Хутба 22. Ростовщичество: его виды и опасность, которую оно представляет для мусульманской общины

Часть первая

Хвала Аллаху, Который направил к людям Своих посланников с ясными знамениями, подкрепил их чудесами и повелел им вкушать благое. Я восхваляю Его и благодарю, приношу Ему покаяние и прошу у Него прощения. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он сказал в ясном аяте:

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:130).

И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, лучший из людей, печать посланников, который сказал в прощальном хадже:

« ألاَ وإنَّ رِبَا الْجَاهِلِيَّةِ تَحَتَ قَدَمَيَّ مَوْضُوعٌ ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ رِبَا عَمَيِّ العَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ »

«И ростовщичество времён невежества отменено, и первое ростовщичество, которое я отменяю — ростовщичество моего дяди ‘Аббаса ибн ‘Абду-ль-Мутталиба».

Да благословит Аллах и приветствует его самого, благородных членов его семьи и всех, кто последовал за ними в благодеянии.

О люди! Я наказываю и вам, и самому себе бояться Всевышнего Аллаха, как завещал наш Господь первым и последним из нас:

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (4:131).

Богобоязненность — спасение и преуспеяние, счастье и спокойствие. Она побуждает своего обладателя ко всякому благу и защищает его от любого зла:

«Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду» (65:5).

О рабы Аллаха! Ислам — религия прямого пути, и он побуждает нас вкушать благое, отдаляться от сомнительного и запретного и стараться, чтобы наши пища и питьё были благими и дозволенными. К сожалению, сегодня многие люди не обращают на это внимание. Они гонятся за преходящими мирскими благами, охваченные непреодолимой жадностью, и их не волнует, запретное или дозволенное они приобретают. Сбылось предсказание Пророка *:

« يَأْتِي عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ ، لا يُبَالِي الرَّجُلُ مِنْ أَيْنَ أَصَابَ الْمَالَ ، مِنْ حَلاَلٍ أَوْ حَرَامٍ »

«Настанут такие времена, когда человеку будет всё равно, откуда приобрёл он своё имущество — из дозволенного или из запретного» [Аль-Бухари].

Величайшая беда современности в том, что люди привыкли к ростовщичеству и уже перестали считать его чем-то предосудительным. Они занимаются ростовщичеством сами и обращаются к тем, кто занимается ростовщичеством. Ростовщичество проникло в куплю и продажу.

О рабы Аллаха! Ростовщичество относится к числу строго запрещённых действий и величайших грехов. Оно стирает благословение и заставляет человека уклоняться от Истины. Тексты Корана и Сунны, а также высказывания сподвижников, представителей заставшего их поколения и учёных мусульманской общины до сегодняшнего дня указывают на запретность ростовщичества и содержат предостережение от него. Всевышний Аллах повелел мусульманской общине оставить ростовщичество и предостерёг нас от него. Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (2:278).

Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:130).

А Пророк * упомянул ростовщичество среди величайших грехов. Абу Хурейра ** передаёт, что Пророк * сказал:

« اجْتَنِبُوا السَّبْعَ الْمُوبِقَاتِ »

«Опасайтесь семи губительных грехов» — и упомянул среди них ростовщичество [Аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха * проклял того, кто занимается ростовщичеством, того, кто обращается за помощью к ростовщикам, того, кто записывает его, и того, кто свидетельствует о нём. Он сказал: «Они разделяют грех» [Муслим].

На то, что ростовщичество действительно отвратительно и омерзительно, указывает хадис, в котором Пророк * сравнил занимающегося ростовщичеством с тем, кто совершает прелюбодеяние с собственной матерью (да убережёт нас Аллах от подобного!). Может ли быть что-то более отвратительное, чем прелюбодеяние, совершаемое человеком с собственной матерью, которая носила его, рожала и кормила грудью? Вместо почтительного отношения к ней, уважения и благодарности он совершает с ней прелюбодеяние. Ибн Масуд ** передаёт, что Пророк * сказал:

« اَلرِّبَا ثَلاَثَةٌ وَسَبْعُونَ بَابًا ، أَيْسَرُهَا مِثْلُ أَنْ يَنْكِحَ اَلرَّجُلُ أُمَّهُ ، وَإِنَّ أَرْبَى اَلرِّبَا عِرْضُ اَلرَّجُلِ أَخِيه اَلْمُسْلِمِ »

«Существует семьдесят три вида ростовщичества, самый лёгкий из них подобен прелюбодеянию, который человек совершает с собственной матерью…» [Аль-Хаким; хадис отвечает условиям аль-Бухари и Муслима]. Бывает ли большая беда, чем эта?..

Пророк * сказал, что один дирхем лихвы считается в исламе более тяжким преступлением, чем тридцать шесть прелюбодеяний, а прелюбодеяние в исламе запрещено.

Всевышний Аллах упомянул ростовщичество вместе с двумя величайшими преступлениями — придаванием Аллаху сотоварищей и убийством без права. Всевышний сказал:

«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А того, кто поступает так, постигнет наказание» (25:68).

А Ибн Мас‘уд ** однажды спросил Пророка *: «Какой грех является величайшим?» Он ответил:

« أَنْ تَجْعَلَ للهِ نِدًّا وَهُوَ خَلَقَكَ . قُلْتُ: إِنَّ ذَلِكَ لَعَظيمٌ ، قلْتُ: ثُمَّ أَيّ ؟ قَالَ: وَأَنْ تَقْتُلَ وَلَدَكَ تَخافُ أَنْ يَطْعَمَ مَعَكَ ، قُلْتُ: ثُمَّ أَيّ ؟ قَالَ: أَنْ تُزانِيَ حَليلَةَ جارِكَ »

«Когда ты приравниваешь кого-либо к Аллаху при том, что Он сотворил тебя». Он спросил: «А потом какой, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Когда ты убиваешь собственного ребёнка, опасаясь, что он будет есть вместе с тобой». Он спросил: «А потом какой?» Он сказал: «Когда ты совершаешь прелюбодеяние с женой своего соседа» [Аль-Бухари; Муслим].

Это сказано об одном прелюбодеянии, а какой же грех ляжет на того, кто совершит тридцать шесть прелюбодеяний?!

О мусульмане! Даже если, занимаясь ростовщичеством, человек получит очень много, он всё равно рано или поздно лишится всего, что приобрёл запретным путём:

«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных [или неверующих] грешников» (2:276).

Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:278–279).

Всевышний Аллах не объявляет войну никому, кроме тех, кто занимается ростовщичеством. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Пожирающему лихву будет сказано в Судный день: “Возьми своё оружие и готовься к войне с Аллахом, (и знай), что никто не способен одолеть Аллаха!”».

Положение занимавшегося ростовщичеством в этом мире в Судный день будет поистине ужасным. Он уподобится одержимому, которым Шайтан овладел своим прикосновением:

«Те, которые пожирают лихву, встанут, как встаёт тот, кем Шайтан овладел своим прикосновением. Это потому, что они говорили: “Поистине, торговля подобна ростовщичеству”. Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество. Если кто-нибудь из них после того, как до него дойдёт предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его участь будет решать Аллах. А кто вернётся к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275).

В истории о вознесении Пророка Мухаммада * на небеса говорится, что в ночь своего вознесения он видел людей, животы которых были настолько огромны, что мешали им подняться. Они были на дороге у членов семьи Фараона, которые проходили по ним, топча их ногами, когда их ввергали в Огонь утром и вечером. Таково их наказание в барзахе до самого Судного дня. Он спросил о них Джибриля, и тот сказал: «Это занимавшиеся ростовщичеством» [Аль-Бухари; Муслим].

Вот что ожидает их в мире вечном: «А мучения в Последней жизни будут ещё более тяжкими и длительными» (20:127).

Что же касается наказания в этом мире, то воинство Аллаха несметно, и Всевышний Аллах насылает на занимающегося ростовщичеством беды и губительные несчастья, которые уничтожают благодать и имущество. Имущества много, доходы огромны, однако благодать уничтожена, и оно не приносит добрых плодов. Каким бы огромным ни было богатство занимающегося ростовщичеством, оно лишено благословения и благодати, и в нём нет блага. Оно губит своего владельца, утомляя и отягощая его в этом мире, но мучения в мире вечном ещё тяжелее — если бы они только знали! Подобное происходит обычно по трём причинам: отказ от расходования этих средств, в том числе и на раздачу милостыни, отказ от выплаты закята и занятие ростовщичеством.

Всевышний Аллах в одном из аятов Корана упомянул ростовщичество вместе с закятом:

«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счёт чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаёте, стремясь к Лику Аллаха» (30:39).

Расточительство, утопание в роскоши и использование имущества, дарованного Всевышним, не по назначению, также уничтожает благодать. Всё это является непременным результатом ростовщичества. Занимающийся ростовщичеством не знает цену деньгам, потому что они достаются ему с лёгкостью, а если бы он прикладывал усилия ради их приобретения, он ценил бы их больше.

О мусульмане! Ростовщичество представляет собой прибавку. Активнее всего им занимались иудеи, чем и заслужили постоянное проклятие до самого Судного дня:

«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали [или часто сбивали людей] с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания» (4:160–161).

Всевышний Аллах запретил ростовщичество, потому что оно ведёт к незаконному присвоению ростовщиком имущества других людей. Ведь он берёт с них сверх причитающегося ему, а они не получают от него взамен никакого полезного труда. Кроме того, ростовщичество наносит вред бедным и нуждающимся, увеличивая их долги в случае неспособности погасить их. Когда среди людей распространяется ростовщичество, они перестают делать добро и помогать друг другу. Человек не может найти того, кто дал бы ему деньги в долг, не требуя потом процентов, а это ещё больше усложняет положение бедного. К тому же, ростовщичество замедляет торговлю, лишает людей заработка, и из-за него останавливаются работы, необходимые для нормальной жизни общества. Ростовщик, получая деньги без каких-либо усилий со своей стороны, не стремится найти другой заработок, потому что человек по природе своей склонен к лени и безделью...

Ростовщичество бывает двух видов. Самый опасный и вредоносный — ростовщичество отсрочки, которое было известно арабам во времена первого невежества. В те времена человек давал другому деньги в долг на определённый срок, и если должник не мог расплатиться в оговорённый срок, заимодавец говорил ему: «Либо плати сейчас, либо я дам тебе отсрочку с условием, что потом ты вернёшь мне большую сумму». То есть — добавь мне денег, и я добавлю тебе время. Должник не мог заплатить, потому что у него не было денег, и получал отсрочку, но с условием, что он должен будет вернуть больше, то есть к долгу прибавлялась оговорённая сумма. Это только осложняло положение несостоятельного должника.

Сегодня этот вид ростовщичества получил широкое распространение. Он запрещён по согласному мнению мусульман, поскольку противоречит указаниям и принципам ислама, побуждающим облегчать положение несостоятельного должника и давать ему отсрочку до тех пор, пока у него не появятся средства. Всевышний сказал:

«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку до тех пор, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (2:280).

Второй вид ростовщичества: ростовщичество добавки. Это когда люди обмениваются однородным товаром сразу же, без отсрочек, однако количества обмениваемого товара неодинаковы. Например, одну меру фиников меняют на две.

‘Убада ибн ас-Самит и Абу Са‘ид аль-Худри ** передают, что Пророк * сказал:

« الذَّهَبُ بِالذَّهَبِ ، وَالْفِضَّةُ بِالْفِضَّةِ ، وَالْبُرُّ بِالْبُرِّ ، وَالشَّعِيرُ بِالشَّعِيرِ ، وَالتَّمْرُ بِالتَّمْرِ ، وَالْمِلْحُ بِالْمِلْحِ ، مِثْلاً بِمِثْلٍ ، سَوَاءً بِسَوَاءٍ ، يَدًا بِيَدٍ ، فَإِذَا اخْتَلَفَتْ هَذِهِ الأَصْنَافُ ، فَبِيعُوا كَيْفَ شِئْتُمْ إِذَا كَانَ يَدًا بِيَدٍ »

«(Разрешается обменивать) золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, передавая его в одинаковом количестве из рук в руки. А кто добавляет или просит добавки, тот занимается ростовщичеством. Если же товар разного вида, то продавайте его как хотите при условии, что он будет передаваться из рук в руки» [Аль-Бухари; Муслим].

Мусульманские учёные извлекли из этого хадиса причину запретности ростовщичества, а также сделали вывод о том, что обмен с добавкой запрещён только в определённых видах товара, имеющих общее свойство. Справедливость ислама предполагает, что подобный обмен должен быть запрещён, если речь идёт о двух видах товара. Это съестное, отмеряемое мерой или взвешиваемое на весах — финики, пшеница, мясо и другие продукты питания. А второй вид — всё, что является ценой вещей, в частности золото и серебро, вместо которых сегодня используются бумажные купюры: покупая и продавая что-либо, люди передают друг другу эти купюры.

Ростовщичество добавки связано с этими двумя видами. Например, финики меняют на финики в разных количествах или золото меняют на золото, также в разных количествах.

Ростовщичество отсрочки также связано с ними. Например, ячмень обменивают на ячмень, серебро на серебро, или золото на серебро, только один из обменивающихся передаёт товар другому сразу же, а второй откладывает передачу своего товара на будущее.

Бывает также, что с одним и тем же товаром связано и ростовщичество отсрочки, и ростовщичество добавки. Например, золото обменивают на золото в разных количествах и с отсрочкой.

О рабы Аллаха! Ещё одно проявление ростовщичества — особый вид продажи (‘ина). Человек продаёт другому товар в рассрочку, и тут же покупает у него этот товар по цене, которая меньше той, по которой он продал его ему. Подтверждением запретности этого вида продажи служит хадис:

« إِذَا تَبَايَعْتُمْ بِالْعِينَةِ ، وَأَخَذْتُمْ أَذْنَابَ الْبَقَرِ ، وَرَضِيتُمْ بِالزَّرْعِ ، وَتَرَكْتُمُ الْجِهَادَ ، سَلَّطَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ ذُلاًّ ، لاَ يَنْزِعُهُ حَتَّى تَرْجِعُوا إِلَى دِينِكُمْ »

«Когда люди начнут скупиться на динары и дирхемы и продавать путём ‘ина[20], и начнут ходить за хвостами коров, оставив борьбу на пути Аллаха, Всевышний Аллах нашлёт на них беды и не избавит их до тех пор, пока они не вернутся к своей религии» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].

Деньги можно обменивать на деньги только если они одного вида и в одинаковом количестве, и при условии, что обмен происходит сразу же.

Ещё одна разновидность ростовщичества, получившая широкое распространение в наши дни — процентные ссуды. Человек берёт ссуду в банке или у другого человека, с условием, что спустя какое-то время он вернёт ему большую сумму.

Ещё одно проявление ростовщичества: процентные вклады. Человек кладёт деньги в банк на определённый срок, и банк пользуется этими деньгами до истечения срока, выплачивая их владельцу проценты — пять, десять и так далее, каждый месяц или каждый год.

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Курани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, премногая, благая и благословенная, такая, которую Он любит и которой Он доволен. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

Бойтесь же Аллаха, о люди, и знайте, что ростовщичество — один из величайших и опаснейших грехов, который навлекает на человека гнев Аллаха, Его кару и проклятие. Всевышний Аллах обещал ввергнуть в Огонь навечно того, кто вернётся к ростовщичеству после того, как узнает о запрете:

«Если кто-нибудь из них после того, как до него дойдёт предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его участь будет решать Аллах. А кто вернётся к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275).

Сегодня многие люди считают ростовщичество дозволенным, давая ему другие имена и «маскируя» его. Они не только обманывают людей, но и пытаются обмануть Аллаха, хотя все их попытки, конечно же, обречены на провал. Именно так поступали иудеи, которые совершали запретное, исхитряясь для того, чтобы придать ему вид дозволенного. Их ухищрения не устраняли то зло, из-за которого Всевышний запретил ростовщичество, а лишь увеличивали его и делали грех занятия ростовщичеством ещё более тяжким.

Сегодня получил распространение особый вид обналичивания денег. Например, человек нуждается в определённой сумме. Он идёт к другому человеку или на выставку автомобилей, или в кампанию, или в банк и покупает у них товар с условием, что заплатит за него позже, чтобы потом продать его уже за наличные деньги и распоряжаться ими. Учёные разошлись во мнениях относительно дозволенности этого. Наиболее правильное мнение — что это дозволено, если соблюдаются определённые условия. Таково мнение многих авторитетных учёных. Самое главное условие: человек должен находиться в безвыходном положении. То есть у него не должно быть иного способа заработать эти деньги. Ещё одно условие: он должен продавать товар не тому, у кого он его купил, потому что иначе это будет запрещённый вид продажи (‘ина — عينة). Третье условие: человек должен действительно нуждаться в деньгах.

Знайте, что запретив мусульманам заниматься ростовщичеством и велев им отдаляться от него, ислам дал им прекрасные замены, одобряемые Шариатом. Эти замены обеспечивают им дозволенную прибыль и избавляют их от необходимости обращаться к запретному.

Например, ислам разрешает продажу-салям. Человек продаёт несозревшие до конца плоды[21] с условием, что покупатель получит их, когда они полностью созреют. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (2:282).

А Пророк * сказал:

« مَنْ أَسْلَفَ، فَيِ شَيءٍ، فَلْيُسْلِفْ فِيِ كَيْلٍ مَعْلُوُمٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُوُمٍ، إِلَىَ أَجَلٍ مَعْلُوُمٍ »

«Кто продаёт нечто с условием передачи его покупателю позже, пусть называет меру, вес и срок передачи товара».

Продажа-салям позволяет продавцу получить деньги сразу и использовать их на свои нужды, а покупателю даёт возможность купить товар по небольшой цене.

Ислам также разрешает давать деньги другому человеку или организации, которая ведёт на них торговлю, продаёт, покупает, сдаёт и берёт в аренду, а полученную прибыль они делят между собой, заранее оговаривая доли всех участников деятельности. Убытки также несут все участники в соответствии с заранее оговорёнными долями.

Ислам также разрешает и одобряет беспроцентные ссуды, за которые Всевышний обещает награду. Например, Всевышний сказал:

«Кто одолжит Аллаху прекрасный заём, тому Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены» (2:245).

А Ибн Мас‘уд передаёт, что Пророк * сказал:

« مَا مِنْ مُسْلِمٍ ، يُقْرِضُ مُسْلِمًا قَرْضًا مَرَّتَيْنِ ، إِلاَّ كَانَ كَصَدَقَتِهَا مَرَّةً »

«Мусульманин, дважды ссудивший деньгами другого мусульманина, получит такую же награду, как и один раз подавший милостыню» [Ан-Насаи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его хорошим].

Можно привести ещё множество примеров разрешённого в области деловых и финансовых отношений, которое Всевышний Аллах дал мусульманам взамен запрещённого.

Бойтесь же Всевышнего Аллаха, о мусульмане! Мусульманин должен знать нормы своей религии и осуществлять деловые операции только после того, как удостоверится, что в них нет ничего запретного и они не связаны с ростовщичеством. Если же он плохо знает отдельные аспекты этих операций, он должен спросить учёных об их разрешённости, чтобы уберечь своё имущество от запретного.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, будь доволен праведными халифами, имамами, ведомыми прямым путём, Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али, и будь доволен его семьёй и его жёнами — матерям верующих, а также остальными сподвижниками и всеми, кто последовал за ними до самого Судного дня (Аллахумма-рда ‘ани-ль-хуляфаи-р-рашидин аль-аиммати-ль-махдиййин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва-рда ‘ан алихи ва азваджихи уммахати-ль-му’минина ва саири сахбихи ва ман таби‘ахум би-ихсанин иля йауми-д-дин).

О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, мусульманам и мусульманкам! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-муслимина ва-ль муслимат).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимин).

О Аллах, помилуй их, О Аллах, помилуй их, О Аллах, помилуй их! (Аллахумма-рхамхум, Аллахумма-рхамхум, Аллахумма-рхамхум).

О Аллах, утешь их, возврати их пропавших и исцели их больных и избавь тех из них, кого постигла беда (Аллахумма-джбур касра кулюбихим, Аллахумма рудда гаибахум ва-шфи маридахум ва ‘афи мубталяхум).

О Аллах помоги им погасить их долги! (Аллахумма-кды-д-дейна ‘анхум).

О Аллах, помилуй слабого из нас, покрой наши недостатки, прости наши ошибки и избавь нас от несчастий (Аллахумма-рхам да‘фана ва-стур ‘айбана ва-гфир заллятана ва-кшиф карбатана).

О Аллах, помилуй нас, стоящих пред Тобою! (Аллахумма-рхам вукуфана байна йадейка).

О Аллах, сделай светлыми наши лица! (Аллахумма баййид вуджухана).

О Аллах, даруй нам Твой Рай и Твоё довольство! (Аллахумма акримна би-джаннатика ва ридваник).

О Аллах, возврати мусульманскую молодёжь к её религии прекрасным возвращением! (Аллахумма рудда шабаба-ль-муслимин иля динихим раддан джамилян).

О Аллах, убереги мусульманок от всего сомнительного и от страстей, от непристойной одежды и оголения, о наш Покровитель! О Господь миров! (Аллахумма-хфаз нисаа-ль-муслимина мина-ш-шубухати ва-ш-шахавати ва мина-т-табаррудж ва-с-суфур Мауляна Рабба-ль-‘алямин).

О Аллах, будь с нами и не будь против нас, и сделай благим завершение наших дел, о наш Покровитель! О Господь миров! Поистине, Ты всё можешь! (Аллахумма кун ма‘ана ва ля такун ‘аляйна ва-хтим би-с-салихати а‘маляна Рабба-ль-‘алямин. Иннака ‘аля кулли шейин кадир).

Хутба 23. Свойства верующих

Часть первая

Хвала Аллаху за Его милость и благодеяние. Он приводит к вере, кого пожелает. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и Посланник, которого Он направил к людям с верным руководством и религией Истины незадолго до Часа добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его позволения и сияющим светочем. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что величайшая милость, которую дарует Он Своему рабу — это вера. Просите же Аллаха, чтобы он помог вам полюбить веру и приукрасил её для ваших сердец, и сделал ненавистными для вас неверие, грехи и ослушание Господа. Поистине, вера — не украшения и мечты, а нечто, утвердившееся в сердце и подтверждаемое делами. Вера — произнесение языком, убеждение в сердце и действия органами тела. Покорность Аллаху увеличивает её, а ослушание его — уменьшает. У веры шесть столпов: вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение всего хорошего и дурного. У веры более семидесяти ответвлений.

Всевышний Аллах часто обращается к верующим в Коране, повелевая им одно и запрещая другое, потому что их вера побуждает их исполнять веления Всевышнего и соблюдать Его запреты.

А человек, утверждающий, что он верующий, но при этом не исполняющий веления Всевышнего и не соблюдающий Его запреты, лжёт. Всевышний сказал:

«Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (2:8–9).

Вера — источник благих дел и похвальных качеств. Всевышний сказал:

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими» (8:2–4).

Вера исправляет дела человека, и благодаря ей Всевышний Аллах принимает их. Всевышний сказал в ясном аяте:

«Верующим мужчинам и женщинам, которые поступали праведно, Мы непременно даруем прекрасную жизнь и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

А дела неверующего человека, напротив, не принимаются, даже если их очень много. Всевышний сказал:

«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Именно они являются преуспевшими» (24:51).

Неверующие и лицемеры отворачиваются от решений Аллаха и Его Посланника * и обращаются за решениями к тагуту и законам, которые создал человек. Всевышний Аллах сказал о них:

«Они [лицемеры] говорят: “Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся”. Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими. Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается» (24:47–48).

Всевышний также сказал о них:

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: “Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику”, — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (4:60–61).

О рабы Аллаха! Сегодня многие хотят быть верующими, но так, чтобы это их ни к чему не обязывало. Они желают веры без действий, веры без молитвы, закята, поста и хаджа и даже без Единобожия и убеждений (‘акыда — عقيدة). Они хотят веры, которая согласуется с поклонением могилам, гробницам, «святым» и умершим праведникам. Они хотят веры, которой не противоречит обращение за решениями различных вопросов к тагуту, то есть ко всему, чему поклоняются помимо Аллаха, и несовершенным человеческим законам, а ведь для того, чтобы человек стал верующим, он должен перестать верить в тагута. Всевышний сказал:

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается» (2:256).

И для того, чтобы поклонение человека было правильным, он также должен отказаться от веры в тагута. Всевышний сказал:

«Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» (16:36).

Всевышний также сказал:

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» (4:36).

О рабы Аллаха! Есть грехи, которые не делают человека неверующим, однако они уменьшают и ослабляют его веру, поэтому мусульманин, желающий сохранить свою веру, должен остерегаться любых грехов. Он не должен обманывать, поступать несправедливо и вероломно, лгать, нарушать обещание или договор, злословить и сплетничать, и ему следует избегать запретных источников доходов. Он не должен заниматься ростовщичеством, брать взятки, присваивать имущество сироты, а также совершать подлые поступки, бранить, ругать, очернять и проклинать кого бы то ни было. Верующий не должен совершать ничего непристойного и сквернословить. Он должен желать своему брату по вере того же, чего желает самому себе, и примирять людей, поскольку Всевышний сказал: «Поистине, верующие — братья. Посему примиряйте братьев» (49:10). Верующий должен разделять боль своих братьев по вере. Пророк * сказал:

« مَثَلُ المُؤْمِنينَ في تَوَادِّهِمْ وتَرَاحُمهمْ وَتَعَاطُفِهمْ ، مَثَلُ الجَسَدِ ، إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ ، تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الجَسَدِ بِالسَّهَرِ والحُمَّى »

«В своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [Аль-Бухари; Муслим].

Ещё одно свойство верующих: они благодарят Всевышнего в благополучные времена и проявляют терпение, когда приходит беда. Пророк * сказал:

« عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ، إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ، ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن ! إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ »

«Насколько удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является для него благом, и никому не дано это, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» [Муслим].

О верующие! Ослушание Аллаха уменьшает веру, а покорность Ему, напротив, увеличивает веру. Всевышний сказал:

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, и вера которых усиливается, когда им читают Его аяты» (8:2).

Чтение Корана, совершение благих дел, поминание Аллаха и общение с праведными людьми увеличивает веру. Всевышний сказал:

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28).

Все мы должны укреплять свою веру и возвышать свои степени.

‘Аузу биЛляхи мин аш-Шайтани-р-раджим:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедн<

Наши рекомендации