Совершение литургии за умерших.
а) Кроме молитв, на загробную участь усопших благотворно влияет принесение бескровной жертвы за спасение их. На литургии погружением в Кровь Христову частиц просфоры, вынутых в память умерших, омываются их грехи: "Иисус Христос может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евр 7:25; ср. 9:14). "Не напрасно установили апостолы," - учит святой Иоанн Златоуст, - "при совершении страшных тайн поминать усопших: они знали, что от этого много им выгоды, много пользы. Когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за них? Не напрасно мы совершаем при божественных таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, взявшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение; не напрасно предстоящий пред жертвенником при совершении страшных таинств взывает: о всех во Христе усопших и память о них творящих. Если бы о них не совершались поминовения, то и не произносились бы эти слова. Наши действия - не сценические представления (да не будет), - они совершаются по устроению Духа. Будем же помогать им и совершать о них поминовение. Если детей Иова очищала жертва отца (Иов. 1:5), то почему ты сомневаешься, что, когда и мы приносим жертву за умерших, им бывает некоторое утешение? Бог часто подает благодать одним за других (ср. 2 Кор 1:11). Мы все - одно тело, хотя члены - одни других превосходнее. Так отовсюду возможно снискивать им прощение - и от молитв, и от приносимых за них даров." - "Поминаем," - свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский, - "и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставившихся святых отцах и епископах и вообще о всех из нас, прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит святая и страшная жертва. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облечение в наказании? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога."
б) Дела благотворения, совершаемые в память умерших, усиливают действительность молитв за них. "Милосердием и правдою очищается грех" (Прит 16:6). "Благотворящий бедному дает взаймы Господу" (Прит 19:17). "Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех" (Товит. 12:9). "Ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму" (Тов. 4:10). "Искупи грехи твои правдою и беззакония твои - милосердием к бедным" (Дан. 4:24). "Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным (ненадежным, скоропреходящим, не имеющим внутренней ценности), чтобы они, когда обнищаете (έκλίπητε), приняли вас в вечные обители" (Лук 16:9), т.е. делами благотворения (ср. Лук 19:8) можно приобрести на земле в лицо бедных и, вообще, нуждающихся в помощи друзей, которые после нашей смерти молитвенным предстательством откроют вход в Царствие Небесное (ср. Мт 25:40). "Здесь (Лук 16:9) говорится," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня. Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствует за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: "друзей богатством неправедным," дабы ты знал, что тебя защитят самые эти дела твои: милосердие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. Не о памятниках; не о надгробных украшениях будем заботиться. Ты собери вдовиц - вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного; пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти. Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими."
Примеры молитвенного поминовения усопших.
По умерших преломляли хлеб (Иер 16:7), при гробах их раздавали хлебы (Тов. 4:17) и молились об умерших (2 Мак. 12:42-45; Варух. 3:4-6). "Да даст ему (Онисифору) Господь. Что? Не что иное, как милость," - наставляет святой Иоанн Златоуст. - "Как сам апостол получил милость от Онисифора, так и ему желает получить то же самое от Бога. Если же Онисифор, подвергавший себя опасностям, спасается за дела милосердия, то тем более мы. Страшный, поистине страшный предстоит нам отчет, и много мы должны оказывать человеколюбия, чтобы не услышать страшных слов." (Мт 7:23; 25:41; Лук 16:26; Мт 22:13).