Хутба 17. Предостережение от ширка
Часть первая
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70–71).
О люди! Бойтесь Аллаха, делайте то, что Он велел вам, и избегайте того, что Он вам запретил, и знайте, что самое великое из того, что Всевышний Аллах велел вам делать — исповедание Единобожия, которое означает посвящение поклонения Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и все мы сотворены Всевышним только для поклонения. Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Приверженность Единобожию приносит пользу нам самим. Мы нуждаемся в поклонении Всевышнему, которое позволяет нам снискать Его милость и спастись от Его наказания. Всевышний Аллах повелел нам поклоняться Ему ради нашего же блага. Он же не нуждается в нашем поклонении. Всевышний сказал: «Муса [Моисей] сказал: “Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы”» (14:8).
Поистине, Всевышний Аллах радуется покаянию Своего раба. Посланник Аллаха * сказал:
« لَلَّهُ أَشَدُّ فَرَحًا بِتَوْبَةِ عَبْدِهِ الْمُؤْمِنِ مِنْ رَجُلٍ فِي أَرْضٍ دَوِّيَّةٍ مَهْلِكَةٍ ، مَعَهُ رَاحِلَتُهُ عَلَيْهَا طَعَامُهُ وَشَرَابُهُ ، فَنَامَ فَاسْتَيْقَظَ وَقَدْ ذَهَبَتْ ، فَطَلَبَهَا حَتَّى أَدْرَكَهُ الْعَطَشُ ، ثُمَّ قَالَ أَرْجِعُ إِلَى مَكَانِيَ الَّذِي كُنْتُ فِيهِ فَأَنَامُ حَتَّى أَمُوتَ ، فَوَضَعَ رَأْسَهُ عَلَى سَاعِدِهِ لِيَمُوتَ ، فَاسْتَيْقَظَ وَعِنْدَهُ رَاحِلَتُهُ، وَعَلَيْهَا زَادُهُ وَطَعَامُهُ وَشَرَابُهُ ، فَاللَّهُ أَشَدُّ فَرَحًا بِتَوْبَةِ الْعَبْدِ الْمُؤْمِنِ ، مِنْ هَذَا بِرَاحِلَتِهِ وَزَادِهِ »
«Поистине, Аллах радуется покаянию Своего верующего раба больше, чем человек, который уснул в бесплодной пустыне и, проснувшись, обнаружил, что его верблюдица, на которой была его еда и питьё, убежала, и отправился на её поиски, а когда его измучила жажда, сказал: “Вернусь на то место, где я был, и буду спать там, пока не умру” — и положил голову на руку, готовясь умереть, а, проснувшись, обнаружил, что верблюдица с его едой и питьём стоит возле него. Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем обрадовался этот верующий, увидев свою верблюдицу и свои припасы» [Муслим].
И знайте, что самое великое из того, что Аллах запретил вам — придавание Ему сотоварищей (ширк — شرك), который означает обращение любого вида поклонения к кому-то или чему-то помимо Аллаха. Это может быть мольба, жертвоприношение, обет, страх, надежда и так далее.
Мольба (ду‘а — دعاء) бывает двух видов: ду‘а-просьба и ду‘а-поклонение. Ду‘а-просьба — это когда верующий просит Аллаха о благе мира этого или мира вечного. А в ду‘а-поклонение входят все способы приближения к Всевышнему, тайные и явные, потому что поклоняющийся Всевышнему надеется на то, что Всевышний примет его поклонение и вознаградит его. В аятах Корана, содержащих веление обращаться к Всевышнему с мольбой, запрет обращения с мольбой к кому-то помимо Аллаха и восхваления взывающих к Нему, подразумевается ду‘а-просьба, ду‘а-поклонение и жертвоприношение.
Всевышний сказал: «Скажи: “Поистине, моя молитва и моё жертвоприношение [или поклонение], моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров”» (6:162).
Всевышний также сказал: «Посему совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» (108:2).
Всевышний также сказал: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (76:7). Всё перечисленное — право Всевышнего Аллаха, и не разрешается обращать эти виды поклонения к кому-либо, помимо Аллаха.
Всевышний сказал: «Поистине, кто придаёт Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна» (5:72).
Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придют сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (4:48).
Страх также является поклонением. Существует несколько видов страха.
1. Страх, который является ширком. Это когда человек боится чего-то и считает, что объект его страха может причинить ему вред или принести пользу в мире вечном или сделать ему зло в мире этом.
2. Запрещённый страх — это когда человек боится кого-то и потому не исполняет своих обязанностей перед Всевышним или не соблюдает Его запретов. Например, человек не совершает молитву из страха перед другим человеком или не посещает коллективную молитву, опасаясь чьего-то порицания. Это запрещено. Некоторые учёные сказали: «Это один из видов ширка, потому что неисполнение человеком веления и несоблюдение запрета из страха, что люди будут порицать его или не будут хвалить его, или будут приписывать ему что-то неприятное, означает, что человек боится людей больше, чем Всевышнего Аллаха, а это запрещено, потому что всё, что ведёт к запретному — запретно».
3. Разрешённый (естественный) страх. Это когда человек боится врага, зверя, огня или чего-то, приносящего вред или угрожающего гибелью.
К поклонению относятся любовь, надежда, смирение и упование на Аллаха. Упование на Аллаха — это когда человек полагается на Всевышнего и надеется на Его помощь, прилагая при этом усилия для того, чтобы получить пользу или отвести от себя вред дозволенными способами. Всевышний Аллах сказал: «Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» (5:23). Всевышний также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (65:3).
Смирение — это покорность Аллаху, сопровождаемая признанием Его величия и покорным принятием Его предопределения. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).
К поклонению относится богобоязненность — то есть, страх перед Всевышним, основанный на знании о Его величии и полноте Его власти. Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (2:150).
К поклонению также относится обращение к Всевышнему Аллаху посредством покорности Ему и отказа от ослушания Его. Всевышний Аллах сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (39:54).
Просьба о помощи в делах мира этого и в делах религии также относится к поклонению. Всевышний Аллах сказал: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (1:5). А Посланник Аллаха * сказал Ибн ‘Аббасу: «Если захочешь попросить о помощи, то проси у Аллаха…» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Просьба о защите также является поклонением. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил”» (113:1–2). Всевышний также сказал: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей”» (114:1–3).
Ширк бывает двух видов. Первый вид: великий ширк, выводящий человека из религии, навечно ввергающий человека в Огонь и запрещающий ему вход в Рай. Всевышний Аллах лишает человека, совершающего великий ширк, Своей милости и прощения. Этот вид ширка включает поклонение кому-то или чему-то кроме Аллаха. Например, человек обращается с мольбой к умершим, джиннам и Шайтанам, прося их об удовлетворении какой-то нужды или избавлении от беды, или совершает жертвоприношение им в надежде, что они исцелят его больного или отведут от него зло. Так поступал народ Нуха, который поклонялся давно умершим праведникам. Всевышний сказал: «…и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘, Йагуса, Йа‘ука и Насра”» (71:23). А в «Сахихе» аль-Бухари приводятся слова Ибн ‘Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими): «Это имена праведников из народа Нуха. После их кончины Шайтан внушил их народу, чтобы они сделали каменных истуканов, поставили их в месте своих собраний и назвали их именами этих праведников. Они так и сделали, однако тогда ещё этим истуканам никто не поклонялся, а когда прошло время, и забылась история этих истуканов, им начали поклоняться». А Ибн Джарир передаёт: «Йагус, Йа‘ук и Наср были праведными людьми из числа потомков Адама, и у них были последователи, которые брали с них пример. А когда они умерли, их товарищи сказали: “Если бы мы создали их изображения, это побуждало бы нас к поклонению” — и они сделали их изображения. А когда и они умерли и им на смену пришли другие, Иблис стал наущать их, говоря: “Поистине, они поклонялись им, и им ниспосылался дождь” — и они начали поклоняться им».
О рабы Аллаха! Это один из видов поклонения не Аллаху, который совершал народ Нуха. Это было во времена невежества, до начала пророческой миссии Мухаммада *. Потом это поклонение было забыто, и люди стали поклоняться одному лишь Аллаху. Однако со временем знание исчезло, и люди стали следовать своим страстям и сомнительному и возводить на Аллаха ложь безо всякого знания. Они начали поклоняться другим божествам наряду с Аллахом.
Одни стали обращаться с мольбами к могилам, прося о том, что способен дать только Всевышний Аллах — например, об исцелении больного, возвращении пропавшего, погашении долга и рождении ребёнка. Они стали совершать обход вокруг могил, привязывать на них лоскутки и давать им обеты. Поистине, их дела были скверными, а убеждения — неправильными.
Разве не знали они, что те, к кому они взывают, помимо Аллаха, не могут слышать? Даже если бы они могли слышать, они не ответили бы им… О Аллах, наставь нас на правильный путь и утверди нас на нём!
Второй вид ширка — это малый ширк: совершение дел напоказ людям, клятва не Аллахом и слова вроде: «Как пожелает Аллах и такой-то», «Если бы не Аллах и ты, не случилось бы то-то». Этот вид ширка не выводит человека из религии, однако он опасен и, совершая его, человек берёт на себя огромный грех. К тому же, малый ширк может перерасти в великий.
О рабы Аллаха! Поскольку ширк так опасен, то мусульманин должен знать его проявления, чтобы избегать их. Он должен изучать правильную ‘акыду и знать то, что делает её недействительной (великий ширк) или неполноценной (малый ширк). А если человек не знает, что такое ширк, всегда существует вероятность того, что он станет совершать его по незнанию.
Повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб ** сказал: «Узлы, скрепляющие ислам, могут ослабнуть и развязаться один за другим, когда в исламе появятся поколения, не знающие, что такое джахилиййа (доисламские времена, эпоха невежества)».
А Хузейфа ибн аль-Йаман передаёт: «Люди спрашивали Посланника Аллаха * о благом, а я спрашивал его о зле, опасаясь, что оно постигнет меня». Да и как же человек может не бояться впасть в ширк, если даже Ибрахим (мир ему) боялся этого! Всевышний сказал: «Вот Ибрахим [Авраам] сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Поистине, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты — Прощающий, Милосердный» (14:35–36). Конечно, он разбил идолов своими руками, однако он опасался искушения. Верующий никогда не считает, что искушение обойдёт его стороной. Он нуждается в том, чтобы Аллах утвердил его в истине.
И как может человек не бояться впасть в ширк, если наш Пророк * сказал своим сподвижникам:
« إِنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَيْكُمْ، الشِّرْكُ الأََصْغَرُ ، قَالُوا : وَمَا الشِّرْكُ الْأَصْغَرُ ، يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: الرِّيَاءُ ، يَقُولُ : اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِذَا جُزِيَ النَّاسُ بِأَعْمَالِهِمْ ، اذْهَبُوا إِلَى الَّذِينَ كُنْتُمْ تُرَاءُونَ فِي الدُّنْيَا فَانْظُرُوا هَلْ تَجِدُونَ عِنْدَهُمْ جَزَاءً »
«Больше всего боюсь я для вас малого ширка». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что такое малый ширк?» Он сказал: «Показуха. В День, когда Аллах воздаст Своим рабам по заслугам, Он скажет таким людям: “Идите к тем, напоказ кому вы делали то, что делали, в земной жизни, и посмотрите, найдётся ли у них награда и благо для вас!”» [Имам Ахмад; его передатчики — передатчики достоверных хадисов]. Шейх ‘Абду-р-Рахман ибн Хасан (да помилует его Аллах) сказал: «Если Посланник Аллаха * боялся, что его сподвижники впадут в ширк, несмотря на совершенство их знания и силу их веры, то как же не бояться этого тем, кто намного ниже их по уровню своего знания и силе веры?!».
О рабы Аллаха! Как же нам не бояться впасть в ширк, если сегодня очень многие мусульмане впали в него и совершали все его виды у могил и гробниц, которые есть во многих городах и странах — они увенчаны куполами, закрыты занавесями и возле них стоят ящики для сбора средств, жертвуемых по обету. Они подготовлены для того, чтобы люди совершали обход вокруг них и прикасались к ним в надежде получить «благословение», обращались за помощью к их обитателям и превращали их в посредников между собой и Всевышним. Как сказали их товарищи из числа первых многобожников: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (39:3).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказала Пророку * о церкви, расписанной различными изображениями, которую она видела в Эфиопии:
« أُولَئِكَ إِذَا مَاتَ فِيهِمُ الرَّجُلُ الصَّالِحُ ، أو العبدُ الصالحُ ، بَنَوْا عَلَى قَبْرِهِ مَسْجِدًا ، وَصَوَّرُوا فِيهِ تِلْكَ الصُّوَرَ، أُولَئِكَ شِرَارُ الْخَلْقِ عِنْدَ اللَّهِ »
«Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят на его могиле храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскресения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!» [Аль-Бухари; Муслим].
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и просите Его, чтобы Он привёл вас к знанию Истины, помог вам действовать согласно ей и утвердил вас в ней:
«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий!» (3:8).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Который прощает все грехи, кроме придавания Ему сотоварищей, и благословения и приветствия Пророку Мухаммаду, милости для миров, который постоянно предостерегал свою общину от ширка.
О рабы Аллаха! Ширк делает тщетными все дела человека, даже если их много. Всевышний Аллах сказал: «Мы займёмся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (25:23). Кроме того, ширк ввергает человека в Огонь навечно. Имущество, жизнь и честь человека, совершающего ширк, перестают быть неприкосновенными. Он поступает несправедливо с самим собой, впадая в явное заблуждение, и Аллах не поможет ему, не посмотрит на него в Судный день и не очистит Его, и не примет от него выкупа.
Мухаммад ибн аль-Мукрим сказал: «О Аллах, поистине, мы просим у Тебя правильного исповедания Единобожия и искренности в вере. Посмотри на этих людей, которым не приносит пользы совершаемый ими обход, их тальбийа и их слова об идоле, что Он принадлежит Тебе, и слова: “он со всем, что есть у него, принадлежит Тебе”. Они называют его сотоварищем, и из-за этого все их дела стали тщетными. Они не считаются исповедующими Единобожие, потому что делают исключение (говоря: “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который есть у Тебя, и он, со всем, что есть у него, принадлежит Тебе”), и не принесёт им пользы оправдание: мол, мы делаем это: “…только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе” (39:3)».
Мой брат мусульманин! Постарайся оказаться одним из тех, кто удостоится чести получить заступничество Пророка *, ибо, поистине, мольба Пророка * не останется без ответа. А обращаться с мольбой к Всевышнему он будет только за тех, кто не придавал Аллаху сотоварищей. Пророк * сказал:
« لِكُلِّ نَبِيّ دَعْوَةٌ مُسْتَجَابَةٌ ، فَتَعَجَّلَ كُلّ نَبِيٍّ دَعْوَتهُ ، وَإِنِّي اِخْتَبَأْتُ دَعْوَتِي شَفَاعَةً لأُمَّتِي يَوْم الْقِيَامَة ، فَهِيَ نَائِلَةٌ إِنْ شَاءَ اللَّه مَنْ مَاتَ مِنْ أُمَّتِي لاَ يُشْرِكُ بِاَللَّهِ شَيْئًا »
«Каждому пророку была предоставлена возможность обратиться к Аллаху с мольбой, которая не останется без ответа, и все пророки воспользовались этой возможностью, а я приберёг свою мольбу для заступничества за мою общину в Судный день, и она охватит, если будет на то воля Аллаха, тех членов моей общины, которые умерли, не придавая Аллаху сотоварищей» [Аль-Бухари; Муслим].
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах! Будь доволен всеми сподвижниками — Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом, ‘Али и другими, и их семьями и жёнами (Аллахумма-рда ани-с-сахабати аджмаин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва ан саири-с-сухуб ва-ль-аль ва-ль-азвадж).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат).
О Аллах, облегчи нам дела наши, помоги нам совершить как можно больше благих дел, чтобы осуществились наши мечты, и чтобы наш конец в этом мире был благим! (Аллахумма йассир умурана ва-шрах судурана ва хаккык би-з-зийадати мина-ль-а‘мали-с-салихати а‘маляна ва-хтим биха аджаляна).
О Аллах, помоги нам делать добро и отдаляться от всего мерзкого и порицаемого! (Аллахумма а‘инна аля фи‘ли-ль-хайрат ва тарки-ль мункарат).
О Аллах, не давай Шайтану власти над нами! (Аллахумма ля таджаль ли-ш-Шайтани иляйна ва ля ‘аляйна сабиля).
О Аллах, прости нам нашу слабость, помоги нам и прости нам наши грехи и проступки! (Аллахумма-рхам да‘фана ва-джбур касрана ва-гфир зунубана ва-стур ‘айбана).
О Аллах, сделай Коран весной наших сердец, нашим светом и уходом печалей наших! (Аллахумма-дж‘али-ль-Кур’ана-ль-Карим раби‘а кулюбана ва нура судурана ва джаляа хумумана).
О Аллах, помоги нам погасить наши долги и быть воздержанными и нетребовательными! (Аллахумма-кды-д-дейн ‘анна ва-дж‘альна мина-з-захидин).
О Аллах, прости нашим родителям и родителям наших родителей! (Аллахумма-гфир ли-валидейна ва валиди валидейна).
О Аллах, помилуй их, спаси и введи в Сады наслаждения! (Аллахумма-рхамхум ва акримхум би-джаннатикя джаннати-н-на‘им).
О Аллах, сделай праведными наших молодых людей и девушек! (Аллахумма аслих шабаба-ль-муслимина ва аслих банати-ль-муслимин).
О Аллах, прости нам наши прошлые и будущие грехи, тайные и явные (Аллахумма-гфир ляна ма каддамна ва ма аххарна ва ма асрарна ва ма а‘лянна).
«Господь наш, не взыщи с нас за то, что мы забыли или ошиблись! Господь наш, и не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Поистине, Ты — Прощающий, Милосердный!»
Хутба 18. Любовь к Аллаху и Его Посланнику *
Часть первая
Хвала Аллаху за Его милосердие и благодеяние. Он даровал нам множество милостей и благ, тайных и явных. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Аллах направил к людям с верным руководством и религией Истины, чтобы превознести её над всеми остальными религиями. Посредством него был получен довод против людей, и посредством него Аллах довёл до конца Свою милость к нам. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников!
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и повинуйтесь Ему, любя Его и возвеличивая, стремясь к Его награде и страшась Его наказания. Он — Бог, у Которого ищут защиты и прибежища людские сердца. Они поклоняются Ему, любя Его и возвеличивая. Сердце человека привыкло любить того, кто делает ему добро, а ведь всё добро и благодеяние исходит от Всевышнего Аллаха. Всевышний сказал: «Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха» (16:53).
Раб Аллаха должен любить своего Господа самой сильной любовью, на которую он только способен, и поклоняться Ему Одному, никого и ничего не придавая Ему в сотоварищи. Существуют признаки, указывающие на то, что верующий действительно любит своего Господа. Всевышний сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи…”» (3:31). Когда человек следует за Посланником *, исполняя его веления и избегая того, что он запретил, это указывает на его любовь ко Всевышнему Аллаху: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной…”» (3:31).
А человек, утверждающий, что любит Всевышнего, и при этом поступающий наперекор Его Посланнику *, лжёт. Один из наших праведных предков сказал: «Некоторые люди стали утверждать о своей любви к Аллаху, и Аллах ниспослал: “Скажи: ‹Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный›” (3:31)».
В этих аятах упоминается непременное условие и признак, который является неоспоримым доказательством правдивости того, кто утверждает о своей любви к Всевышнему Аллаху. Это следование за благородным Посланником *, Ведь Всевышний сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха…”» (3:31).
Следование Пророку * — это не просто слова, за которыми не следуют действия. Это исполнение велений Пророка * и соблюдение его запретов, и подражание ему во всём, с чем он пришёл. Эти действия быстро приносят добрые плоды и великую награду — это любовь Всевышнего Аллаха, и прощение грехов: «…и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи» (3:31).
Всевышний также сказал:
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и суровы к неверующим, и будут сражаться на пути Аллаха, не боясь порицания порицающих» (5:54).
В этом аяте упомянуты четыре признака любви верующего к своему Господу. Перечислим их.
1. Смирение перед верующими. Человек, любящий Всевышнего, проявляет милосердие и сочувствие к верующим и делает им добро.
2. Непреклонное отношение к неверующим. Человек, любящий Всевышнего, суров к неверующим, ненавидя в них их неверие. Всевышний Аллах сказал: «Они суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).
Если же у человека неверующий отец, мать, жена, брат или сестра, то он должен поддерживать с ними хорошие отношения в этом мире, делать им добро, говорить с ними мягко, деликатно призывать их к исламу, уважать их, поддерживать с ними связь и жить мирно. Если же они станут побуждать его к ослушанию Аллаха, он не должен подчиняться им.
3. Борьба на пути Аллаха телом, имуществом, языком и сердцем.
4. Человек, любящий Всевышнего, не боится порицания порицающего, когда речь идёт об исполнении велений Аллаха. Упрёки людей не могут заставить его отказаться от борьбы на пути Аллаха, призыва к исламу, побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого.
Одним из признаков искренней любви к Всевышнему является предпочтение человеком того, что любит Аллах, тому, что любит он сам и к чему склоняется его душа. Это может быть имущество, родные или родина. Всевышний сказал:
«Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока придёт веление от Аллаха. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”» (9:24).
В этом аяте Всевышний Аллах повелел Своему Пророку * пригрозить тем, кого семья, имущество, соплеменники, торговля или жилище удерживают от исполнения обязанностей, возложенных на них Всевышним, например, борьбы на пути Аллаха, переселения и так далее. Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал, комментируя этот аят: «То есть если эти вещи “милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите” — то есть ждите наказания, которое постигнет вас».
Шейх Ибн Са‘ди (да помилует его Аллах) сказал: «Любовь к Аллаху и Его Посланнику должна быть важнее всего остального Всевышний сказал: “Скажи: ‹Если ваши отцы...›” — а также матери, “ваши сыновья, ваши братья” не только родные, “ваши супруги, ваши семьи» то есть, ваши родные вообще, “приобретённое вами имущество”, которое досталось вам нелёгким трудом. Упоминается именно такое имущество, потому что оно обычно намного дороже человеку, чем то которое достаётся без особых усилий, “торговля, застоя в которой вы опасаетесь” — имеется в виду торговля всеми видами товаров — ценностями, посудой, оружием, вещами для дома, зерновыми, съестным, скотом и так далее, “и жилища, которые вы облюбовали” построенные и украшенные по вашему вкусу. Если все эти вещи “милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути”, то вы нечестивцы, поступающие несправедливо с самими собой, так “ждите...” наказания, которое постигнет вас “пока придёт веление от Аллаха”, которое неотвратимо. “А Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей” то есть тех, кто не повинуется Аллаху и для кого что-то из перечисленного важнее любви к Аллаху».
Этот аят — величайшее доказательство того, что верующий обязан любить Аллаха и Его Посланника, и эта любовь должна быть для него важнее всего остального. В этом аяте Всевышний угрожает наказанием тому, кто любит что-то из перечисленных вещей больше Аллаха, Его Посланника и борьбы на Его пути. Проявлением этого становится предпочтение человеком того, что любит он сам, тому, что любит Всевышний Аллах и Его Посланник. А это означает, что он поступает несправедливо и не исполняет возложенную на него Всевышним обязанность.
Сравните же положение большинства мусульман сегодня с положением первых искренних мусульман — сподвижников и тех, кто следовал их путём. Большинство из нас сегодня предпочитают удовлетворение своих желаний покорности Господу. Слыша призыв на молитву, мы не спешим в мечеть, предпочитая сон, отдых и бесполезные развлечения. Вместо того, чтобы ответить на призыв глашатая Аллаха, мы отвечаем на призыв Шайтана, своей страсти и своей души. А если мы слышим призыв на молитву по дороге на работу, мы предпочитаем удел мира этого уделу мира вечного и отправляемся работать, вместо того чтобы пойти на молитву, и ослушиваемся нашего Господа. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (62:9).
Всевышний также сказал:
«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и закатятся взоры» (24:36–37).
Торговец, который наживается запретными путями вроде ростовщичества, мошенничества, обмана и лжи, предпочитает любовь к имуществу любви к Аллаху и забывает Слова Всевышнего:
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что так лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (3:180).
Всевышний Аллах повелел родителю побуждать своих детей к совершению обязательной молитвы, водить их в мечеть и спасать их таким образом от Адского огня. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (66:6).
А Пророк * сказал:
« مُرُوُا أَوْلاَدَكُمْ بِالصَّلاَةِ لِسَبْعٍ ، وَاَضْرِبُوْهُمُ عَلَيْهَا لِعَشْرٍ »
«Велите своим детям совершать молитву с семи лет и бейте их за отказ совершать её с десяти лет» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Однако в наше время родители пренебрегают велением Всевышнего Аллаха и Его Посланника и оставляют детей дома. Дети не ходят на молитву и не знают, что такое мечеть. И всё потому, что для многих родителей их любовь к детям важнее любви к Аллаху. Они не хотят бить детей или злить их, даже если при этом они ослушиваются своего Господа и не исполняют своей обязанности перед Ним. Они любят детей сильнее, чем Аллаха, и избежать гнева детей важнее для них, чем избежать гнева Аллаха. А если бы всё было наоборот, веление Всевышнего было бы для них важнее любви к детям.
Когда Всевышний повелел пророку Ибрахиму (мир ему) принести в жертву долгожданного сына, которого Он даровал ему, когда Ибрахим был уже стар, он поспешил исполнить веление Господа. Его любовь к Всевышнему была сильнее любви к сыну. Когда стало очевидным его намерение и искренность его любви к Господу, Аллах отменил Своё веление и велел ему принести в жертву овна, а потом обрадовал его вестью о другом сыне — Исхаке, а также о сыне Исхака Йа‘кубе. И всё это — благословение, которое принесла Ибрахиму (мир ему) покорность Всевышнему и предпочтение любви к Нему любви к кому бы то ни было.
О рабы Аллаха! Мы обязаны любить не только Всевышнего Аллаха, но и Его Посланника *, поскольку любовь к нему — непременное следствие любви к Аллаху и неотделима от неё. Анас ибн Малик ** передаёт, что Пророк * сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своё имущество, своего отца и всех людей» [Аль-Бухари; Муслим].
А аль-Бухари приводит такой хадис: «Однажды, когда мы находились в обществе Пророка *, который держал за руку ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Умар сказал ему:
« لأَنْتَ يَا رَسُوُلَ اللهِ أَحَبَّ إِليَّ مِنْ كُلِ شَيءٍ إِلاَّ مِنْ نَفْسِي ، فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم : لاَ وَالَّذِيِ نَفْسِي بِيَدِهِ حَتَىَ أَكُوُنَ أَحَبَ إِليْكَ مِنْ نَفْسِكَ . فَقَالَ لَهُ عُمَرُ: فَإِنَّكَ الآنَ أَحَبَّ إَليَّ مَنْ نَّفْسِي . فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم : الآنَ يَا عُمَرُ »
“О Посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего на свете, кроме самого себя!” Пророк * сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не станет вера твоя совершенной, пока ты не полюбишь меня больше самого себя!” Тогда ‘Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!” — и Пророк *, сказал: “Сейчас, о ‘Умар!”».
Мы должны любить Посланника Аллаха *, потому что он объяснил нам, в чём благо для нас, указал нам путь к спасению и счастью и предостерёг нас от зла и всего, что ведёт нас к гибели. Благодаря ему, мы стали на истинный путь. Любовь к Посланнику * предполагает следование за ним и подчинением ему. А кто утверждает, что любит Посланника * и при этом не следует за ним, не придерживается его Сунны и не отказывается от нововведений, противоречащим его Сунне, тот лжёт, потому что любовь к Посланнику * предполагает исполнение его велений и соблюдение его запретов. Всевышний Аллах сказал:
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80).
Если человек любит то, что любит Аллах <