Хутба 42. Покаяние и его условия
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Властелину, Дарителю, Милосердному, Принимающему покаяние. Он сотворил всех людей из праха, наделил их разумом и подготовил их к исполнению обязанностей, которые Он возложил на них. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого, вне всяких сомнений, нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которому Он ниспослал Книгу для просвещения и напоминания обладателям разума. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов семьи и его сподвиджников, а также тех, кто следовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.
О люди! Бойтесь вашего Господа и приносите Ему покаяние. Поистине, Аллах любит кающихся. Просите же у Него прощения, ибо Он — Лучший из прощающих. Искренне кайтесь перед вашим Господом. Перестаньте ослушиваться Его, пожалейте о содеянном и решительно вознамерьтесь больше никогда не делать подобного. Это и есть искреннее покаяние, о котором упоминается в аяте:
«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши скверные деяния и введёт вас в Райские сады, в которых текут реки» (66:8).
Покаяние — это не просто слова: «Я раскаиваюсь перед Аллахом» или: «О Аллах, прости меня!», сказанные языком, тогда как в сердце человека остаётся твёрдое намерение продолжать грешить. Сказать эти слова и при этом совершенно не жалеть о содеянном ранее — это не покаяние. И сказать: «Я раскаиваюсь!» — предварительно решив для себя, что вернёшься к грехам и ослушанию — это тоже не покаяние.
О люди! Раскайтесь перед вашим Господом прежде, чем дверь покаяния закроется для вас. Поистине, Аллах принимает покаяние Своего раба до тех пор, пока тот не начнёт издавать предсмертный хрип, а после этого покаяние уже не принимается. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах принимает покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Но не будет принято покаяние тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: “Вот теперь я раскаиваюсь”, — и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания» (4:17–18).
Поэтому спешите раскаяться, о мусульмане, ибо, поистине, вы не знаете, когда настигнет вас смерть, и не знаете, когда постигнет вас наказание Всевышнего. Всевышний сказал:
«Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» (7:99).
О рабы Аллаха! Неужели вы думаете, что Всевышний не покарает вас за ваши деяния? Он дарует вам всевозможные милости, а вы в ответ ослушиваетесь Его и грешите… Посмотрите вокруг. Сколько испытаний обрушивается на людей во всём мире, сколько случается катастроф, стихийных бедствий, войн и других страшных событий! Сколько людей умирает от голода, сколько случается потопов, ураганов и других природных катаклизмов! А ведь это может случиться с каждым из нас. Поистине, Всевышний Аллах оставляет несправедливого на какое-то время, но когда Он схватит его, ему же не уйти. Всевышний Аллах сказал:
«Такой была Хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, жители которых были несправедливы. Поистине, Хватка Его мучительна, сурова» (11:102).
Поистине, одно из самых страшных наказаний — жестокосердие и недуг, поражающий сердце. Сегодня сердца многих людей ожесточились. Они слышат наставления и увещевания и читают их в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника *, однако услышанное и прочитанное не оказывает на них никакого воздействия. В лучшем случае, человек реагирует на наставление или проповедь, пока слушает её, а после её окончания его пыл остывает, и он возвращается в состояние своего обычной беспечности и отупения, и продолжает делать то, что делал до этого. Человек слушает рассказ проповедника о наказании, которое ожидает оставляющего молитву, однако у него и мысли не возникает, что лично он должен начать совершать молитву. Всевышний Аллах * сказал о таких людях:
«После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Все они понесут наказание, кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (19:59–60).
Однако такой человек не раскаивается, как будто он и не слышит. Он слушает проповедь о наказании, ожидающем каждого, кто отказывается выплачивать закят, однако она не оказывает на него никакого воздействия: он не выплачивал закят раньше и не собирается делать этого в будущем. Он забывает о том, что имущество, закят с которого он отказывается выплачивать, на самом деле принадлежит не ему, а Всевышнему Аллаху. Всевышний сказал:
«Скажи: “Я — такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш бог — Бог Единственный. Идите к Нему прямым путём и просите у Него прощения. И горе многобожникам, которые не выплачивают закята и не веруют в Последнюю жизнь”» (41:6–7).
Мусульманин слышит Слова Всевышнего и лекции о выплате закята, но по-прежнему отказывается выплачивать закят со своего имущества, лишая своё богатство благословения и забывая о том, что на самом деле он копит его для других людей — для тех, кому оно достанется после них.
Посланник Аллаха * сказал:
« ما ظهرتْ الْفَاحِشَةُ فِي قَوْمٍ قَطُّ حَتَّى يُعْلِنُوا بِهَا ، إِلاَّ فَشَت فِيهِمُ َالأَوْجَاعُ الَّتِي لَمْ تَكُنْ فِي أَسْلافِهِمُ ، وَلَمْ يَنْقُصُوا الْمِكْيَالَ وَالْمِيزَانَ ، إِلاَّ أُخِذُوا بِالسِّنِينَ ، وَشِدَّةِ الْمَئُونَةِ ، وَجَوْرِ السُّلْطَانِ عَلَيْهِمْ ، وَلَمْ يَمْنَعُوا زَكَاةَ أَمْوَالِهِمْ إِلاَّ مُنِعُوا الْقَطْرَ مِنَ السَّمَاءِ ، وَلَوْلاَ الْبَهَائِمُ لَمْ يُمْطَرُوا ، وَلاَ نَقَضُوا عَهْدَ اللَّهِ ، وَعَهْدَ رَسُولِهِ إِلاَّ سَلَّطَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ عَدُوًّا مِنْ غَيْرِهِمْ ، فََيَأَخُذُ بَعْضَ مَا فِي أَيْدِيهِمْ ، وَمَا لَمْ تَحْكُمْ أَئِمَّتُهُمْ بِكِتَابِ اللَّهِن إِلاَّ جَعَلَ اللَّهُ بَأْسَهُمْ بَيْنَهُمْ »
«Когда среди людей появляется разврат, который они не пытаются скрыть, Аллах насылает на них чуму и болезни, которые не было среди их предков; когда одни люди начинают обмеривать и обвешивать других, Аллах непременно насылает на них голод и делает их пропитание скудным, и обрушивает на них жестокость и несправедливость правителя; когда люди перестают выплачивать закят со своего имущества, Аллах перестаёт ниспосылать им дождь с небес, и если бы не животные, дожди вообще перестали бы выпадать; когда люди нарушают договор с Аллахом и договор с Его посланником, Аллах непременно даёт их врагам власть над ними, и они забирают часть того, что принадлежит им; и если предводители людей перестают править в соответствии с Книгой Аллаха и начинают выбирать из ниспосланного Аллахом (то, что им по душе), Аллах сеет вражду между ними» [Аль-Байхакы; аль-Альбани назвал его достоверным].
О люди! Аллах не примет покаяние человека, который упорствует в совершении грехов. Как может человек раскаиваться и при этом продолжать грешить? Как может человек раскаиваться в мошенничестве, продолжая обманывать покупателей и деловых партнёров? Как может человек раскаиваться в злословии, если он злословит и наговаривает на людей при каждом удобном случае? Как может человек раскаиваться в присвоении чужого имущества, продолжая присваивать его, то заявляя о своих правах на то, что на самом деле ему не принадлежит, то отрицая права других на его имущество, то обманывая при продаже чего-либо, то открыто занимаясь ростовщичеством и утверждая, что оно дозволено? Пророк * сказал:
« مَنْ كَانَتْ لَهُ مَظْلَمَةٌ لأَخِيهِ مِنْ عِرْضِهِن أَوْ شَيْءٍ فَلْيَتَحَلَّلْهُ مِنْهُ الْيَوْمَن قَبْلَ أَنْ لا يَكُونَ دِينَارٌ وَلا دِرْهَمٌ ، إِنْ كَانَ لَهُ عَمَلٌ صَالِحٌ أُخِذَ مِنْهُ بِقَدْرِ مَظْلَمَتِهِ ، وَإِنْ لَمْ تَكُنْ لَهُ حَسَنَاتٌ أُخِذَ مِنْ سَيِّئَاتِ صَاحِبِهِ فَحُمِلَ عَلَيْهِ »
«Кто нанёс своему брату обиду, затрагивающую его честь или имущество, пусть загладит её сегодня — до того, как с него будет взыскано за неё в День, когда не будет ни динаров, ни дирхемов, а будут только благие и дурные дела…» [Аль-Бухари].
О мусульмане! Поистине, полноценное покаяние предполагает, что человек должен перестать совершать грех, в котором раскаивается, пожалеть о содеянном и решительно вознамериться больше никогда не возвращаться к нему. Кроме того, человек должен иметь твёрдое намерение исполнять свои религиозные обязанности по мере возможности. При соблюдении этих условий человек считается одним из раскаявшихся, которые заслуживают любви Всевышнего и Его довольства. Всевышний сказал:
«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2:222).
О мусульмане! Раскаивайтесь перед своим Господом и просите у него прощения языком и сердцем. Всевышний сказал:
«О верующие! Кайтесь все перед Аллахом, — быть может, вы преуспеете» (24:31).
Спешите с покаянием до того, как придёт к вам смерть, и бойтесь умереть грешником и ослушником. Некоторые люди строят планы на много лет вперёд, и их надежды и мечты простираются очень далеко. Шайтан внушает им, что у них ещё много времени, и они откладывают покаяние до тех пор, пока многочисленные грехи не ожесточат их сердца настолько, что они вообще забудут о покаянии. К тому же, смерть может прийти к человеку и в годы его юности.
Человек, совершивший грех, должен раскаяться сразу же после его совершения и не тянуть, потому что откладывание покаяния — это новый грех.
Раскаиваться в грехах — обязанность верующего. Об этом упоминается в Книге Аллаха * и хадисах Пророка *. Покаяние — путь к преуспеянию и счастью в обоих мирах, Всевышний Аллах сказал: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним» (11:3). Всевышний также сказал: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (24:31).
Например, Посланник Аллаха * сказал:
« يَا أيُّهَا النَّاسُ تُوبُوُا إَلىَ اللهِ وَاسْتَغْفِرُوُهُ ، فَإنِّيِ أَتُوبُ إِلىَ اللهِ فيِ الْيَوْمِ مِائَةَ مَرَّةٍ »
«О люди! Приносите Аллаху покаяние и просите у Него прощения, ибо, поистине, я приношу Аллаху покаяние по сто раз в день» [Муслим].
А Абу Хурейра ** передаёт, что Пророк * сказал:
إِنِّي لأَسْتَغْفِرُ اللهَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ فِي الْيَوْمِ أَكْثَرَ مِنْ سَبْعِينَ مَرَّةٍ »
«Поистине, я прошу у Аллаха прощения и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день» [Аль-Бухари].
О мусульмане! Поистине, верующий обязан раскаяться в грехе сразу после его совершения, потому что все веления Аллаха должны выполняться без промедлений, если только нет веских доказательств того, что исполнение веления должно быть отложено до определённого срока. Когда человек откладывает покаяние, его грехи умножаются и, в конце концов, покрывают его сердце. Пророк * сказал:
«Поистине, когда верующий совершает грех, на его сердце появляется чёрная точка. Если он раскается и попросит у Аллаха прощения, она стирается с его сердца, а если он продолжает грешить, она увеличивается до тех пор, пока не покроет всё его сердце. Это и есть окутывание, о котором упомянул Аллах: “Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели” (83:14)» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим].
О Аллах, помоги нам всегда спешить с покаянием и возвращаться к тому, что поможет нам снискать Твоё довольство из тайного и явного. Поистине, Ты — Знающий сокровенное! (Аллахумма ваффикна ли-ль-мубадарити би-т-таубати мина-з-зунуби ва-р-руджу‘и иля ма йурдыка ‘анна фи-с-сирри ва-ль-‘аляниййа фа-иннака ‘Алляму-ль-гуйуб).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Властелину, Дарителю, Принимающему покаяние. Он принимает покаяние кающихся, какими бы серьёзными ни были их грехи, и заменяет их дурные дела благими, если они исправятся и вернуться на прямой путь.
Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и Посланник *. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии.
О люди! Бойтесь вашего Господа и приносите Ему покаяние, возвращаясь от ослушания Его к повиновению и приближаясь к Нему после каждого отдаления. Очищайте себя от скверны грехов, ибо, поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся.
Мои братья по вере! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне, и Аллах простит вам ваши дурные деяния и возвысит ваши степени в мире вечном. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введёт вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа от них. Они скажут: “Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Поистине, Ты способен на всякую вещь”» (66:8).
Покаяние не может быть искренним, и Всевышний не принимает его, если не будут соблюдены пять условий.
Во-первых, человек должен раскаяться искренне, ради Аллаха. Это означает, что верующего должна побудить к раскаянию любовь к Всевышнему Аллаху, возвеличивание Его, надежда на Его милость и награду и страх перед Его наказанием, а не какая-нибудь мирская выгода или желание похвастаться перед людьми показным благочестием.
Во-вторых, верующий должен жалеть о содеянном и не желать совершить подобное впредь, потому что сожаление о содеянном рождает в сердце верующего смирение перед Всевышним Аллахом и искреннее желание вернуться на прямой путь.
В-третьих, человек должен перестать совершать грех, в котором раскаивается. Если он делал нечто запретное, он должен отказаться от этого. Если он пренебрегал какой-нибудь из своих религиозных обязанностей, он должен начать исполнять её. Если же он ущемил чьи-то права, он обязан соблюсти их, возместить нанесённый ущерб и загладить обиду. Если человек раскаивается в злословии и продолжает злословить, его покаяние недействительно, и если человек раскаивается в занятии ростовщичеством и продолжает заниматься им, его покаяние так же недействительно.
Некоторые люди, когда им дают добрый совет, убеждая отказаться от грехов, говорят в ответ: «Да поможет нам Аллах справиться с собой…» Это прекрасные слова, ведь на самом деле, если Аллах не поможет Своему рабу, тому никогда не справиться с постигшей его напастью. Однако в устах таких людей это — слова истины, в которые вкладывается ложный смысл. Они прячутся за этими словами, преподнося их в качестве оправдания своих грехов, чтобы продолжать совершать их. Конечно же, эти слова — не оправдание, потому что человек должен не только надеяться на помощь Всевышнего, но и прикладывать усилия, и делать то, что может принести ему пользу. Пророк * сказал:
« احْرِصْ عَلَى مَا يَنْفَعُكَ ، وَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَلا تَعْجَزْ »
«Стремись к тому, что приносит пользу, проси помощи у Всевышнего Аллаха и не ленись» [Муслим].
Всевышний Аллах не примет покаяние мошенника до тех пор, пока он не прекратит мошенничать, и Он не примет покаяние обманщика до тех пор, пока он не перестанет обманывать.
Если человек утверждает, что раскаивается, и продолжает грешить, его покаяние — насмешка над Всевышним Аллахом, оно только больше отдаляет его от Аллаха. Представьте себе: человек извиняется перед вами за что-то, а сам продолжает делать это. Примите ли вы его извинения? Скорее, вы сочтёте, что он просто издевается над вами…
Бойтесь же Аллаха, о мусульмане, приносите покаяние вашему Господу и не упорствуйте в совершении грехов. Пусть ваше раскаяние непременно сопровождается твёрдым намерением — никогда не возвращаться к грехам, которые вы совершали. Это — четвёртое условие, соблюдение которого позволяет верующему рассчитывать на то, что Всевышний Аллах примет его покаяние.
И, наконец, пятое условие. Человек должен успеть покаяться в то время, когда покаяние ещё принимается — то есть, до своего предсмертного хрипа или до того, как солнце взойдёт на западе — потом покаяние уже не принимается. Всевышний Аллах сказал:
«Не будет принято покаяние тех, кто совершает скверные деяния, а когда к нему приходит смерть, говорит: “Вот теперь я раскаиваюсь”» (4:18).
А Пророк * сказал:
« إنَّ اللهَ يَقْبَلُ تَوْبَةَ الْعَبْدَ مَا لَمْ يُغَرْغِرْ »
«Поистине, Аллах принимает покаяние Своего раба до тех пор, пока тот не начнёт издавать предсмертный хрип» [Ахмад; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Если человек покается после того, как солнце взойдёт на западе, его покаяние также не будет принято. Всевышний Аллах сказал:
«В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесёт пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благо, будучи верующей» (6:158).
Под знамениями подразумевается восход солнца на западе. Увидев, как солнце всходит на западе, все люди уверуют, однако их вера уже не принесёт им пользы. Преуспеют лишь те, кто уверовал ранее.
‘Абдуллах ибн ‘Амр передаёт, что Пророк * сказал:
« لاَ تَزَالُ التَّوْبَةُ مَقْبُولَةً حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ الْمَغْرِبِ ، فَإِذَا طَلَعَتْ طُبِعَ عَلَى كُلِّ قَلْبٍ بِمَا فِيهِ »
«Покаяние будет приниматься до тех пор, пока солнце не взойдёт на западе. Когда же оно взойдёт на западе, каждое сердце будет запечатано с тем, что в нём» [Ибн Касир; хадис с хорошим иснадом].
А Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ تَابَ قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ مَغْرِبِهَا، تَابَ اللَّهُ عَلَيْهِ »
«Аллах примет покаяние человека, который покаялся до того, как солнце взойдёт на западе» [Муслим].
Приносите же покаяние Всевышнему, о мусульмане, покоряйтесь Ему и знайте, что искреннее покаяние стирает грехи, даже если их много, и они тяжки.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный”. Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь. Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде, чем мучения постигнут вас внезапно, и вы даже не почувствуете их приближения, чтобы не пришлось человеку говорить: “О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!” И чтобы не пришлось ему говорить: “Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных”. И чтобы не пришлось ему говорить, когда он увидит мучения: “Если бы у меня была ещё одна возможность, то я стал бы одним из творящих добро”. О нет! К тебе явились Мои знамения, но ты счёл их ложью, возгордился и был одним из неверующих» (39:53–59).
О Аллах, помоги нам приносить Тебе искреннее покаяние, которое стирает прошлые грехи, облегчает дела и возвышает степени. Поистине, Ты — Щедрый, Великодушный! (Аллахумма ваффикна ли-т-таубати-насух алляти тамху биха ма саляфа мин зунубина ва туйассир биха умурана ва тарфа‘у биха дараджатана иннака Джавадун Карим).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шака’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»
Хутба 43. Ослушание Аллаха
Часть первая
Хвала Аллаху, Терпеливому, Принимающему покаяние, Прощающему грехи, Суровому в наказании. Я восхваляю Его, Всевышнего, и благодарю. Он дарует нам Свою милость и щедро наделяет нас благами. Он отводит беду, прощает грехи, спасает взывающего о помощи и посылает Свои знамения и предупреждения людям.
Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, который был добрым вестником и предостерегающим увещевателем. Да благословит Аллах и приветствует его самого, пречистых и праведных членов его семьи и всех его сподвижников, а также всех тех, кто следует их путём и призывает к тому же, к чему призывали они, до самого Судного дня.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, исполняйте Его веления и остерегайтесь Его недовольства.
Мои братья по вере! В наше время многие люди стали заядлыми материалистами и перестали осознавать связь между причинами и следствиями, между своими действиями и их последствиями. Мы видим, что некоторые мусульмане предаются безделью и бесполезно проводят время в погоне за наслаждениями. А другие стали сомневаться в исламе, ознакомившись с идеями заблудших людей с Востока и Запада. Они не знают обычаев Всевышнего и считают сомнительное утверждение доводом и доказательством. Они уверены, что враги Аллаха говорят только правду и делают только хорошее…
О мусульмане, мир сегодня страдает от разрушительных ураганов, страшных потопов, губительных землетрясений, нескончаемых кровопролитных войн и изнуряющих болезней, которых не знали наши предки. Во всём мире страдают люди, животные и посевы, и происходят внушающие ужас случаи.
Таков обычай Всевышнего Аллаха. Он не оставляет преступников без отмщения, так чего же ожидают небрежные?!
Мои братья по вере! Причиной всех бед являются грехи и ослушание Аллаха.
Ослушавшись Аллаха, Иблис заменил свою веру неверием, близость к Аллаху — отдалением от Него, Его милость — проклятием, а Рай — пылающим Огнем.
Аллах потопил народ Нуха, погубил адитов страшным ветром, а самудян — оглушительным гласом, опрокинул поселения народа Люта и наслал на них каменный дождь. Всевышний сказал:
«Каждого Мы схватили за его грех. На некоторых из них Мы наслали ураган с камнями, некоторых поразил чудовищный вопль, некоторых по Нашему велению поглотила земля, а некоторых Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним — они сами поступали несправедливо по отношению к себе» (29:40).
Обратите внимание: Всевышний Аллах сказал:
«Каждого Мы схватили за его грех».
Это — грехи, а это — наказание за них, и кара может обрушиться на несправедливых в любую минуту.
В каком бы народе ни распространялись грехи, они непременно навлекали на него гибель. Утвердившись в сердце, ослушание Аллаха ослепляет его. Общину, которая ослушивается Аллаха, всегда постигает унижение, которое не оставляет её до тех пор, пока от неё не останутся пустые дома…
О мусульмане! Поистине, ослушание Аллаха всегда приносит с собой зло и навлекает на человека гнев и кару Всевышнего, где бы он ни был. Ослушание Аллаха ведёт к заблуждению и распространению порока.
Человек, который ослушивается Аллаха, перестаёт бояться своего Господа, потому что Он забирает из его сердца богобоязненность, и становится ничтожным пред Всевышним. Всевышний Аллах сказал:
«Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах» (22:18).
Аль-Хасан (да помилует его Аллах) сказал: «Они ничтожны пред Аллахом, поэтому и ослушались Его, а если бы они были бы Ему дороги, Он бы удержал их от греха».
‘Абду-р-Рахман ибн Джубейр ибн Нуфейр передаёт со слов своего отца: «После завоевания Кипра я видел, как Абу ад-Дарда сидел в одиночестве и плакал. Я спросил его: “О Абу ад-Дарда! Что заставляет тебя плакать в день, в который Аллах возвеличил ислам и мусульман?” Он ответил: “Горе тебе, о Джубейр! Как ничтожны люди пред Аллахом, когда они ослушиваются Его велений… Это была могущественная община, обладавшая властью, однако они отвернулись от велений Аллаха, и с ними случилось то, что ты видишь!”» [Ахмад].
Грехи приносят с собой печали, тревоги и страхи. Они — источник слабости, лени и бездеятельности, и с ними приходят трусость, скупость, бремя долгов и притеснение людей.
Блага уходят, на смену им приходят беды, а благополучие сменяется недовольством Аллаха. Когда человек ослушивается Господа, его сердце дичает, а связь с достойными, благочестивыми людьми ослабевает. Праведные родственники начинают чуждаться его. Один из наших праведных предшественников сказал: «Поистине, я ослушиваюсь Аллаха и вижу проявления этого ослушания в нраве моей жены и в поведении моего верхового животного».
Человек, согрешивший однажды, продолжает идти по пути ослушания и привыкает грешить. В конце концов, грехи перестают казаться ему отвратительными, и он начинает совершать их открыто. У таких людей нет и не может быть благополучной жизни. Пророк * сказал:
« كُلُّ أُمَّتِي مُعَافًى ، إِلاَّ الْمُجَاهِرِينَ ، وَإِنَّ مِنَ الْمُجَاهَرَةِ أَنْ يَعْمَلَ الرَّجُلُ بِاللَّيْلِ عَمَلاً ، ثُمَّ يُصْبِحَ وَقَدْ سَتَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ، فَيَقُولَ: يَا فُلانُ ، عَمِلْتُ الْبَارِحَةَ كَذَا وَكَذَا ، وَقَدْ بَاتَ يَسْتُرُهُ رَبُّهُ ، وَيُصْبِحُ يَكْشِفُ سِتْرَ اللَّهِ عَنْهُ »
«Всех членов моей общины ожидает благополучие, кроме тех, кто ослушивается Аллаха открыто. Например, человек совершает нечто дурное ночью, а Аллах покрывает его[39]. Он же, встав утром, говорит: “О такой-то! Я сделал вчера то-то и то-то” — сбрасывая с себя покров Аллаха» [Аль-Бухари; Муслим].
Открытое ослушание Аллаха — это когда человек, совершивший нечто непристойное и греховное, рассказывает об этом другим. Например, торговец, стремясь продемонстрировать свою ловкость и смекалку, рассказывает другому о том, как он обманывает покупателей.
Скандальные фотографии, статьи и передачи, в которых добровольно фигурируют мусульмане, также являются открытым ослушанием Аллаха. К сожалению, в средствах массовой информации можно увидеть и услышать немало подобного, даже в мусульманских странах.
Но самое страшное — грешник не думает о том, что его ожидает кара Всевышнего. Напротив, он радуется своим греховным деяниям и тому, что на самом деле является бедствием и наказанием. Всевышний, испытывая его, позволяет ему совершать грехи, а тот радуется и с энтузиазмом продолжает начатое вместо того, чтобы опомниться и вернуться на прямой путь. Стоит ли ожидать от такого человека, что он вернётся к покорности Всевышнему? Чем больше грехов совершает человек, тем менее ревностным становится его отношение к семье и родным. Отвратительное перестаёт казаться ему отвратительным, и у него и мысли не возникает отвергать и осуждать порицаемое.
Достаточно упомянуть о мужчинах, которые не возражают против того, чтобы в их семье происходили непристойности, и не ревнуют своих жён, что бы они ни делали. Они — одни из самых отвратительных творений Аллаха, и Пророк * сказал о них, что они не войдут в Рай.
Совершая грехи один за другим, человек отклоняется от прямого пути и выходит из повиновения Всевышнему. Его сердце ожесточается, и он уже не думает об искреннем покаянии. Если хотите убедиться в этом сами, посмотрите на заядлых грешников. Вы можете услышать, как они раскаиваются и просят у Аллаха прощения, но это — только слова. Их сердца не желают каяться. Они упорствуют в грехе, и это — один из величайших недугов, постигающих сердца.
О верующие! Сегодня во всём мире широко распространились ростовщичество, прелюбодеяние, алкоголизм и наркомания. Люди стремятся заполучить то, что им не принадлежит, любыми способами, идут на обман, мошенничество и лжесвидетельство — лишь бы присвоить чужое имущество, и заявляют о своих правах на то, что на самом деле принадлежит другим. Повсюду звучат развратные песни и музыка, и мы видим падение нравов и дурные привычки у молодёжи…
До каких же пор мы будем игнорировать обычаи Аллаха? Не дай нам Аллах впасть в заблуждение и решить, что нам ничего не грозит, и что мы можем делать всё, что хотим, и Аллах не покарает нас за наши дурные деяния. Всевышний Аллах сказал:
«Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменят того, что в их душах» (8:53).
Таков обычай Аллаха: когда в общине распространяются грехи, порок и ослушание Господа, она забывает о Его неизбежном наказании, утопает в своих страстях и сбивается с прямого пути, после чего её со всех сторон окутывает зло.
Нравственное разложение, прелюбодеяние, запретные наслаждения, бесполезные развлечения и роскошь ведут любую общину к скверному концу. Люди привыкают творить нечестие и грешить. У них не остаётся ничего святого. Человеческие ценности для них ничего не значат. Они не признают запретов, а слова «честь» и «достоинство» для них — пустой звук. Отвергнув высокие идеалы и моральные устои, община теряет свою силу, вырождается и гибнет, и переворачивается ещё одна страница истории…
Бойтесь же Аллаха, да помилует вас Аллах! Поистине, истина очевидна, а религия — ясна. Помните же об обычаях Всевышнего и не думайте, что Его наказание обойдёт вас стороной.
О Аллах, прости нам наши грехи и проступки и не спеши наказывать того, кто надеется лишь на Твою милость. О Аллах, окружи нас милостью Своей, отдалил от мерзостей, тайных и явных, мусульман нашей страны и всего мира, о Господь миров! (Аллахумма ‘акыли-ль-‘асрата ва-гфири-з-заллята ва джуд би-хильмика ‘аля ман лям йарджу гайрака. Аллахумма тавалляна би-рахматика ва джаннибна-ль-фавахиша ма захара ва ма батуна ‘ан билядина хассатан ва ан саири биляди-ль-муслимин йа Рабба-ль-‘алямин!).
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:
«В какое бы селение Мы ни отправляли пророка, Мы непременно подвергали его жителей невзгодам и напастям, дабы они стали смиренны. Затем Мы заменяли зло добром, и тогда они начинали благоденствовать и говорили: «Наших отцов также касались невзгоды и радости». Мы хватали их внезапно, когда они даже не помышляли об этом. Если бы жители