Цель устройства храмов и их значение для христианина.

Храм есть место особого присутствия Божия, где христиане собираются для молитвы, совершения таинства причащения и других священнодействий. "Храмы внешние созидаются и освящаются," - пишет Иннокентий, архиепископ Херсонский, - "не для чего другого, как для напоминания человеку о возобновлении и освящении его храма внутреннего и содействия к тому. Царь же Небесный, свободный от нужд в крове и пристанище, если благоволит устроять Себе селение среди нас, то для нас же самих, дабы мы знали, где находить Его беспредельного, дабы видели, куда притекать для приятия от Него света и истины, благодати и помилования, духа и жизни... Храм есть богоучрежденное вселенское училище благочестия. Итак, будь внимателен к услышанному; здесь говорит не человек, а Сам Бог, желающий твоего спасения... Храм есть богоучрежденная врачебница духовная. Итак, смело требуй врачевства. Никогда не отчаивайся в исцелении. Для нашего Врача нет неизлечимых больных. Только не оставляй употреблять средств, тебе предписываемых... Тут всегда течет источник здравия душевного - все оживляющая Кровь Богочеловека и благодать Духа Святого. Храм есть богоучрежденное всемирное судилище духовное. Итак, мирись с Небесным Соперником, пока ты еще на пути (Мт 5:25) сея жизни. Толкай в двери милосердия, пока не настал час суда и наказания. Не пренебрегай властью Церкви: она от Бога... Храм есть место свидания с существами неземными. Итак, вы, кои лишились близких вашему сердцу, вместо бесплодных сетований и слез, спешите чаще к подножию алтарей Господних... Храм есть место присутствия и лицезрения Божия. Итак, стой во храме перед Богом хотя бы так, как бы ты стоял пред царем земным. Оставляй за порогом дома Божия всякое житейское попечение."

Храм - Божие установление.

Скиния (подвижной храм).

Сам Бог повелел Моисею устроить скинию: "и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте" (Исх. 25:8-9). Бог указал материал для скинии (Исх. 26 гл.) и для устройства ее назначил особых лиц (31:1-7). В скинии были священные изображения (25:18-22; 40; 26:1; 31). По освящении скинии облако покрыло ее, и слава Господня наполнила ее (40:34). Царь Давид устроил новую скинию и перенес в нее ковчег Господень (2 Цар. 6:17). Приготовил он материал, чертежи и думал построить храм неподвижный, но Бог сказал ему: "не строй дома имени Моему, потому что ты - человек воинственный и проливал кровь... Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына" (1 Парал. 28:3, 6).

Храм Соломона.

"И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его и кладовых его и горниц его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки" (1 Парал. 28:11, 19). Соломон устроил храм из дорогих материалов (3 Цар 6 - 7 гл.) и поставил в нем многие священные изображения (6:23, 29, 32, 35). В день освящения храма "облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень" (8:10-11). Явился Соломону Господь и сказал: "Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни." "Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня... то Я истреблю Израиль с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему" (9:3-7). За уклонение иудеев в идолопоклонство (2 Парал. 34:25) царь Вавилонский "сжег дом Господень" (4 Цар. 25:9).

Храм Зоровавеля.

Так как иудеи после своего отступления от Бога раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, "вид, расположение его" и сказал: "все, что увидишь, возвести дому Израилеву" (Иез 40:4-49; 41-42 гл., 43 гл.). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения (41:17-20, 25). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: "Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме... Кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим... и строит дом Господа Бога Израилева" (1 Езд 1:1-3). Через пророка Аггея Бог говорил: "взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь... и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего" (Агг. 1:8; 2:7,9). "Встал Заровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме в присутствии пророков Господних, помогавших им" (2 Езд 6:2). Когда храм был окончен, священники освятили его (7:3-7). В 70 году по Рождестве Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни (Мт 24:2; Мр 13:2)

Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу (ср. 3 Цар 9:6-7). В наказание евреям за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (ср. Иер 7:3-15; 4 Цар 17:16-18, 23; 24:1-3, 7-20) и храм отдавал в руки врагов (ср. Иер 51:51; 4 Цар 25:9). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда (Лук 19:43-44; Мт 24:2).

Наши рекомендации