Арабо-мусульманский календарь

Арабо-мусульманский календарь представляет собой тип лунного календаря, он построен только с учетом изменений лунных фаз. Продолжительность лунного года — 354 дня, что на 11 суток короче солнечного года. Эта разница приводит к тому, что 33 лунных года примерно равны 32 солнечным годам. Таким образом, точка новогодия арабо-мусульманского календаря относительно времен года будет постоянно смещаться, и в течение 33 солнечных лет она обойдет все времена года. Арабо-мусульманской год состоит из 12 лунных месяцев по 30 и 29 дней.

№ п/п Названия месяцев Количество дней
1. Мухаррам
2. Сафар
3. Раби ал-аввал (Раби I)
4. Раби нисан (Раби II)
5. Джумада ал-уля (Джума I)
6. Джумада ал-ахира (Джума II)
7. Раджаб
8. Шаабан
9. Рамадан
10. Шаввал
11. Зу-л-каада
12. Зу-л-хиджжа

Этимология названий месяцев арабо-мусульманского календаря:[1]

1. Мухаррам – «запретный, священный». В этом месяце по религиозной традиции запрещались войны. Военные действия были запрещены также в 7, 11 и 12 месяцах года.

2. Сафар — «желтый». Название, вероятно, связано с тем, что в этом месяце на арабов обрушивалась моровая язва, при которой у больного желтело лицо.

3.-4. Раби ал-аввал (Раби I) и Раби нисан (Раби II) — от «раби» - «весна», месяцы выпадения росы и дождя.

5.-6.Джумада ал-уля (Джума I) и Джумада ал-ахира (Джума II) от «джамада» — «застывать». Вероятно, эти месяцы первоначально приходились на период начала заморозков.

7. Раджаб — «безопасный» - месяц воздержания от войн и набегов.

8. Шаабан — от «ташааба» - «расходиться, разветвляться» в доисламскую эпоху месяц совершения набегов.

9. Рамадан — «жаркий месяц», от «рамида» - «быть жгучим».

10. Шаввал — от «шаля» — «переносить» - месяц перекочевок.

11. Зу-л-каада — от «каада» - «сидеть, оставаться дома».

12. Зу-л-хиджжа — от «хадж» - «паломничество».

Как свидетельствует этимология названий некоторых месяцев арабо-мусульманского календаря, доисламские арабы пользовались не лунным, а лунно-солнечным календарем. Вставка дополнительного 13 месяца производилась в соответствии с 19-летним циклом. Происходило это в Мекке во время ярмарки. Дополнительный месяц назывался также как предыдущий и вставлялся после всех месяцев календаря. По свидетельству Бируни, переход к лунно-солнечному календарю у арабов осуществился под влиянием соседствующих с ними иудеев и имел целью привязать паломничество к определенному времени года, наиболее благоприятному для проведения большой ярмарки.

Эволюция и особенности арабо-мусульманского календаря:

Согласно мусульманской традиции Мухаммед во время «прощального паломничества» запретил вставку дополнительного месяца в календарь, объявив такую практику греховной. «Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них — четыре запретных, это — стойкая религия… Вставка — только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах» (Коран, IX, 36-37). Таким образом, арабы вновь вернулись к лунному календарю.

Продолжительность месяца лунного календаря, принятая за 29,5 суток меньше фактической продолжительности синодического месяца на 0, 0306 суток. Эта разница приводит к тому, что календарное начало лунного месяца отстает от новолуния, которому оно должно соответствовать. За 30 лет набегает погрешность в 11 суток. Для ликвидации этой погрешности в цикле из 30 лет 11 лет были сделаны високосными, по 355 дней. Такой 30-летний цикл получил название арабского и високосными в нем являются: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й года. Дополнительный день вводится как 30 день последнего (Зу-л-хиджжа) месяца года. Для того, чтобы установить является ли високосным тот или иной год Хиджры, необходимо порядковый номер года разделить на 30. Если остаток от деления будет равен одному из указанных одиннадцати чисел, то год будет високосным. Наряду с арабским в мусульманских странах применяют так называемых турецкий цикл из 8-ми лет, в котором високосными являются три года — 2-й, 5-й, 7-й.

С точки зрения мусульманской традиции вся история человечества разделена на два периода — эпоха джахилийи (невежества) и эпоха ислама. Точкой отсчета (эрой) мусульманского календаря стала хиджра («откочевка») — переселение Мухаммеда из Мекки в Медину, которое по традиции продолжалось две недели. Мухаммед покинул Мекку 24 Сафара и вступил в Медину 9 Раби I — 8-21 сентября 622г. В 638г. халиф Умар (634-644) ввел календарь, исходным моментом которого стал первый день первого месяца (Мухаррам)622г. 1 Мухаррама в этом году пришлось на ночь с 15 на 16 июля.

Редукция

Для осуществления приблизительного перевода дат с мусульманского календаря на григорианский необходимо учесть следующее:

1. Летоисчисление по хиджре началось на 621 год 6 месяцев и 15 суток позднее, чем летоисчисление по григорианскому календарю;

2. Мусульманский календарный год короче солнечного на 11 суток, так, что 33 лунных года примерно равны 32 солнечным годам.

Перевод дат осуществляется следующим образом.Во-первых, необходимо выяснить на сколько лет лунный календарь ушел вперед по сравнению с солнечным. Осуществляется это путем деления номера года хиджры на 33. Во-вторых,нужно узнать сколько солнечных лет прошло от начала хиджры. Для этого полученное в первом действии частное (без учета остатка) нужно вычесть из номера года хиджры. В-третьих,к полученной разнице следует прибавить 622 для того, чтобы учесть число полных лет хронологического разрыва между эрой григорианского календаря и хиджрой. Целесообразно использовать формулу[2]: арабо-мусульманский календарь - student2.ru

Г= Х – [ Х / 33]+ 622; Х= Г – 622+[Г-622 / 32]

Г-год григорианского летоисчисления; Х- год хиджры; квадратные скобки означают, что берется целая часть частного.

Наши рекомендации