Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде, 33

   Богоотец пророк Давид, исполненный величайшей благодарности за избавление от грозившей опасности, высказывает намерение всю жизнь прославлять Господа, приглашая и всех верующих ко хвалению Бога: ибо видел этот муж благочестивый, что вся его хитрость, которую он употребил для спасения жизни своей, притворяясь безумным, нимало не помогла бы ему без помощи и благоволения Божия (Василий В.).

Пс.33:2. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.

   Возможно ли это? – Возможно, ибо у внутреннего человека есть некие духовные уста, которыми он может всегда благодарить Господа. Мысль о Боге, утвержденная в уме, может быть названа «похвалою» Божиею. «Выну» – т.е. непрестанно хвала Господня в устах верного, особенно после причастия животворящих Тайн Христовых (Василий В.).

Пс.33:3. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.

    «Хвалиться о Господе» – значит все относить ко Господу, как сказано: «да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим. Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа Бога своего» (Иер. 9:23–24). «Кротцыи» – это незлобивые или бедные, которые, если находятся в злоключениях – то пускай «возвеселятся», увидев мое чудесное спасение от врагов силою Божиею за мое незлобие (Василий В., Феофан).

Пс.33:4. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.

   Как можем мы, смиренные, «возвеличивать» Господа, великого более всякой твари и постижения? – Ни чем иным, как если будем делать, говорить и помышлять достойно величия, славы, великолепия и святости Бога. Ибо как оскверняется «имя» Божие скверными поступками и нечистыми помыслами безчестных людей, так и освящается нашими действиями и помышлениями. Почему и Спаситель говорит в молитве: «да святится имя Твое», чтобы оно святилось в нас нашими святыми мыслями и делами (Анфим, Дидим).

Пс.33:5. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя.

    «Взыскание Господа» – есть болезненное к Нему вопияние. «Искати» же Господа наиболее необходимо постом и молитвою, милостью и всякими добродетельми, которые от всех временных и вечных «скорбей» человека избавляют. Святой Давид – муж по сердцу Божию (1 Цар. 13:14); однако же и ему дано было испытать крайние скорби, ибо совершенное отстранение от них было бы неполезно. Ибо если «скорбь терпение соделовает, терпение же искусство» (Рим. 5:3–4), то избегающий скорби лишает себя опытности (Василий В., Феофан).

Пс.33:6. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

   Господь везде есть: но как к Нему «приступить»? – Болезненным докучанием в усердной молитве, подобно евангельской вдовице, докучавшей неправедному судье (см. Лк. 18). Кто с таким искренним постоянством приступает к Богу, тот будет услышан. Блажен, у кого совесть не осквернена порочными делами. А те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление содеянных грехов. Ужасное слово о стыде грешников: быть может страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, в котором вечно пребывают грешники, имея пред своими глазами следы плотских грехов, непрерывно продолжающихся в душевной памяти их, как бы от некоторой неизмывающейся краски (Василий В., Феофан).

Пс.33:7. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.

   Святой Давид поучает здесь, как можно быть «услышанным» у Господа. Если ты взывал и не был услышан, то потому, что богатым являлся пред Богом. Взывай как «нищий» и услышит тебя Господь. Не присвояй себе никаких достоинств, а сознавай себя жалким и бедным, и это до тех пор, пока не стяжешь Того, Кто богатит всякого призывающего Его. Всякая добродетель, а преимущественно пред всеми «нищета» имеет отличительным признаком свободное произволение (Августин, Василий В.).

Пс.33:8. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.

   Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому, человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых (ангелов). Сказано: ангельские ополчения «окрест боящихся Его». Каждому христианину со времени крещения приставляется от Бога святой ангел-хранитель для хранения от врагов видимых и невидимых, разве только скверными греховными делами не прогонит его человек от себя. Ибо как пчел отгоняет дым, так и ангела-хранителя отгоняет греховный смрад человека. Как духовные, ангелы видят душу, и внимают молитвам нашим с готовностью оказать всякую благовременную помощь. Поэтому как разумно и обязательно наше обращение к ним в молитвах (Макарий В., Феофан).

Пс.33:9. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань.

   Особенный источник «вкушения» благости Божией святые отцы усматривают в причащении божественных Тайн. Этот стих и поется в Церкви, во время причастна на литургии Преждеосвященных Даров. «Упование» свойственно не тем, которые живут в нерадении и безпечности, а тем, которые день и ночь неусыпно трудятся в подвигах и доброделании. Не обольщайся: надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. И в христианстве можно человеку «вкушать» благодать Божию. Вкушение же это – есть в несомненности действенная сила Духа, совершающая свое служение в сердце. И таковые подвижники ничему не научаются у людей – сама благодать пишет на сердцах их законы Духа (Феофан, Исаак, Макарий В.).

Пс.33:10. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его.

    «Святый» же есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека. Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, но очищение ума – вот совершенство! Ибо если страх Божий не управляет нашей жизнью, то невозможно произойти освящению в теле. Богобоязненный ни в чем не согрешает, потому что ничего не презирает. Поработай Господу усердно – и законно будешь искать от Него всякой помощи (Макарий В., Василий В., Феофан).

Пс.33:11. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

   Не толкуй этого места буквально, но разумей «блага» духовные, невидимые для очей, но вкушаемые сердцем. Бывшие прежде «богатыми» духовными дарованиями иудеи лишились всего этого за свое нечестие против Христа. «Взыскающии же Господа» те, которые добровольно пренебрегают благами мира. Они имеют дерзновение пред Богом за свою богобоязненную жизнь и чистую совесть. Под «богатыми» в настоящем веке можно разуметь и тех, которые во всем полагаются на свой разум и силу, деньги, связи или положение (Василий В., Августин, Феофан, Максим Грек).

Пс.33:12. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

   Это голос искреннего Учителя, с отеческим милосердием призывающего к учению. У Пророка не свое училище, а училище Духа Святаго, как он сам и исповедал: «Дух Господень глаголет во мне, и слово Его на языке моем» (2 Цар.23:2). Это знание выше всех знаний и требует неусыпного изучения. «Страху Господню» может научить только тот, кто имеет сам истинный «страх» Божий (Василий В., Златоуст).

Пс.33:13. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи;

   Все ли истинно понимают, в чем счастье и как его достигнуть? – Не ищи здесь дней благих. Ибо на земле все жили в труде и тесноте. Читай Писания, которые написаны в наше утешение и наставление, и убедишься в том. Вот, во дни пророка Илии – страшный голод, такой, что матери жарили детей своих (см. 4 Цар. 6:26–30). Апостол Павел благие ли дни имел, когда известно, что проводил он их почасту в алчбе и жажде, в холоде и в голоде (см. 2 Кор. 11:27). Да и Сам Владыка не имел благих дней в земной жизни, но терпел поношения и заушение, крест и всякое зло. А обетования Пророка относятся к будущей жизни: там будут и «дни благи» (Августин).

Пс.33:14. Удержи язык твой от зла, и устне твои еже не глаголати льсти.

   Жизнь наша наполнена грехопадениями языка и все почти действуют языком сплеча, как попало. «Многи падоша острием меча, но не якоже языком» (Сир.28:21). Ибо только «обуздаваяй язык тихо, смиренно поживет, и блажен, иже не поползнется усты своими» (Сир. 19:6). «Удерживать язык свой от зла» значит: не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. А «устнама» своими «еже не глаголати льсти» значит не обольщать ближнего, ибо «лесть» – есть скрытое злодейство против ближнего, совершаемое под личиною добра (Василий В., Дорофей).

Пс.33:15. Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и.

    «Не твори убо зла и не постигнет тя зло: отступи от неправды, и уклонится от тебя» (Сир. 7:1–2). Держись миролюбия со всеми усилиями и, «аще возможно, еже от вас, со всеми мир имейте» (Рим. 12:18). Мир – то же, что любовь всеобъемлющая. О каком мире говорит Пророк? О внутреннем или внешнем, о мире сердца или о мире с ближними? О том и другом. Ибо мир с ближними невозможен, если нет его в сердце. Очисти сперва сердце от страстей и умиротворись в себе, и тогда мир, водворившийся в твоем сердце, разольется вокруг тебя и во вне. Ищущий мира – ищет Христа, «Той бо есть мир наш» (Еф.2:14). А искание Христа невозможно без молитвы. Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, например: если кто был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то должен не только не гордиться, но и смиряться, – а это и значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель (Василий В., Феофан, Дорофей).

Пс.33:16. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.

    «Праведным» называет здесь добродетельного. Как всякое дело такого мужа достойно зрения Божия, так и всякое слово его, ибо праведный говорит без празднословия, сильно и действенно. «Прежде воззвания, – Я отвечу: он еще будет говорить, и Я уже услышу» (Ис. 65:24) – говорит Господь Бог (Василий В., Григорий Нисский).

Пс.33:17. Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

   Давид изображает здесь определение Самого Бога: «Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и до четвертого рода ненавидящим Мене» (Исх. 20:5). Нечествовавших при праведном Ное – потоп потопил всех; содомлян и гоморрян – огонь истребил всех. Кто остался из потомства возмутителей Дафана и Авирона, которых с жилищами их поглотила земля? Вымер, по прописанному Закону Правды Божией весь род Саулов, Ахаавов, Иезавелин, Иродов и множество подобных примеров представляет священная история (Феофан).

Пс.33:18. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

    «Взывание праведных» – мысленное, и оно произносится в потаенности сердца и достигает до самого слуха Божия. И как взыскуют они великого и небесного, то Господь внимает их голосу, не столько освобождая их от огорчений, сколько укрепляя их выше всего приключающегося (Василий В.).

Пс.33:19. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

   Преимущественно же печется Бог о тех, которые водятся о себе скромными мыслями, ибо таковых и назвал «сокрушенными сердцем». Таковым же является и плачущий о грехах своих, ибо умиление и слезы весьма сокрушают сердце и мысль. Также и тот, кто чужд всякого надмения и ничем человеческим не гордится – «сердцем сокрушен и духом смирен» (Василий В., Феодорит).

Пс.33:20. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

   Божии человеки должны приуготовлять себя к борению и подвигу: должны переносить скорби, внешние и внутренние брани, чтобы, принимая на себя удары, побеждать их терпением. Таков путь христианства. Где Дух Святый – там, как тень, следует гонение и брань. Видишь, как пророки, хотя в них и действовал Дух, всегда гонимы были единоплеменниками. Видишь, как Господь, который есть Путь и Истина, гоним был не иным народом, но своим. Поэтому не должны мы изумляться: «истине» необходимо быть гонимою (Макарий В.).

Пс.33:21. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

   Не лучше ли понять это о внутреннем человеке? Ибо «костями» назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится тело, так и душа через достойные помыслы приобретает спасение. И как бы ни были сильны скорби – внутренний строй праведников остается «несокрушимым». Не поддаются они ни малодушию, ни ропоту, ни колебанию в вере. Уместно понимать слова этого стиха и в буквальном смысле: именно о нетлении святых мощей угодников Божиих и о будущем воскресении и прославлении всех праведных в день будущей кончины мира (Василий В., Феодорит, Анфим).

Пс.33:22. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.

   Как любители добродетели наслаждаются столькими благами, так живущие порочно приимут сообразную жизни смерть. Они «ненавидят праведника», потому что сами живут во грехах, а нравы праведников, как прямизна правила, обличают их. Не терпя обличения, ненавистно обращаются к праведнику... Много предлогов у грешных к «ненавидению праведных», но главный тот, что праведный самим видом своим и присутствием обличает грешных (Василий В., Феодорит).

Пс.33:23. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.

    «Избавит», т.е. укрепит Бог в терпении души рабов Своих от злоумышлений порочных людей и демонов. И «не прегрешат», т.е. не подвергнутся тяжелому душевному бедствию «уповающие на Него», потому что сохраняются благодатью Божиею через покаяние. Ибо надежда на Бога (упование) удерживает от увлечения страстями (Кассиан, Афанасий).

Наши рекомендации