Хутба 13. Предостережение от обольщения миром этим

Часть первая

Хвала Аллаху, Господу миров, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас: чьи дела окажутся лучше? И Он — Могущественный, Прощающий. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, добрый вестник и предостерегающий увещеватель, и сияющий светоч. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников до Дня воскрешения.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха:

«И пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель [Шайтан] не вводит вас в заблуждение относительно Аллаха» (35:5).

О рабы Аллаха! Задумайтесь о своём положении, вспомните о том, что ждёт вас впереди и посмотрите на свои дела, ибо, поистине, вы были сотворены не просто так и не уйдёте от ответа за свои поступки. Знайте, что воздаяние соответствует делам, и что сегодня — дела, и нет расчёта, а завтра — расчёт, и не будет дел. Подумайте о мире этом и его недолговечности:

«Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:26–27).

Всё живое в этом мире умирает, каждый сильный становится слабым, а всё новое — ветхим, и всё прекрасное и цветущее в конце концов разрушается и гибнет. Всевышний Аллах предостерегает нас в благородном Коране от обольщения миром этим, напоминает нам о его непостоянстве и недолговечности и приводит множество примеров. Всевышний сообщил нам об участи каждого, кто занят только миром этим, думает лишь о нём и стремится лишь к нему, отворачиваясь от мира вечного. Всевышний сказал:

«Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они творили» (10:7–8).

Всевышний также сказал:

«Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (11:15–16).

А Посланник Аллаха * сказал:

« مَا الدُّنْيَا في الآخِرَةِ ، إِلاَّ كَمِثْلُ مَا يَجْعَلُ أَحَدُكُمْ أُصْبُعَهُ في اليَمِّ ، فَلْيَنْظُرْ بِمَ يَرْجِعُ »

«Мир этот по сравнению с миром вечным — словно палец, который один из вас погружает в море — пусть посмотрит, с чем он вернётся» [Аль-Бухари; Муслим].

А в другом хадисе сказано:

« الدُّنْيَا سِِجْنُ المُؤْمِنِ ، وَجَنَّةُ الكَافِرِ »

«Мир этот — тюрьма для верующего и рай для неверующего» [Муслим].

А в другом хадисе говорится:

« لَوْ كَانَتِ الدُّنْيَا تَعْدِلُ عِنْدَ الله جَنَاحَ بَعُوضَةٍ ، مَا سَقَى مِنْهَا كَافِراً شَرْبَةَ مَاءٍ »

«Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, Он не дал бы неверующему из него и глотка воды» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].

Аль-Хасан аль-Басри написал ‘Умару ибн ‘Абду-ль-‘Азизу: «Поистине, мир этот — временное пристанище, а не постоянное местопребывание, и, поистине, Адам был низвергнут в него в качестве наказания; остерегайся же его, о повелитель верующих, ибо поистине, настоящий запас в нём — оставление его, истинное богатство — бедность в нём, и тот, кого этот мир возвеличил, будет унижен, а тот, кого он обеспечит, потеряет всё. Мир этот подобен яду, который человек принимает, не зная, что это — его погибель. Остерегайся же этой обители обмана и обольщения, остерегайся всего, что относится к ней и делается для неё! Радость в ней омрачается грустью, а к безмятежности примешивается тревога. Даже если бы Творец не сказал нам правду о ней и не привёл для неё пример, этого было бы достаточно, чтобы разбудить спящего и заставить остепениться беспечного. Да и как же иначе, ведь к нам пришёл от Аллаха предостерегающий от неё и увещающий о ней. Нашему Пророку * были предложены ключи от неё и её сокровища, которые у Аллаха не стоят и комариного крыла, однако он отказался принять их. Он не пожелал любить то, что ненавистно его Творцу, и возвышать то, что принизил Его Властелин. Аллах свернул её перед праведными, желая им блага, и расстелил её перед Своими врагами, желая обольстить их. Неужели обольщённый ею, которому она дарована, полагает, что это почёт, оказанный ему, и при этом забывает о том, как поступил Всевышний с Мухаммадом *, который от голода вынужден был привязывать к животу камень? Клянусь Аллахом, человек, которому даровано многое из мира этого, и он при этом не опасается, что это Всевышний строит против него козни таким образом — слабоумный и недалёкий».

О рабы Аллаха! Поистине, порицание мира этого относится не к благам, пище, питью и имуществу, которое сотворил в нём Всевышний, а к действиям рабов Аллаха в этом мире. Кто гордится дарованными ему благами мира этого, любит их, и кого они отвлекают от покорности Аллаху и заставляют его забыть о мире вечном, тот заслуживает порицания и наказания. Вспомним, например, адитов, которых пророк Аллаха Худ (мир ему) предостерёг от наказания Всевышнего: «…они возгордились на земле безо всякого права и сказали: “Кто может превзойти нас силой?”» (41:15). Вспомним также Фараона, которого предостерегал пророк Аллаха Муса (мир ему): «Фараон воззвал к своему народу и сказал: “О мой народ! Разве не мне принадлежит власть над Египтом и эти реки, что текут подо мною? Разве вы не видите?”» (43:51).

Вспомним также Каруна, которому Аллах даровал несметные сокровища:

«Соплеменники сказали ему: “Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие”. Он сказал: “Всё это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю”» (28:76–78).

Он считал, что своё богатство он получил, благодаря своему знанию или же потому, что заслужил его. Тот, кто смотрит на мирские блага, оказавшиеся у него в руках, подобным образом, начинает превозноситься на земле и высокомерно относиться к людям, забывает о мире вечном — заслуживает порицания и наказания. А того, кто берёт от мира этого разрешённое, чтобы оно помогало ему в покорности Всевышнему, и не проявляет высокомерия, ожидает награда. Пророк * сказал:

« نِعْمَ المُالُ الصَّالِحُ لِلرَّجُلِ الصَّالِحِ »

«Как прекрасно, когда у праведного человека благое имущество» [Имам Ахмад; аль-Хаким; аль-Альбани назвал его достоверным].

А в другом хадисе Пророк * сказал:

« إنَّمَا الدُّنْيَا لأرْبَعَةِ نَفَرٍ : عَبْدٌ رَزَقَهُ اللهُ مَالاً وَعِلماً ، فَهُوَ يَتَّقِي فِيهِ رَبَّهُ ، وَيَصِلُ فِيهِ رَحِمَهُ، وَيَعْلَمُ للهِ فِيهِ حَقَّاً ، فَهذا بأفضَلِ المَنَازِلِ . وَعَبْدٌ رَزَقهُ اللهُ عِلْماً ، وَلَمْ يَرْزُقْهُ مَالاً ، فَهُوَ صَادِقُ النِّيَّةِ ، يَقُولُ : لَوْ أنَّ لِي مَالاً لَعَمِلتُ بِعَمَلِ فُلانٍ ، فَهُوَ بنيَّتِهِ ، فأجْرُهُمَا سَوَاءٌ . وَعَبْدٌ رَزَقَهُ الله مَالاً ، وَلَمَ يَرْزُقْهُ عِلْماً ، فَهُوَ يَخبطُ في مَالِهِ بغَيرِ عِلْمٍ ، لاَ يَتَّقِي فِيهِ رَبَّهُ ، وَلاَ يَصِلُ فِيهِ رَحِمَهُ ، وَلاَ يَعْلَمُ للهِ فِيهِ حَقّاً ، فَهذَا بأَخْبَثِ المَنَازِلِ . وَعَبْدٌ لَمْ يَرْزُقْهُ اللهُ مَالاً وَلاَ عِلْماً ، فَهُوَ يَقُولُ : لَوْ أنَّ لِي مَالاً لَعَمِلْتُ فِيهِ بعَمَلِ فُلاَنٍ ، فَهُوَ بنِيَّتِهِ ، فَوِزْرُهُمَا سَوَاءٌ »

«Поистине, в мире этом есть четыре группы людей. К первой относится такой человек, которому Аллах даровал богатство и знание, и, обладая богатством, он боится Господа своего, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, — такой окажется в наилучшем положении. Ко второй группе относится такой человек, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то”, — будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый, за что он получит такую же награду. К третьей относится такой человек, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, — такой в Мире Вечном окажется в наихудшем положении. И есть ещё раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то”, — придерживаясь таких же намерений, как и третий, за что он понесёт такое же бремя» [Имам Ахмад; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

О мусульмане! Сегодня многие люди увлечены миром этим и забывают о мире вечном. Одни заняты приобретением богатства и приумножением его, они пренебрегают исполнением своих обязанностей перед Всевышним — например, совершением молитвы и других обрядов поклонения. Другие погрузились в наслаждения мира этого и идут на поводу у своих страстей и желаний, стараясь вкусить всё, что можно, из его удовольствий. Такие люди изнежены и избалованы. Утопая в роскоши, они забыли о мире вечном и не желают вспоминать и говорить о нём. Они считают воздержанность, аскетизм и отказ от каких-то благ этого мира глупостью, потому что мир этот укоренился в их сердцах, и они не думают о мире вечном. Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и готовьтесь к встрече с Ним!

‘Аузу биЛляхи мин аш-Шайтани-р-раджим:

«Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит. Он — Слышащий, Видящий. Тот, кто сражается, сражается во благо себе. Поистине, Аллах не нуждается в мирах!» (29:5–6).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения для меня и для вас за каждый грех. Просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха ли ва лякум мин кулли занбин фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Одному лишь Аллаху, Который сотворил мир этот и сделал его нивой для мира вечного, и благословения и приветствия лучшему из сеявших на этой ниве и лучшему из тех, кто пожинал плоды своих трудов в мире вечном — Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем тем, кто был верен ему и поддерживал его.

О рабы Аллаха! Кто хорошо знает этот мир и понимает, что его блага и радости неотделимы от бед и печали, покой в нём вскоре сменяется тревогой, а за встречей следует разлука, тот знает, как должен вести себя человек в этом мире, и он не отвлекает его от мира вечного.

Однажды Посланник Аллаха * положил руку на плечо Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) и сказал ему:

« كُنْ فِي الدُّنْيَا كَأنَّكَ غَرِيْبٌ ، أَوْ عَابِرُ سَبِيْلٍ »

«Живи в этом мире так, словно ты путник или просто человек, проходящий мимо» [Аль-Бухари]. А сам Ибн ‘Умар говорил: «Дожив до вечера, не надейся дожить до утра, а дожив до утра, не надейся дожить до вечера и бери от своего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а от жизни — то, что пригодится для твоей смерти».

Ибн Раджаб (да помилует его Всевышний Аллах) сказал: «Это главный из хадисов, указывающий на необходимость отказаться от далеко простирающихся надежд в этом мире. Для верующего мир этот не должен становиться родиной и постоянным пристанищем, к которому он привык и которое он не собирается покидать. Наоборот, он должен чувствовать себя путником, как завещали все пророки и их последователи».

Ибн ‘Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) слышал эти слова от лучшего из учителей и наставников, и их уловили чуткие уши и внимательное сердце.

Он исполнил веление Пророка * наилучшим образом. Как мы уже упоминали, он говорил: «Дожив до вечера, не надейся дожить до утра, а дожив до утра, не надейся дожить до вечера, и бери от своего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а от жизни — то, что пригодится для твоей смерти».

Да, такова истинная сущность мира, в котором мы живём, и именно так должен вести себя человек в земной жизни. Один человек вошёл к Абу Зарру ** и, посмотрев по сторонам, сказал: «О Абу Зарр! А где же ваши вещи?» Он ответил: «У нас есть дом, в который мы собираемся переехать». Тот человек сказал: «Но ведь тебе необходимы вещи, пока ты находишься здесь». Он сказал в ответ «Хозяин дома не оставляет нас в нём».

А один из наших праведных предков написал своему брату: «Брат мой! Пусть не кажется тебе, что ты сидишь на одном месте. На самом деле ты постоянно идёшь, более того — ты ведом. Смерть идёт к тебе навстречу, а мир этот остаётся позади тебя, и часть твоей жизни, которая прошла, уже никогда к тебе не вернётся».

Сколько людей, начав свой день, не дожили до его конца, и для скольких людей, строивших планы на завтра, завтра не наступило...

Верующий должен запасаться в этом мире для мира вечного, и пусть дела и положение тех, кто был с ним, а потом перешёл в мир иной, станут для него назиданием, ибо разумный человек учится на чужих ошибках.

О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и его жён. И да будет Аллах доволен праведными халифами, имамами, ведомыми прямым путём, Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али (Аллахумма салли аля Мухаммадин ва ‘аля алихи ва сахбихи ва азваджихи ва-рда ‘ани-ль-хуляфаи-р-рашидин аль-аиммати-ль-махдиййин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али).

О Аллах, помоги нам совершать благие дела и отдали нас от порицаемого (Аллахумма инна нас’алюка фи‘ля-ль-хайрати ва тарка-ль-мункарат).

О Аллах, помоги нам любить Тебя и любить всякое дело, приближающее нас к Твоей любви (Аллахумма инна нас’алюка хуббака ва хубба кулли ‘амалин йукаррибуна иля хуббика).

О Аллах, воздай нам благодеянием за благодеяние, а за дурные дела — прощением! (Аллахумма-джазина би-ль-ихсани ихсанан ва би-с-сеййиати ‘афван ва гуфранан).

О Аллах, направь нас к совершению благих дел ибо, поистине, только Ты направляешь к ним, и отврати нас от дурных дел, ибо, поистине, только Ты отвращаешь от них (Аллахумма аршидна иля салихи-ль-а‘маль иннаху ля йаршиду иля салихиха илля Анта, ва-срифна ан сеййии-ль-а‘маль иннаху ля йасрифу ‘ан сеййииха илля Анта).

О Аллах, прости нашим родителям, родителям наших родителей и всем тем, у кого есть на нас право! (Аллахумма-гфир ли-валидейна ва ли-валиди валидейна ва ли-ман ляху хаккун ‘аляйна ва ли-аиммати-ль-муслимина ва ‘амматихим).

О Аллах, сделай благими наши намерения, а также наших жён и детей (Аллахумма аслих нийатина ва азваджана ва зуррийатина).

О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни находились (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан).

О Аллах, прости им все грехи, избавь их от всех бед и облегчи им всё трудное (Аллахумма ля тада‘ ляхум занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху, ва ля ‘асиран илля йассартаху).

О Аллах, даруй нам, и не лишай нас, почти нас и не унижай нас, добавь нам и не забирай у нас, и предпочти нас, и не предпочитай нам других. Поистине, Ты — наш Господин, Слышащий, Близкий, Отвечающий на мольбы (Аллахумма а‘тына ва ля тахримна ва акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна. Иннака мавляна Сами‘ун Карибун Муджибу-д-ду‘а).

Наши рекомендации