Религия как социальный феномен
На протяжении многих лет исследователи занимались изучением религии. Ее определение мы можем обнаружить в трудах таких известных ученых как Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др. Рассмотрим их взгляды на определение религии.
Э. Дюркгейм в своем определении религии сделал упор на соотношение социальной и индивидуальной основы в этом понятии. Его определение религии звучит так: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды»[39]. Данное определение характеризует также функцию религии: религия объединяет людей в некую «моральную общность», усиливает социальное единство.
Также Дюркгейм пишет о первостепенной роли религии в жизни индивида и общества. Основная социальная функция религии особенно явно прослеживается в традиции исполнения ритуалов – функция отражения и укрепления общественных связей. Религия формирует, интерпретирует и передает из поколения в поколение правила и нормы, которые должен усвоить каждый, и тем самым делает человека существом моральным и общественным. Религия – это необходимый структурный элемент общества, его душа.
По Веберу религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определения его значения и целей[40]. Он представляет религию, как первичную основу ценностей, основу смыслополагания для любого события и происшествия в жизни человека. Определенная картина мира, которую рисует нам религия, помогает ориентироваться в нем и регулировать собственное поведение, т.к. кроме всего прочего религия обеспечивает человека еще и определенным набором норм и ценностей. Именно религия создает моральные нормы поведения человека.
Кроме того, как замечает М. Вебер, религия также влияет на отношение индивида к окружающей действительности и даже на экономическое поведение. Так, например, буддизм пропагандирует уход от мира и преимущественно созерцательное к нему отношение. В то время как протестантизм напротив призывает к преобразованию и завоеванию человеком мира[41].
Марксисты считали, что религия – явление социальное по своей природе. Несвободный, закрепощенный человек, превращенный в средство достижения корыстных целей, компенсирует свои страдания, придумывая себе такой «другой» мир, где он будет вознагражден, а зло наказано. Религия по К. Марксу словно воплощает в себе убожество мира, в котором невозможно достойное существование человека[42]. В обществе будущего, в котором не будет социального противостояния и несправедливости, религия отомрет сама собой, а человек станет свободным творцом своей жизни[43].
З. Фрейд считал религию социальной иллюзией, которая в некоторой степени даже вредна для общества, т.к. ограничивает способность человека к критическому мышлению[44]. Религия, по его мнению, защищает людей от страха беспомощности, и если бы они научились опираться только на собственные силы, то инфантильная привязанность к Богу была бы преодолена[45].
Мы рассмотрели несколько взглядов на религию известных ученых. Теперь приведем определение, которое кажется нам наиболее всеобъемлющим и точным – определение Р.Л. Джонстоуна. Итак, «Религией называется система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным»[46].
Как социальный феномен религия выполняет в обществе определенный набор функций:
1. Мировоззренческая – религия призвана наполнить жизнь человека неким особым значением, смыслом.
2. Компенсаторная – состоит в возможности компенсировать человеку его зависимое положение в мире и облегчать переживание личных неудач, обид, страха.
3. Коммуникативная – заключается в общении верующих между собой, а также их общении с богами, духами, ангелами и другими посредниками в общении между людьми. Общение осуществляется также в обрядовой деятельности.
4. Регулятивная – создание набора определенных ценностей и норм, которые усваиваются человеком и выступают своеобразной программой поведения для него.
5. Интегративная – религия дает человеку возможность почувствовать себя частью единой общности, скрепленной общими ценностями и целями, самоопределиться внутри общественной системы.
6. Политическая – часто религия используется политическими лидерами для сплочения либо разделения людей в политических целях, для оправдания собственных действий.
7. Культурная – религия содействует распространению культуры определенной общности людей.
8. Дезинтегрирующая – также религия может быть использована для разжигания вражды и даже войн на религиозной почве [47].
Кроме перечисленных, существуют еще и так называемые латентные функции религии, среди которых существует своя градация. Но, к сожалению, с развитием современного общества происходит рационализация некоторых функций религии: духовная ориентация сознания сменяется материальной, а символическое мировосприятие – деловым. Происходит постепенная секуляризация общества и сознания отдельных его членов, религия все чаще служит целям политики, экономики, бизнеса, оправдывая действия определенных слоев общества.
Но все же не каждая система верований может полноправно считаться религией, для этого она должна включать в себя некоторые элементы. Эти основные элементы выделил Л. Джонстоун:
1) Религия предполагает наличие группы верующих. Хотя она может быть связана с глубоко индивидуальными переживаниями, но все же исследование религии должно опираться на изучение определенных общностей.
2) Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными, связанными с чем-то сверхъестественным – с какой-то силой, обладающей неограниченными возможностями.
3) Религия подразумевает определенную совокупность верований – вероисповедание. Именно оно и несет в себе объяснения всех явлений, которые считаются священными.
4) Религия предполагает особую совокупность действий и ритуалов – образцов поведения по отношению к сверхъестественным силам.
5) Религия включает в себя систему заповедей или норм, которые определяют, как следует вести себя верующим при различных обстоятельствах[48].
В связи с отличительными чертами, которыми обладают различные религии, в социологии был разработан ряд классификаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
1) Классификация по наименованиям: христианство, католицизм, мусульманство и т.д.
2) Классификация Вебера: распределение в зависимости от подхода религии к спасению души. В своем анализе различных мировых религий Макс Вебер обратил особое внимание на следующие моменты:
- нужно ли для спасения души человеку обучиться пассивному созерцанию мира либо активному управлению своей судьбой?
- где происходит непосредственно спасение души: в этом или «ином» мире?
На основе ответов на эти вопросы можно представить себе упрощенную классификацию мировых религий относительно их приверженности к мистицизму или аскетизму.
Спасение души в этом мире | Спасение души в «ином» мире | |
Аскетизм | Иудаизм | Христианство |
Мистицизм | Конфуцианство | Индуизм |
3) Классификация Беллаха: распределение религий по степени их эволюции, прогресса. Он выделяет примитивные, архаичные, исторические, раннемодерные и модерные религии. В основу классификаций была положена степень дифференциации системы религиозных символов.Религиозно-символическая система на «примитивном» уровне характеризовалась как мир,населённый фигурами предков, полузверей-полулюдей, в большей степени связанный с объектами реального мира. На примитивном уровне нет религиозной организации как самостоятельной социальной структуры. Церковь и общество представляют собой единое целое. Религиозные роли сливаются с другими ролями, и преобладает дифференциация по полу и возрасту, или, в определённых условиях, принадлежности к группе родственников. Характерной чертой архаической религии выступает формирование подлинного культа с комплексом богов, жрецов, богослужений, жертвоприношений, а иногда уже с обожествляемой ипервосвященническойцарской властью. Мифы и ритуалы, традиции, существующие в примитивной религии, сохраняются и в структуре архаической религии, подвергаясь разработке и систематизации новыми способами.«Исторические религии» характеризуются определённой степенью демифилогизации по сравнению с обсуждавшимися выше. Идея единого Бога, у которого нет ни придворных, ни родственников, и который выступает единственным творцом и вседержителем мироздания, идея самостоятельного бытия, абсолютной негативности, выходящей за рамки любых оппозиций и разграничений, в большой степени упрощают сложные космологии архаических религий. «Раннесовременная религия», получившая наиболее последовательное развитие в протестантской Реформации, направила дисциплину и энергию религиозной мотивации личности на преображение светского мира. Спасение человек должен был искать не в той или иной форме ухода от мира, а в самой мирской жизни, включающей в себя многообразные сферы деятельности, в том числе и культурного творчества. Современная религия оказывалась вовлеченной в процессы перемен и защиты от них различных социокультурных общностей, групп и движений отнюдь не всегда апеллирующих к консервативным ценностям и традициям. Остро в этот период встает проблема культурной идентичности, в том числе в религиозной сфере. Однако по Беллаху вовсе не следует, что более сложные религии совершеннее, чем простые. Следует учитывать самобытность каждого учения; не обязательно все они в своем развитии будут следовать одному и тому же сценарию[49].
С XV-XVI в.в. в мировой истории начинает впервые развиваться тенденция к уменьшению влияния церкви и религии на процессы в обществе и жизни людей. Религия, как вещь весьма консервативная, остается неизменной веками, а жизнь общества тем временем меняется. Со временем приходит период, когда религия становится все меньше и меньше нужна людям в их повседневной жизни. В научном мире подобные явления обозначаются такими понятиями как секуляризация (изменения во взаимоотношениях религии и общества) и модернизация (изменения в самой религии, продиктованные стремлением идти в ногу со временем). Эти понятия тесно связаны и являются взаимодополняющими. Иначе секуляризацию так же называют «обмирщение»: это понятие наглядно иллюстрирует, что все стороны человеческой жизни, которые еще недавно были неотделимы от веры и церкви, теперь полностью освобождаются от их влияния, становятся светскими. Этот процесс вызван многими факторами такими как утрата духовности, развитие науки и техники, социальные изменения и т.д.
Каковы же последствия процесса секуляризации в общественном сознании? В первую очередь стоит отметить, что секуляризация ведет к появлению совершенно нового феномена, который условно можно назвать «нерелигиозность». Это понятие может включать в себя целый спектр позиций: от равнодушия к религии до атеизма и даже антирелигиозных настроений.
Но, тем не менее, до сих пор не решенным остается вопрос, способно ли рациональное мышление (философия, этика, социальная мысль и т.д.) стать достойной альтернативой религии, дав людям ответы на вопросы о смысле бытия.
Кроме того, религиозный вакуум, возникший в результате падения влияния традиционных религий, ведет общество к постепенному возврату в эпоху суеверия: магии, астрологии, оккультизму и т.д. Эти верования сегодня буквально получили новую жизнь. Также в спектр заменителей религии входят идеологические мифы и социальные утопии. Такой сложный процесс, как секуляризация, еще не был достаточно изучен, т.к. приобретает свои специфические формы в каждом обществе в зависимости от его особенностей. Понятие секуляризации дает достаточно прочную основу для анализа роли религии в современном мире и перспективы ее развития в будущем.
Как показывает мировой опыт, религиозные сообщества – не самый сильный фактор для преодоления кризисных ситуаций. Несомненно, они всегда были источниками духовности, морали и ценностей, но, в то же время, разжигали войны во имя своих святынь. Кроме того, на сегодняшний день религиозные сообщества сильно разобщены, конкурируют между собой, и каждое из них претендует на исключительность, хотя за частую проповедует устаревшие для современного мира верования, далекие от нынешних понятий о справедливости. Мировое развитие диктует религии необходимость достаточно радикальной трансформации.
На вопрос о том, возможно ли существование общества без религии, первым ответил О. Конт[50]. На основе закона «трех стадий» можно сказать, что религия будет в конечном итоге полностью заменена наукой. И хотя Конт вполне осознавал социальную функцию религии как общественного идеала, вдохновляющего и побуждающего к великодушию, он не отказался от своих прогнозов. Он предложил обществу новую рациональную религию, сделав объектом почитания великое и светлое будущее, к которому движется человечество. Однако Конт не учел одно важное обстоятельство – религия никогда еще не возникала в результате сознательных человеческих усилий, ведь меньше всего она похожа на рациональную конструкцию[51]. Сегодня наука оказывает определяющее воздействие на жизнь каждого человека. Современный человек не готов принимать на веру в качестве истины то, что нельзя доказать. Овладев методами научного познания, он больше не видит потребности в вере в Бога, которая объясняла законы мироздания. Прошлые слабости человека порождали и поддерживали веру во всемогущее существо, но люди научились преодолевать свои слабости сами, и привычный образ Бога-чудотворца потерял прежнее влияние.
Об упадке религии также говорится и в прогнозах Вебера. Он считал, что угрозу для современного мира представляет господство технологии и бюрократии, результатом которого будет ограничение человеческого опыта, сужение сознания до прагматических интересов полезности и комфорта. Технократия будет гасить силу человеческого воображения, религиозный экстаз и уподобит общество железной клетке. По Веберу развитие в этом направлении – деиллюзионизация – будет своеобразным расколдовыванием общества. Наука ведет мир к торжеству расчета, но религия продолжает существовать вопреки всем прогнозам.
Э. Дюркгейм рассматривал религию, как сохраняющийся в той или иной мере специфический человеческий феномен. Он предполагает, что в религии заключено нечто вечное, лежащее в основе всех преходящих символов, в которых выражается религиозное сознание в разные исторические эпохи. Дюркгейм видит в религии присущий человеку способ восприятия общества[52].
С каждым годом общество усложняется, неизбежно меняются самые существенные стороны человеческой жизни. Люди устремляются к новым ценностям, включая понимание смысла религии. Религиозное сознание проявляется в новых, Часто неожиданных и непривычных формах. Например, христианская религия, организованная в масштабе целого общества, оказалась впоследствии неспособной приспособиться к социальным и культурным изменениям в обществе. Возможно, расцвет различных культов, движений и новых религий, наблюдаемый на сегодняшний день, является возвратом религии к исторически нормальной форме существования.
Сегодня многих исследователей волнует вопрос о том, насколько удалось церкви сохранить свое влияние и престиж. Влияние религиозных организаций на правительство и общество было существенно во все времена. Сейчас повсеместно продолжается процесс утрачивания церковью своего влияния. И хоть оно и уменьшается в каждом аспекте, традиционные формы религии еще долго будут обретать все новых и новых последователей.