Хутба 41. Истинная суть веры
Часть первая
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует Его самого, членов его семьи и всех его сподвижников.
О мусульмане! Вера — это великая истина нашего мира, ради которой Всевышний создал все Свои творения, направил посланников и ниспослал Писания. Всевышний сказал:
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (21:25).
Вера — это арена, на которой борются Истина и ложь, и именно из-за неё верующие подвергались преследованиям и пыткам, и из-за неё угрожали посланникам Всевышнего и гнали их. Всевышний сказал:
«Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:1–3).
Всевышний также сказал:
«Неверующие говорили своим посланникам: “Мы изгоним вас с нашей земли, или же вы вернётесь в нашу религию”. Тогда Господь внушал им: “Мы непременно погубим несправедливых и поселим вас на земле после них. Так будет с теми, кто боится предстать предо Мной и боится Моей угрозы”» (14:13–14).
Всевышний также сказал:
«Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали: “О Шу‘айб! Мы непременно изгоним тебя и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города или же ты вернёшься в нашу религию”. Шу‘айб сказал: “Даже если это ненавистно нам?”» (7:88).
Поскольку вера столь важна, пророки (мир им) завещали друг другу верить во Всевышнего Аллаха и не придавать ему сотоварищей. Всевышний сказал:
«Ибрахим [Авраам] и Йа‘куб [Иаков] заповедали это своим сыновьям. Йа‘куб [Иаков] сказал: “О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами”» (2:132).
Отцы напоминали сыновьям о вере и Единобожии до самой смерти. Всевышний сказал:
«Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йа‘кубу [Иакову]? Он сказал своим сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима [Авраама], Исма‘иля [Измаила] и Исхака [Исаака], Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся”» (2:133).
О мусульмане! Истинная вера — это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, а также в Судный день и предопределение всего хорошего и дурного. Истинная вера предполагает веру в два мира: видимый и осязаемый мир и мир сокровенного. Все люди верят в осязаемый мир, потому что они видят его своими глазами. Что же касается другого мира, который Всевышний сокрыл от наших взоров, то в него верят далеко не все. Всевышний поведал нам об этом мире в ниспосланных Им Писаниях и через Своих правдивых и достойных доверия пророков. Истории общин, живших до нас, ужасы Судного дня и его предвестники — всё это относится к миру сокровенного. Некоторые люди верят в этот мир так, словно видят его собственными глазами, другие отрицают его существование, а отрицают знамения Аллаха только несправедливые. А некоторые люди живут в сомнениях и колебаниях, и если Аллах не приведёт их к вере, они будут мучиться в этой жизни и ещё больше — в жизни вечной... Да убережёт нас Аллах от подобного!
О рабы Аллаха! Искренняя вера в Аллаха — вершина, до которой многие мечтают добраться, и убежище в беде и печали, и не каждый, кто утверждает, что верит, на самом деле является верующим. Всевышний Аллах сказал:
«Бедуины сказали: “Мы уверовали”. Скажи: “Вы не уверовали. Посему говорите: ‹Мы покорились›. Вера ещё не вошла в ваши сердца» (49:14).
Фараон тоже стал утверждать, что он верующий, когда понял, что его ждёт неминуемая гибель, однако Аллах опозорил его и сделал его назиданием для людей. Всевышний сказал:
«Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: “Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля [Израиля]. Я стал одним из покорившихся [мусульман]”. Аллах сказал: “Только сейчас! А ведь раньше ты ослушивался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасём твоё тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя”. Поистине, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (10:90–92).
Так что же это такое — вера? И что человек должен делать для того, чтобы стать верующим?
Учёные — приверженцы Сунны — говорят, что вера — это произнесение языком двух свидетельств, вера в них сердцем и действия органами тела. Покорность Аллаху и благие дела увеличивают веру, а ослушание Аллаха и грехи — уменьшают. Вера сердцем — это намерение, искренность, любовь, смирение, устремление к Аллаху всем существом и упование на Него, а также следствия всего перечисленного.
Действия органами тела — это благие дела и слова, исполнение обязательного (ваджиб — واجب) и желательного (сунна —سنة ) из того, что относится к ответвлениям веры. Пророк * сказал:
« الإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ شُعْبَةً ، أَعْلاَهَا قَوْلُ: لاَ إِلهَ إِلاَّ اللهُ ، وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الأَذَىَ عَنْ الطَّرِيقِ ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنْ الإِيمَانِ »
«Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наилучшее из них — слова “Нет божества, кроме Аллаха”, а наименьшее — устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры» [Аль-Бухари; Муслим].
Заблудшие группы дают вере другое определение. Одни утверждают, что если есть вера, то никакой грех повредить не может. Это — мурджииты. Другие считают, что совершение великих грехов делает человека неверующим. Это — хариджиты. Третьи вносят в религию преувеличения и приписывают Аллаху то, что на самом деле не имеет к Нему отношения. Это — рафидиты и батыниты разных толков.
Мои братья по вере! Вера — это признание Истины иприверженность ей без сомнений и колебаний. Всевышний сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений» (49:15).
Вера — это борьба на пути Аллаха имуществом и телом и жертвование самым дорогим на пути Аллаха. Всевышний сказал: «…и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» (49:15).
Истинная вера — это страх перед Всевышним, который побуждает человека делать добро и уповать на Могущественного, Милосердного. Всевышний сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа…» (8:2).
Всевышний также сказал: «…которые раздают милостыню, а их сердца объяты страхом оттого, что им предстоит вернуться к своему Господу» (23:60).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что она сказала: «Которые раздают милостыню, а сердца их объяты страхом — это те, которые не крадут, не прелюбодействуют, не пьют вино и боятся Всевышнего Аллаха?» Пророк * сказал:
« لاَ يَا ابْنَةََ الصِّدِّيِقِ ، وَلكِنَّهُمْ يُصَلُّونَ ، وَيَصُومُونَ ، وَيَتَصَدَّقُونَ ، وَيَخَافُونَ ألاَّ يُتَقَبَّلَ مِنْهُمْ »
«Нет, о дочь ас-Сыддика… Это те, которые совершают молитву, постятся, подают милостыню и боятся, что Аллах не примет от них» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим].
Суфйан ибн ‘Уйайна сказал: «В прошлом учёные писали друг другу такие слова: “Если человек сделает благим сокрытое у него в душе, Аллах сделает благим то, что видно людям. Если человек наладит отношения с Аллахом, Аллах наладит его отношения с людьми. И если человек будет трудиться для мира вечного, Аллах обеспечит его всем необходимым в этом мире”».
Страх верующего — это не то достойное порицания чувство, которое удерживает человека от совершения благих дел. Верующий боится, что Всевышний не примет его дела, потому что у него не получилось соблюсти все условия, необходимые для того, чтобы дело было принято Всевышним. Этот страх побуждает верующего делать всё как можно лучше. Верующий боится потерять свою веру, и этот страх заставляет его ещё больше заботиться о ней и ощущать её сладость.
Абу ад-Дарда ** сказал: «Почему я не вижу проявления сладости веры в вас? Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если бы дикий зверь ощутил сладость веры, это было бы видно по нему… Человеку, который боится за свою веру, она даруется, а тот, кто спокоен за неё, лишается её».
Страх верующего оберегает его от лицемерия, которое отвратительно, потому что создаёт видимость веры и возвышает человека в глазах людей, тогда как сердце его наполнено неверием и ослушанием Аллаха.
Абу Мулейка передаёт: «Я застал тридцать сподвижников Пророка *, каждый из которых опасался для себя лицемерия» [Аль-Бухари приводит этот хадис в своём «Сахихе» с неполным иснадом].
Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, любой верующий на этой земле ложится вечером и просыпается утром, опасаясь лицемерия. Не боится лицемерия только лицемер».
О мусульмане! Истинная вера, в которой мы все нуждаемся — это справедливость в словах, верность договору, произнесение слова истины и молчание о лжи, упоминаемые в аяте: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом» (6:152) и в хадисе:
« مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ ، وَاليْوِمِ الآخِرِ ، فَلْيَقُلْ خَيْرَاً أَوْ لَيَصْمِتْ »
«Кто верует в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит». Это — благовоспитанность и благонравие в отношениях с Творцом и творениями. Пророк * сказал:
« لَيْسَ المُؤْمِنُ بِالطَّعَانِ ، وَلاَ الْلَّعَانِ ، وَلاَ الفَاحِشِ ، وَلاَ البَذِيءِ »
«Верующий не очерняет, не проклинает, ни говорит непристойностей и не сквернословит» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным]. Дело в его благонравии, великодушии и благородстве, и он отталкивает от себя зло. Пророк * сказал:
« المُؤْمِنُ غَرٌ كَرِيمٌ ، وَالفَاجِرُ خَبٌ لَئِيمٌ »
«Верующий наивен и великодушен, а нечестивец — коварен и низок».
Ибн аль-Асир разъясняет смысл этого хадиса: «Верующий наивен в том смысле, что он мало знает о зле, не стремиться знать о нём больше и всячески избегает его. Эта неосведомлённость — вовсе не невежество, а благородство и благонравие».
Истинный верующий думает не только о себе. Он заботится о своих братьях по вере, сочувствует и сопереживает им. Пророк * сказал:
« الْمُؤْمِنَ مِنْ أَهْلِ الإِيمَانِ ، بِمَنْزِلَةِ الرَّأْسِ مِنَ الْجَسَدِ ، يَأْلَمُ الْمُؤْمِنُ لأَهْلِِ الإِيمَانِ ، كَمَا يَأْلَمُ الْجَسَدُ لِمَا فِى الرَّأْسِ »
«Верующий для верующих — словно голова для тела: он отзывается на их боль подобно тому, как тело отзывается на боль в голове» [Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным].
Верующий всегда приветлив, благовоспитан и приятен в общении. Пророк * сказал:
« الْمُؤْمِنُ يَأْلَفُ وَيُؤْلَفُ ، وَلاَ خَيْرَ فِيمَنْ لاَ يَألَفْ وَلاَ يُؤْلَفْ ، وَخَيْرُ النَّاسِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ »
«Верующий тянется к людям и привлекает к себе людей, а в том, кто не тянется к людям и к кому не тянутся они, нет блага. А лучшим из людей является тот, кто приносит им больше пользы» [Ад-Даракутни; аль-Альбани назвал его достоверным].
Кроме того, верующий призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого. Всевышний сказал:
«Верующие мужчины и женщины — помощники и друзья друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).
Верующие говорят благие слова и совершают благие дела. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного, выплачивают закят, оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жён или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают отданное им на хранение и соблюдают договоры и регулярно совершают молитву» (23:1–9).
Да сделает нас Всевышний Аллах искренне верующими и да сделает Он Коран полезным для нас. Поистине, Он — Милостивый, Милосердный! (ДжаалянийаЛлаху ва иййакум мин ахли-ль-иман ва наффа‘ана би-хадйи-ль-Кур’ан иннаху Рахимун Рахман).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который оказал милость Своим рабам, приведя их к вере. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, обладавший самой совершенной верой и наилучшим нравом. Да благословит Аллах и приветствует его и остальных пророков и посланников.
О мусульмане! Вера помогает человеку преодолеть все испытания и спасает его от водоворота искушений. Вера отличает благого человека от дурного и правдивого — от лжеца. Всевышний сказал:
«Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого» (3:179).
Верующие отличают наказание Всевышнего от страданий, причиняемых людьми. Они терпеливо переносят испытания и благодарят Всевышнего, когда с ними случается что-то хорошее. Пророк * сказал:
« عَجَبَاً لأِمْرِ المُؤْمِنِ ، إِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءَ صَبَرَ وَكَانَ خَيْرٌ لَهُ »
«Удивительно положение верующего: если с ним случается беда, он проявляет терпение, и это становится для него благом…» [Муслим].
А в другом хадисе говорится:
« المُؤْمِنُ بِخَيْرٍ عَلىَ كُلِ حَالٍ ، تُنْزَعُ نَفْسَهُ مِنْ بَيْنَ جَنْبَيْهِ وَهَوَ يَحْمِدِ اللهَ »
«У верующего всегда всё хорошо. Даже когда из его тела извлекают душу, он восхваляет Аллаха» [Ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Вера — спасительная веха в гибельной пустыне для сбившегося с пути или блуждающего во тьме и утешение для каждого опечаленного. Всевышний Аллах сказал:
«Помяни также человека в рыбе [Иону], который ушёл в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: “Нет божества, кроме Тебя! Преславен Ты! Поистине, я был одним из несправедливых!” Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (21:87–88).
Всевышний также сказал:
«Если вы удалились от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере, и ваш Господь распространит на вас Свою милость и сделает ваше дело лёгким» (18:16).
Истинная вера приносит успокоение и безопасность в смутные и страшные времена, когда люди боятся за свои жизни, семьи и имущество. Всевышний Аллах сказал:
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путём» (6:82).
Испытания и напор врага лишь придают верующему стойкость и добавляют ему веры и смирения перед Всевышним. Всевышний сказал:
«Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это лишь приумножило их веру и покорность» (33:22).
Что же касается неверующих, то их сердца содрогаются при малейшей неприятности, не говоря уже о большой беде. Всевышний Аллах сказал:
«Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и Аллах сделал тщетными их деяния. Это для Аллаха легко» (33:19).
Верующие милосердны и мягки между собой, защищают друг друга и помогают друг другу со всей искренностью и ни в коем случае не причиняют друг другу вреда и не говорят дурных слов. Всевышний Аллах сказал:
«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, клёвещут и берут на себя явный грех» (33:58).
Верующие обращаются за решением любого вопроса к Шариату Всевышнего и не чувствуют стеснения в груди, каким бы ни было это решение. Они принимают его со смирением и спокойным сердцем. Всевышний сказал:
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Именно они являются преуспевшими» (24:51).
Что же касается неверующих, то они обращаются за решением к тагуту. Всевышний Аллах сказал:
«Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Будь они правы, они покорно явились бы к нему. Неужели их сердца поражены недугом? Или же они сомневаются? Или же они опасаются того, что Аллах и Его Посланник несправедливо осудят их? О нет! Они сами поступают несправедливо!» (24:48–50).
Истинно верующие выбирают для себя только дозволенные пищу, питьё и одежду. Они приумножают своё имущество дозволенными способами и расходуют только из дозволенного. Они не употребляют алкоголь, не едят запретное, не занимаются ростовщичеством и не заключают запрещённых Шариатом сделок. Они расходуют умеренно, не скупясь и не расточительствуя. Господь повелел им ограничиваться дозволенным, и они подчинились Его велению. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172).
Всевышний также сказал:
«Поистине, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники [или идолы] и гадальные стрелы являются скверной из деяний Шайтана. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90).
Всевышний Аллах также сказал:
«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву, умноженную многократно, и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (3:130).
Что же касается неверующих, то они не воздерживаются от запретного и не знают ограничений в дозволенном. Иногда они приобретают огромные богатства, а со стороны кажется, что они умирают от голода. А иногда богатый вмиг становится бедным, а заимодавец превращается в должника…
У них нет веры, которая сделала бы их честными и побудила бы благодарить Всевышнего за дарованное им. А ведь именно вера помогает человеку терпеливо переносить потерю богатства. Всевышний сказал:
«Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Поистине, Аллах делает, что пожелает» (22:18).
О рабы Аллаха! Все мы должны знать, что такое вера, и приближаться к идеальному образу верующего. Хотя, конечно, в этой хутбе невозможно рассказать обо всём, что имеет отношение к вере, и перечислить все качества, которыми должен обладать верующий. Я и не ставил перед собой такую задачу. Я лишь хотел продемонстрировать вам, что вера — это не вещь, которая покупается и продаётся, и не просто слова, и не каждый, кто называет себя верующим, на самом деле является таковым. Вера — это совершенный путь: смиренное поклонение Всевышнему, достойные отношения с Его творениями и благонравие, а также приобретение имущества законным путём и расходование его дозволенным образом.
Истинная вера — это правильные убеждения и дела, борьба и жертвование на пути Аллаха, побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого, любовь к верующим и отречение от неверующих, скрытая суть и внешние проявления. Это — искренность, отказ от эгоизма и причинения зла и обид кому бы то ни было и помощь притесняемому верующему.
Необходимо также упомянуть о двух вариантах ошибочного понимания веры.
Есть люди, которые считают, что одной только веры в Аллаха достаточно, даже если человек не совершает обязательную молитву, не выплачивает закят и совершает запретное. Приверженцы этой точки зрения часто говорят: «Нет нужды уделять такое внимание ритуалам и внешним проявлениям. Главное — что у человека в душе. Эти люди разрушают ислам, разбирая его по кирпичикам, а когда остаётся жалкое подобие строения, начинают горько плакать на развалинах…
А другие люди придерживаются прямо противоположной точки зрения. Они склонны к преувеличениям и делают из мухи слона. Они утверждают, что совершение великих грехов делает человека неверующим. Вместо того, чтобы помочь человеку исправить свою ошибку и дать ему добрый совет, они в большинстве случаев агрессивно реагируют на любой проступок верующего и набрасываются на него с упрёками и укорами. Они смотрят на согрешившего свысока и относятся к нему с презрением, забывая Слова Всевышнего:
«Не хвалите себя, ибо Ему лучше знать тех, кто боится Его» (53:32).
Религия Аллаха — это золотая середина между недостаточностью и излишеством, и при возникновении разногласий мусульмане должны обращаться за решением к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника *. При этом они должны глубоко понимать эти два источника.
О Аллах, сделай правильными наши слова и дела и даруй нам веру, которая сделает лучше наши сердца и наши дела! (Аллахумма саддидна фи аквалина ва аф‘алина ва хаб ляна иманан таслюх бихи сараируна ва ‘аляниййатуна).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас, поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шака’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»