О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу.
1. Во первых, приветствую тебя в страхе Божием, и умоляю: будь совершен, как благоугодно сие Богу, чтоб не был безплоден труд твой, и чтобы целым принял его Бог в радости от тебя. Торгующий, если получит прибыль, радуется, ни во что ставя подъятые труды, потому что узнал (как они полезными оказались); взявший жену, если она покоит его и блюдет добре, радуется о ней сердцем своим, во всем полагаясь на нее; вступивший в военную службу, если, с презрением смерти своей повоевав за царя, получит венец, (радуется), что такой имеет успех. Се таковы дела мира сего погибающаго, — и творящие их радуются, когда получают в них успех. Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? — При исходе его из мира сего, такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться Ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют Ангелы; на встречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее, и изыскивая, нет ли в ней чего ихняго. Тогда не Ангелы борются с ними, а дела, содеянныя душею, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ея. Когда дела ея одержат победу, тогда Ангелы (идя) впереди ея поют, пока не предстанет она Богу в радовании. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о всем труде своем.
2. Употребим же силу свою, чтоб добре поработать в краткое время сие, (сохраняя) дело свое чистым от всякаго зла, да возможем спастися от рук князей (тьмы), имеющих сретить нас; ибо они злы и немилостивы. Блажен, в ком не найдется ничего ихняго: радости того и веселию, упокоению и венцу — меры нет. Мирское же все превратно, торговлею ли кто занимается, или брачным делом, или другим, чем, о чем сказал я впереди. Брате возлюбленне! Сотворим силу нашу в слезах пред Богом; может быть смилуется над нами благостыня Его и пошлет нам мощь, на препобеждение тем, что сделаем (добраго), начальников злобы, имеющих сретить нас (по исходе из тела).
3. Попечемся о себе с крепким сердцем (без саможаления, и стяжем себе вожделение к Богу, которое спасет нас от рук злобы, когда она там изыдет в сретение нам. — Возлюбим любить бедных, чтоб это спасло нас от (духа) сребролюбия, когда оно изыдет в сретение нам. — Возлюбим мир со всеми, малыми и великими, потому что он сохранит нас от (духа) ненависти, когда изыдет она в сретение нам. — Возлюбим всех, как братьев наших, ни малой неприязни не держа в сердце своем ни против кого, и никому не воздавая злом за зло; это избавит нас от завистования, когда оно изыдет в сретение нам. — Возлюбим смиренномудрие во всем, перенося слово ближняго, если он побранит нас или обнесет: это сохранит нас от гордости, когда изыдет она в сретение нам. — Взыщем чести ближняго, не допуская умалиться ему во мнении нашем, когда его поносят, кто бы он ни был: это сохранит нас от оклеветания, когда оно изыдет во сретение нам. — Презрим выгоды мира и честь его, чтоб избавиться от зависти, когда изыдет она в сретение нам. — Приучим язык свой к Божию поучению, правде и молитве, чтоб это сохранило нас от лжи, когда изыдет она в сретение нам. — Очистим сердце свое и тело от похоти, да избавимся от нечистоты, когда изыдет она в сретение нам. — Все сие покушается схватить душу, когда изыдет она из тела; а добродетели вспомоществуют ей, если она стяжала их.
4. Кто же из мудрых не восхощет предать душу свою на смерть, чтоб избавиться от всего сего? Итак, сотворим по силе нашей; и сила Господа нашего Иисуса Христа велика, чтоб помочь смирению нашему. Знает Он, что человек бедная есть тварь, и дал ему покаяние, пока он в теле, до последняго издыхания. Да будет же один у тебя помысл — к Богу, чтоб Он сохранил тебя. — Не внимай благам мира, как бы можно было на них понадеяться, — дабы возмог ты спастися. Все, что есть от мира сего, оставишь и отойдешь; что же сделаешь для Бога, в том обретешь благую надежду в час нужды.
5. Возненавидь словеса мира, да узрит Бога сердце твое. — Люби часто молиться, да просветится сердце твое. — Не люби лености, чтоб не пожалеть, когда достигнешь в воскресение праведных. — Храни язык свой, да просветится сердце твое. — Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя. Дай ныне нуждающемуся, богатым оком, да не посрамишься пред святыми и благими делами их. — Возненавидь похотение яств, чтоб Амалик не преградил тебе пути. — Не спеши в отправлении служб своих (молитвенных правил), чтоб не пожрали тебя звери. Не люби вина до опьянения, чтоб не быть лишену обрадования Божия. — Возлюби верных, чтоб чрез них получить милость. — Возлюби святых, да ревность их снест тебя.
6. Помни о царствии небесном, чтоб вожделение его мало-по-малу увлекло тебя. Помышляй о геенне, чтоб возненавидеть дела ея. — Просыпаясь утром каждый день, вспоминай, что дашь отчет Богу о всяком деле, и не согрешишь пред Ним, и страх Его вселится в тебя. Приготовляй себя к сретению Его, — и совершишь волю Его. Обсуждай себя здесь каждый день, в чем недостаточествуешь, и не будешь в затруднении в час нужды смертной. — Да видят братия твои дела твои, и ревность твоя снест их. Испытывай каждый день самого себя, какую страсть победил, — и однакож не думай много о себе, потому что то милость и сила Божия есть. — Не почитай себя верным до последняго издыхания. — Не высокомудрствуй, будто ты добр; ибо не можешь вверить себя врагам своим. — Не полагайся на себя, пока ты в жизни сей, — и пока не минуешь всех властей тьмы.
7. Бодрствуй, брате, против духа, приносящаго человеку печаль; ибо много у него ловлений, пока не сделает тебя обезсиленным. Печаль по Богу радостотворна, когда видишь себя стоящим в воле Божией. Кто же говорит тебе: куда тебе бежать? Нет тебе покаяния; тот от вражьей стороны, (и говорит так), чтоб склонить человека оставить намерение вести прочее воздержную жизнь. А печаль по Богу не налагает на человека (подавляющею тяготою), но говорит ему: не бойся, приди опять (к Богу); ибо знает Он, что человек немощен, и подает ему силу.
8. Разсудительное имей сердце; при помыслах (находящих), — и они пооблегчатся у тебя. Кто боится их, того разслабляют они тяжестию своею. Боящийся воздействий (вражеских) обнаруживает, что не имеет веры в Бога.
9. Намерение себя и почитание себя невеждою показывают человека, который не поблажает страстям, чтоб творить волю их, а творит волю Божию. А желающий сказать слово свое при многих обнаруживает, что страха Божия нет в нем. Страх Божий есть страж и помощник для души, охранитель внутренняго владычественнаго (—ума), в деле истребления всех врагов его.
10. Ищущий чести Божией старается отогнать от себя нечистоту. — Разумное о себе попечение отсекает страсти; ибо написано: попечение найдет на мужа мудраго (Притч. 17, 12. Впадет попечение мужу смысленну, безумнии же размышляют злая ). Заболевший познает цену здравия. Венчаемый венчается за то, что победил врагов царя. — Есть страсти, есть и добродетели. — Но если мы унывливы (ленивы), то явно, что мы, как предатели. — Мужество сердца есть помощь для души, после Бога; как уныние (разленение) есть помощь злу. — Сила желающих стяжать добродетели вот в чем, — чтоб если падут, не малодушествовать, но опять воспринимать попечение (о спасении). Орудия добродетелей суть телесные труды с разумом. Порождения страстей бывают от нерадения. Не осуждение ближняго есть стена (ограждения) для разумно ведущих брань; осуждение же его разоряет сию стену в неразумии. — Попечение о языке явным делает, что человек такой из деятельных; а необуздание языка означает, что он не имеет внутри себя добродетели. — Милостыня, с разумом творимая, раждает презрение (имущества) и руководит к любви; а немилостивость означает, что нет в человеке добродетели. — Благостность раждает чистоту; а развлечение (трата на развлечения и удовольствия) раждает страсти, и жестокосердие раждает гнев. — Ненавидеть развлечение есть подвиг душевный, а скудость есть (подвиг) телесный. — Любовь к развлечению есть падение души, а безмолвие с разумом есть исправление ея. — Насыщение сном есть растревожение страстей в теле, а бдение в меру есть спасение сердца. — Много-спание утучняет сердце, бдение же в меру утончает его. — Лучше спать в молчании с разумом, чем бодрствовать в суесловиях. — Плач изгоняет все худости (κακιας) без тревог. — Щадение (небиение, неуязвление) совести ближняго раждает смиренномудрие. — Слава человеческая мало-по-малу раждает гордость. — Любовь к простору (нестеснению себя лишениями) изгоняет ведение; а воздержание чрева смиряет страсти. — Похотение яств возбуждает их без труда. — Украшение тела есть разорение души; попечение же о нем в страхе Божием хорошо.
11. Внимание к суду Божию раждает страх в душе; а попрание совести исторгает добродетели из сердца. — Любовь к Богу прогоняет нерадение; а безстрашие возбуждает его. — Хранение уст восторгает ум к Богу, если молчать с разумом; а многословие раждает уныние (разленение) и умоизступление ( ). — Уступление своей воли ближнему означает, что ум имеет в виду добродетели; а удерживание своей воли (в сношении) с ближним показывает невежество. — Поучение в страхе (Божием) сохраняет душу от страстей; а говорение словес мирских омрачает душу, (удаляя ее) от добродетелей. — Вещелюбие возмущает ум и душу; а отречение от всего обновляет их. — Молчание, если молчишь, чтоб не высказать помыслов, показывает, что ты ищешь чести мира и славы его срамной; а кто с дерзновением (не жалея себя) высказывает свои помыслы пред отцами своими, тот отгоняет их от себя.
12. Что дом, не имеющий дверей и окон, в который, какое ни захочет пресмыкающееся, входит свободно: то человек трудящийся и не хранящий труда своего. — Как ржа снедает железо, так честь человеческая — сердце, если оно сочувствует ей. — Как плющ сплетшись с виноградом уничтожает плод его, так тщеславие уничтожает труд монаха, если он увлекается им. — Впереди всех добродетелей (стоит) смиренномудрие; а впереди всех страстей — чревоугодие. — Конец добродетелей — любовь; а конец страстей — самооправдание. — Как червь, истачивая дерево, уничтожает его, так злоба в сердце омрачает душу.
13. Повержение души пред Богом (предание себя в волю Божию) раждает несмущенное перенесение поношений, — и слезы ея бывают (тогда) сохранены от всего человеческаго. — Неукорение себя причиняет и то, что не претерпевают (не укрощают) гнева. — Смешивание слова своего с мирянами (беседа с мирянами по мирски) встревоживает сердце, и постыждает его на молитве; потому что оно после того не имеет дерзновения. — Любовь к выгодам мирским делает душу омраченною; а презрение к ним во всем приносит ведение. — Любовь к труду есть ненависть к страстям, а леность порождает их без труда.
14. Не связывайся с жителями города, — и помысл твой безмолвствовать будет в тебе. — Не надейся на силу свою, — и помощь Божия будет сшествовать тебе. Не имей вражды к человеку; иначе не будет принята молитва твоя. — Будь мирен со всеми, чтоб иметь дерзновение в молитве. — Храни очи свои, — и сердце твое не узрит зла. — Смотрящий на кого либо сластолюбно совершает любодеяние. — Не желай слышать о вреде, понесенном оскорбившим тебя, чтоб не воздать ему в сердце (злом за зло). — Храни слух твой, чтоб не набрать им себе браней. — Трудись в рукоделии своем, чтоб бедный нашел (у тебя) хлеб; ибо бездействие есть смерть и падение души.
15. Прилежная молитва разрешает пленение (пристрастие к чему либо); а нерадение о ней, хотя малое, есть матерь забвения. — Ожидающий близкой смерти не грешит много; а ожидающий ее чрез много лет во многие вплетется грехи. — Кто готовится дать отчет Богу во всех делах своих, того весь путь печется Бог очистить от всякаго греха; — а кто нерадит о том, говоря: когда-то еще я достигну туда, тот сосед лукавым. — Прежде чем сделать какое либо дело, каждый день, поминай, где ты и куда имеешь пойти, изшедши из тела, — и ни одного дня не понеради о душе своей. — Помышляй о чести, какую прияли святые, — и соревнование им мало по малу повлечет тебя (в след их); помышляй опять и о посрамлениях, какия испытали грешники, — и это всегда будет охранять тебя от зла.
16. Всегда следуй совету отцев своих, и все время жизни своей проведешь в спокойствии. — Внимай себе, — и если помысл твой крушит тебя из-за того, что брат твой скорбит на тебя, не презирай его (помысла), но (поди) поклонись брату с умоляющим гласом, (и не отступай), пока не убедишь его (примириться). — Смотри, не будь жестокосерд к брату, (помня, что) мы бываем насилуемы от врага. — Когда жить будешь с братиями, не приказывай им одним что либо делать; но трудись вместе с ними, чтоб не погубить мзды своей. — Когда станут смущать тебя демоны относительно пищи, одежды или большой бедноты (всем), подлагая тебе, как за это поносят тебя; не отвечай им против этого ничего, но предай себя Богу от всего сердца своего, — и Он успокоит тебя. — Смотри, не небреги об исправлении служб (молитвословий) своих; ибо оне приносят просвещение душе.
17. Если сделал ты что доброе, не хвались тем; (но и с другой стороны, если наделал много зла, да не опечаливается тем чрез меру сердце твое, но стань над сердцем, чтоб не попускать ему более сослагаться с тем) — и соблюдешься от гордыни, если ты мудр. — Если терпишь нападки от блуда, держи тело свое непрестанно под прискорбностию в смирении пред Богом, не давая сердцу своему увериться, что прощены тебе грехи твои, — и успокоишься. — Если станет крушить тебя завистование, вспомни, что мы все члены есмы Христовы, и что честь и поношение ближняго есть (честь и поношение) всех нас, — и успокоишься. — Если войну против тебя подняло чревоугодие похотением яств, то вспомни о зловонии их, — и успокоишься. — Если безпокоит тебя позыв осудить брата своего; то вспомни, что он имеет опечалиться, если услышит, — и тебе стыдно будет повстречаться с ним после того, — и успокоишься. — Если станет одолевать тебя гордыня, то вспомни, что она губит весь твой труд, и что нет покаяния сосложившимся с нею, — и успокоишься. — Если борет сердце твое желание уничижить ближняго, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, — и успокоишься. — Если красота телесная влечет сердце твое, вспомни о зловонии ея, — и успокоишься. — Если сласть жен сластнейша есть для тебя, вспомни о (женах), умерших уже, куда оне отошли, — и успокоишься.
18. Все такое собирая и обсуждая, разсуждение уничтожает (брани). — Но разсуждения достигнуть невозможно тебе, если в возделание его не употребишь сначала безмолвия (удаления от шума мирскаго). Безмолвие раждает подвижничество; — подвижничество раждает плач; — плач раждает страх Божий; — страх (Божий) раждает смирение; — смирение раждает прозрение; — прозрение раждает любовь; — любовь делает душу безболезненною и безстрастною. Тогда познает человек, как далек он от Бога.
19. После всего сего, желающий достигнуть всех сих всехвальных добродетелей, да будет в безпопечении о всяком человеке, — и пусть готовит себя к смерти. И будет, что на всякой молитве своей начнет он уразумевать, что такое отделяет его от Бога, и станет уничтожать то, возненавидев всякое житие такое (т.-е. отделяющее от Бога); — и благость Божия вскоре дарует ему их (означенныя добродетели).
20. Сие же ведай, что всякий человек, ядущий и пиющий безразлично и любящий что либо от мира сего, не дойдет до них (добродетелей), и не достигнет их, но обольщает себя. Молю убо всякаго человека, желающаго принести покаяние Богу, блюсти себя от многовиния; ибо оно поновляет все страсти, и изгоняет страх Божий из души. Напротив всеми силами постарайся умолить Бога, послать тебе страх Свой, чтоб он с помощию твоего сильнаго желания Бога (Богообщения) истребил в тебе все страсти, противоборствующия бедной душе, и хотящия отлучить ее от Бога, чтоб сделать наследием своим. На это и враги употребляют всякое усилие, противоборствуя человеку.
21. Итак не обращай внимания, брате, на покой (от брани), пока ты в теле сем, и не верь себе, если увидишь себя на время покойным от страстей; потому что оне иногда приутихают на время в лукавом чаянии, что может быть человек распустит сердце свое, полагая, что совсем избавился от них; и потом внезапно наскакивают на бедную душу и похищают ее, как малую птицу какую; и если окажутся мощнее ея во всяком грехе, то смиряют ее без милосердия, ввергая в грехи, пагубнейшие прежних, о прощении которых она молилась уже.
22. Будем же стоять в страхе Божием, и хранить его, совершая дела свои, и соблюдая все добродетели, которыя возбраняют злобе врагов. Труды и поты краткаго времени сего не только сохраняют нас от всякаго зла, но (они же опять) приготовляют венцы душе, прежде исхода ея из тела.
23. Учитель наш Святый, Господь Иисус, зная великую немилостивость врагов наших, и жалея род человеческий, заповедал в крепости сердца, говоря: будьте готовы на всякий час; потому что не знаете, в какой час тать приидет, чтобы он, внезапно пришедши, не застал вас спящими (Мф. 24, 43, 44). И в другой раз уча Своих, заповедал Он, говоря: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той (Лк. 21, 34). Зная же, что лукавые (духи) много превосходят нас и показывая Своим, что мочь (противостоять им) есть Его дело, и что потому им нечего бояться, сказал им: се посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16); но притом заповедал им, ничего не брать в путь (Лк. 9, 3), ибо поколику они ничего не имели из принадлежащаго тем волкам, то они (волки) не могли их поглотить. Когда же возратились они здравыми и соблюдшими заповедь, то Он возрадовался с ними, благодаря Бога и Отца за них, и укрепляя сердце их сказал им: видех сатану яко молнию с небесе спадша. Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 18. 19). Итак послание Его (было) со страхом и опасливостию: но когда они исполнили Его заповедь, Он дал им власть с силою.
24. Эти слова не к ним только относятся, но и ко всем исполняющим заповеди. Возлюбив их совершенною любовию, Он сказал им: не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство. Продадите имения ваша, и дадите милостыню; соторите себе влагалища невешшающа, сокровище неоскудеемо на небесех (Лк. 12, 32. 33). Когда же они исполнили и это слово, сказал им: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). Удостоверяя их в сем, Он говорил: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23). Воодушевляя их не страшиться мира, Он сказал им: в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир (Иоан. 16, 33). Укрепляя их не падать духом в скорбях, сказал им, вливая радость в сердца их: вы есте пребывше со Мною в напастех Моих: и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем (Лк. 22, 28—30).
25. Это же сказал Он — не всем, а потерпевшим Его в искушениях. — Но кто такие, потерпевшие Иисуса в искушениях, если не стоящие против неестественностей (страстей), пока не отсекут их? Сказал это Он им, идя на крест. Почему, желающий есть и пить на трапезе Его да сшествует Ему на сей крест: ибо крест Иисуса есть обуздание всякой страсти, пока не отсекут их все. Се и возлюбленный Апостол, отсекший их, дерзнул сказать: Христови сораспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19. 20). Итак в тех, кои истребили страсти, живет Христос. Почему, уча чад своих, сей же Апостол сказал: иже Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. 5, 24). И Тимофею, чаду своему, пиша, говорил Он: аще с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется нас (2 Тим. 2, 11. 12).
26. Кто же такие эти, отвергающие Его, если не те, кои творят воли свои плотския, и посрамляют тем Святое Крещение? — О имени Его дается нам оставление грехов; но враг по зависти опять порабощает нас чрез грех. Почему Господь наш Иисус Христос, зная из начала злобу его, что она велика, приложил нам покаяние, до последняго издыхания. Еслиб не было покаяния, едвали бы кто спасся. И Апостол, зная, что есть грешащие и после крещения, сказал: крадый ктому да не крадет (Еф. 4, 28).
27. Итак, имея на себе печать Святаго Крещения, постараемся оставить грехи свои, да обрящем милость в день он. Ибо приблизился и грядет Господь, седя на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним все племена. Тогда каждый явен будет (что он такое) по собственному светильнику, держимому в руке своей. У кого не будет елея, у того светильник погаснет, — и он будет ввержен во тьму; а у кого светильник будет светел, тот внидет вместе с Господом в царствие.
28. Постараемся же возлюбленные, наполнить сосуды наши елеем, пока еще мы в теле, чтоб сиял светильник наш и мы вошли в царствие Господа. Сосуд есть покаяние; находящийся в нем елей суть дела (πρακτικον — практика) всех добродетелей; светлый же светильник есть святая душа, Итак, какая душа сделается светоносною посредством дел своих, та войдет в царствие вместе с Господом; а какая душа омрачена собственною своею злобою, та пойдет во тьму.
29. Подвизайтеся же, братия; ибо время наше близ есть. Блажен, кто имеет заботу о сем. Плод созрел и время жатвы настало. Блажен, кто сохранил плод свой, потому что Ангелы соберут его в вечную житницу. Горе же тем, кои суть плевелы, потому что их наследует огнь.
30. Наследие мира сего — золото и серебро, домы и одеяния. Они только в грехи нас вводят; отходя же отсюда, мы оставляем их. А Божие наследие безмерно, каковаго ни глаз не видал, ни ухо не слыхало, ни на сердце человеку не восходило. И его-то даровал Господь слушающимся Его в краткое время сие, и получающим его за хлеб, воду и одежду, какие доставляли они нуждающимся, — за человеколюбие и чистоту тела, за неделание зла ближнему, за незлобивое сердце, и за исполнение прочих заповедей.
31. Соблюдающие сие, — и в сем веке имеют покой и пользуются почетом от людей, — и когда изыдут из тела, радость вечную получат. А которые творят хотения свои в грехе и не каются, но в сластолюбных развлечениях и самопрельщении удовлетворяют худым влечениям своим, словоохотству и болтливости, бранчивости и спорливости, немилостивости к бедным при безбоязненности суда Божия, и прочим грехам, — таковых лица будут исполнены посрамления в сем веке и люди будут презирать их, и когда изыдут из тела, срам и стыд будет сопровождать их в геенну.
32. Силен же есть Бог сподобить нас преуспеть в делах Его, с соблюдением себя от всякаго дела лукаваго, да возможем спастися в годину искушения, имеющую прийти на весь мир. Ибо не коснит Господь наш Иисус, но приидет, имея с Собою воздаяние, и нечестивых пошлет в огнь вечный, и Своим даст награду. И внидут они вместе с Ним в царство Его, — и упокоятся в Нем, во веки веков. Аминь.
Слово семнадцатое.