О познании правильном и ложном
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне».
О познании правильном и ложном
Ум - это орган познания, но если он испорчен пороками, страстями и привязанностями, его способность правильно познавать утрачивается, ум запутывается в ложных суждениях и гибнет, не успев понять смысл происходящего.
Ум, который сохранил в себе чистоту познания, осознает гибельность неправильных суждений, решительно берется за искоренение пороков, страстей и привязанностей, обретает благодатную помощь и силу от Бога и освобождается от ложных представлений и суждений, познавая Бога и бытие так, как есть.
О помощи
Одни люди спрашивают, нужна ли помощь. А другие просто помогают.
Первые поступают как добрые люди, а вторые - уподобляются Христу.
Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений
Истина Православия глубока для тех, кто не плавает по ее поверхности, а опытом познает ее безпредельные глубины.
Мусорное ведро чужих учений тоже может казаться глубоким для того, кому представляется, что и в нем можно найти что-то ценное.
Православие просто в начале, но высоко в завершении, ибо высоты его - Царство Небесное.
Чужие учения высоки в начале, но конец их - болотная грязь ядовитых измышлений и темные личины тьмы.
Христос, любвеобильный Бог наш, встречает нас в младенчестве, хранит в юности, укрепляет в зрелости и соединяет с Отцом Небесным во Святом Духе в старости.
Темные личины чужих учений обольщают нас миражами, скрывающими мерзость запустения и всей толпой убегают от слова и Креста Христова.
Если хочешь пройти по жизни невредимым, избери одного Христа и Его Церковь; если хочешь спастись, только Христос спасет тебя и освободит Своей истиной, ибо Христос есть истина.
Если ты заблудился в дебрях чужих учений и их яд начал убивать тебя, не страшись, покайся, и Христос исцелит твое сердце от смертельного яда и спасет тебя Своей всепрощающей Любовью.
О непрятностях и успехах
Когда хочешь отыскать главного виновника всех твоих неприятностей, посмотри в зеркало.
Когда ты радуешься своим успехам, вспомни о тех, кого уже нет; разве твои успехи смогут вернуть их к жизни?
О порче и избавлении от неё
Мир - это порча, ибо живет по своей воле и любит своих, испорченных своеволием.
Если ты не хочешь быть порченным, то, рано или поздно, выйдешь из мира ради исцеления от порчи и Спасения.
Своеволие - это порча ума, Божественная воля - это его исцеление.
ГЛАВА 10
О среднем пути и золотой середине
«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».
О среднем пути и золотой середине
Нет ничего лучше в духовной жизни среднего пути, ибо это, по словам святых отцов, поистине «царский» путь.
Средний путь свободен как от воображения, уводящего ум в прелесть, так и от крайностей аскетизма, убивающего не страсти, а тело.
Средний путь - это золотая середина: убери крайности, и то, что останется, это и есть золотая середина.
Средний путь не имеет крайностей, потому он и зовется «царским» путем.
О расслаблении и упорстве
Расслабление - это духовное усыпление, вызванное равнодушием к собственному Спасению. Преодолевается постоянным ежедневным усилием побеждать себя шаг за шагом.
Упорство - это неослабевающие усилия духовного Спасения, вызванного наличием в душе решимости стоять до конца в борьбе с собственными страстями.
Наличие решимости - залог победы в духовной борьбе и есть милость Божия к той душе, которая способна совершать самоотверженные поступки.
Сильная и слабая душа
Сильная душа укрепляется скорбями, слабая душа - утешениями.
Сильная душа в испытаниях становится только тверже, слабая душа оживает только в тепличных условиях.
Сильная душа в искушениях быстро стяжает непрестанную молитву; слабая душа овладевает молитвой в течение всей своей жизни.
Сильная душа успевает стяжать благодать в зрелом возрасте и быстро выходит из мира смерти; слабая душа уповает на помилование и обретает его при последнем дыхании.
Сильная душа спасается смирением, слабая душа - терпением.