Хутба 21. Виды продаж, запрещённые исламом
Часть первая
Хвала Аллаху — такая, которая приличествует величию Его Лика и Его власти, и благодарность Ему за Его щедрые дары и благодеяние. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, признавая Его существование и Его милость к нам, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, призывавший к Его Раю и к Его довольству и донёсший до людей Его религию и Его Коран. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и братьев по вере, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
Бойтесь же Всевышнего Аллаха должным образом, о мусульмане! Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему, держитесь за Его вервь и стремитесь к Его довольству:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70–71).
О люди! Нормы ислама бывают двух видов: поклонение и взаимоотношения. Поклонение — это всё, что совершается между верующим и Господом — молитва, пост, хадж, закят, обеты, исполнение Его велений и соблюдение Его запретов. А взаимоотношения — это всё, что происходит между рабом Всевышнего и другими людьми. Самое важное в этой категории — заключаемые людьми сделки, связанные с имуществом — например, продажа, купля, аренда и так далее.
От мусульманина требуется, чтобы его поклонение и взаимоотношения с людьми были правильными и осуществлялись в соответствии с велениями Всевышнего, разъяснёнными Его благородным Посланником *. Многие люди уделяют внимание поклонению, спрашивая знающих о том, как правильно совершать тот или иной вид поклонения и каковы его столпы, необходимые условия, и что в данном виде поклонения является сунной или желательным действием. И это правильно — ведь мусульманин должен поклоняться Всевышнему со знанием и приближаться к Нему посредством предписанного Им и в соответствии с Его велениями. При этом многие люди не задумываются о своих деловых отношениях с людьми — продажах, покупках, аренде и так далее, хотя они не менее важны, чем поклонение, и сделать их правильными даже сложнее, чем сделать правильным поклонение. Всё дело в невежестве мусульман. Чаще всего они не знают норм Шариата, касающихся деловых отношений, и считают, что расчёт за них будет лёгким.
О мусульмане! Купля, продажа и подобные сделки — очень серьёзное и важное дело, и Всевышний Аллах пригрозил суровым наказанием тому, кто обманывает и мошенничает при заключении сделок или присваивает имущество своего брата по вере.
Абу Умама ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ اقْتَطَعَ حَقَّ امْرِئٍ مُسْلِمٍ بِيَمِينِهِ فَقَدْ أَوْجَبَ اللَّهُ لَهُ النَّارَ، وَحَرَّمَ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ، فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: وَإِنْ كَانَ شَيْئًا يَسِيرًا يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ: وَإِنْ كَانَ قَضِيبًا مِنْ أَرَاكٍ »
«Того, кто с помощью (ложной) клятвы присвоит себе часть того, что по праву принадлежит другому мусульманину, Аллах обязательно ввергнет в Огонь и сделает Рай для него запретным». Один человек спросил: «Даже если это будет что-нибудь незначительное, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Даже если это будет прутик арака!» [Муслим].
В Судный день Всевышний Аллах соберёт Своих рабов и восстановит справедливость так, что не останется ни одного ущемлённого права и ни одной незаглаженной обиды. Каждый человек получит свиток с записью своих дел, и в этом списке будет учтено всё: большое и малое, важное и незначительное.
Это величайшая трагедия — когда мы видим, как много молящийся и постящийся и, казалось бы, равнодушный к благам мира этого и усердно поклоняющийся Аллаху человек, продавая или покупая что-нибудь, обманывает без зазрения совести и всячески исхитряется, чтобы присвоить чужое имущество.
Учитывая существующее положение, я хотел бы обратить внимание братьев на некоторые виды запретных торговых сделок — для того, чтобы мусульманин, соблюдающий свою религию, избегал их и не брал на себя грех притеснения других людей, и чтобы люди знали законы своего Господа, и у них не осталось оправдания перед Ним. Пусть же узнает тот, кто не знал этого раньше.
Сегодня получили распространение запрещённые Всевышним торговые сделки. Одни люди знают о запрете, но пренебрегают им, а другие не знают о нём. Подобных деловых операций сегодня великое множество, и упомянуть обо всех в одной пятничной проповеди не представляется возможным, однако мусульманин, стремящийся уберечь своё имущество от запретного, извлекает урок и из малого, и всегда спрашивает о том, что кажется ему сомнительным.
Первое из запретных действий, распространившихся на рынках — уменьшение меры и веса. Мусульманин должен остерегаться этого и знать, что Всевышний Аллах запретил обманывать людей, и это ненавистно Аллаху и Его Посланнику. Наш Господь предостерёг нас в Своей Книге от подобных действий, сказав:
«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами отмеривают или взвешивают другим, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день — в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (83:1–6).
Всевышний Аллах повелел отмерять правильной мерой и взвешивать на точных весах, не ущемляя права людей:
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу [или по вознаграждению]» (17:35).
Всевышний также сказал:
«Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (55:9).
Человек, который, стремясь к запретному, подкручивает весы, чтобы они показывали больший вес, совершает огромный грех. Он обманывает людей и присваивает чужое имущество без всякого права. Многие продавцы взвешивают или отмеряют себе сполна, а другим дают меньше положенного. Подобные действия указывают на слабость веры человека. Да убережёт нас Аллах от всего запретного!
В ювелирных магазинах продают золото и драгоценности по очень высокой цене, а покупают по очень низкой, и продают золото с примесями по цене чистого золота, а покупают только чистое золото.
А в мясных магазинах продавцы, взвешивая мясо, добавляют к нему столько костей и жира, что их оказывается намного больше, чем самого мяса. Можно привести ещё множество подобных примеров.
Уменьшающих меру и вес ожидает суровое наказание у Всевышнего. В прошлом Аллах погубил целый народ, покарав их за то, что они обманывали людей, уменьшая меру и вес. Это были жители Мадйана, народ Шу‘айба (мир ему). А в мире вечном их ожидает ещё более суровое наказание — оно не далеко от несправедливых.
Всевышний Аллах запретил мошенничать и обманывать людей при купле и продаже.
« عَنْ أَبِي هُرَيَرَةَ رَضَي اللهُ عُنْهُ أنَّ رَسُوُلَ اللهِ صلى الله عليه وسلم مَرَّ عَلَىَ صِبْرَةِ طَعَامٍ ، فَأَدْخَلَ يَدَهُ فِيهَا ، فَنَاَلتْ أَصَابِعَهُ بَلَلاً ، فَقَاَلَ : مَاَ هَذَاَ يَا صَاَحِبَ الطَّعَامِ ؟ قَالَ: أَصَابَتْهُ السَّمَاءُ يَا رَسُوُلَ اللهِ ، قَالَ : أَفَلاَ تَجْعَلَهُ فَوَقَ الطَّعَامِ كَي يَرَاهُ النَّاسُ ، مَنْ غَشَ فَلَيْسَ مِنَِّي »
Абу Хурейра ** передаёт, что однажды Посланник Аллаха *, проходивший мимо выставленного на продажу зерна, погрузил в него руку, и пальцы его ощутили влажность. Он спросил: «Что это, о хозяин зерна?» Тот сказал: «Его попортило небо, о Посланник Аллаха». Пророк * воскликнул: «Так почему же ты не положил подмоченное сверху, чтобы люди видели его?! Обманывающий нас не имеет к нам отношения!» [Муслим].
Этот хадис ясно указывает на запретность мошенничества при продаже и на то, что продающий товар с изъяном и скрывающий этот изъян от покупателей отходит от пути Посланника Аллаха * и заслуживает мучительного наказания от Всевышнего Аллаха в Судный день.
Имам Такыййуддин Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям (да помилует его Аллах) сказал: «Мошенничество может выражаться в сокрытии изъянов товара при продаже. Когда человек делает так, чтобы его товар выглядел лучше, чем он есть на самом деле, это также мошенничество. Человек, мимо которого проходил Пророк *, мошенничал, и Пророк * упрекнул его за это. Мошенничают и люди, которые готовят еду и изготавливают одежду, а также другие вещи, и необходимо удержать их от мошенничества — обмана и сокрытия изъянов товара».
Упомянутый случай с Пророком * сегодня не редкость. Продавцы всячески улучшают внешний вид плохого товара, чтобы люди покупали его. Подобное часто происходит при продаже овощей и фруктов. Продавец знает, что они на самом деле испорчены, но не сообщает об этом продавцу, которого вводит в заблуждение внешний вид товара, а ведь Аллах обязательно спросит с них за это...
Мусульманин обязан чистосердечно относиться к своим братьям по вере и по возможности давать им добрый совет. И если мы увидим, что кто-то из наших братьев по вере желает купить товар, не зная о его изъянах, мы должны указать ему на эти изъяны. К сожалению, сегодня многие люди, видя, как продавец сбывает бракованный или испорченный товар ничего не подозревающему покупателю, просто проходят мимо. На их глазах совершается преступление, а они спокойно идут дальше, не думая о том, что становятся соучастниками нечестных людей, присваивающих чужое имущество, и что они разделят с ним грех в Судный день. Истинно верующие люди чистосердечны, а лицемеры — обманщики. А религия — это чистосердечие.
О рабы Аллаха! Ещё одна современная беда — привычка продавцов сбывать товар с помощью множества клятв, зачастую ложных. Однако и этим дело не ограничивается. Они начинают клясться не Аллахом, а честью или чем-то подобным, а ведь Пророк * сказал:
« مَنْ حَلَفَ بِغَيرِ اللهِ ، فقد كَفَرَ أَوْ أشْرَكَ »
«Кто поклялся не Аллахом, тот совершает куфр (неверие) или ширк» [Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан; аль-Альбани назвал его достоверным].
Очень часто их клятва подходит под определение «окунающей клятвы» (йамин гамус), которая окунает человека в грех и в Адский огонь (да убережёт нас Аллаха от этого!). Абу Зарр ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« ثَلاَثَةٌ لاَ يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَلاَ يَنْظُرُ إِلَيْهِمْ ، وَلاَ يُزَكِّيهِمْ ، وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ، قَالَ: فَقَرَأَهَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ثَلاَثَ مِرَارٍ . قَالَ: أَبُو ذَرّ،ٍ خَابُوا وَخَسِرُوا مَنْ هُمْ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ : الْمُسْبِلُ ، وَالْمَنَّانُ ، وَالْمُنَفِّقُ ، سِلْعَتَهُ بِالْحَلِفِ الْكَاذِبِ »
«С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание!» Абу Зарр сказал: «И Посланник Аллаха * повторил эти слова трижды». Абу Зарр сказал: «Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же они, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Опускающий края одежды, попрекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» [Муслим].
А Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« الْحَلِفُ مُنَفِّقَةٌ لِلسِّلْعَةِ مُمْحِقَةٌ لِلْبَرَكَةِ »
«Клятва помогает сбыть товар, но уничтожает благодать» [Аль-Бухари; Муслим]. Эти слова означают, что когда продавец клянётся, что ему давали за его товар столько-то или что он купил его за столько-то, и что товар обладает такими-то достоинствами, и покупатель верит ему из-за его клятвы и покупает товар по завышенной цене, а на самом деле продавец лжёт и поклялся только ради того, чтобы сбыть товар по завышенной цене, он ослушивается Аллаха и противоречит Его велению. Всевышний Аллах в наказание уничтожает благословение его торговли, и впоследствии он теряет больше, чем приобрёл благодаря своей клятве, а бывает, что он теряет полную стоимость проданного товара. Мусульманин должен понимать: то, что у Аллаха, можно приобрести только посредством покорности Ему, и даже если мир этот ослепляет человека, и ради снискания его благ он ослушивается Всевышнего, ему следует знать: Аллах отнимет у него приобретённое таким путём.
Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« ثَلاَثَةٌ لاَ يَنْظُرُ اللَّهُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَلاَ يُزَكِّيهِمْ ، وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ، رَجُلٌ كَانَ لَهُ فَضْلُ مَاءٍ بِالطَّرِيقِ ، فَمَنَعَهُ مِنْ ابْنِ السَّبِيلِ ، وَرَجُلٌ بَايَعَ إِمَامًا لاَ يُبَايِعُهُ إِلاَّ لِدُنْيَا ، فَإِنْ أَعْطَاهُ مِنْهَا رَضِيَ ، وَإِنْ لَمْ يُعْطِهِ مِنْهَا سَخِطَ ، وَرَجُلٌ أَقَامَ سِلْعَتَهُ بَعْدَ الْعَصْرِ ، فَقَالَ: وَاللَّهِ الَّذِي لاَ إِلَهَ غَيْرُهُ لَقَدْ أَعْطَيْتُ بِهَا كَذَا وَكَذَا ، فَصَدَّقَهُ رَجُلٌ ، ثُمَّ قَرَأَ هَذِهِ الآيَةَ ( إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللَّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَنًا قَلِيلاً ) ( آل عمران: ٧٧ ) »
«Не посмотрит Аллах на троих в День воскресения и не очистит их, и уготовано им мучительное наказание. Это — человек, имевший излишки воды у дороги и отказавший в ней путнику; человек, который присягает правителю, руководствуясь только мирскими интересами, остаётся довольным, когда (правитель) даёт ему что-то за это, и проявляет недовольство, когда он ничего ему не даёт; и человек, выставивший свой товар после послеполуденной молитвы и сказавший: “Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, я отдал за него столько-то”, и находится человек, который поверит ему (и купит это)». Затем Пророк * прочитал: «Поистине, для тех, которые продают завет Аллаха и свои клятвы за ничтожную цену, нет удела в мире ином: Аллах не заговорит с ними, и не посмотрит на них в День воскресения, и не очистит их, и уготовано им мучительное наказание» [Аль-Бухари].
Однако ещё большей опасности подвергает себя тот, кто даёт ложные клятвы сознательно и преднамеренно. Это — один из признаков лицемерия. Пророк * сказал, что человек, который изо всех сил старается быть правдивым и честным, будет записан у Аллаха как правдивейший:
« وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ وَيَتَحَرَّى الصِّدْقَ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدِّيقًا »
«Не перестанет человек говорить правду и стараться быть правдивым до тех пор, пока не будет записан у Аллаха как правдивейший» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Всевышний Аллах также запретил мусульманам перебивать торговлю своим братьям по вере, потому что это сеет рознь и ненависть между мусульманами. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« لاَ يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ »
«Пусть одни из вас не перебивают торговлю другим» [Аль-Бухари; Муслим].
В качестве примера можно привести следующий случай. Человек говорит купившему нечто, но ещё не забравшему товар (или же это происходит в тот период, когда покупатель ещё имеет право отказаться от купленного): «Расторгни сделку, и я продам тебе такой же товар по более низкой цене или товар лучшего качества по той же цене». На запрет подобных действий ясно указывает приведённый выше хадис.
Ещё один пример: человек говорит продавцу в тот период, когда он ещё имеет право расторгнуть сделку: «Расторгни сделку, и я куплю у тебя твой товар по более высокой цене».
Третий пример: владелец товара договаривается с кем-либо о продаже товара, однако они не заключают сделку, а потом к продавцу приходит человек и говорит ему: «Я куплю у тебя твой товар по более высокой цене, чем он». Это также запрещено, если стороны уже договорились о цене. Одно из современных проявлений перебивания торговли друг другу — аукционы. Мусульманину запрещено проводить их и участвовать в них, потому что они приводят к возникновению вражды между мусульманами и могут иметь печальные последствия, а ислам стремится к укреплению уз любви и братства между мусульманами.
Посланник Аллаха * сказал:
« لاَ تَحَاسَدُوا ، وَلاَ تَنَاجَشُوا ، وَلاَ تَبَاغَضُوا ، وَلاَ تَدَابَرُوا ، وَلاَ يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ ، وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًا . الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ ، لاَ يَظْلِمُهُ ، وَلاَ يَخْذُلُهُ ، وَلاَ يَحْقِرُهُ . التَّقْوَى هَا هُنَا . وَيُشِيرُ إِلَى صَدْرِهِ ثَلاَثَ مَرَّاتٍ بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنَ الشَّرّ،ِ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ ، دَمُهُ ، وَمَالُهُ ، وَعِرْضُهُ »
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о рабы Аллаха! Мусульманин мусульманину брат, и не должен он притеснять его, оставлять без поддержки или относиться к нему с презрением, а богобоязненность — вот здесь!» И Посланник Аллаха * трижды указал рукой на грудь, после чего сказал: «Достаточно зла совершает человек, который презирает своего брата в исламе. Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, честь и имущество другого мусульманина» [Муслим].
Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ванафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху за Его благодеяние и благодарность Ему за Его милости. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, призывавший людей к Его довольству. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и братьев по вере, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и знайте, что к запрещённым сделкам в исламе относится продажа чего-либо после второго призыва на пятничную молитву, потому что из-за этого и продавец, и покупатель опаздывают на молитву или вообще не приходят на неё. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же молитва завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (62:9–10).
Большинству мусульман знакомы эти аяты, однако они или не до конца понимают их смысл, или просто не соблюдают содержащийся в них запрет. Во время пятничной молитвы запрещается не только продавать, но и покупать, и договариваться о покупке, продаже, аренде и так далее. Таково мнение многих авторитетных учёных. А в аяте упоминается продажа как наиболее часто совершаемое действие.
Очень часто продавцы не приходят на пятничную молитву, особенно те, которые продают свой товар у дверей мечети. Имам читает с минбара пятничную проповедь, наставляя людей, а они стоят у дверей мечети и убеждают людей купить у них что-нибудь, расхваливая свой товар, и занимаются пустословием, как будто они вовсе не обязаны совершать пятничную молитву. Поступая так, они совершают сразу два греха:
1. Превращение мечети в место торговли и обогащения. Они продают свой товар во дворе мечети, а это запрещено. Пророк * даже велел говорить тем, кто продаёт что-либо в мечети: «Да не даст тебе Аллах прибыли!» — потому что мечеть предназначена не для торговли, а для молитвы и поклонения.
2. Продажа после призыва на молитву, поскольку в это время запрещено продавать, и на тех, кто это делает, распространяется угроза Всевышнего тем, кто не посещает пятничную молитву. Абу Хурейра ** передаёт, что Пророк * сказал, стоя на минбаре:
« لَيَنْتَهِيَنَّ أَقْوَامٌ عَنْ وَدْعِهِمُ الْجُمُعَاتِ ، أَوْ لَيَخْتِمَنَّ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ ، ثُمَّ لَيَكُونُنَّ مِنَ الْغَافِلِينَ »
«Либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает их сердца, после чего они непременно окажутся в числе небрежных» [Муслим].
Ещё одно действие, запрещённое в исламе — искусственное поднятие цен. Делается это так: человек подходит к продавцу и называет завышенную цену только для того, чтобы слышали другие люди, а не потому, что действительно желает купить товар. Люди, слыша названную им цену, начинают считать, что это — обычная цена на такой товар, и покупают его по этой цене. Чаще всего человек делает это по предварительному сговору с продавцом, которому выгодно повышение цены на его товар. Грех в таком случае ложится на обоих. Иногда продавец не имеет к этому никакого отношения, а иногда он сам взвинчивает цену, утверждая, что он купил свой товар по такой-то цене, называя при этом завышенную цену, чтобы покупатель согласился отдать за товар больше его настоящей стоимости.
Ибн ‘Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) передаёт, что Пророк * запретил искусственно повышать цены» [Аль-Бухари; Муслим].
Ибн Абу Ауфа сказал: «Взвинчивающий цены — вероломный пожиратель лихвы».
А аль-Бухари (да помилует его Аллах) сказал: «Взвинчивание цен — обман».
О рабы Аллаха!
Очень часто искусственно поднятие цен происходит на выставках автомобилей и на аукционах. Продавец машины договаривается с другом или знакомым, чтобы тот сделал вид, что хочет купить машину, и повышал цену, чтобы другие желающие купить её также повышали цену. Оба сговорившихся совершают запретное, и продают свою религию за преходящие блага мира этого.
К запретным видам продаж относится любая продажа, при которой остаётся неизвестным что-то из того, что должно быть известным, имеет место риск или элементы азартной игры.
Ислам запрещает эти виды продаж, именуемые гарар, защищая права людей и оберегая их имущество. Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * запретил продажу с бросанием камешков и продажу-гарар [Муслим].
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Запрет продажи-гарар — одна из величайших основ в продаже, и в неё входит множество вопросов, например, продажа сбежавшего раба, продажа несуществующего, продажа неизвестного и продажа того, что человек не может передать покупателю, или того, что ещё не принадлежит продавцу. Сюда же относится продажа рыбы в море, молока в вымени, приплода скота в чреве матери и другие подобные виды продаж. Все они недействительны и не разрешены в исламе, потому что это гарар (ненадёжность, негарантированность), в котором нет никакой потребности».
Приведём несколько примеров продажи-гарар. Человек идёт в магазины, которые продают товар в рассрочку, и договаривается о покупке автомобиля или какого-нибудь прибора, которых у них нет. Затем они заключают договор, он вносит залог (задаток) или часть цены, а потом хозяин магазина покупает товар в другом месте и отдаёт его покупателю.
Ещё один пример: покупатель идёт в один из банков, которые занимаются ростовщичеством, и договаривается с ними о покупке чего-либо, затем идёт и покупает то, что ему нужно с условием, что банк заплатит магазину полную стоимость товара, а покупатель потом будет выплачивать банку его стоимость в рассрочку, в виде ежемесячных взносов. Эти и другие подобные примеры относятся к продаже-гарар и запретному ростовщичеству, и мусульманину не разрешается совершать их. Хаким ибн Хазам передаёт, что он сказал: «О Посланник Аллаха! Ко мне приходят люди и просят продать им то, чего у меня нет, чтобы я потом пошёл и приобрёл это на рынке». Пророк * сказал: «Не продавай того, чего у тебя нет» (Ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным).
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, изучайте вашу религией и будьте бдительны, и тогда вы преуспеете.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, будь доволен праведными халифами, имамами, ведомыми прямым путём, Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али, и будь доволен его семьёй и его жёнами — матерям верующих, а также остальными сподвижниками и всеми, кто последовал за ними до самого Судного дня (Аллахумма-рда ‘ани-ль-хуляфаи-р-рашидин аль-аиммати-ль-махдиййин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва-рда ‘ан алихи ва азваджихи уммахати-ль-му’минина ва саири сабихи ва ман таби‘ахум би-ихсанин иля йауми-д-дин).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, мусульманам и мусульманкам! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-муслимина ва-ль муслимат).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимин).
О Аллах, помилуй их, О Аллах, помилуй их, О Аллах, помилуй их! (Аллахумма-рхамхум, Аллахумма-рхамхум, Аллахумма-рхамхум).
О Аллах, утешь их, возврати их пропавших и исцели их больных и избавь тех из них, кого постигла беда (Аллахумма-джбур касра кулюбихим, Аллахумма рудда гаибахум ва-шфи маридахум ва ‘афи мубталяхум).
О Аллах помоги им погасить их долги! (Аллахумма-кды-д-дейна ‘анхум).
О Аллах, помилуй слабого из нас, покрой наши недостатки, прости наши ошибки и избавь нас от несчастий (Аллахумма-рхам да‘фана ва-стур ‘айбана ва-гфир заллятана ва-кшиф карбатана).
О Аллах, помилуй нас, стоящих пред Тобою! (Аллахумма-рхам вукуфана байна йадейка).
О Аллах, сделай светлыми наши лица! (Аллахумма баййид вуджухана).
О Аллах, даруй нам Твой Рай и Твоё довольство! (Аллахумма акримна би-джаннатика ва ридваник).
О Аллах, возврати мусульманскую молодёжь к их религии прекрасным возвращением! (Аллахумма рудда шабаба-ль-муслимин иля динихим раддан джамилян).
О Аллах, убереги мусульманок от всего сомнительного и от страстей, от непристойной одежды и оголения, о наш Покровитель! О Господь миров! (Аллахумма-хфаз нисаа-ль-муслимина мина-ш-шубухати ва-ш-шахавати ва мина-т-табаррудж ва-с-суфур Мауляна Рабба-ль-‘алямин).
О Аллах, будь с нами и не будь против нас, и сделай благим завершение наших дел, о наш Покровитель! О Господь миров! Поистине, Ты всё можешь! (Аллахумма кун ма‘ана ва ля такун ‘аляйна ва-хтим би-с-салихати а‘маляна Рабба-ль-‘алямин. Иннака ‘аля кулли шейин кадир).