" (Иис. Нав. 1:2). "Авраам умер, и пророки умерли" (Ин 8:53). "Лазарь умер" (Ин 11:14). "Как ясны сии выражения! Моисей умер, Давид умер, Лазарь умер. Умереть значит перестать жить. Итак, эти люди все мертвы и нет их в живых... "Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач нем" (Деян 8:2) Кто был погребен? Не только хижина Стефана, но сам Стефан."
Слово Божие свидетельствует, что умирает в человеке телесный состав его, который по своей природе есть прах, а душа, будучи существом духовным, продолжает свое самостоятельное бытие и по разлучении с телом. "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7). "Повели взять дух мой, чтобы я разрешился и обратился в землю" (телом, конечно - Тов. 3:6). "Выходила из нее душа, ибо она умирала" (Быт. 35:18), т.е. тело умирало, разрушалось, а душа, будучи живой, разлучалась с ним. "Испустил Исаак дух и умер" (телом - Быт. 35:29). Моисей умер телом, а душа жива, так как он с пророком Илиею являлся на горе Преображения. Тело Стефана, умерщвленное камнями (Деян 7:58), погребли благоговейные мужи, а душу принял Господь: "Господи Иисусе! приими дух мой" (ст. 59). Самое наименование тела хижиной (2 Кор 5:1) должно убеждать в существовании отдельного от нее по природе жильца - бессмертного духа. Иисус Христос умер на кресте Своею Плотию (Ин 19:33), а душою сходил во ад (1 Пет 3:18-19). Он учил, что умершие люди мертвы телом, но живы духом: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лук 20:38; ср. От 6:9-10; Евр 12:22-23). Следовательно, выражения "мертвые" и "умер" в указанных сектантами. местах говорят о смерти одной телесной природы в человеке.
"В той мысли, наилучшие - учит святой Исидор Пелусиот, - будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания; но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, - самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мт 10:28), - самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать сильнейшим всякого доказательства."
"Впрочем, уступим ему, - говорит святой Епифаний, епископ Кипрский, - пусть он признает душу смертною. Тогда одно из двух должно положить: или что Господь возвестил истину, когда учил (Лук 16:19-31), что душа бессмертна, и, следовательно, несправедливо говорить, что она подлежит тлению, или что она подвержена тлению и что Христос и в речи о богатом и нищем, и в явлении Моисея и Илии ложно учил, что она негибнуща и бессмертна. Но Господь ничего не говорил несправедливого и не лгал. Ибо не как призрак и привидение из желания обмануть апостолов показал им на горе Моисея и Илию, но то, что они были на самом деле. Из этого, так сказать, и самый необразованный поймет, что Он сим подтвердил бессмертие и непогибаемость души."
6) Нижеследующие "тексты Священного Писания доказывают, что люди после смерти ничего не знают ни в каком случае и никакого сознания не имеют."
а) "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его" (Пс 145:3-4).
Из многих мест Священного Писания приведенных нами выше видно, что душа по смерти тела сохраняет все силы и способности, данные ей Богом (остается мыслящей, чувствующей и действующей), и продолжает жить полною внутреннею жизнью, при чем обладает даже большим ведением сравнительно с тем, когда пребывала в теле (1 Кор 13:10-12; 2 Кор 5:8).
Указываемые сектантами тексты также не подтверждают мысли о бессознательном состоянии души человека после его смерти.
"Пророк Давид излагает (Пс 145:3-4) причину, - говорит Евфимий Зигабен, - по которой нет спасения у начальников. Он ее полагает в том, что душа князя, на которого ты надеешься, выходит из тела и не навсегда в соединении с ним, иначе, князь есть смертный человек и не пребывает бессмертным. Α по исходе души из тела его, оно обращается через разрушение в землю... Днем Давид называет день смерти, в который душа человека выходит из тела, а помышлениями именует заботы о житейских делах, т.е. о богатстве, о славе, о силе, об удовольствиях и другом, подобном тому."
"Не надейтесь на князей... Добрый совет, - замечает блаженный Феодорит, - потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князья чтят справедливость. Α если бы и то и другое было, то надобно иметь в виду бренность естества... Смотри на природу и не полагайся на власть, потому что дни человека, что трава (Пс 102:15). Духом пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему по Божественному определению (Быт. 3:19). По разлучении души с телом и по разрешении тела в прах суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо, представив, что богатый, у которого был хороший урожай в поле, замышляет разорить житницы и построить большие, присовокупил: "безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил." (Лук 12:20). И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога."
б) "В смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс 6:6).
"Яко несть в смерти поминай тебе; во ад же кто исповедается тебе. Пророк выражает этими словами не то, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - будто наше бытие оканчивается с настоящею жизнью; нет, он знал учение о воскресении, и то, что после отшествия отсюда покаяние уже не может иметь места. Так и богач исповедовал грехи свои и раскаивался, но это не принесло ему никакой пользы по неблаговременности (Лук 16). И девы желали получить елей, но никто не дал им (Мт 25). Поэтому и пророк просит, чтобы здесь были омыты грехи его, дабы пред страшное судилище он мог предстать с дерзновением."
"Убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места исповеданию. Α потому и прошу поспешить милостью."
"Пророк называет здесь смертью время кончины, когда человек вместе с жизнью утрачивает и возможность памятования о Боге или призывания Его к себе на помощь, ибо в то время это призывание уже бесполезно. Раскаяние в соделанных грехах обыкновенно бывает только пред смертью; а потом за нею наступает уже собственно время воздаяния."
в) "Не мертвые восхвалят Господа, не все нисходящие в могилу, но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек" (Пс 113:25-26; Исайи 38:18).
"Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии или истлевающих во грехах, - пишет святой Иоанн Златоуст. - Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая о них в молитве (Исх. 32:13). Также три отрока их именем молятся о спасении (Дан. 3:35). Если же они имели такую силу, то как они мертвы? И Христос сказал: "предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мт 8:22). Праведник, и скончавшись, не умер... а кого ожидает бесконечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни - мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому то и пророк не сказал просто: живые, - но: мы живые, - указывая на себя самого... и на подобных ему, живущих добродетельно... отныне и вовек. Видишь ли, что и это прибавление означает тоже самое? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, кто живет всегда славною жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении, скрежете зубов, а те - во свете и славе, занимаясь с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу."
г) "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовек ни в чем, что делается подо солнцем" (Еккл. 9:5-6).
Екклесиаст признавал бессмертие душ (12:7) и в приведенном месте выражает взгляд с точки зрения земной жизни на состояние душ умерших людей, как на состояние полу жизни, с ничтожными признаками сознания и чувства. В других местах ветхозаветного Откровения имеются свидетельства о сознательной жизни умерших, которые представляются способными отличать себя от других подобных душ, беседовать с ними (Исайи 14:9-10), утешаться (Иез 32:31), молиться (2 Мак. 15:12-14). Вообще, нужно иметь в виду, что ветхозаветно библейское учение о загробном состоянии души, в сравнение с новозаветным, когда Бог говорил нам в Сыне (Евр 1:2), есть только начатки учения об этом предмете, не всегда ясные и определенные.
7) Души умерших людей находятся в бессознательном состоянии, так как о них сказано, что спят: "Лазарь, друг наш, уснул" (Ин 11:11); "не умерла девица, но спит" (Мт 9:24); "многие из спящих в прахе земли пробудятся" (Дан. 12:2 и др.).
Так как воскресение умерших силою всемогущества Божия подобно пробуждению от сна, то по внешнему сходству этих двух явлений и сравнивается смерть человека со сном. Эго сравнение, очевидно, относится к телу человека, которое по смерти временно покоится в земле, а не к душе, имеющей духовную сущность.
"Сон и смерть близнецы, - пишет святой Мефодий, епископ Патарский, - ибо как за сном следует бодрствование, и спящий конечно не остается навсегда в одном и том же сонном состоянии, но опять встает; так и за смертью последует жизнь, и умерший не останется в том же состоянии."
Души умерших людей не спят: Моисей и Илия беседовали с Господом, Авраам - с богачом, Иисус Христос, когда тело его почивало во гробе, душою нисходил во ад и благовествовал душам, находящимся там; души святых поклоняются Живущему вовеки веков (От 4:10), стоят пред престолом (7:9), поют новую песнь (5:8-9), вопиют громким голосом" (6:9-10).
"Лазарь, друг наш, уснул. Для чего Он выразился не прямо, а прикровенно, смерть назвал сном? По многим побуждениям, - отвечает, блажtyysq Феофилакт. - Во-первых, по смиренномудрию. Ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскресение пробуждением от сна... Α то, что это справедливо, т.е. то, что Он выразился прикровенно по смиренномудрию, видно из последующего. Ибо сказав, что Лазарь умер (ст. 14), Господь не прибавил: пойду воскрешу его. Видишь ли, как Он не хотел на словах хвалиться тем, что намерен был подтвердить самым делом? Во-вторых, чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение. В-третьих, хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, так как Он намеревался воскресить его, она была не более, как сон. Как нам легко разбудить спящего, так и еще в тысячу раз легче для Него воскресить умершего."
"Говоря: не умерла девица, но спит... - показывает, - замечает святой Иоанн Златоуст, - что для Него легко воскрешать умерших (как поступил Он и при воскрешении Лазаря, говоря: Лазарь, друг наш, уснул - Ин 11:11), и вместе научает не страшиться смерти, потому что смерть уже не есть более смерть, но стала сном."
"Христос говорит, что она спит, - пишет блаженный Феофилакт, - потому что для Него, могущего воскресить ее, смерть была не более, как сон. Не дивись, что смеялись над Ним; этим они еще более свидетельствуют о чуде, - что Он воскресил действительно умершую. Смерть девицы была признана всеми, чтобы никто не мог сказать, что с нею только случился сильный болезненный припадок или просто обморок."
8) Души умерших спокойно почивают; одним словом, бессознательны: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать" (Ин 9:4).
Господь говорит не о прекращении внутренней жизни души по разлучении ее с телом, а о том, что после смерти нет места для подвигов и дел, направленных к достижению святости (Евр 12:14, 10), совершаемых только во время земной жизни.
"Что значат эти слова? И какую они имеют связь? Очень тесную, - объясняет святой Иоанн Златоуст. - Вот значение этих слов: доколе есть день, доколе можно людям веровать в Меня, доколе продолжается эта жизнь, Мне должно делать. Приходит ночь, т.е. будущее время, когда никто не может делать, т.е. когда не будет уже ни веры, ни трудов, ни покаяния. Α то, что делом Он называет веру, видно из того, что когда у Него спрашивали, что делать, "чтобы творить дела Божии," Он отвечает: "вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин 6:28-29). Но почему же этого дела не может никто делать в то время? Потому, что не будет уже и веры, но волею или неволею все будут повиноваться."
9) Люди после смерти не попадают ни на небо, ни в ад, а находятся в гробах, и не одна лишь часть человека или хижина, в которой жил, попадает туда, но весь человек: "ты (Авраам) отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй" (Быт. 15:15). "Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия" (Ин 5:28). Тело без души слышать не может; следов., в гробе находится весь человек (Состояние мертвых. 1907 г., стр. 4:5).
Слово Божие ясно учит, что по смерти человека только одна часть его, и именно тело, "попадает" в гроб, а душа, соответственно своему нравственному состоянию, отходит в то или другое, но особое (от могилы) место. Так "умер (телом) нищий, и отнесен был на лоно Авраама (очевидно, душа нищего отнесена в то место, пребывала душа праведного Авраама, а не в гроб), умер и богач, и похоронили его (тело, хижину); и в аде (куда "попала" душа его), будучи в муках, увидел вдали Авраама (Лук 16:22-23). Души святых загробной жизни находятся в единении с Господом (Ин 14:2-3; 17:24; Евр 12:22-23), а не в гробах, и это единение наступает по разрешении от тела непосредственно (Лук 23:43; Фил. 1:23; 2 Кор 5:8), а не после всеобщего воскресения и страшного суда. Тайнозритель видел на небе под жертвенником (чем указывается на близость душ святых к Богу) души убиенных за слово Божие (От 6:9-10; тела их, умерщвленные, остались, конечно, на земле). Господь Иисус Христос телом почивал во гробе, а душою сходил в ад, где пребывали души умерших (1 Пет 3:18-19).
Среди Израильского народа еще в ветхозаветное время существовала вера в пребывание душ умерших людей в особом месте, отдельном от "гроба." "Скончался Авраам и умер в старости доброй... и приложился к народу своему" (Быт. 25:8), т.е. душою приложился к сонму душ своих предков, а не телом, так как погребен был в земле Ханаанской, а все предки его, исключая Фарры (Быт. 11:32), умерли и погребены в земле Месопотамской и Халдейской. В том же смысле следует понимать и сказанное Моисею: "взойди на сию гору Аварим, на гору Нево... и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приложился к народу своему" (Втор 32:40-50). Гора Нево находилась в земле Моавитской (стих 49), а гора Ор - у пределов земли Едомской (Чис 33:37); предки же Моисея и Аарона умерли в других землях (Халдейск., Ханаан., Египетск.). Иаков говорил: "с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт. 37:35), - т.е. сойду душою в то место, где находится душа моего сына, а не в могилу моего сына (в которой он не был погребен, так как тело Иосифа, по убеждению Иакова, было съедено зверями - стих 33).
Место обитания душ умерших людей называлось в ветхозаветное время преисподней (Чис 16:30; Иов. 17:13; Пс 48:16 и др), адом (Пс 15:10; 29:4 и др.), страною тьмы (Иов. 10:21-22 и др.) и, следовательно, отличалось от "гроба," где покоилось одно тело.
Слово "услышат" есть образное выражение. Оно обозначает покорность твари своему Творцу. Так как всемогущий глас Сына Божия воскресит тела (прах) умерших людей, и это чудо произойдет во мгновении ока (1 Кор 15:52), то представляется, будто они услышат этот голос и пробудятся от сна смерти. Прах умерших услышит глас Божий подобно тому, как при первоначальном творении мира по всесильному слову Божию "да будет," стало так, как услышал Лазарь (Ин 11:43), сын Наинской вдовы (Лук 7:14) и др.
10) Слово Божие отрицает бессмертие души человека, когда говорит, что Бог есть единый, имеющий бессмертие (1 Тим 6:16).
Безусловно, бессмертен по существу один только Бог, почему Он и называется единым, имеющим бессмертие, а душа человека бессмертна не по природе, а по благодати.
Блаженный Феофилакт в объяснение слов апостола (1 Тим 6:16) пишет: "Господь один имеет бессмертие по существу; ангелы же, хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати."
Причина бессмертия души человека заключается не в ней самой, так как она не самобытна, а в виновнике ее - Боге, благоволившем создать ее для участия в Своей бессмертной жизни и для этого наделившем ее природою, способною к таковой жизни.
"Если же душа живет, - говорит святой Иустин, философ и мученик, - то живет не потому, что есть жизнь, а потому, что причастна жизни... Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтобы она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтобы она не жила более. Ибо душе несвойственно жить так, как Богу. Но в тоже время я не утверждаю, что души уничтожатся, ибо это было бы весьма выгодно для злых."
"Если же здесь скажут, - замечает святой Ириней, епископ Лионский, - что души, немного прежде начавшие существовать, не могут пребывать долгое время, но или должны быть не рожденными, чтобы быть бессмертными, или, если получили начало рождения, должны вместе с телом умирать, то пусть знают, что только один Бог, Господь всего, не имеет ни начала, ни конца, истинно и всегда тот же и неизменяемый. Но все, от Него происшедшие существа, которые были сотворены и творятся, получают начало своего рождения и поэтому самому ниже Творца своего, поелику не безначальны, но продолжают свое существование доколе Богу угодно, чтобы это было и продолжалось... И души, прежде не существовавшие, будут продолжать свое бытие, когда Бог захочет, чтобы они существовали и продолжались. Ибо во веем должна господствовать и управлять воля Божия."
"Человек двойствен, - учит святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, - состоит из души и тела... Знай также, что душа твоя свободна, и есть превосходное Божие дело, созданное по образу Сотворшего, что она бессмертна по милости Бога, дающего ей бессмертие, и есть существо живое, разумное, нетленное по милости Даровавшего ей это."
11) "Если душа человека по разлучении с телом идет на небо или в ад, то для какой цели тогда нужен будет суд..? Неужели ты повесил бы человека прежде и затем осудил бы его..? Нет, это так нелогично, что этому верить нельзя. Прочитай От 11:18... Если святые после смерти тотчас приходят к Иисусу на небо и там наслаждаются небесной славой и полным блаженством, то спрашивается, для чего им еще заботиться о втором пришествии Христовом? Смотр. Евр 9:28; От 22:20. "
Кто же учит о полном воздаянии тотчас после смерти? Души, по разлучении с телом, получают, соответственно своему духовно-нравственному направлению, воздаяние (Лук 12:5; 16:22-24; 23:43; 2 Кор 5:8; Евр 12:22-24; От 6:9; 7:9), но не полное, а предна<