Приснодевство Божией Матери.

"Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева, как была Девою прежде зачатия (ср. Исайи 7:14), так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою. Ибо Иисус Христос родился от Нее, сохранив невредимо печать ее девства, а потому Она и после рождения пребывает Девою в бесконечные веки" (Прав. испов., Часть 1, ответ. на вопр. 39).

"И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены" (Иез 44:2). Блаженный Феодорит, объясняя это пророчество, замечает: "снисходя к нашему немощному слуху, представляет сей образ, и в нем, как вероятно, дает нам понять Девическую утробу, которою никто не входил и не исходил, кроме Самого только Владыки."

Почитание Божией Матери.

"Ибо отныне будут ублажать (μακαριоυσι) Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный" (Лук 1:48). "И отныне ублажат Меня все роды, не одна Елисавета," - объясняет блаженный Феофилакт, - "но и роды верующих. За что же ублажат? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. Наименовала Его Сильным, чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. Имя Его назвала святым, чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь во утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят." - "Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лук 1:28). "Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего" (41-42). "Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" (11:27).

Свидетельства древне-христианских отцов.

Святого Игнатия Богоносца: "Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого... от князя века сего сокрыто было девство Марии и ее деторождение."

Святого Иустина, философа и мучен.: "мы признаем Его (Иисуса Христа) Первородным Бога, сущим прежде всех тварей, и Сыном патриархов, потому что Он воплотился от Девы из их рода и благоволил сделаться человеком."

Святого Иринея, епископа Лионского: "Бог сделался человеком... Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была Девою."

Святого Мефодия, епископа Патарского († 312): "какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сделавшейся поистине вместительным небом для невместимого Бога..? С отеческими хвалебными песнями я обращаюсь к Тебе, дщерь Давидова и Матерь Господа и Бога Давидова... Итак, прими благосклонные дары, драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей... Молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою."

Святого Ефрема Сирина: "это был младенец, в Котором под простым естеством сокрыт был совершенный Бог... Он рожден безболезненно, потому что зачат не растленно. В Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святого Духа; потому родился от Девы... потому рожденное не нарушило печати девства, и Дева пребыла без болезней."

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) откуда известно, что Дева Мария дала обет девства?

Из Священного Предания, подтверждаемого Священным Писанием. По закону Моисееву (Чис 30:7-9) обет девы, данный ею до замужества, по выходе ее замуж утверждался мужем ее, как равно им же и уничтожался. Если бы Дева Мария не давала обета девства, или если бы Иосиф отверг обет Ее, то Она не имела бы основания сказать ангелу: "как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лук 1:34). Этими словами Она показывает, что ее обручение не повлечет за собою никаких супружеских отношений между Нею и Иосифом. Следовательно, Иосифу был известен обет, им признан, почему Пресвятая Дева так и говорила ангелу.

2) Так говорила ангелу Дева Мария (Лук 1:34), потому что не была женою Иосифа, а только была обручена ему (стих 27).

По закону (ср. Втор 22:23-24) девица, обрученная мужу, признавалась женой последнего. Дева Мария по обряду обручения имела мужа Иосифа, а по обету девства, утвержденному им, не имела. "Сомневающийся о сем," - замечает святой Епифаний, епискор Кипрский, - "не знает того, что по закону, как скоро наименована женою мужу, хотя бы то девица, хотя бы даже живущая в доме отеческом, то и называется женою наименованного мужем ее. Посему святой ангел говорит: не бойся принять жену твою (Мт 1:20). И пусть никто не думает, что в евангелиях какая либо ошибка."

3) Если Мария дала обет девства, то зачем ее обручили Иосифу?

Иосифу обручена была Пречистая Дева Мария с тою целью, чтобы была сохранена и избавлена от худого подозрения. В глазах иудеев Она была женою Иосифа, хотя пребыла девою.

4) Если Мария была Приснодева, то почему Иисуса называли сыном Иосифа? (Ин. 6:42 и др.).

Так называли Иисуса Христа Иудеи, не ведавшие тайны воплощения Сына Божия. Евангелисты в своих родословиях (Мт 1:1-17; Лук 3:23-38) свидетельствуют, что Иосиф небыл отцом Иисуса Христа. Евангелист Матфей о рождении Иисуса выражается иначе, чем о рождении Его предков по плоти. Так он пишет: "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос" (стих 16), а не написал: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, Иосиф же родил Иисуса. Евангелист Лука пишет: "Иисус был, как думали, сын Иосифов" (стих 23). "Не Иисус ли это, сын Иосифов?" (Ин. 6:42). Из этих слов," - говорит святой Иоанн Златоуст, - "видно, что они (иудеи) не знали даже об Его чудном и необычайном рождении, отчего и называют Его сыном Иосифа. И Христос не упрекает их и не говорит: Я не сын Иосифа, - не потому, что Он был сыном Иосифа, но потому, что они еще не могли услышать о том чудном рождении."

5) Евангелисты упоминают о братьях и сестрах Иисуса (Мт 13:55; Мр 3:32; 6:3), следовательно, Мария не была Приснодева.

Нужно обращать внимание, во-первых, на то, что евангелисты, именуя братьев Иисуса Христа, нигде не называют Деву Марию матерью их, а всегда Она именуется Материю только Его (ср. Мт 1:18; 13:55; Лук 8:19; Ин. 2:1, 2:5 и др.), следоват., "братья Иисуса" не были детьми Марии, а были ближайшими родственниками Его, детьми Иосифа обручника от первой его жены. Во-вторых, поведение "братьев Иисуса," именно тот род опеки, который они хотели иметь над Ним в начале Его служения (Мр 3:21) и пред окончанием (Ин. 7:2-5), показывает, что они были старшими братьями Господа, между тем, по свидетельству евангелист., старшим ("первенцем") из детей Марии, наконец, невозможно допустить, чтобы Дева Мария, удостоившись чудесно быть Матерью Господа, нарушила обет девства. Невозможно, чтобы и Иосиф "муж праведный" (Мт 1:19), знавший сверхъестественное зачатие и рождение Бога Сына, перестал быть хранителем ее девства. "Братья и сестры Христовы были дети Иосифа," - говорит блаженый Феофилакт, - "которые родились ему от жены брата его Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей: четыре сына и две дочери: Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию."

6) За девственным рождением Иисуса было брачное сожитие Иосифа (Мт 1:25) с Мариею.

"Здесь евангелист," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "употребил слово: "как, наконец;" но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал Ее. Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово - "пока?" Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: "выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды" (Быт. 8:7), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: "Господи! Ты нам прибежище в род и род" (Пс 89:2), но тем не полагает пределов... Так и здесь евангелист употребил слова "как, наконец," удостоверяя то, что было до рождения. Что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому... т.е. что такой праведник, каков Иосиф, не захотел познать Деву после того, как Она столь чудно соделалась Материю и удостоилась родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод." Наименование Иисуса Христа "первенцем" Марии не означает, что после Него были другие дети, а только показывает, что прежде Его не было детей у Его Пречистой Матери, что Он был первый родившийся (ср. Исх. 13:2; 34:19). "Есть такие," - пишет святой Ефрем Сирин, - "кои осмеливаются говорить, что Мария после рождества Спасителя стала женою Иосифа. Но каким образом могло быть, чтобы Та, Которая была жилищем и обителью Духа и Которую осенила божественная сила, сделалась потом супругой смертного человека и рождала в болезнях по подобию первого проклятия..? Как в чистоте зачала, так в святости и пребыла. Если сыновья Аарона были умерщвлены за то, что внесли в святилище огонь нечистый (Лев. 10:1-2), то сколь великим наказаниям была бы подвергнута сия..? Если же на основании того, что некоторые ученики именуются "братьями Господа," думают, что они были детьми Марии, то пусть знают, что и Сам Христос называем был сыном Иосифа и притом не только иудеями, но и Самой Марией, Материю Своей (Лук 2:48). Что ангел повелел Иосифу принять "Марию жену" (Мт 1:20), то это было сделано для того, чтобы удалить подозрение людей, которые могли клеветать на Нее, преимущественно же для того, чтобы Иосиф охранял Ее, дабы Она не была убита... по причине зачатия... Итак, Дева родила первенца, и девство ее пребыло непорочно и ненарушимо." - "Со всех сторон изобличает их (говорящих о брачном сожитии Иосифа)," - учит святой Епифаний, епископ Кипрский, - "следующее: первое, что старец, бывший свыше восьмидесяти лет, взял Деву не для того, чтобы пользоваться Ею, но, напротив, Она вверена ему была для охранения ее девства; второе, что они и сами оба были во всем праведны. И услышавший, что зачавшееся в Ней есть от Духа Святого, после такого устроения Божия, уже не дерзнул бы покуситься на то, чтобы пользоваться сосудом, удостоившимся вместить Того, Которого небо и земля не вмещают по преизбытку славы Его. Ибо если и ныне девы во имя Его стараются о том, чтобы пребыть в совершенстве, чистоте и воздержании, то не тем ли более были набожны Иосиф и Сама Мария? (Лук 2:19, 51). Да и возможно ли опять, чтобы после такого великого устроения Божия старец сожительствовал с Девою чистою и удостоенною чести, с сосудом, вместившим Невместимого и принявшим такое таинство знамения небесного и спасения человеческого."

7) Если бы Господь почитал Свою Матерь, то не сказал бы: "что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" (Ин. 2:4).

В приведенных словах напрасно сектанты хотят видеть как бы неудовольствие Иисуса Своей Матерью или отказ в ее просьбе, тогда как Сама Она усмотрела в них готовность Его оказать по ее ходатайству помощь нуждающимся (стих 5); ими Господь указывал, что для совершения чуда не пришло еще предопределенное время. "Не пришел час Мой, т.е. когда пожелают пить," - замечает святой Ефрем Сирин, - "и окажется, что вина недостает, тогда и произойдет чудесное знамение." Да разве Господь, давший заповедь о почитании отца и матери и подтвердивший ее (Исх. 20. 12; Мт 19:19), мог не почитать Свою Матерь, Которая, по словам даже сектантов хранила и соблюдала слово Его? (Лук 2:51; ср. 11:28; 1 Тим 5:8). На браке в Кане Галилейской Божия Матерь явилась заступницею и ходатайницею пред Своим Сыном за людей, за которых и ныне возносит Свои молитвы, ибо любовь ее к роду человеческому "никогда не перестает" (1 Кор 13:8).

8) Господь отверг Свою Матерь (Мт 12:46-50; ср. Лук 11:27-28).

"Кто Матерь Моя, и кто братья Мои? Это говорит Он," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "не потому, что стыдится Матери Своей или отвергал родившую Его; но желая этим показать, что от того нет Ей никакой пользы, если Она не исполнит всего должного... Если бы Он захотел отречься от Матери Своей, то отрекся бы от Нее тогда, когда поносили Его иудеи (Мр 6:3). Напротив, Он так заботится о Ней, что и на самом кресте препоручает ее возлюбленнейшему ученику и проявляет о Ней великую заботливость... Христос хотел (указанными словами) привести к правильному о Себе понятию и убедить, что Он Сын не только Матери Своей, но и Господь... Он не сказал напомнившему о Матери: пойди, скажи Матери, что она не мать Мне; но возражает ему: кто Матерь Моя? (Как Бога). Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они (братья), и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель. В самом деле, если для Матери Его не будет никакой пользы в том, что она мать, раз она не будет добродетельна, то родство тем менее спасет кого-нибудь другого. Есть одно только благородство - исполнение воли Божией, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства. Итак, зная это, мы не должны гордиться ни достославными детьми, если не имеем сами добродетели их, ни благородными родителями, если не подобны им по жизни. Можно ведь и, родивши, не быть отцом, и, не родивши, быть им. Вот почему, когда одна жена сказала: "блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие" (Лук 11:27), Христос не сказал на это: не носило Меня чрево, и не сосал Я сосцов, - но ответил: истинно, блаженны исполняющие волю Отца Моего (ст. 28)! Видишь, как Он и прежде, и здесь не отвергает естественного родства, но присовокупляет к нему родство по добродетели. Христос не сказал: у Меня нет матери, - но сказал: если Мать Моя хочет быть блаженною, пусть творит волю Отца Моего. Таковой для Меня и брат, и сестра, и мать. Какая честь! Как велика добродетель! На какую высоту возводит она идущего путем ее! Сколько жен ублажали Эту Святую Деву и чрево Ее и желали быть такими матерями и все отдать за такую честь!" Церковь православная величает Божию Матерь за высокие ее добродетели, как "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим," и верит в ее великое молитвенное предстательство, удостоверяемое многочисленными чудесами, являемыми через св. иконы в честь Ее.

9) Зачем в молитве к Богородице говорят: "спаси нас," когда Спаситель один?

Это выражение взято из Священного Писания (ср. Рим 11:14; 1 Кор 7:16; 9:22; 1 Тим 4:16) и означает: Своими молитвами помоги нам, чтобы Господь спас нас.

10) "Не имамы иные помощи."

Приведенными словами Церковь указывает, что в молитвенном предстательстве пред Богом Пресвятая Дева преимуществует пред всеми святыми.

11) "Ублажать (Лук 1:48) значит считать блаженным, или счастливым... но не значит, что Ей должно, подобно божеству, воспевать славословия или обращаться к Ней за ходатайством."

"Ублажать" (μακαριоυσι), как выше было объяснено, не значит только считать блаженным, но и прославлять, т.е. славословить. Церковь Христова, прославляя Божию Матерь и призывая ее в молитвах, никогда не считала ее за божество, а величала и величает выше ангелов и святых человеков. "Мы не отдаем божеской чести святым Божиим, но молим их, как братий наших и другов Божиих, чтобы они испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом." (Правосл. испов. кафол. и апост. Церкви вост., ч. 3, отв. на вопр. 52). Разве за божество почитал Авимелех Авраама (Быт. 20:17), друзья - Иова (Иов. 42:9), Израильтяне - Самуила (1 Цар. 7:8; 12:19), иудеи - Иеремию (Иер 42:2), апостол Павел - христиан (Рим 15:30-31; 2 Кор 1:11; Еф 6:19; Кол 4:3 и др.), прося молитвенного ходатайства пред Богом?

Почитание святых ангелов.

Величие ангелов.

Ангелы видят лицо Отца Небесного (Мт 18:10), окружают престол Божий, предстоят Богу, поклоняются Ему, прославляют Его и служат Ему (Исайи 6:3; Даниил. 7:10; 1 Пет. 3:22); превосходят людей "крепостью и силою" (2 Пет. 2:11).

Чины ангельские:

Херувимы (Быт. 3:24), серафимы (Исайи 6:2), престолы, господства, начала (Кол. 1:16), силы, власти (1 Пет. 3:22), архангелы (1 Фес. 4:16) и ангелы (1 Пет. 3:22).

Наши рекомендации