Хутба 59. стыдливость и польза, которую она приносит
Часть первая
Хвала Аллаху, Обладателю милости и благодеяния! Он сделал стыдливость одним из ответвлений веры. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Преславен Он, «к Нему обращаются с просьбами те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он занят делом» (55:29). И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник к людям и джиннам. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников, которые распространили Его религию по земле.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и стыдитесь Его должным образом. И знайте, что Он наблюдает за вами, где бы вы ни были. Он слышит вас и видит. Так не ослушивайтесь же Его, полагая, что Он не узнает об этом. Поистине, Он слышит произнесённое шёпотом и все тайные беседы.
О рабы Аллаха! Стыдливость — похвальное качество, удерживающее человека от неподобающего поведения и недостойных поступков. Кроме того, стыдливость — одно из ответвлений веры. Абу Хурейра * передаёт, что Пророк * сказал:
« الإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ شُعْبَةً ، فَأفْضَلُهَا ، قَولُ لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ ، وَأدْنَاهَا إِمَاطَةُ الأَذَىَ عَنْ الطَّرِيقِ ، وَالحَياءُ شُعْبَةٌ مِنْ الإِيمَانِ »
«Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наилучшее из них — слова “Нет божества, кроме Аллаха”, а наименьшее — устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры» [Аль-Бухари; Муслим].
Однажды Пророк * увидел человека, который упрекал своего брата за излишнюю стыдливость. Он сказал ему:
« دَعْهُ فَإِنَّ الْحَيَاءَ مِنْ الإِيمَانِ »
«Оставь его, ибо, поистине, стыдливость — от веры» [Аль-Бухари; Муслим].
Приведённые хадисы подтверждают, что стыдливость — благородное качество.
Имам Шамсуддин Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал: «Чем больше наполнено жизнью сердце человека, тем он стыдливее. Недостаток стыдливости — смерть для сердца и духа. Чем живее сердце, тем больше стыдливость. Стыдливость — качество, побуждающее человека оставлять всё скверное и мерзкое и соблюдать права всех имеющих право должным образом».
Человек может стыдиться своего Господа — то есть, стыдиться, что Он увидит его совершающим грехи, и может стыдиться людей.
Что касается стыдливости между человеком и его Господом, то в хадисе, который аль-Альбани назвал достоверным, сказано, что Посланник Аллаха * сказал:
« اسْتَحْيُوا مِنَ اللهِ حَقَّ الْحَيَاءِ ، قَلنا يارسول الله: إِنَّا نَسْتَحِي وَالْحَمْدُ لِلَّهِ ، قَالَ : لَيْسَ ذَاكَ وَلَكِم مَنِ اسْتَحْيَا مِنَ اللهِ حَقَّ الْحَيَاءِ ، فَلْيَحْفَظِ الرَّأْسَ وَمَا وَعَى ، وَلْيَحْفَظِ الْبَطْنَ وَمَا حَوَى ، وَلْيَذْكُرِ الْمَوْتَ وَالبِلَى ، ومن أراد الآخرة ترك زينة الدنيا ، فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَقَدِ اسْتَحْيَى مِنَ اللهِ حَقَّ الْحَيَاءِ »
«Стыдитесь Аллаха истинной стыдливостью!». Мы сказали: «Поистине, мы стыдимся Аллаха, о, Посланник Аллаха!». Он сказал: «Я говорю не об этом… Стыдиться Аллаха истинной стыдливостью — значит, беречь голову и то, что она хранит в себе, и своё чрево, и то, что в нём, и часто вспоминать о смерти и бедах. И кто желает жизни вечной, оставляет украшения жизни этой… Кто поступает так, тот стыдится Аллаха истинной стыдливостью».
В этом хадисе Пророк * указал на признаки стыдливости. Это — удерживание всех органов тела от ослушания Аллаха, частое воспоминание о смерти и отказ от далеко простирающихся надежд в этом мире.
А стыдливость Господа пред Своим рабом — это стыдливость великодушия, щедрости и величия. Всевышний Аллах — Стыдливый и Великодушный. И когда кто-нибудь из Его рабов воздевает к Нему руки, моля о чём-то, Он стыдится оставить эти руки ни с чем. И Он стыдится подвергать мучениям человека, который дожил до седин, будучи мусульманином.
Человек может стыдиться не только Господа, но и других людей. При этом он воздерживается от неподобающего поведения и не желает, чтобы люди узнали о его недостатках и нелицеприятных поступках. Стыдливость удерживает его от мерзостей и непристойного поведения.
Человек, который стыдится Всевышнего Аллаха, соблюдает Его запреты в любом случае — и когда он находится среди людей, и когда его никто не видит. Это — стыдливость истинного раба Аллаха, стыдливость богобоязненности, стыдливость, которая происходит от познания Аллаха и осознания Его величия и близости к Своим рабам. Ведь Всевышний видит нас, где бы мы ни были, и знает всё тайное и явное. Эта стыдливость — одно из качеств истинно верующего. Более того, эта стыдливость — высочайшая степень благодеяния (ихсан — إحسان). Ведь в хадисе сказано:
« الإِحْسَانُ ، أَنْ تعَبْدَ اللهَ كَأَنَّكَ تَرَاهُ ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تَرَاهُ ، فَإِنَّهُ يَرَاكَ »
«Ихсан — это чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, а если ты и не видишь Его, то (помня о том, что) Он видит тебя» [Аль-Бухари; Муслим].
А человек, который стыдится людей, воздерживается от скверных слов и дел, только когда люди видят его. Он не ослушивается Аллаха открыто и не ведёт себя непристойно при людях. Стыдливость перед людьми удерживает его лишь от явных грехов. Стыдливость же перед Аллахом облагораживает душу и заставляет человека воздерживаться от дурного, независимо от того, видит его кто-нибудь или нет. Поэтому в хадисе сказано, что стыдливость — от веры.
Если человек лишён стыдливости, ничто не удерживает его от совершения грехов и мерзких поступков, и он подобен человеку, у которого вообще нет веры. Вспомним хадис Пророка *:
« إِنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلامِ النُّبُوَّةِ الأُولَى : إِذَا لَمْ تَسْتَحِ ، فَاصْنَعْ مَا شِئْتَ »
«Поистине, среди дошедшего до людей из слов первого пророчества: “Если не стыдишься, делай что хочешь”» [Аль-Бухари]. То есть, если человек не стыдится, он будет творить зло и совершать порицаемое, потому что от подобного поведения удерживает стыдливость, а стыдливости у него нет. Отсюда можно сделать вывод о том, что человек, у которого нет стыдливости, будет совершать мерзости и грехи без зазрения совести.
Сальман аль-Фариси ** сказал: «Поистине, когда Аллах желает погубить Своего раба, Он лишает его стыдливости. Лишившись стыдливости, человек становится ненавистным (для других). А когда он станет ненавистным (для других), Аллах лишает его честности. Лишившись честности, он становится вероломным. А когда он становится вероломным, Аллах лишает его милосердия. Лишившись милосердия, он становится жестокосердным и грубым. А когда он становится жестокосердным и грубым, Аллах лишает его веры. А лишившись веры, он становится проклинаемым Шайтаном».
Ибн ‘Аббас сказал: «Стыдливость и вера всегда вместе, и если человек лишается стыдливости, вера следует за ней».
Приведённый хадис и слова сподвижников указывают на то, что после исчезновения стыдливости ничто не удерживает человека от совершения грехов и нарушения запретов Всевышнего. Он не удерживает свой язык от скверных слов… Поэтому в наше время, когда стыдливости у людей почти не осталось, происходит столько порицаемого и мерзкого. Люди открыто совершают грехи и предаются разврату. Скверное и отвратительное стало казаться им хорошим, и они перестали ревновать своих женщин и оберегать их честь. Для некоторых людей порок превратился в достоинство и похвальное деяние, совершением которого они гордятся. Это танцоры и певцы, исполняющие непристойные песни, а также спортсмены, которые тратят много времени на спортивные игры, открывая при этом части тела, которые должны быть сокрыты от посторонних глаз, и прикрывая лишь срамные места. Но ещё меньше стыдливости у тех, кто слушает этих певцов и смотрит на игру этих спортсменов, бесполезно проводя время и совершая грех.
Многие женщины сегодня, к сожалению, также лишились стыдливости. Они выходят на улицу без хиджаба, пользуясь при этом духами, накладывая на лицо макияж и надевая украшения. Они не обращают внимания на то, что мужчины смотрят на них, а иногда и радуются этому. Им нравится выставлять напоказ свою красоту. Даже те, которые носят хиджаб, порой открывают на улице предплечья или лодыжки. Заходя в магазин, они открывают руки, а то и волосы, начинают шутить и заигрывать с продавцов, возбуждая желание в поражённых недугом сердцах…
Некоторые мужчины и женщины, лишённые стыдливости, слушают непристойные песни и музыку. Они даже звонят на телевидение и радио и просят поставить любимую песню или клип, и дарят кассеты с подобными записями своим родственникам и друзьям.
Можно ли назвать стыдливыми людей, которые покупают непристойные фильмы, побуждающие к порицаемому и разврату, и смотрят их дома, не стыдясь присутствия жены и детей?!
Можно ли назвать стыдливыми людей, которые толкают своих детей на улицу, где они приобретают дурных товарищей и вступают в сомнительные компании, сидят на дорогах, оставляют машины на проходе и устраивают сумасшедшие гонки, угрожая жизни других автомобилистов и пешеходов?
Можно ли назвать стыдливым курильщика, который выпускает ядовитый дым прямо в лицо собеседников, причиняя им беспокойство отвратительным запахом табака?
Можно ли назвать стыдливым чиновника, который пренебрегает своими обязанностями и затягивает дела так, что людям приходится простаивать в очереди долгие часы и возвращаться по несколько раз?
Можно ли назвать стыдливым торговца, который обманывает клиентов, мошенничает и лжёт людям?
Этих людей подталкивает к недостойному поведению и заставляет их пасть так низко как раз отсутствие стыдливости. Истину сказал Пророк *: «Если не стыдишься, делай, что хочешь».
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и помните о том, что Аллах постоянно наблюдает за вами!
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:
«Поистине, тем, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, уготованы прощение и великая награда. Можете говорить шёпотом или вслух, Он ведает о том, что в груди. Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный, Сведущий?» (67:12–14).
Да сделает Аллах Великий Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлекать пользу для себя из его аятов и мудрого напоминания. Поистине, Он — Слышащий, Отвечающий на мольбы (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким. Иннаху Сами‘ун Муджиб).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Который дарует великую милость, кому пожелает! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он — Терпеливый, Великодушный. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он послал к людям с религией Истины. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников!
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что похвальная стыдливость — та, которая удерживает человека от запретного и греховного и побуждает его к благим делам. Что же касается стыдливости, которая мешает человеку делать то, что приносит ему пользу в его религии и мирской жизни, это — порицаемая стыдливость. Это — слабость, униженность, бессилие и малодушие. Верующий не стыдится произнести слово Истины, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. И верующий не стыдится задавать вопросы о религии. Стыдливость, которая мешает человеку делать благое или говорить правду, это — слабость духа, внушаемая Шайтаном.
Стыдливость — признак веры и указание на полноценность человека, а также на благородство натуры и хорошее воспитание. Стыдливость — качество пророков, сподвижников и их последователей. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что нравственных достоинств всего десять. Это — правдивость, следование примеру Пророка * в покорности Всевышнему, подаяние просящему и воздаяние добром за добро, сохранение доверенного, поддерживание родственных связей, добросовестность по отношению к соседу и другу и гостеприимство, а стыдливость — главное из них.
Абу Бакр ибн Абу ад-Дунья, автор книги «Макарим аль-ахляк («Нравственные достоинства») сказал: «Мы начали с упоминания о стыдливости, потому что мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что главное из всех нравственных достоинств — стыдливость» Он сказал: «Я слышал, как один бедуин сказал: “Кто облачён в одеяние стыдливости, пороков того не увидят люди”».
Ибн Мас‘уд ** сказал: «Вера гола, и её украшение — богобоязненность, а одежда её — стыдливость».
О те, которые уверовали! Поистине, Аллах и Его ангелы призывают благословения на Пророка Мухаммада *. Призывайте же и вы на него благословение!
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, и живым, и умершим, их грехи! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйа минхум ва-ль-амват).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика).
О Аллах, помоги нам идти Твоим прямым путём и помоги нам делать то, чем Ты доволен! (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль ‘амаляна фи ридака).
О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).
О Аллах, обеспечь нас дозволенным так, чтобы нам не было нужды обращаться к запретному, помоги нам быть покорными Тебе и не ослушиваться Тебя и покрой нас Своей милостью так, чтобы мы не нуждались ни в ком, кроме Тебя! (Аллахумма агнина би-халялика ‘ан харамика ва би-та‘атика ‘ан ма‘сыйатика ва би-фадлика ‘амман сивака).
О Аллах, мы просим у Тебя постоянной веры, смиренного сердца, поминающего языка и ответа на мольбы! (Аллахумма инна нас’алюка иманан даиман ва кальбан хаши‘ан ва лисанан закиран ва ду‘аан мустаджабан).
О Аллах, покажи нам Истину такой, чтобы мы узнали её, и помоги нам следовать ей, и покажи нам всё ложное таким, чтобы мы узнали его, и помоги нам отдаляться от него (Аллахумма арина-ль-хакка хаккан ва-рзукна иттиба‘аху ва арина-ль-батыля батылян ва-рзукна иджтинабаху).
Преславен Ты, о Аллах, и хвала Тебе, нет божества, кроме Тебя, поистине, мы были несправедливыми к самим себе! (СубханакаЛлахумма ва би-хамдика ля иляха илля Анта инна кунна мина-з-залимин).