Хутба 25. Предостережение от Огня и причины попадания в него

Часть первая

Хвала Аллаху, Господу миров.

«Поистине, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Поистине, мой Господь — на прямом пути» (11:56).

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей.

«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» (6:38).

И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, о котором Он поведал нам в Своей Книге.

«А в тот день, когда настанет Час, приверженцы лжи окажутся в убытке» (45:27).

В этот День все общины будут объяты ужасом:

«Ты увидишь все общины коленопреклонёнными. Каждую общину призовут к её Писанию [Книге деяний]: “Сегодня вам воздастся за то, что вы совершали”» (45:28).

О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и остальных посланников и пророков.

«О люди! Бойтесь вашего Господа и страшитесь того дня, когда родитель никак не защитит своего ребёнка, а ребёнок — своего родителя. Обещание Аллаха истинно, и пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель [Шайтан] не обольщает вас относительно Аллаха» (31:33).

Мои братья по вере! Позвольте мне без лишних предисловий напомнить и себе, и вам об ужасном предстоянии и великом событии, у которого много названий, но одна суть. В Коране упоминается более двадцати названий этого события. Это День выхода:

«В тот день они услышат звук истинно. Это — День выхода из могил» (50:42).

Это — День различения:

«Вот День различения! Мы собрали вас и тех, кто был прежде» (77:38).

Это — День воздаяния:

«Откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? Да, откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? В тот день ни одна душа не сможет ничем помочь другой, и власть в тот день будет принадлежать Аллаху» (82:17–19).

Это — День печали:

«Предупреди их о Дне печали, когда решение уже будет принято. Но они проявляют беспечность и не веруют» (19:39).

Это — День угрозы:

«И подуют в Рог. Это — День угрозы!» (50:20).

Это — День собрания:

«Так Мы внушили тебе в Откровении Коран на арабском языке, чтобы ты предостерегал Мать селений [жителей Мекки] и тех, кто вокруг неё, и предостерегал от Дня собрания, в котором нет сомнения. Одна часть людей окажется в Раю, а другая часть окажется в Пламени» (42:7).

Это — День приближения:

«Предупреди их о приближающемся дне, когда сердца подступят к горлу, и они будут опечалены» (40:18).

Это — День встречи:

«Он обладает возвышенными качествами [или возвышает по степеням] и владеет Троном. Он ниспосылает дух [Откровение] со Своими велениями тем из Своих рабов, кому пожелает, чтобы предупредить о Дне встречи. В тот день, когда они появятся на поверхности земли после воскрешения, ничто о них не скроется от Аллаха. Кому же принадлежит власть сегодня? Аллаху, Единственному, Всемогущему» (40:15–16).

Ибн ‘Аббас сказал: «В этот День Адам встретится со всем своим потомством». Ибн Зейд сказал: “В этот День встретятся рабы Всевышнего”. А вот мнение Катады, ас-Судди, Биляля ибн Са‘да и Суфйана ибн ‘Уйайны: в этот День обитатели земли встречаются с обитателями небес, Творец — со Своими творениями. Маймун ибн Махран сказал: “В этот День притеснённый встречается с притеснителем”. А другие сказали, что в этот День каждый человек «встречается» со своими делами — как благими, так и дурными.

Это — День обращения друг к другу с призывами:

«О мой народ! Я боюсь наступления для вас того дня, когда одни будут взывать к другим. В тот день вы обратитесь вспять, но никто не защитит вас от Аллаха. Кого Аллах введёт в заблуждение, тому не будет наставника» (40:32–33).

Судный день назван так потому, что в этот День раздаётся множество разных призывов и обращений: человека призывают по имени для расчёта и воздаяния, обитатели Рая обращаются к обитателям Огня, обитатели Огня обращаются к обитателям Рая, а те, кто пребывает между Раем и Огнем, обращаются и к тем, и к другим.

Это — День взаимного обделения:

«В тот день Он соберёт вас для Дня сбора. Это будет День взаимного обделения» (64:9).

О рабы Аллаха! Представьте, какой ужас охватит вас, когда наступит «Великое бедствие [День воскресения]!» (101:1). Всевышний сказал: «Когда же раздастся Оглушительный глас…» (80:33). Всевышний также сказал: «Когда же наступит Величайшее бедствие [День воскресения]» (79:34). Всевышний также сказал: «Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем [Дне воскресения]?» (88:1).

Всевышний сказал: «Когда случится Неотвратимое событие [День воскресения], никто не сочтёт его наступление ложью. Оно унижает и возвышает» (56:1–3). Какой страх скуёт все творения, когда свершится «Неминуемое! Что такое Неминуемое? Откуда ты мог знать, что такое Неминуемое [День воскресения]?» (69:1–3).

Ибн Касир сказал, что День воскресения назван Неминуемым потому, что в этот День исполняется обещание Всевышнего — и обещание блага, и обещание мучительного наказания.

Горе человеку, который считал ложью Судный день и погряз в грехах, а потом внезапно был схвачен:

«Или чтобы не пришлось ему говорить, когда он увидит мучения: “Если бы у меня была ещё одна возможность, то я стал бы одним из творящих добро”. О нет! К тебе явились Мои знамения, но ты счёл их ложью, возгордился и был одним из неверующих. В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся? Аллах спасёт богобоязненных, и они обретут успех [или по причине их успеха]. Зло не коснётся их, и они не будут опечалены. Аллах — Творец всякой вещи. Он — Попечитель и Хранитель всякой вещи. Ему принадлежат ключи небес и земли. А те, которые не веруют в знамения Аллаха, являются потерпевшими убыток. Скажи: “Неужели вы повелеваете мне поклоняться кому-либо другому вместо Аллаха, о невежды?” Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”. Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных. Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Десницей. Преславен Он, и превыше Он того, что они приобщают к Нему в сотоварищи. Но подуют в Рог, и тогда будут поражены [потеряют сознание или умрут] те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в неё подуют ещё раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (39:58–68).

Это будет ужасный, разрушительный глас. Услышав его, человек не успеет ничего завещать и не сможет вернуться к своей семье и друзьям.

«Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям» (36:49–50).

Пророк * сказал:

« كَيْفَ أَنْعَمُ ، وَقَدْ الْتَقَمَ صَاحِبُ الْقَرْنِ الْقَرْنَ ، وَحَنَى جَبْهَتَهُ ، وَأَصْغَى سَمْعَهُ ، يَنْتَظِرُ أَنْ يُؤْمَرَ أَنْ يَنْفُخَ فَيَنْفُخَ ، قَالَ الْمُسْلِمُونَ: فَكَيْفَ نَقُولُ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: قُولُوا: حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ ، و تَوَكَّلْنَا عَلَى اللَّهِ رَبِّنَا »

«Как могу я наслаждаться жизнью, когда тот, кто держит в своих руках Рог, уже поднёс его ко рту и прислушивается, ожидая веления, по которому он протрубит в него?» Мусульмане спросили: «И что нам говорить, о Посланник Аллаха?» Он сказал им: «Говорите: “Достаточно нам Аллаха, и Прекрасный Он Покровитель!”[22]» [Ат-Тирмизи].

А вот как описал Пророк * мгновенную гибель людей в Судный день:

« وَلَتَقُومَنَّ السَّاعَةُ ، وَقَدْ نَشَرَ الرَّجُلاَنِ ثَوْبَهُمَا بَيْنَهُمَا ، فَلاَ يَتَبَايَعَانِهِ وَلاَ يَطْوِيَانِهِ ، وَلَتَقُومَنَّ السَّاعَةُ ، وَقَدْ انْصَرَفَ الرَّجُلُ بِلَبَنِ لِقْحَتِهِ، فَلاَ يَطْعَمُهُ ، وَلَتَقُومَنَّ السَّاعَةُ ، وَهُوَ يَلِيطُ حَوْضَهُ ، فَلاَ يَسْقِي فِيهِ ، وَلَتَقُومَنَّ السَّاعَةُ ، وَقَدْ رَفَعَ أَحَدُكُمْ أُكْلَتَهُ إِلَى فِيهِ فَلاَ يَطْعَمُهَا »

«Когда настанет Час этот, два человека, расстеливших кусок ткани, не успеют ни продать его, ни купить, ни свернуть, и когда настанет Час этот, человек, надоивший молока от своей верблюдицы и унёсший его, не успеет его выпить, и когда настанет Час этот, человек, обмазывающий глиной свой водоём, не успеет напоить из него своих верблюдов, и когда настанет Час этот, человек, поднёсший ко рту кусок пищи, не успеет съесть его» [Аль-Бухари].

О мусульмане! Поистине, Судный день — ужасное и горестное событие, и увидев то, что будет происходить в него, поседел бы даже маленький ребёнок, а у беременной от страха случился бы выкидыш. В этот день ты увидишь людей словно пьяными, однако они не будут пьяными, просто мучения их будут столь тяжкими.

Клянусь Аллахом, настанет мгновение, в которое истечёт срок, отпущенный этому миру, и он разрушится до основания. Жизнь исчезнет, и всё изменится. Земля начнёт сотрясаться, горы придут в движение и будут взорваны, а моря — объяты пламенем. Небо расколется, солнце будет скручено и исчезнет, луна затмится, а звёзды лишатся своего света.

В следующее мгновение земля будет заменена другой землёй, и людей поведут к месту сбора. Сахль ибн Са‘д передаёт, то Посланник Аллаха * сказал:

« يُحْشَرُ النَّاسُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، عَلَىَ أَرْضٍ بَيْضَاءَ عَفْرَاءَ كَقُرْصَةِ النَّقِيِّ »

«В Судный день люди будут собраны на красновато-белой (или: белой, или: чисто белой) земле, подобной лепёшке из просеянной белой муки». Сахль (или же кто-то другой) добавил: «И на ней не будет чьей-либо вехи» [Аль-Бухари; Муслим].

Ибн Мас‘уд сказал, толкуя Слова Всевышнего: «В тот день земля будет заменена другой», сказал: «Земля будет заменена другой землёй, подобной серебру, и на ней никогда не проливалась запретная кровь, и никто не совершал греха».

Мои братья по вере! Люди увидят новую землю и придут в ужас. Они предстанут перед Всевышним Аллахом. Но впереди их ждёт ещё одно страшное испытание: преодоления моста, перекинутого над Адом, который называется «Сырат».

‘Аиша передаёт: «Я спросила Посланника Аллаха * о Словах Всевышнего: “В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса ”: “Где же будут люди в это время, о Посланник Аллаха?” Он ответил: “На Сырате”» [Муслим].

Аль-Байхакы передаёт со слов Масрука ибн ‘Абдуллаха хадис о том, что будет происходить с людьми во время преодоления Сырата:

« يَجْمَعُ اللهُ النَّاسَ يَوْمَ الْقِيَاَمَةِ ،.... إِلَىَ أَنْ قَالَ: فَمِنْهُمْ مَنْ يُعطَىَ نُورَهُ مِثْلَ الْجَبَلِ ، بَيْنَ يَدَيْهِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ يُعْطََىَ نُورَهُ فَوْقَ ذَلِكَ ، وَمِنْهُمْ مَنْ يُعْطََىَ نُورَهُ مِثْلَ النَّخْلَةِ بِيَمِيْنِهِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ يُعْطَىَ دُوُنَ ذَلِكَ بِيَمِيْنِهِ ، حَتَّىَ يَكُوُنَ آخِرُ مَنْ يُعْطَىَ نُوُرَهُ فِي إِبْهَامِ قَدَمِهِ ، يُضِيءُّ مَرَةً وَيَطْفَأُ أُخْرَىَ ، إِذَاَ أَضَاءَ قدَّم قَدَمُهُ وَإِذَاَ أَطْفَأَ قَاَمَ ، قَالَ: فَيَمُرُّوُنَ عَلىَ الصِّرَاَطِ ، وَالصِّرَاَطُ كَحَدِ السَّيْفِ ، دَحْضٌ مَزِلَّةٌ ، وَيُقالُ لَهُمْ : اَمْضُوُا عَلىَ قَدْرِ نُوُرِكُمْ ، فَمِنْهُمْ مَنْ يَمُرُّ كَاِنْقِضَاضِ الْكَوْكَبِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ يَمُرُّ كَالرِّيِحِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ يَمُرُّ كَالطَّرْفِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ يَمُرُّ كَشَدِّ الرَحْلِ،ِ يَرْمُلُ رَمْلاً ، عَلىَ قَدْرِ أَعْمَالِهِمُ ، حَتَّىَ يَمُرُ الَّذِيِ نُوُرُهُ عَلَىَ إِبْهَامِ قَدَمِهِ تَخِرُ يَدٌ وَتَعْلَقُ يَدٌ ، وَتَخِرُّ رِجْلٌ وَتَعْلَقُ رِجْلٌ ، وَتَصِيْبُ جَوَاَنِبَهُ النَّارُ ، فَيَخْلُصُوُنَ ، فَإِذَاَ خَلُصُوُا ، قَالُوُا: الْحَمْدُللهِ الَّذِيِ نَجَّانَا مِنْكِ ، بَعَدَ أَنْ أَرَانَاكِ، لَقَدْ أَعْطَاَنَاَ مَاَ لَمْ يُعطَ أحدٌ »

«Аллах соберёт людей в Судный день… Среди них будут такие, кому будет дарован свет, подобный горе, который появится перед ним, а некоторым будет дарован свет, который окажется ещё больше. А у некоторых будет свет размером с пальму в правой руке, а у некоторых — тоже в правой руке, но что-то ещё меньше этого. У последнего же, кому будет дарован свет, он окажется только на большом пальце правой ноги, и будет то гаснуть, то загораться снова. Когда он будет загораться, этот человек будет передвигать ногу вперёд, а когда свет будет гаснуть, он будет останавливаться. И этот человек вместе с остальными будет проходить по Сырату, а Сырат узок, как остриё меча, и скользок. И им будет сказано: “Идите вперёд, каждый в соответствии со своим светом”. И некоторые из них пронесутся по нему, подобно падающей звезде, другие — пролетят, подобно ветру. Кто-то преодолеет его в мгновение ока, кто-то пробежит бегом, кто-то пройдёт быстрым шагом — в зависимости от их дел. И вот дойдёт очередь до того человека, у которого свет будет только на пальце ноги. Его руки и ноги будут скользить и срываться, и пламя будет касаться его боков… Все они спасутся. А когда это произойдёт, они скажут: “Хвала Аллаху, Который спас нас от тебя после того, как показал нам тебя! Поистине, Он даровал нам то, чего не даровал никому, кроме нас”» [Аль-Хаким назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним].

А Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

« وَتُرْسَلُ الأَمَانَةُ ، وَالرَّحِمُ ، فَتَقُومَانِ جَنَبَتَيْ الصِّرَاطِ ، يَمِينًا وَشِمَالاً، فَيَمُرُّ أَوَّلُكُمْ كَالْبَرْقِ ، قَالَ: قُلْتُ: بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي، أَيُّ شَيْءٍ كَمَرِّ الْبَرْقِ ، قَالَ: أَلَمْ تَرَوْا إِلَىَ الْبَرْقِ ، كَيْفَ يَمُرُّ وَيَرْجِعُ ، فِي طَرْفَةِ عَيْنٍ ؟ ثُمَّ كَمَرِّ الرِّيحِ ، ثُمَّ كَمَرِّ الطَّيْرِ ، وَشَدِّ الرِّجَالِ ، تَجْرِي بِهِمْ أَعْمَالُهُمْ ، وَنَبِيُّكُمْ قَائِمٌ عَلَى الصِّرَاطِ ، يَقُولُ: رَبِّ سَلِّمْ سَلِّمْ ، حَتَّى تَعْجِزَ أَعْمَالُ الْعِبَادِ ، حَتَّى يَجِيءَ الرَّجُلُ فَلاَ يَسْتَطِيعُ السَّيْرَ ، إِلاَّ زَحْفًا ، قَالَ: وَفِي حَافَتَيْ الصِّرَاطِ كََلاَلِيبُ مُعَلَّقَةٌ ، مَأْمُورَةٌ بِأَخْذِ مَنْ أُمِرَتْ بِهِ ، فَمَخْدُوشٌ نَاجٍ ، وَمَكْدُوسٌ فِي النَّارِ »

«И будет послана надёжность (амана) и родственные связи, которые встанут по обеим сторонам Сырата, справа и слева, а потом первый из вас пройдёт по нему, подобно молнии». Абу Хурейра сказал: «Я сказал: “Да станут мои отец и мать выкупом за тебя… Подобно молнии?” Он спросил:“Разве вам не приходилось видеть молнию — как она появляется и исчезает в мгновение ока? Следующие пронесутся, подобно ветру, следующие — подобно птицам, а следующие — подобно бегущему человеку, и всех их будут влечь за собой дела их. Что же касается вашего Пророка, то он будет стоять на Сырате, повторяя слова: “Господь мой, спаси, спаси!”, — и так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех рабов Аллаха, у которых было мало благих дел. Тогда придёт человек, который сможет передвигаться по Сырату только ползком. А по обеим сторонам Сырата будут крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и тот, кого они лишь оцарапают, спасётся, а других свалят в кучу, и они окажутся в Огне!» [Муслим].

О рабы Аллаха! Какой свет будет у вас, когда вы окажетесь на Сырате? Спросите себя, насколько крепка ваша вера и ваша убеждённость. Спросите себя, много ли благих дел вы совершили в этом мире, и вспомните Слова Всевышнего:

«…в тот день, когда ты увидишь, как перед верующими мужчинами и верующими женщинами и справа от них будет распространяться их свет. Возрадуйтесь сегодня Райским садам, в которых текут реки. Вы пребудете в них вечно. Это и есть великое преуспеяние» (57:12).

Остерегайтесь лицемерия и лицемеров. В тот День они закричат в ужасе, но не получат ответа:

«В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: “Погодите, мы позаимствуем у вас немного света”. Им будет сказано: “Возвращайтесь назад и ищите свет”. Между ними будет возведён забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи — мучения. Они будут взывать к ним: “Разве мы не были с вами?” Они скажут: “Да, но вы соблазняли самих себя, выжидали, сомневались и обольщались надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха. Соблазнитель [Шайтан] обманул вас относительно Аллаха. Сегодня ни от вас, ни от неверующих не примут выкупа. Вашим пристанищем будет Огонь, который более всего подобает вам. Как же скверно это место прибытия!”» (57:13–15).

О Аллах, сделай совершенным для нас наш свет и прости нас; поистине, Ты всё можешь! (Раббана атмим ляна нурана ва-гфир ляна. Иннака ‘аля кулли шейин кадир).

Я говорю то, что вы сейчас слышали, и прошу прощения у Всевышнего, просите же и вы у Него прощения, поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров. Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он начал сотворение человека из глины, а потом сделал так, чтобы потомство его появлялось из презренной жидкости, а потом придал ему форму и вдохнул в него дух. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами. Мало же вы благодарите! И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. О Аллах, благослови и приветствуй его и остальных пророков.

О рабы Аллаха! Там, на месте предстояния в Судный день, будет происходить великое заступничество нашего Пророка * — после того, как остальные пророки откажутся заступаться за людей из-за ужаса происходящего. Пророк * сказал:

« لِكُلِّ نَبِيٍّ دَعْوَةٌ ، دَعَاهَا لأُمَّتِهِ ، وَإِنِّي اِخْتَبَأْتُ دَعْوَتِي شَفَاعَةً لاُمَّتِي يَوْمُ الْقِيَامَةِ »

«Каждому пророку была предоставлена возможность обратиться к Аллаху с мольбой, которая не останется без ответа, и все пророки воспользовались этой возможностью, а я приберёг свою мольбу для заступничества за мою общину в Судный день, и она охватит, если будет на то воля Аллаха, тех членов моей общины, которые умерли, не придавая Аллаху сотоварищей» [Аль-Бухари; Муслим].

В этот День Всевышний Аллах почтит Своего Пророка *, предоставив ему право заступничества и даровав ему огромный водоём, вода которого белее молока и слаще мёда, а запах её приятнее аромата мускуса. На берегу его столько сосудов, сколько звёзд на небе. Вода приходит в этот водоём из реки Каусар, и кто попьёт её, тот уже никогда не будет испытывать жажды.

Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

« إِنَّ حَوْضِي أَبْعَدُ مِنْ أَيْلَةَ مِنْ عَدَنٍ »

«Поистине, расстояние между берегами моего водоёма больше, чем расстояние между Айлой[23] и Аденом» [Муслим]. Айла — это современный иорданский город Акаба, а Аден, как известно, в Йемене.

А в версии аль-Бухари сказано:

« حَوْضِي مَسِيرَةُ شَهْرٍ وَزَوَايَاهُ سَوَاءٌ »

«Для того чтобы добраться от одного берега моего водоёма до другого, потребуется месяц пути, а ширина его равна длине».

Пророк * также сказал:

«Вода его белее снега и слаще мёда, а сосудов его столько же, сколько звёзд на небе. И, поистине, я буду отгонять от него людей подобно тому, как человек отгоняет чужих верблюдов от своего водоёма» Люди спросили: «О Посланник Аллаха! А узнаешь ли ты нас в этот День?» Он ответил: «Да, у вас будет особая примета, которой не будет ни у одной общины — у вас будут сияющие следы от омовения» [Муслим].

О мусульмане! Радуйтесь, если вы окажетесь среди тех, кому позволено будет подойти к водоёму Пророка *, и опасайтесь, что вас отгонят от него из-за ваших дурных дел. Анас ибн Малик ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

« ليرِدَنَّ عليَّ الحوضَ رِجَالٌ مِمَّنْ صَاحَبَنِيِ ، حَتَّىَ إِذَاَ رَأيْتُهُمُ وَرُُفِعُوا إليهَ ، اخْتُلِجُوا دُوُنِي ، فَلأَقُوُلًنَّ : أَيْ رَبِّ ، أَصْحَاَبِي ، أَصْحَاَبِي ، فَيُقَالُ لِيِ : إنَّكَ لاَ تَدْرِيِ مَاَ أَحْدَثُوا بَعْدَكَ . وفي رواية فَأَقُوُلُ : سُحْقًا لِمَنْ بَدَّلَ بَعْدِي »

«К водоёму приведут людей из числа моих сподвижников. Я увижу их, и они подойдут ко мне, и тогда их схватят и не подпустят ко мне. Я воскликну: “Господи! Мои сподвижники! Мои сподвижники!” Но мне будет сказано: “Поистине, ты не знаешь, что они делали после тебя!”» [Аль-Бухари; Муслим]. А в другой версии говорится: «И я скажу: “Прочь, те, кто изменил своей религии после меня!”».

И радуйтесь, если вам удастся благополучно преодолеть Сырат и спастись от Огня. Всевышний Аллах сказал: «Каждый из вас подойдёт к нему. Таково окончательное решение твоего Господа» (19:71). Только богобоязненность может спасти человека от Огня: «Потом Мы спасём богобоязненных, а несправедливых оставим там стоять на коленях» (19:72).

А ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак передаёт со слов аль-Хасана аль-Басри: «Один человек сказал своему брату: “Знаешь ли ты о том, что ты подойдёшь к Огню?” Тот ответил: “Да”. Он спросил: “А было ли сообщено тебе о том, что ты отойдёшь от него?” Тот ответил: “Нет”. Он сказал: “Так отчего ты тогда смеёшься?” После этого он не смеялся до тех самых пор, пока не встретил своего Господа».

Как далеко нам до сподвижников Посланника Аллаха *, а ведь даже они боялись тяжкого расчёта! Передают, что однажды ‘Абдуллах ибн Раваха положил голову на колени жены и заплакал, и она заплакала вместе с ним. Он спросил её: «Почему ты плачешь?» Она ответила: «Я увидела, что ты плачешь, и тоже заплакала». Он сказал: «Поистине, я вспомнил Слова Всевышнего: “Каждый из вас подойдёт к нему”».

О рабы Аллаха? Где же убеждённость в том, что встреча с Аллахом неминуема? И где же признаки этой убеждённости: страх и надежда, правдивость и искренность, стремление к миру вечному и равнодушие к благам мира этого, или, по меньшей мере, стремление ограничиться дозволенным, не прибегая к запретному? Поистине, расчёт будет тяжким, и того, чей расчёт будет обсуждаться, ждёт наказание. Весы справедливы — Господь ни с кем не поступит несправедливо в этот День, и свидетели против каждого человека будут от него самого. И у человека не будет возможности скрыться, и он не сможет ничего отрицать.

Абу Са‘ид и Абу Хурейра передают, что Посланник Аллаха * сказал:

«Встретит раб Аллаха Господа своего, и Аллах скажет ему: “Разве Я не почтил тебя, не возвысил тебя и не даровал тебе супругу? Разве Я не подчинил тебе верблюдов и лошадей? И разве Я не предоставил тебе возможность властвовать и наслаждаться жизнью?” Он ответит: “Да, Господь мой, всё это так”. Аллах скажет: “Думал ли ты, что встретишься со Мной?” Он ответит: “Нет”. Тогда Аллах скажет ему: “Я забыл тебя подобно тому, как ты забыл Меня!” Потом Аллаха встретит другой человек, и Он скажет ему то же самое. И так же с третьим. Он скажет: “Я уверовал в Тебя, Твою Книгу, Твоего Посланника, и я совершал молитвы, постился и раздавал милостыню…” — и он начнёт расхваливать себя. Тогда Аллах скажет: “Может, нам послушать Нашего свидетеля против тебя?” Он подумает: “Кто же может быть свидетелем против меня?” Тогда Аллах запечатает его уста и скажет бедру его: “Говори!” — и заговорит бедро его, и рот его, и кости его, рассказывая обо всех деяниях его. То есть, сам он будет свидетельствовать против себя. И это и есть лицемер, и он — тот, на кого падёт гнев Всевышнего» [Муслим].

О люди! Некоторых мусульман увлёк мир этот. Он ослепил их и обольстил своими украшениями, и они забыли о грядущем воскрешении и Суде и радовались жизни ближней, а ведь жизнь ближняя — лишь обманчивое наслаждение. На их глазах умирали люди, покидая этот мир навсегда, но чужая смерть не стала для них назиданием. Наоборот — они сами стали назиданием для других.

Поистине, все мы сегодня нуждаемся в возгласе искреннего, подобного тому, который сказал своему народу:

«О мой народ! Мирская жизнь — не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания» (40:39).

И как нуждаемся мы в добром советчике и наставнике вроде того, кто сказал Абу Зарру: «О Абу Зарр! Бери больше припасов, ибо путь далёк, и не тащи много на своей спине, ибо подъём труден, и делай всё хорошо, ибо наблюдатель зорок».

Вспомним также сказанное Увейсом аль-Карни, господином поколения, заставшего сподвижников, ‘Умару и ‘Али, которые были предводителями верующих. Увейс сказал им: «Поистине, между мной и вами — крутая гора, и преодолеть этот подъём может только идущий налегке».

О Аллах, облегчи бремя наших грехов и сделай тяжёлой чашу Весов с нашими благими делами в Судный день, и помилуй в День предстояния нас, стоящих пред Тобою…

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, поистине, Мы просим у Тебя верного руководства, богобоязненности, целомудрия и достатка! (Аллахумма инна нас’алюка-ль-худа ва-т-тука ва-ль-‘ифафа ва-ль-гына).

О Аллах, облегчи для нас то, в чём благо для нас в этом мире и в мире вечном! (Аллахумма йассир ляна кулля ма фихи хайрун ляна фи-д-дунья ва-ль-ахира).

О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления! (Аллахумма ля тада ляна фи хаза-ль-маками занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху).

О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘ада-р-рида).

О Аллах, помоги нам идти Твоим прямым путём и помоги нам делать то, чем Ты доволен! (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль а‘маляна фи ридака).

О Аллах, помилуй мусульман и мусульманок! (Аллахумма-рхами-ль-муслимина ва-ль-муслимат).

О Аллах, прости нашим живым и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ахйаина ва амватина).

О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика).

О Аллах, помоги нам полюбить Коран и укрась его для сердец наших! (Аллахумма хаббиб иляйна-ль-Кур’ана ва заййинху фи кулюбина).

О Аллах, сделай нас одними из тех, кто читает его, живёт согласно ему и следует его руководству! (Аллахумма дж‘альна ляху кариина бихи ‘амилина ли-хадйихи ва адабихи муваффакына).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).

Наши рекомендации