Хутба 54. образцовый мусульманский дом
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, за Его милость и благодеяние! Я восхваляю Его и благодарю за Его неисчислимые милости. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он всё может. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник *, благой вестник и сияющий светоч. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха должным образом, как Он повелел вам, и благодарите Его за Его милость к вам, ибо, поистине, всё благо, которое есть у вас, приходит к вам от Аллаха.
О рабы Аллаха! Поистине, блага, дарованные нам Аллахом. неисчислимы, и мы должны благодарить Его за них. Мы должны использовать эти блага в благочестии и богобоязненности, и тогда они не только останутся у нас, но и увеличатся. Всевышний Аллах сказал:
«Вот ваш Господь возвестил: “Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки”» (14:7).
Одна из величайших милостей Всевышнего к человечеству — жилища, которые Он даровал им для оседлой жизни в городах и для кочевания и путешествий.
Люди живут в своих домах, отдыхают в них, спасаются от холода и зноя, скрываются от посторонних взглядов, хранят в них своё имущество и укрываются от врага.
Всевышний Аллах сказал, напоминая людям об этой милости:
«Аллах сделал для вас дома жилищами. Он также сделал для вас жилища из шкур домашнего скота, которые не обременяют вас, когда вы отправляетесь в путь или устраиваете привал» (16:80).
Сначала упоминаются жилища для оседлой жизни, потому что они — основа. Человек остаётся в них надолго, отдыхает в них после тяжких трудов и укрывается от всего, что беспокоит и тревожит его, и находит покой и отдохновение. Далее Всевышний упомянул о жилищах, в которых человек отдыхает во время путешествий и переездов. Всевышний сказал: «Он также сделал для вас жилища из шкур домашнего скота, которые не обременяют вас, когда вы отправляетесь в путь или делаете привал» (16:80). То есть Всевышний сделал для вас лёгкие переносные жилища — шатры и палатки, а также дома, сделанные из шкур животных, которые вы используете для отдыха когда останавливаетесь в пути.
Жилище — великое благо. Для того, чтобы понять это, достаточно взглянуть на лишённых крова. Посмотрите, как живут они, в то время как вы наслаждаетесь жизнью в современных домах со всеми удобствами — освещением, отоплением, холодной и горячей водой. Это — милость Всевышнего, за которую мы должны благодарить Его.
О рабы Аллаха! Дом мусульманина должен отличаться от любого другого дома. Мусульманин должен исполнять веления Всевышнего, поминая Аллаха в своём доме, совершая в нём добровольные молитвы, читая Коран и оберегая его от порока и скверны. Абу Муса ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« مَثَلُ الْبَيْتِ الَّذِي يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ ، وَالْبَيْتِ الَّذِي لا يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ ، مَثَلُ الْحَيِّ وَالْمَيِّتِ »
«Дом, в котором поминают Аллаха, и дом, в котором не поминают Аллаха, подобен живому и мёртвому» [Аль-Бухари; Муслим].
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк * сказал:
« اجْعَلُوا مِنْ صَلاتِكُمْ فِي بُيُوتِكُمْ ، وَلا تَتَّخِذُوهَا قُبُورًا »
«Совершайте молитвы в своих домах и не превращайте их в могилы!» [Аль-Бухари; Муслим]. То есть, совершайте в них добровольные дополнительные молитвы и не уподобляйте их кладбищу, на котором не совершают молитвы.
Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« لاَ تَجْعَلُوا بُيُوتَكُمْ مَقَابِرَ ، إنَّ الشَّيْطَانَ يَنْفِرُ مِنَ البَيْتِ الَّذِي تُقْرَأُ فِيهِ سُورَةُ البَقرَةِ »
«Не превращайте свои дома в кладбища. Поистине, Шайтан избегает дома, в котором читается сура “Корова”» [Муслим].
Пророк * также сказал:
« عَلَيْكُمْ بِالصَّلاةِ فِي بُيُوتِكُمْ ، فَإِنَّ خَيْرَ صَلاةِ الْمَرْءِ فِي بَيْتِهِ ، إِلا الصَّلاةَ الْمَكْتُوبَةَ »
«Молитесь в своих домах, ибо, поистине, лучшая молитва человека — совершаемая им в своём доме. Это относится ко всем молитвам, кроме обязательных» [Муслим].
Эти и другие хадисы с похожим смыслом указывают на то, что мусульмане должны оживлять свои дома поминанием Аллаха и восхвалением Его и совершением в них дополнительных молитв, потому что дополнительная молитва, совершённая в доме, лучшей дополнительной молитвы, совершённой в мечети. В этих хадисах также содержится запрет уподоблять дома кладбищу, на котором не поминают Аллаха и не совершают молитв.
Кроме того, в хадисах содержится побуждение читать Коран в домах, особенно суру «Корова», потому что её чтение отпугивает Шайтана.
Если в доме поминают Аллаха, совершают дополнительные молитвы и читают Коран, он становится прекрасным воспитательным учреждением для живущих в нём женщин и детей. Они приучаются к покорности Всевышнему и достойному поведению. Такой дом посещают ангелы, а Шайтан обходит его стороной. Если же в доме не делается ничего из перечисленного, он уподобляется заброшенным могилам и развалинам. В таких домах живут люди с мёртвыми сердцами. В такие дома беспрепятственно входит Шайтан, а ангелы Милосердного, напротив, отдаляются от них. Нетрудно представить себе, каковы их обитатели и как они живут… Люди с мёртвыми сердцами, живущие в домах-могилах.
Эти дома оказывают дурное влияние на тех, кто живёт и воспитывается в них; особенно, когда в этих домах нет того, что ведёт к благу, зато они наполнены тем, что ведёт к порокам и приносит зло. В таких домах обычно есть непристойные фильмы, которые побуждают к разврату и порицаемому. И эти фильмы смотрят женщины и дети. В таких домах также есть музыка и песни, искушающие и обольщающие. Эти песни подталкивают к пороку и прелюбодеянию. В таких домах живут люди, которые оставляют молитву и не ходят в мечеть. А ведь Пророк * однажды выразил желание сжечь дома тех, кто не принимает участия в коллективных молитвах. Так что же говорить о тех, кто вообще не совершает молитву?!
Некоторые из таких людей занимают высокое положение в обществе. Они могут быть крупными чиновниками и богачами. Шайтан приходит к ним и говорит: «Ты занимаешь слишком высокое положение, чтобы ходить в мечеть и молиться вместе с людьми. Это принижает тебя в глазах людей, и они перестают относиться к тебе с почтением и уважать тебя». И человек оставляет молитву в мечети из высокомерия. А другие слишком заняты своим богатством. А ведь в одном из хадисов сказано, что такие люди в Судный день будут воскрешены вместе с такими же гордецами. ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды Пророк * упомянул о молитве и сказал:
« مَنْ حَافَظَ عَلَيْهَا كَانَتْ لَهُ نُورًا ، وَبُرْهَانًا ، وَنَجَاةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَمَنْ لَمْ يُحَافِظْ عَلَيْهَا ، لَمْ يَكُنْ لَهُ نُورٌ ، وَلاَ بُرْهَانٌ وَلاَ نَجَاةٌ ، وَكَانَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَعَ قَارُونَ وَفِرْعَوْنَ وَهَامَانَ وَأُبَيِّ بْنِ خَلَفٍ »
«Кто оберегал её, того ожидает свет, веский довод и спасение в Судный день. А кто не оберегал её, тому не будет света, веского довода и спасения, и в Судный день он окажется вместе с Каруном, Хаманом, Фир‘ауном (Фараоном) и Убеййей ибн Халяфом» [Ахмад; Абу Хатим; Ибн Хиббан].
Из хадиса следует, что человека, который не оберегает свою молитву, то есть, не совершает её должным образом, отвлекают либо его имущество, либо его власть и господство, либо его торговля. Кого отвлекало от молитвы его имущество, тот будет вместе с Каруном. Кого отвлекало царство, тот будет вместе с Фараоном. Кого отвлекало господство и наместничество, тот будет вместе с Хаманом, а кого отвлекала торговля, тот будет вместе с Убаййем ибн Халяфом.
О рабы Аллаха! Люди, чьи дома столь скверны и в них не слышно поминания Аллаха, зато слышна музыка и песни, — ленивцы и грешники. Они не совершают молитву и, несомненно, заслуживают наказания. Они заслуживают того, чтобы их дома были разрушены или сожжены. И они заслуживают того, чтобы враг изгнал их из их домов, и они остались без крыши над головой, как это уже произошло со многими другими, потому что они не благодарили Всевышнего за то, что Он даровал им эти жилища, и ответили на Его милость ослушанием. Ослушание и грехи всегда превращают цветущее в безжизненную пустыню и развалины, а милость из-за них сменяется наказанием.
О рабы Аллаха! В доме мусульманина не должно быть изображений и собак. Абу Тальха ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« لا تَدْخُلُ الْمَلائِكَةُ بَيْتًا فِيهِ كَلْبٌ وَلا صُورَةٌ »
«Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» [Аль-Бухари; Муслим].
А в версии Муслима говорится:
« لا تَدْخُلُ الْمَلائِكَةُ بَيْتًا فِيهِ كَلْبٌ وَلا تَمَاثِيلُ »
«Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изваяние».
Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« أتَانِي جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلامُ ، فَقَالَ لِي: أَتَانِي جِبْرِيلُ ، فَقَالَ : إِنِّي أَتَيْتُكَ البَارِحَةََ ، فَلَمْ يَمْنَعَنَي أَنَ أَكونَ دَخَلتُ ، إِلاَّ أَنَّهُ كَانَ فِي الْبَيْتِ قِرَامُ سِتْرٍ فِيهِ تَمَاثِيلُ ، وَكَانَ فِي الْبَيْتِ كَلْبٌ ، وَعَلىَ البَابِ تِمْثَالُ الرِّجَالِ ، فَمُرْ بِرَأسِ التِّمْثَالِ فيُقْطَعُ ، فَيَصِيرُ كَهَيْئَةِ الشَّجَرَةِ ، وَمُرْ بالْقِرَامِ فَيُجْعلُ مِنْهُ وِسَادَتْينِ تُوْطَآنِ ، وَبِالْكَلْبِ فَلْيُخْرَجْ »
«Ко мне пришёл Джибриль (мир ему) и сказал: “Я приходил к тебе вчера, однако мне помешало войти то, что на двери были изображения, а в доме была занавеска с изображениями и собака. Вели чтобы изображение на двери разрезали и оно стало бы похожим на дерево. И вели разрезать занавеску и сделать из неё две подушки, на которых люди будут сидеть, лежать и опираться. И вели выгнать из дома собаку”» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
В этих двух хадисах содержится указание на запрет вешать изображения на стены комнаты, а также в местах собраний и рабочих кабинетах, и что поступающего так ожидает наказание: в его дом не будут входить ангелы Милосердного, и тогда он потерпит явный убыток.
В хадисе также содержится указание на запрет держать собак дома и приобретать их даже для того, чтобы держать вне дома, кроме случаев, в которых содержание собак одобряется Шариатом. Это — охрана скота и пашни и охота. В противном случае, держать собак запрещено. Во-первых, в дом, где есть собака, не входят ангелы милости, а какой мусульманин может обойтись без ангелов милосердия?!
Во-вторых, от награды человека, который держит собаку, каждый день убавляется два карата. Это — серьёзная потеря, а мусульманин не разбрасывается своей наградой. К тому же, в некоторых хадисах сказано, что карат подобен огромной горе…
В третьих, это — уподобление неверующим, которые держут собак дома, а уподобляться неверующим запрещено. Пророк * сказал: «Кто подражает каким-нибудь людям, тот из них» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его хорошим].
В-четвёртых, собаки причиняют беспокойство соседям и прохожим. К тому же собака — источник нечистоты (наджас) и переносчик опасных заболеваний.
Бойтесь же Аллаха и заботьтесь о своих домах и их обитателях, чтобы ваши дома были по-настоящему мусульманскими и очищенными от всякой скверны. Оживляйте их поминанием Аллаха и поклонением Ему и отдаляйте от них всё, что противоречит исламской этике и побуждает к грехам.
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Курани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, хвала неисчислимая и бесконечная. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха: «И знайте, что Аллах — с богобоязненными» (9:123).
О рабы Аллаха! Дом мусульманина должен быть пристойным и скрывать своих обитателей от посторонних глаз. В него не входят чужие без разрешения хозяев, и его тайны не выносятся наружу. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание. Если же вы никого не найдёте в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: “Возвращайтесь!” — то уходите. Так будет чище для вас. Поистине, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (24:27–28).
Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал, что в аяте подразумевается, что спрашивать позволения нужно перед входом, а приветствовать обитателей дома — после входа. Далее он говорит: «Следует знать, что спрашивающему разрешения войти у обитателей дома не следует стоять перед дверью лицом к ней. Он должен встать слева или справа от двери». Посланник Аллаха * сказал:
« لَوْ أَنَّ رَجُلاً اطَّلَعَ عَلَيْكَ بِغَيْرِ إِذْنٍ ، فَخَذَفْتَهُ بِحَصَاةٍ فَفَقَأْتَ عَيْنَهُ ، مَا كَانَ عَلَيْكَ مِنْ جُنَاحٍ »
«Если кто-то заглянет в твой дом без твоего разрешения, и ты бросишь в него мелкими камешками и случайно выбьешь ему глаз, на тебе не будет греха» [Аль-Бухари; Муслим].
‘Укба ибн ‘Амир ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« إيَّاكُمْ وَالدُّخُولَ عَلَى النِّسَاءِ ! فَقَالَ رَجُلٌ مِنَ الأنْصَارِ : أفَرَأيْتَ الحَمْوَ ؟ قَالَ : الحَمْوُ المَوْتُ ! »
«Ни в коем случае не входите к (посторонним) женщинам!» Кто-то из ансаров спросил: «А что ты скажешь о родственнике мужа?» Он ответил: «Родственник мужа — погибель!» [Аль-Бухари; Муслим].
Посланник * имел в виду, что родственника мужа следует опасаться ещё больше, потому что на его вход в дом обычно смотрят сквозь пальцы. Этот хадис указывает на неприкосновенность и запретность дома мусульманина и опасность, которую представляет посещение мужчинами посторонних женщин, даже если речь идёт о родственниках мужа. Сегодня многие не обращают на это внимание, а некоторые женщины даже не носят хиджаб в присутствии родственников мужа, например, при его брате или дяде. А некоторые люди приводят в свой дом посторонних мужчин в качестве поваров, водителей и слуг, и те беспрепятственно общаются с женщинами, живущими в доме. А другие приводят в свои дома посторонних женщин в качестве служанок, свободно общаются с ними и даже остаются наедине, как будто они родственники. Подобное общение между мужчиной и женщиной запрещено в исламе, и нередко его прямым следствием становится прелюбодеяние.
Ревностный мусульманин не может согласиться с тем, что посторонние люди будут свободно входить в его дом и общаться с его родственницами. Он не может допустить, чтобы его жена или дочь ездила на машине наедине с водителем, которого не связывает с ней родство. И ревностный мусульманин не может допустить присутствия в его доме посторонней женщины, которая общалась бы с ним и оставалась бы с ним наедине, подобно его жене.
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и опасайтесь зла подобных искушений. И пусть слепое подражание и «цивилизованность» в её искажённом понимании не затянут вас в этот опасный водоворот, а иначе вы будете разрушать свои дома своими руками и руками ваших неприятелей, сами того не сознавая!
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шика’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»
Хутба 55. Женщина в исламе
Часть первая
Хвала Аллаху, Который установил мрак и свет! Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают кого-то к своему Господу… Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Всё тленно, кроме Его лика, и к Нему вы будете возвращены. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник и лучший из Его творений. Да благословит Аллах и приветствует его самого и остальных пророков и сподвижников. О Аллах, будь доволен его сподвижниками, членами его семьи и его жёнами — матерями верующих, а также всеми, кто следовал их путём до самого Судного дня.
Бойтесь Аллаха, о мусульмане и мусульманки! Это — завет Аллаха вам и тем, кто жил до вас. Всевышний сказал:
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (4:131).
Мои братья по вере! Стоит ли удивляться тому, что так много говорят о женщине? Ведь женщины составляют половину общества или даже больше половины. Женщина — мать, дочь, жена и сестра. Если женщина будет следовать прямым путём и придерживаться праведности, все козни против ислама потерпят крах. И в то же время женщина — окно, через которое в общество может проникнуть порок, если она окажется во власти корыстолюбцев.
Всевышний Аллах повелел нам обходиться с женщинами достойно. Он сказал в ясном аяте:
«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, во что Аллах заложил много блага» (4:19).
Пророк * также наказал нам хорошо обращаться с женщинами, сказав: «Я наказываю вам хорошо обращаться с женщинами» [Аль-Бухари; Муслим].
Всевышний Аллах подтвердил в Коране ценность женщины и её права. Например, Всевышний сказал:
«Господь их ответил им: “Я не погублю деяния, совершённые любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других”» (3:195).
Более того, Всевышний ниспослал целую суру, которая так и называется: «Женщины». В этой суре действительно очень много говорится о женщине.
Но в то же время, женщина — искушение. Первым искушением сынов Исраиля были женщины, и наш Пророк * боялся подобного искушения для своей общины. Он сказал:
« مَا تَرَكْتُ بَعْدِي فِتْنَةً أَضَرَّ عَلَىَ الرِجَالِ مِنْ النَّسَاءِ »
«Не оставил я после себя более опасного искушения для мужчин, чем женщины» [Аль-Бухари; Муслим].
О мусульмане! Сегодня мы поговорим об отношении ислама к женщине и её настоящем месте в Шариате Всевышнего.
1. Ислам объявляет о единстве происхождения мужчины и женщины и равенстве полов. Всевышний Аллах сказал в ясном аяте:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (4:1).
Посланник Аллаха * сказал:
« إنَّمَا النِّسَاءُ شَقَائِقُ الرَّجَالِ »
«Женщины — родные сёстры мужчин» [Ахмад; Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
2. Ислам гарантирует достойную жизнь в обоих мирах не только мужчине, но и женщине. Всевышний Аллах сказал:
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).
3. Ислам возлагает на мужчину и женщину одинаковые религиозные обязанности, и женщина не только получает награду за исполнение этих обязанностней и совершение благих дел, но и подвергается наказанию за ослушание Всевышнего — так же, как и мужчина. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и женщин, покорных мужчин и женщин, правдивых мужчин и женщин, терпеливых мужчин и женщин, смиренных мужчин и женщин, подающих милостыню мужчин и женщин, постящихся мужчин и женщин, хранящих целомудрие мужчин и женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35).
Всевышний также сказал:
«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» (24:2).
Всевышний также сказал, обращаясь к представителям обоих полов:
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них» (49:11).
А в других аятах говорится о мерах предосторожности, которые должны соблюдать и мужчины, и женщины:
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы [от запретного]. Так будет чище для них. Поистине, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы [от запретного]» (24:30–31).
4. Ислам запретил огорчаться и расстраиваться в случае рождения девочки, и считать её рождение несчастьем, что было распространено среди арабов во времена невежества. Всевышний Аллах сказал:
«Когда кому-то из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев» (16:59).
Ислам также запретил закапывать девочек живьём в земле и осудил этот ужасный обычай времён невежества. Всевышний сказал: «…когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8–9).
Всевышний также сказал: «Понесли потерю те, которые убивали своих детей по глупости, без знания» (6:140).
5. Ислам наделил женщину имущественными правами, которые позволяют ей владеть и распоряжаться имуществом. Всевышний Аллах сказал:
«Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел» (4:7).
Са‘ид ибн Джубейр и Катада сказали: «Язычники позволяли владеть имуществом только взрослым мужчинам, и ни женщины, ни дети ничего не получали в наследство, и Аллах ниспослал этот аят».
В добавление к этому, ислам сделал женщину пастырем в доме её мужа и возложил на неё ответственность за дом. Пророк * сказал: «… и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству…» [Аль-Бухари; Муслим].
Как далеко до ислама некоторым законам, которые ставят женщину в один ряд с малыми детьми и умалишёнными, которые не имеют права ничего предпринимать самостоятельно. Таким был римский закон, а также французский (в недалёком прошлом).
6. Ислам уделяет внимание обучению женщины. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?”» (39:9).
Посланник * выделил для женщин день, в который он учил их тому, чему научил его Аллах, и они были способными ученицами, а потом и учительницами для других. Абу Са‘ид аль-Худри ** передаёт: «Как-то раз одна женщина пришла к Посланнику Аллаха * и сказала ему: “О Посланник Аллаха, с тобой разговаривают одни только мужчины! Назначь же и для нас какой-нибудь день, чтобы мы приходили к тебе, и ты учил нас тому, чему научил тебя Аллах!” Пророк * сказал: “Соберитесь в такой-то день”, — и женщины собрались. И Пророк * пришёл к ним и стал учить их тому, чему научил его Аллах» [Аль-Бухари; Муслим].
Обучение женщины в лучшие века исламской цивилизации принесло прекрасные плоды. В различных областях науки и искусства были одарённые женщины, достигшие вершин. Это подтверждают труды мусульман, живших в те времена. Многие выдающиеся мужчины гордились тем, что им довелось учиться у не менее выдающихся женщин. Вряд ли стоит добавлять, что во время подобного обучения строго соблюдались все нормы Шариата, и мусульмане и мусульманки соблюдали должную скромность. Женщина-мусульманка всегда была примером для других в знании, глубоком понимании религии и остальных наук, трепетном отношении к своей религии и искренней приверженности ей — не только во времена Пророка *, но и в последующие века. Аиша (да будет доволен ею Аллах) была первым уникальным примером. Она очень хорошо знала и понимала религию. Стоит упомянуть и о дочери Са‘ида ибн аль-Мусеййиба (да помилует Аллах их обоих). Однажды её муж, который был одним из учеников её отца, зашёл к ней взять свой плащ. Увидев, что он собирается выйти, она спросила его: «Куда ты собрался?» Он ответил: «На урок к Са‘иду». Она сказала: «Садись, я научу тебя знанию Са‘ида!».
Мать аш-Шафи‘и (да помилует Аллах их обоих), как единодушно утверждают учёные, была глубоко верующей и много поклонявшейся Аллаху, благонравной и благочестивой женщиной. Вместе с матерью Бишра аль-Мариси она свидетельствовала перед судьёй, и когда он захотел допросить каждую из них в отдельности, она возразила ему, сказав: «О судья! Ты не имеешь права поступать так, потому что Аллах сказал: “…и если одна из них ошибётся, то другая напомнит ей”» — и судья не стал разделять их.
История знает немало подобных примеров, и у женщины-мусульманки есть поводы для гордости. Достижения мусульманок прошлого признают и исследователи-немусульмане. Например, автор книги «Цивилизация арабов» пишет, что во времена правления Аббасидов на Востоке и Омеййадов в Андалусии было множество подобных примеров. Имена многих женщин блеснули в науке и литературе, и это указывает на то, что женщины играли очень важную роль во времена расцвета цивилизации арабов.
Что же мешает современной женщине-мусульманке достичь того, чего достигли её предшественницы, и пойти по их стопам? Поистине, это для Аллаха не трудно. Ислам не придёт в упадок до тех пор, пока будут на земле мужчины и женщины, говорящие: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха *». Всевышний Аллах сказал:
«Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тому воздастся за него, и он не найдёт для себя ни покровителя, ни помощника вместо Аллаха. А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые благие дела, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» (4:123–124).
Ислам заботится о женщине. Она живёт в доме своих родителей и близких, и о ней пекутся и окружают её добротой и заботой. А в доме своего мужа она — всеми уважаемая хозяйка. Муж расходует на неё свои средства. Он кормит её тем же, чем питается сам, и одевает её на таком же уровне, на каком одевается сам. Дети уважают её, относятся к ней почтительно, прислуживают и помогают ей и стремятся сделать её счастливой. Как далеко до этого современной цивилизации, которая выбрасывает женщину на улицу, чтобы она сама искала себе убежище и пропитание, и оставляет её в гибельной пустоте на растерзание двуногим волкам!..
Просим Аллаха, чтобы Он не лишал нас Своих милостей. Поистине, Он наш Благодетель и Он способен на это!
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать нас: чьи дела окажутся лучше? Он чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Поистине, Он — Знающий, Всемогущий. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, который учил людей благу и призывал к благому. Он указал людям на всё, в чём благо для них, и предостерёг их от всего, в чём зло для них. Да благословит Аллах и приветствует его и остальных пророков и посланников, а также членов его семьи, его сподвижников и всех, кто следовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
О мусульмане и мусульманки! Забота ислама о женщине не ограничивается теми проявлениями, о которых мы упомянули. Ислам предписал нам почитать женщину, будь то мать, дочь, жена, сестра или тётя, с её рождения и до смерти.
Если речь идёт о дочери, то ислам велит её родителям заботиться о ней, не смыкая глаз, и обеспечивать необходимым, и обещал им награду за это. Пророк * сказал:
« مَنْ كَانَ لَهُ ثَلاثُ بَنَاتٍ ، يُؤْوِيهُنَّ ، وَيَكْفِيهُنَّ ، وَيَرْحَمَهُنَّ ، فَقَدْ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ الْبَتَّهْ ، فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ مِنْ بَعْضِ الْقَوْمِ: وَاِثْنَتَينِ يَا رَسُوُلَ اللهِ؟ قَالَ: وَاثْنَتَينِ »
«Рай станет обязательным для того, у кого было три дочери и он заботился о них, обеспечивал их и хорошо относился к ним». Тогда один человек спросил: «А если их было две, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «И две тоже» [Аль-Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад»; хадис с безупречным иснадом].
Положению кормильца двух дочерей в Судный день можно будет позавидовать. Пророк * сказал:
« مَنْ عَالَ جَارِيَتَيْن ، حَتَّى تَبْلُغَا ، جَاءَ يَوْمَ القِيَامَةِ أنَا وَهُوَ كَهَاتَيْنِ – وضَمَّ أصَابِعَهُ »
«Кто обеспечивал двух девочек до их совершеннолетия, я и он придём в Судный день, подобно этим» — и он соединил два пальца [Муслим].
Когда дочь вырастет и выйдет замуж, обязанность заботиться о ней ложится на мужа. Жизнь с женой и наслаждение ею считается лучшим из того, что есть в этом мире. Пророк * сказал:
« الدُّنْيَا م