В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду, 21
Повествование псалма совершенно относится к пришествию Христа во плоти, к явлению Божества. Как видно из всего течения мыслей, все подобострастное нам в псалме говорится от лица Бога, пришедшего во плоти. По слову Григория Богослова: «Христос в лице Своем изображал нас; поэтому Он усвояет Себе и наше неразумие и нашу греховность». Итак, все, о чем пророчествовал Давид, то исполнил впоследствии Господь на кресте (Афанасий, Григорий Богослов, Епифаний, Августин).
Пс.21:2. Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси; далече от спасения моего словеса грехопадений моих.
Пригвожденный ко древу Владыка произнес: «Или, или! Лима савахфани» (Мф. 27:46). Эти слова Он за нас произнес, восприняв на Себя человеческие грехи и наложенную на нас клятву добровольно. Он не оставлен ни Отцом, ни Своим Божеством. Ибо кто мог принудить Его или родиться вначале на земле, или взойти на Крест? Но Он в лице Своем изображал нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне вновь приняты и спасены страданиями Безстрастного (Григорий Богослов, Феодорит).
Пс.21:3. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне.
Пророк, предвозвещая страдания Богочеловека, справедливо передает эти слова: ибо претерпевая страдания по Своему человечеству, Христос неоднократно молился Богу Отцу, чтобы, если угодно будет воле Отчей, миновала бы Его чаша страданий, поэтому с печалью произнес: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф. 26:38). Христос как бы так говорит: «День и ночь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем, знаю тайну сего домостроительства. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но устроял через страдание нечто великое и спасительное». Этими словами еще показывается, что плод молитвыне безполезен: «и не в безумие мне» (Феодорит, Афанасий).
Пс.21:4. Ты же во Святем живеши, хвало Израилева.
Пророк открывает тайну, что Сын живет во «Святем», т.е. Отце Своем, как и Сам Христос сказал ученикам: «веруйте Мне: яко Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:11) (Августин).
Пс.21:5. На Тя уповаша отцы наши: уповаша и избавил еси я.
Пс.21:6. К Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася.
«Отцы» – Авраам, Исаак, Иаков и прочие патриархи и пророки «уповаша» на пришествие Христа Спасителя мира, Который освободил их от ада (Афанасий).
Пс.21:7. Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков, и уничижение людей.
Сколь великое благо собирается в том, кто достиг познания своей немощи и приобрел смирение! Мы должны иметь смиренномудрие и сокрушенное сердце, не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего она не знает и не имеет, хотя и знает и имеет. И такая мысль делается как бы прирожденною и укорененною в уме человеческом. Так, все праведники, идя тесным и узким путем, до конца благоугождали Господу. Так, Давид, будучи царем, имел пред собою Бога и сравнивал себя с «червем». Да и Сам Господь, смотри, в каком пришел уничижении ради тебя! «Червем» называет Себя Христос, ради величайшего смирения Своего, когда Его избивали нечестивые иудеи, и попирали ногами и топтали, как какого-то червя, ни во что Его вменяя и ни во что стараясь обратить (Макарий В., Афанасий).
Пс.21:8. Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою:
Пс.21:9. Упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его.
Евангелист ясно говорит, что все это исполнилось на Христе во время Его распятия, когда мимоходящие кивали на Него головами и хулили Его, говоря: «аще Сын Божий, спасися Сам» (Мф. 27:40).
Пс.21:10. Яко Ты еси исторгий мя из чрева: упование мое от сосцу матере моея.
Пс.21:11. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея, Бог мой еси Ты.
Сила Божия «исторгла» Богомладенца на свет неизреченным способом, не отверзши и не повредивши ключей девства Богородицы (Афанасий).
Пс.21:12. Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми.
Пс.21:13. Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя:
Пс.21:14. Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй.
Псалом предызображает восстание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству «тельцов» и неистовству «львов», окружали Владыку Христа (Феодорит).
Пс.21:15. Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего.
Пс.21:16. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.
Давид изображает тяготу невыносимых внутренних страданий, чтобы возвести нашу мысль ко Христу: ибо неописуем был подвиг предсмертных страданий Богочеловека, при которых источил Он кровь вместо пота.., самое, наконец, истязание Его никакими человеческими словами изобразить невозможно (Феодорит).
Пс.21:17. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои.
Верным признаком бешенства собаки является то, что она огрызается на своего господина. И безумие иудеев обличается тем, что они лают на Спасителя, не признавая Его Владыкой, но отвергая, как чужого. «Обыдоша мя пси мнози». Кто эти «пси»? – «Сонм лукавых одержаша мя». Христос в то время еще не воплотился, а Давид говорит о будущем событии, как уже сбывшемся; у древних пророков это было в обычае. Посмотри и на то, не предсказывает ли здесь Пророк силу гвоздей? (Златоуст).
Пс.21:18. Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя.
Этими словами предвозвещается кротость Христа Спасителя во время крестных страданий Его (Августин).
Пс.21:19. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий.
Смотри, как ясно повторяет это св. Евангелие (Лк. 23:34).
Пс.21:20. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми.
Пс.21:21. Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою.
Пс.21:22. Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое.
Речь переменяет на молитву, показывая, как должно призывать Бога в искушениях, а не впадать в уныние и ослабевать от скорбей. Под именем «оружия, песией руки, уст львовых» и «рогов единорожних» разумеет злобу врагов видимых и невидимых (Афанасий).
Пс.21:23. Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя.
Эти слова приводит апостол Павел, как сказанные от лица Христа. Ибо и Освящающий и освящаемый, все – от Единого. Поэтому Христос не стыдится называть нас «братиями», говоря: «возвещу имя Твое братии Моей, посреде Церкви воспою Тя» (Евр. 2:12). По Божеству Он Владыка и Господь, а по человечеству называется «братом» (Златоуст, Феодорит).
Пс.21:24. Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево.
Так как Церковь составилась из язычников и иудеев, то тех и других возбуждает к песнопению, именуя одних по прародителю «Иаковом» и «Израилем», а других – богобоязненными по добродетели (Феодорит).
Пс.21:25. Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя.
Не презрел Бог Отец молитвы Христа Господа «обнищавшего нас ради» даже до наготы на кресте, но воскресил Его из мертвых «дабы мы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9) (Псалтирь с толкованием).
Пс.21:26. От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его.
Великою Церковью называет святую Христову Церковь, которая призовет всех «убогих» – людей, не имеющих богатства боговедения и благочестия (Феодорит).
Пс.21:27. Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его: жива будут сердца их в век века.
Это пророчество о таинственной трапезе животворящего Тела и Крови Христовой, причастники которой исполняются благодати Святаго Духа, оживотворяющей «сердца» их для будущей вечной жизни. Святая Церковь установила читать слова этого псалма перед вечерним принятием пищи, чтобы одновременно с подкреплением тела пищею подкреплять душу молитвою и благочестивым размышлением (Феодорит).
Пс.21:28. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык.
Пс.21:29. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки.
Пс.21:30. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя тому живет.
«Тучными» называет вкусивших духовной пищи, питательной благодати. «Нисходящими» называет духовно-умерших и не познавших Господа Бога, но после всеобщего воскресения и они по страху «припадут» ко Христу. «И душа моя тому живет», это подобно сказанному апостолом: «живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) (Афанасий, Феодорит).
Пс.21:31. И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий.
Пс.21:32. И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь.
Завершая псалом этими словами, божественный Давид обещает, что не только сам будет прославлять Бога во всю жизнь, но и потомство его, рожденное от него по духу (Златоуст).