В конец, о точилех, псалом Давиду, 8

Псалом Давиду, 2

   В псалме содержится пророчество о пришествии в мир Христа Сына Божьего и о воцарении Его над всем миром; а также о сопротивлении и восстании против Него иудеев, царей, князей и всех языков, суетном и тщетном. Именно так истолковывали этот псалом святые апостолы и учители Церковные (см. Деян.4:2528) (Тихон).
   

Пс.2:1. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;

   Пророк произносит пророчество в виде обличения. «Шатанием» называет неразумную гордыню. «Языцы» – неверующие в Бога, а «людие» – иудеи, злоумышляющие умертвить Безсмертного. «Поучишася тщетным» – замыслили пустое. «Вскую» – т.е. почему, откуда такая ненависть ко Спасителю? (Афанасий).
   

Пс.2:2. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

    «Царие земстии» – Ирод, Пилат; «князи» – книжники, фарисеи. «На Господа» – Бога Отца и на «Христа Его» – Сына Божьего, Которого Отец поставил царем над всеми языками (Афанасий).
   

Пс.2:3. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

   Давид, описывая разбойничье судище у Каиафы, говорит, что за это именно погибли иудеи, и за неверие свое рассеяны по всей вселенной (Златоуст).
   

Пс.2:4. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.

    «Посмеется» сказано вместо возненавидит и возгнушается. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое через ноздрю, в уничижение высокомудрствующих о себе (Афанасий).
   

Пс.2:5. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я.

   Исполнившееся на деле истолковало это пророчество – ибо римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло Храм, большую часть из них предало смерти, а оставшихся в живых пленило и поработило. «Гнев» Божий и«ярость» Его не представляй человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения: именно под этим должно понимать, что Он есть судия и воздаятель за все, неправо делаемое в мире сем (Кассиан).
   

Пс.2:6. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою его,

   Иисус Христос, как Богочеловек, «поставлен» от Бога Отца Царем над«Сионом» – святою Церковью, хотя по божеству Христос, как Бог, имеет царство по самой природе (Афанасий, Феодорит).
   

Пс.2:7. Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

   Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа. «Днесь» – указывает на время, чтобы показать рождение по плоти, ибо не существует в божестве дней вчерашнего или утрешнего, но неизменный день вечности, безначальный и безконечный (Афанасий).
   

Пс.2:8. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

   Будучи Владыкою – как Бог, Христос принимает владычество над всем миром, как Человек; ибо об этом и Сам Он сказал ученикам: «дадеся ми всяка власть» (Мф. 28:18) от Отца Моего (Златоуст, Феодорит).
   

Пс.2:9. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

    «Жезл железный» – есть крест святой для уверовавших; а для неуверовавших иудеев, согласно Данииловому пророчеству, таким «жезлом»явилась римская власть, которая не только бичевала, но и умерщвляла. «Сосуд скудельничий» (обожженный) после сокрушения невозможно восстановить в прежнее состояние (Афанасий, Златоуст, Феодорит).
   

Пс.2:10. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.

   Дух Святый здесь увещевает чрез Пророка всех противящихся Христу осознать свое неразумие: Кому противятся? «Ныне» – пока есть время.«Накажитеся еси» – уразумейте и прочие люди. «Судящии» земли имеют над собою Царя неба и земли, Который даровал им власть и силу и Сам их будет судить, как и они судят (Феодорит, Тихон).
   

Пс.2:11. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

   Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога, тогда он «радуется с трепетом» , т.е. исполняется радости духовной, а не плотской. Это явствует из слов пророка Аввакума: «аз же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем» , потому что «Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои» , (благочестивые помыслы души моей), «на совершение» премудрости о Господе (Авв. 3:18–19). «Радуйтеся Ему с трепетом» , т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему «со страхом» и благоговением (Феодорит, Нил Синайский).
   

Пс.2:12. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

    «Наказание» – Евангельское учение. Гнев Божий есть пресечение или уменьшение подаяния божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему. «Путь праведный» – путь Христов: «Аз есмь путь» (Ин. 14:6). Если «блажени еси надеющиися» на Бога, то насколько несчастны и бедны надеющиеся на человека, на свою силу и честь, дела... и все прочее, что есть кроме Христа. Одно только блаженно – уповать на Царя Иисуса Христа! Вот смысл всего псалма (Афанасий, Тихон, Григорий Нисский).

В конец, псалом Давиду, 108

   Давид изображает страдания Христовы и будущее наказание Иуде и другим некоторым таковым. Должно же знать, что все сказанное в виде желания, говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине их злобы. Сперва говорит псалом об Иуде, а затем и против людей, восстающих на священство, и об участи тех, которые обижают ближних (Златоуст, Афанасий).

Пс.108:1. Боже, хвалы моея не премолчи:

   Эти слова говорит Христос. Как Человек, Он молится, исполняя меру правды человеческой; а как Бог, Он принимает искренние молитвы молящихся. А хвалою Он называет страдания. И в божественном Евангелии Он называет их славою, когда говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» (Ин.12:23) (Феодорит).

Пс.108:2. Яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым.

    «Уста грешнича» – уста диавола; «уста льстивого» – уста Иуды предателя; потому что оба говорили против Христа (Афанасий).

Пс.108:3. И словеси ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.

   Видишь ли лукавство в высшей степени? Оно-то особенно оскорбляет Бога, именно: когда злое дело производится с намерением, с умыслом и великим усилием (Златоуст).

Пс.108:4. Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся:

Пс.108:5. И положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.

   За благодеяния и любовь к народу иудеи возненавидели и распяли Христа, но Он за них «молился» и просил: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят» (Лк.23:34). Это любомудрие, смирение, кротость, благоговение души. Это сильнейшее оружие и непобедимое заступление (Златоуст).

Пс.108:6. Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его.

   Это пророческое выражение имеет значение будущего времени и имеет только вид повеления, вместо: будет начальствовать («станет») диавол над Иудою (Афанасий, Феодорит).

Пс.108:7. Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех.

   Несчастный был осужден и своей совестью, и от иудеев, которые сказали: «что нам до того? смотри сам» (Мф. 27:4). И «молитва его да будет в грех», подобно как и многих других: таковы язычники, которые молятся идолам и твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву Богу не чрез Иисуса Христа. А также и тем, которые молятся с гневом, с помыслами о житейском или находясь во вражде «молитва бывает в грех» – за недостойное дерзновение беседовать с Богом (Афанасий, Димитрий).

Пс.108:8. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин.

   Это случилось не только с Иудою, но и со всеми неверными иудеями. Ибо Иуда после предательства тотчас повесился и апостольство его по жребию получил Матфей, как повествует об этом первоверховный Петр (см. Деян. 1:20, 26). А из враждовавших иудеев одни были истреблены, а другие отведены в рабство. «Достоинство» их получили христиане (Феодорит, Епифаний).

Пс.108:9. Да будут сынове его сири, и жена его вдова.

   Эти и последующие слова нельзя разуметь об Иуде (ибо Писание об этом не упоминает), но Давид этим предсказывает о ком-то другом, злоумышлявшем против священников, на котором и исполнилось это пророчество – чтобы мы знали, как велико зло восставать на священников Божиих и употреблять против них коварство и неправду. В высшем смысле: «сыны» – помыслы, «сири» – как лишенные благодати Христовой; а «жена» – душа есть, потому что и она стала вдовствовать в беззаконии, отпадши от Христа (Златоуст, Афанасий).

Пс.108:10. Движущеся да преселятся сынове его, и воспросят, да изгнани будут из домов своих.

Пс.108:11. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его.

Пс.108:12. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его.

Пс.108:13. Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его.

Пс.108:14. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится.

Пс.108:15. Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их.

   Как добродетель отцов часто искупляла согрешивших детей, как например: благочестие Давида – Соломона; так и злонравие отцов может навлечь наказание на подобных им детей, как соучастников злодейства отца своего (Феодорит).

Пс.108:16. Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити.

   Разумеет Самого Господа, Который «обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся» (2 Кор. 8:9). «И умилена сердцем умертвити», т.е. скорбящего. Ибо Христос скорбел, видя их погибель (Афанасий).

Пс.108:17. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него.

Пс.108:18. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его.

Пс.108:19. Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.

Пс.108:20. Сие дело оболгающих мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу мою.

   Псалмопевец внушает, что бедствия у всех людей происходят от собственной их вины, когда они собственными своими делами и поступками отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. И не только за дела, но и за слова полагаются жесточайшие наказания (Златоуст).

Пс.108:21. И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.

   Господь молится здесь Отцу, как Человек, чтобы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы, таким образом, чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию (Златоуст).

Пс.108:22. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене.

   Об этом находим в священном Евангелии. Ибо исходя на страдание, сказал Он: «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей» (Ин. 12:27) (Афанасий, Феодорит).

Пс.108:23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи.

   Христос проводил жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место; и подобно уклонившейся тени – принял конец жизни. «Сень» – тень, «прузи» – гусеницы (Афанасий).

Пс.108:24. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради.

   Видишь ли, какое Он оружие употреблял против козней и злобы на Него? Он проводил жизнь, не допускавшую никаких излишеств, но строгую и суровую (Златоуст, Феодорит).

Пс.108:25. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими.

   Это исполнилось на кресте (см. Мф. 27:39) (Афанасий).

Пс.108:26. Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей.

Пс.108:27. И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю.

Пс.108:28. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится.

   Этими словами научает нас любомудрию и показывает, что хотя бы люди предавали праведника безчисленным бедствиям, при «благословении» Божием никакого вреда не бывает от них, но на них же самих обратится стыд и безчестие (Златоуст).

Пс.108:29. Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся яко одеждею студом своим.

   Смотри, как просит, чтобы они были преданы не наказанию, а «стыду» и посрамлению, чтобы это послужило для них уроком ко исправлению и поводом к перемене их к лучшему (Златоуст).

Пс.108:30. Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его.

   Христос – есть глава Церкви, а верующие называются телом Христа; и поэтому песнопения Церкви Господь именует собственными Своими песнопениями. Ибо «устами» Церкви «восхваляет» Отца (Афанасий, Феодорит).

Пс.108:31. Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою.

    «Убогий» разумеется Христос Сын Божий, обнищавший ради нашего спасения. В нравственном отношении «убогий» есть и тот, кто всегда имеет в душе смиренномудрие, кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога (Максим).

Псалом Давиду, 109

   Божественный Давид пророчествует здесь о Христе. И Сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии, когда спрашивал фарисеев: «Что вам мнится о Христе? Чей Он Сын?» (Мф. 22:42). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида, а что Он был Господом Давида (по божеству), того вовсе не знали. Почему Господь и научает, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Псалом весь исполнен небесных таинств, и, как солнце, сияет светлостью Православной веры (Феодорит).

Пс.109:1. Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

   Давид, по вдохновению Божию, передает сказанное от вечности Господом Господу, т.е. Богом Отцом Богу Сыну, как Богочеловеку и Спасителю мира:«седи одесную мене» ; т.е. имей со Мною одинаковую честь и власть. Это сказано по человечеству, потому что Сын как Бог имеет престол вечный. По страдании, не как Бог сподобился этой чести, но как Человек принял то, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний. «Дондеже» употреблено в значении всегда; значит: «положу навсегда враги твоя» – диавола и демонов и всех противящихся евангельской проповеди. Это не потому, будто Сын не имеет силы; ибо все принадлежащее Сыну принадлежит и Отцу и наоборот: «Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя» (Ин. 17:10), т.е. все дела их общи. Престол Давидов и царское седалище есть священство во святой Церкви, в которую Господь перенес престол Давидов, пребывающий вовек (Златоуст, Феодорит, Пелусиот, Епифаний).

Пс.109:2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих.

    «Жезл силы» – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. Крест святой послан от «Сиона» , ибо там Единородный принес Себя в жертву. «Господствуй посреде врагов твоих» – это пророчество светлее солнца: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками. Так побеждали апостолы, имея Христа в себе (Златоуст, Феодорит, Исихий).

Пс.109:3. С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя.

   Пророк представляет говорящим Самого Бога. «Днем силы» называет время Страшного суда Христова, когда предстанут со Христом на Суд лики святых ангелов и угодников Божиих, каждый в своей «светлости» (величии), подобно многим звездам на небе. Из «чрева родих Тя» – эти слова говорит для людей, пресмыкающихся по земле, чтобы показать истинное рождение Сына от Бога Отца, «прежде денницы» , т.е. прежде восхода утренней звезды. Этим указывает, что существует Он не от века только, но прежде века, и не до века только – но безконечно (Златоуст, Феодорит, Епифаний, Афанасий).

Пс.109:4. Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову.

    «Клятся Господь» сказано по-человечески, потому что божество не знает страдания, а «раскаяние» – есть страдание. Это не действительная клятва, но свидетельство того, что непременно сбудется. К имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу – Бог Отец взывает: «Ты Иерей во век» не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но «по чину Мелхиседекову» всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих. Этот «Мелхиседек» был муж праведный и поистине носил образ Христа. Движимый пророческим духом, он приносит от себя Богу будущее приношение Христа. «Мелхиседек» без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (см. Евр. 7:3). Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Почему же не родословится «Мелхиседек» , хотя и это был человек подобострастный нам? – Потому что он был прообразом Христа и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, Который безотечен на земле по плоти, и безматерен на небесах по Духу, по божеству Который всегда пребывает (Златоуст, Феодорит, Епифаний).

Пс.109:5. Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари:

   Сам «Господь» Бог Отец будет одесную Тебе, Иисусе Христе во время Твоих страданий, – говорит Пророк. Слова: «одесную Тебе» , как и в первом стихе:«седи одесную Мене» – не означает какого-либо места, но единение Сына с Отцом и совершенное равенство. Ибо если действительно Сын по правую руку Отца, то как говорится также, что и Отец по правую руку Его. Угроза«сокрушения» относится ко всем врагам Церкви. «День гнева» – время суда (Златоуст, Исихий, Афанасий).

Пс.109:6. Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.

   В день Страшного суда казням всякого рода предаст живших злочестиво, хотя и в настоящей жизни подвергал их многим вразумлениям, низлагая их гордость и научая познать силу Его (Феодорит).

Пс.109:7. От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу.

   Давид показывает простоту образа жизни Христа, Его смиренное обращение, что проводил жизнь самую простую, что пил даже из «потока» . Пищею Его был ячменный хлеб. Такой любомудрый образ жизни Он проводил для того, чтобы научить воздерживаться от чревоугодия, презирать пышность, попирать тщеславие. «Сего ради вознесет главу» – этим показывает плоды такой жизни, то, что простота не только не причинила вреда плоти Христовой, но и вознесла ее на невыразимую высоту (Златоуст).

УЧИТЕЛЬНЫЕ – 1, 14, 90

В конец, псалом Давиду, 14

    Давид, по внушению Духа Святаго, изображает в этом псалме условия достойного посещения святых Божиих Церквей и достижение общения с Господом посредством приобретения богоугодных добродетелей (Феодорит).

Пс.14:1. Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во святую гору Твою;

   Богоотец пророк Давид спрашивает Самого Бога: кто может достойно посещать храм Господень, и кто наследует Царство Небесное?

Пс.14:2. Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем:

Пс.14:3. Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.

   Тот, кто далек от порока и свободен от всякой укоризны. У кого не только язык, но и сам ум должен быть свободным от лжи, далек от двоедушия и лести, чтобы от него не было никакого вреда «искреннему своему». Чтобы ни от кого не слушал он «поношения» – клеветы и сам никого не оклеветывал, но видел только свои согрешения (Феодорит).

Пс.14:4. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся.

Пс.14:5. Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

    «Лукавого», т.е. беззаконно живущего да почитает самым жалким, хотя бы тот и наслаждался всяким благоденствием. «Боящихся» же «Господа» да удостаивает всякого уважения и чести. «Клятвы» его да подтверждает самая действительность и богатства да не оскверняет «лихва» – лихоимство, ибо безчеловечно от просящего взаймы получать доход и обогащение. Кто судит – тот да будет немздоимен, ибо принятие даров искажает справедливость. «Творяй сия не подвижится во век» – вот награда за добродетель (Василий В., Феодорит).

Псалом Давиду, 2

   В псалме содержится пророчество о пришествии в мир Христа Сына Божьего и о воцарении Его над всем миром; а также о сопротивлении и восстании против Него иудеев, царей, князей и всех языков, суетном и тщетном. Именно так истолковывали этот псалом святые апостолы и учители Церковные (см. Деян.4:2528) (Тихон).
   

Пс.2:1. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;

   Пророк произносит пророчество в виде обличения. «Шатанием» называет неразумную гордыню. «Языцы» – неверующие в Бога, а «людие» – иудеи, злоумышляющие умертвить Безсмертного. «Поучишася тщетным» – замыслили пустое. «Вскую» – т.е. почему, откуда такая ненависть ко Спасителю? (Афанасий).
   

Пс.2:2. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

    «Царие земстии» – Ирод, Пилат; «князи» – книжники, фарисеи. «На Господа» – Бога Отца и на «Христа Его» – Сына Божьего, Которого Отец поставил царем над всеми языками (Афанасий).
   

Пс.2:3. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

   Давид, описывая разбойничье судище у Каиафы, говорит, что за это именно погибли иудеи, и за неверие свое рассеяны по всей вселенной (Златоуст).
   

Пс.2:4. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.

    «Посмеется» сказано вместо возненавидит и возгнушается. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое через ноздрю, в уничижение высокомудрствующих о себе (Афанасий).
   

Пс.2:5. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я.

   Исполнившееся на деле истолковало это пророчество – ибо римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло Храм, большую часть из них предало смерти, а оставшихся в живых пленило и поработило. «Гнев» Божий и«ярость» Его не представляй человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения: именно под этим должно понимать, что Он есть судия и воздаятель за все, неправо делаемое в мире сем (Кассиан).
   

Пс.2:6. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою его,

   Иисус Христос, как Богочеловек, «поставлен» от Бога Отца Царем над«Сионом» – святою Церковью, хотя по божеству Христос, как Бог, имеет царство по самой природе (Афанасий, Феодорит).
   

Пс.2:7. Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

   Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа. «Днесь» – указывает на время, чтобы показать рождение по плоти, ибо не существует в божестве дней вчерашнего или утрешнего, но неизменный день вечности, безначальный и безконечный (Афанасий).
   

Пс.2:8. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

   Будучи Владыкою – как Бог, Христос принимает владычество над всем миром, как Человек; ибо об этом и Сам Он сказал ученикам: «дадеся ми всяка власть» (Мф. 28:18) от Отца Моего (Златоуст, Феодорит).
   

Пс.2:9. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

    «Жезл железный» – есть крест святой для уверовавших; а для неуверовавших иудеев, согласно Данииловому пророчеству, таким «жезлом»явилась римская власть, которая не только бичевала, но и умерщвляла. «Сосуд скудельничий» (обожженный) после сокрушения невозможно восстановить в прежнее состояние (Афанасий, Златоуст, Феодорит).
   

Пс.2:10. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.

   Дух Святый здесь увещевает чрез Пророка всех противящихся Христу осознать свое неразумие: Кому противятся? «Ныне» – пока есть время.«Накажитеся еси» – уразумейте и прочие люди. «Судящии» земли имеют над собою Царя неба и земли, Который даровал им власть и силу и Сам их будет судить, как и они судят (Феодорит, Тихон).
   

Пс.2:11. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

   Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога, тогда он «радуется с трепетом» , т.е. исполняется радости духовной, а не плотской. Это явствует из слов пророка Аввакума: «аз же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем» , потому что «Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои» , (благочестивые помыслы души моей), «на совершение» премудрости о Господе (Авв. 3:18–19). «Радуйтеся Ему с трепетом» , т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему «со страхом» и благоговением (Феодорит, Нил Синайский).
   

Пс.2:12. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

    «Наказание» – Евангельское учение. Гнев Божий есть пресечение или уменьшение подаяния божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему. «Путь праведный» – путь Христов: «Аз есмь путь» (Ин. 14:6). Если «блажени еси надеющиися» на Бога, то насколько несчастны и бедны надеющиеся на человека, на свою силу и честь, дела... и все прочее, что есть кроме Христа. Одно только блаженно – уповать на Царя Иисуса Христа! Вот смысл всего псалма (Афанасий, Тихон, Григорий Нисский).

В конец, о точилех, псалом Давиду, 8

   Пророк воспел настоящий псалом от лица верующих сердец, получающих таинственное вино христианского учения от духовных точил Церквей Божиих. Давид предсказывает спасение человечества Единородным Сыном Божиим, удивляясь Его непостижимой премудрости, неизреченному человеколюбию и удивительному в высшей степени промышлению о грешном человеке. Песнословящие этот псалом в умилении сердца и в богомыслии сподобляются причастия божественной благодати Иисуса Христа (Афанасий, Феодорит).

Пс.8:2. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес.

   Удивляясь неизъяснимому промышлению Божьему о грешном человеке, Псалмопевец говорит: «яко чудно имя Твое» , т.е удивительно в высшей степени, а как именно – не сказал, так как не мог измерить этого, а только выразил усиленно. Пророк изумляется совершившемуся: как оно велико, как важно, что существо, которое отчуждилось и было врагом, Бог примирил, сделал Своим и поставил выше всех! «Великолепие» Божие есть величие Божие, видимое в тварях, все то, что доставляет нам познание о Боге (Григорий Богослов, Златоуст).

Пс.8:3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.

   Истинность пророчества этого можно признать из евангельской истории (см. Мф. 21:9, 15–16). Но и из уст по Богу младенчествующих злобою и славословящих Господа посрамляется мысленный «враг» и злой «местник» – диавол (Афанасий, Златоуст, Феодорит).

Пс.8:4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси.

   Пророк говорит не как видящий, но как надеющийся некогда увидеть «яко узрю» ... А из этого можно догадываться, что видимое теперь – не сама истина, но только образ истины (Григорий Богослов).

Пс.8:5. Что есть человек, яко помниши его; или сын человечь, яко посещаеши его;

Пс.8:6. Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его:

    «А умаленного малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти» (Евр.2:9). Если Тот, Кому поклоняются ангели, потерпел «умалиться малым чим от ангел» для тебя, то тем более ты, меньший ангелов, должен переносить все для Него. А «слава» и «честь» – это крест, как и Сам Христос называет его «славою», когда говорит: «прииде час, да прославится Сын Человеческий» (Ин. 12:23). Если же Он называет «славою» страдания ради рабов, то тем более ты называй так страдание ради Владыки (Златоуст).

Пс.8:7. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его:

Пс.8:8. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския,

Пс.8:9. Птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския.

   Пророк перечисляет чувственные твари, чтобы яснее представить благодеяния Божий для людей чувственных и более грубых. «Преходящие стези морские» – это китовидные животные: киты, дельфины, тюлени, и еще: живущие в море кони, собаки, морские коровы и все в раковинах живущие животные, из которых ни одно ни есть рыба (Василий В., Златоуст).

Пс.8:10. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

   Так как настоящий псалом пророчествует о тайне воплощения Иисуса Христа и Сам Христос сошел на землю с неба и потом снова взошел на небо, поэтому псалом этот есть как бы нечто вращающееся вокруг одной мысли. Чем начинает его, тем и оканчивает Пророк, а именно: выражением удивления о величии имени Божия (Златоуст).

Наши рекомендации