Псалом Давиду, о мирстем бытии, 103

   Благодать Всесвятаго Духа через пророка Давида поучает в этом псалме как надлежит песнословить Творца. Изображает же здесь благодеяния Божии роду человеческому и излагает учение о Божественном Промысле, простирающемся от человека до самых ничтожных живых существ (Златоуст, Афанасий).

Пс.103:1. Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси.

   Бог, благословляя человека, ограждает его безопасность и делает его более славным, а человек – не так: он самого себя делает славным, «благословляя» Бога. Поэтому, Бог ли благословляет человека, человек ли Бога – то и другое полезно только человеку, потому что божество ни в чем не нуждается. «Исповедание и велелепота» – есть благодарность и славословие (Златоуст, Афанасий).

Пс.103:2. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу.

   Бог по естеству невидим и непостижим и «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6:16), и одевается светом, как бы одеждою, прикрывая силу Своего Божества; а евангелист Иоанн многократно именует Его просто «Светом». Невозможность раскрыть окружающий Бога свет выражает непостижимость Его по существу. «Простираяй небо яко кожу» – это сравнение указывает на легкость творения. Как человеку легко растянуть кожу и сделать палатку, так Бог распростер великий свод небес (Златоуст, Евсевий, Феодорит).

Пс.103:3. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню.

   Певец представляет вселенную как бы домом, верхняя часть которого («превыспренняя» – чердак) «покрыт» сводами и облаками. Далее Пророк как бы яснее показывает, что Бог Свой промысл простирает и на самые «облака», сказав «восхождения» вместо Промысел. «Ходяй на крилу ветрену» показывает, что и стремление ветров не случайное, но Сам Бог, восходя на «крыла» их, делается их как бы Браздодержцем. Чувственными изображениями Пророк показывает нечто таинственное, снисходя к слабости слушателей: так, желая изобразить безтелесность и быстроту божественных явлений, говорит: «ходяй на крилу ветрену», хотя, конечно, ни ветры, ни Он Сам не ходит на крыльях, да и как это может быть с Тем, Кто присутствует везде? (Афанасий, Златоуст).

Пс.103:4. Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

   Пророк называет «ангелами» и «духами» одних и тех же. По природе своей они представляют из себя умный и невещественный огонь. И человек на еврейском языке значит огонь. Такое имя дано Адаму. И что удивляешься? – Сам Бог называется огнем, и потому называется человеком: «Бог твой огнь потребляяй есть» (Втор. 4:24). Как «огнем», пылают «ангелы» горячею любовью к Богу и скоро, подобно «пламени огненному», исполняют волю Его. Ибо Господь при содействии «ангелов» благодетельствует достойным и наказывает недостойных (нечестивых) людей за их беззакония (за грех обитателей и самая земля подвергается казни, как Содом и Гоморра): «понеже возвысися вопль» (на жителей) «их пред Господем, и посла нас (ангелов) Господь истребити их» (Быт.19:13) (Златоуст, Феодорит).

Пс.103:5. Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века.

    «Земля», имеющая своим «основанием» повеление Божие, никогда не опрокинется и не сдвинется с места своего (Василий В., Григорий Богослов, Златоуст, Пелусиот).

Пс.103:6. Бездна, яко риза, одеяние ея: на горах станут воды.

    «Бездна» – есть множество вод, которые окружают землю, делая ее как бы островом среди моря. Подобно «горам» стоит это водное море над землею и никогда не затопляет материка, боясь положенного ему Богом предела. На «горах станут воды» сказано вместо: воды стали как гора. Но в собственном смысле на горах стоят или находятся «воды» – источники, нагорные ключи и тому подобное (Златоуст, Феодорит).

Пс.103:7. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся.

Пс.103:8. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им.

Пс.103:9. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.

    «Горы» возвышаются и «поля» понижаются – сохраняя определенное им от Бога определение. И как мы боимся грома – так «море» и все природные стихии страшатся положенного им от Бога определения (Феодорит).

Пс.103:10. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды.

Пс.103:11. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою.

Пс.103:12. На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас.

   Господь производит «источники» в долинах и заставляет воды выходить из гор, для удовлетворения потребности животных и птиц. «Онагри» – дикие ослы, которые по своей природной сухости испытывают великую жажду (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

Пс.103:13. Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля.

Пс.103:14. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли.

    «Горы» и поля напояются не из источников, но свыше подаваемыми дождями, солнцем, воздухом и изменением времен, – которые доводят плоды до совершенства (Афанасий, Златоуст).

Пс.103:15. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит.

   Очевидно, здесь говорится о таинственном «вине»: почему оно не тело, но «сердце веселит», ибо доставляет прощение грехов (простительных), чем особенно «веселит сердце» людей. Если кто думает, что это сказано о чувственном «хлебе», то как же Сам Дух говорит, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Втор. 8:3; Мф. 4:4). Ибо Он даровал нам место покаянию, и Тело и Кровь Свою во оставление грехов и к утверждению «сердца». Таинственный «хлеб укрепляет сердце», подавая ему уверенность, что и мы делаемся Христовым Телом через приобщение таинственного хлеба. Душа не от собственного естества своего, но от божества, от Его собственного Духа и Света восприемлет духовную пищу и духовное питие и духовные одеяния – что и составляет истинную жизнь души. Ибо естество Божие имеет в Себе и «вино, веселящее сердце человека», и многообразную пищу небесного Духа, и светоносные небесные одежды, даруемые Богом... Душа, не имеющая общения с божественным Духом, а уповающая только на свои дела – уже здесь умирает. Ибо без оной божественной пищи и пития невозможно душе сподобиться вечной божественной жизни (Исихий, Варсонофий В., Макарий В.).

Пс.103:16. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил.

    Здесь слова не столько о деревьях, сколько об укорененных в вере. Ибо «насытятся» чего? Очевидно, богопознания, через поучение в законе, так как поучающихся в законе день и ночь назвал «древом», насажденным у источников вод (см. Пс. 1:3). И «кедры» берутся иногда во образ великих душ, имеющих порывы, достойные похвалы, потому что возвышенно мудрствуют и имеют жительство на небесах (Златоуст, Кирилл, Василий В.).

Пс.103:17. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими.

    «Еродий» – аист (цапля), который селится на самых высоких деревьях. Некоторые из отцов под птицами разумеют людей, преследуемых диаволом за «благочестие», а «еродием» – Петра. И как «еродий» вьет гнезда выше всех птиц и этим показывает птицам, как должно отлетать от сетей ловцов: так Петр, запутавшись в сеть отречения и избегнув этой сети, своим покаянием учит приносить покаяние и других (Афанасий, Исихий).

Пс.103:18. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

   Поскольку естественная робость изменяет «оленям» и «зайцам», и делает их удоболовимыми для ловцов: то (Бог) даровал им быстроту ног и безопасные места. Подобно и тайны Свои («высокия») Господь вручил «еленем» (пророкам, апостолам, праведникам), а для слабых и немощных – уготовал прибежище в мысленной скале – Церкви, которая очищает и укрепляет притекающих к ней (Златоуст).

Пс.103:19. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой.

    «Луна сотворена» быть наставницею людям в определении «времени» (она определяет меру месяца), и для освещения во время ночи. «Луной» называет и иудейскую синагогу, которую Господь положил во времена закона и пророков. «Солнце» же – Христос. Он «позна запад Свой», то есть время, в которое Ему надлежало принять страдания (Афанасий, Златоуст).

Пс.103:20. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии:

Пс.103:21. Скимни рыкающии восхитити, и взыскати от Бога пищу себе.

   Животным «нощь» дает смелость, чтобы они могли наполнить свои голодные утробы. «Просить у Бога» – свойственно разумным существам, а безсловесные – «ищут пищу себе». «Скимни» – молодые львы. В духовном смысле «скимни» и «зверие» прообразуют демонов. «Вси зверие сельныя» сердца нашего и «скимни» – страстные помыслы с рыканием расходятся по душе, покушаясь через страсти похитить положенное в нас Духом сокровище (Златоуст, Никита).

Пс.103:22. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут.

Пс.103:23. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера.

   Когда владыки – люди спят, тогда встают звери, а когда те встают, то эти уходят. Видишь ли творческое благоустройство? Так уступаем место друг другу в порядке, по закону и уставу природы. Настоящее время есть время жатвы, время трудов и потов, когда «человек» совершает «дело свое до вечера», не давая себе покоя, пока не кончит жатвы, не обмолотит сжатого, и не внесет в житницу полученных семян. – Что сказать на это? Если для плотского стяжания потребен такой труд, то не тем ли более необходим труд для духовного? (Григорий Богослов, Златоуст, Студит).

Пс.103:24. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея.

   Пророк прерывает свою речь прославлением Бога, удивляясь Его Промыслительной «Премудрости» (Златоуст).

Пс.103:25. Сие море великое и пространное: тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими,

   И этот знак Божественного Промысла, что «малые животные» обитают вместе с «великими» и не подвергаются совершенному от них истреблению. «Гадами» Бог называет рыб, так как они скорее ползают, чем ходят. С «морем» чувственным связывает Псалмопевец и жизнь человеческую по причине непостоянства и вечного движения в ее делах – «море» житейское. В высшем смысле «море сие» есть сердце человеческое со своими помыслами и желаниями, которое должно очищать посредством внимания. Оно «велико и пространно, тамо гади, имже несть числа», т.е. многие помыслы неправые и нечистые, порождения злых духов (Златоуст, Серафим).

Пс.103:26. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему.

   Это загадки, предложенные для нашего ума, чтобы мы не напрасно слушали Писания, и не поникали умом к земле. «Корабли» – наши тела, обуреваемые солеными водами этой жизни. Как обремененные грузом корабли с трудом плавают, так и тела, которые от многих и обильных наслаждений отягчены тучностью. И справедливо, говоря о море, вспомнил об этом «змие», так как и вся наша жизнь, горькая и соленая (подобно морю), обуревается неистовыми волнами, т.е. «змием» возбуждаемыми. «Змием» (драконом) здесь не только называет кита (хотя и это верно), сколько началозлобного сатану, который остр и ядовит, и, сверх того, боязлив; ибо всегда ему свойственно убегать; который создан для того, «чтобы ругались здесь над ним ангелы Мои» (Иов. 41:24–25) (Василий, Златоуст, Афанасий, Кирилл).

Пс.103:27. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время.

Пс.103:28. Давшу Тебе им соберут: отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости.

Пс.103:29. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся.

Пс.103:30. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

   Доколе Бог промышляет о мире, доколе Дух Божий оживотворяет его – дотоле в нем жизнь, красота, порядок. Но как скоро Господь отнимет Духа Своего, то и вся жизнь, и красота его исчезнет... Так постоянно и с любовью Господь промышляет о мире. Здесь также Пророк проповедует воскресение и восстановление жизни благодатию Святаго Духа (Василий В., Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

Пс.103:31. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих.

   Этим предсказывает будущее богопознание людей (Феодорит).

Пс.103:32. Призираяй на землю, и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся.

   По причине человеческих грехов Господь с гневом смотрит на землю, которая «трясется» и трепещет по какому-то сверхъестественному сочувствию, не перенося божественного взора. Бог, как безтелесен, не может быть видим чувственными очами, то Господь и хочет ознаменовать для нас Свое присутствие особенными явлениями: «прикасаяйся горам и дымятся». Все это делает Бог для того, чтобы сделать нас более внимательными: чтобы все эти явления привели нас в чувство к видению Бога (Афанасий, Златоуст).

Пс.103:33. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.

   Прославление Бога – есть стяжание жизни. Ради этого только должно и жить. Да услышат это те, которые всякий день проводят в суетных заботах и никогда не обращаются на молитву, сколь виновны они пред Богом! (Златоуст).

Пс.103:34. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.

   Великое благо – молитва! Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от него немалую пользу, то каких благ не удостоится беседовавший с Богом? А «беседа» с Богом – есть не что иное, как молитва. Из этого заключай, что псалмопение есть само в себе воздаяние: ибо что может сравниться с собеседованием с Богом? И как может Бог «усладиться» нашею «беседою»? – Если жизнь будет чиста, если душа будет стремиться к мудрости. Ибо когда проведешь весь день в молитве, но не содействует ей поведение, то не можешь быть легко услышан. Поэтому с пением псалмов соединяй и старание о жизни (Златоуст).

Пс.103:35. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

    «Исчезнут» не в том смысле, что они перейдут в ничтожество, но в том, что будут удалены от посещения Богом. Пророк желает не погибели людей, но истребления в людях зла и развращения, чтобы они покаялись и изменились к лучшему. Таковы души святых: они возносят молитвы не только о себе, но и о всей вселенной. Если же кто хочет понимать эти слова иначе, а именно: что Давид живущих в злочестии подвергает проклятию, то и в таком случае найдет, что пророчество согласно с апостольским учением: «аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1 Кор. 16:22), потому что это свойственно любящим пламенно (Василий В., Златоуст, Феодорит).

Наши рекомендации