Почему мы продолжаем жить по предписаниям?
Библия ясно указывает, что мы умерли для закона. Почему же тогда столь многие христиане до сих пор продолжают пытаться строить свою жизнь на основе предписаний? Павел столкнулся с этим вопросом и прямо ответил на него в Кол. 2:20-23:
"Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся ”, — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти".
Здесь Павел задает острый вопрос, ставящий в затруднительное положение сторонников законничества. Сначала он вновь подчеркивает, что верующие умерли для системы религиозных предписаний, правящей остальным миром. То же самое он сделал в Рим. 7:5, утверждая, что мы должны умереть для закона в теле Христовом, чтобы избавиться от закона и соединиться с Ним.
Следующий вопрос, очевидно, такой, что требует ответа у многих в современной церкви. Почему вы ведете себя так, словно все еще остаетесь частью мира, подчинив себя всем этим предписаниям? Как бы вы ответили на этот вопрос? Понимаете ли вы, что в момент обретения вами спасения Бог освобождает вас от системы предписаний, чтобы вы могли жить жизнью Христа? Если да, то почему вы думаете, что вам по-прежнему нужны предписания?
Когда я объяснял эту библейскую истину брату Хэнку, он возразил: "Стив, как ты не понимаешь! Бог дал нам Свой закон, и мы должны исполнять его! Без закона Божия люди бы вели себя дико!". Обеспокоенность Хэнка отражает распространенное непонимание смысла спасения. Он не мог осознать, что христианин не желает вести себя дико. Присутствие в нас Иисуса изменяет наши желания! Иоанн сказал об этом: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1 Ин. 3:9). Семя Божие — это Иисус. Он живет в христианине, вследствие чего грешить становится совершенно не в характере праведного человека. Верующие, которые думают, что могут вести привычно греховный образ жизни, в конечном итоге обнаруживают, что задыхаются от его зловония. Поход в дом греха так возбуждает, но вскоре христианин начинает внутренне кричать: "Я хочу убраться отсюда!".
Люди, убежденные, что человек, ставящий благодать Божию выше законов Божиих, будет вести себя, как дикарь, как и многие другие, не понимают смысла спасения
Так почему же многие христиане живут по законам? В Кол. 2:23 Павел говорит, что это происходит потому, что "имеет только вид мудрости в самовольном служении...". Ханжа любит правила по одной простой причине: они позволяют ему хорошо выглядеть. Все это относится к внешней стороне. Законник наслаждается особым положением, занимаемым среди сверстников, поскольку выглядит соблюдающим все правила праведности. Это вопрос гордыни.
Интересно, что в разных лагерях законников высоко почитаются разные наборы предписаний. Одна группа известна тем, что они делают, тогда как другая — тем, чего они не делают. Однако в каждой из этих группировок наибольшим уважением пользуются те, кто преуспел в соблюдении известных лишь посвященным предписаний своей группы. Печальная ирония их прилежания в поведении заключается в том, что суть их правил состоит лишь "в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2:23). Иначе говоря, тонна предписаний ни на грамм не предотвращает грех. Напротив, большинство христиан не могут себе даже представить, до какой степени в действительности правила препятствуют нашему духовному хождению.
***
Дорогой Отец Небесный!
Я осознаю, что неправильно понимал Твой замысел для моей жизни. Я был сосредоточен на правилах. Я непреднамеренно совершил духовное прелюбодеяние. Теперь я увидел ту истину, что Ты сделал меня свободным от закона, чтобы я мог вполне жить Твоею жизнью и насладиться ею. Я подтверждаю, что умер для закона и состою теперь в браке с Иисусом. Научи меня, как сделать так, чтобы мой образ жизни определялся отношениями с Тобой. Я люблю Тебя, Иисус. Обнови мой разум в этом, дабы я мог ходить в полной свободе, которую Ты уже даровал мне посредством креста.
Вопросы для обсуждения в группе
1. В начале главы Стив описывает тяжелую ситуацию, сложившуюся у Карла с его гневливостью. Ни один из применявшихся им методов не приносил результата. Обсудите некоторые из распространенных способов, используемых христианами в попытках одолеть грех. Что бы вы могли сказать Карлу относительно его проблемы с гневливостью, прочитав эту главу?
2. Прочитайте Рим. 7:1-5. Что такое духовное прелюбодеяние? Какое отношение имеет верующий к правилам? Опишите, каким образом вы совершали духовное прелюбодеяние. Каким образом мы избавились от брака с Законом?
3. Опишите процесс, ведущий к совершению христианином духовного прелюбодеяния.
4. Как может быть грехом исполнение христианином добрых дел? Опишите различие между деревом закона и древом жизни.
5. Нужен ли христианину закон? Почему "да" или почему "нет"? Обсудите смысл стихов 1 Тим. 1:8-10. Для кого дан закон? Чем будет определяться наше поведение как верующих, если мы не будем сосредотачиваться на религиозных предписаниях?
6. Прочитайте Кол. 2:20-23. Почему христиане пытаются строить свою жизнь на основании набора предписаний? Перечислите некоторые предписания, которым следовали лично вы.
Глава 5
Секретное оружие греха
Господи, я не понимаю себя. Я искренне хочу быть благочестивым мужем и отцом. Что со мной не так? Я не могу делать даже самое простое и необходимое, чтобы быть добрым христианином!". Был 1988 год. Я записал эти слова в своем духовном дневнике 16 января. Я хорошо помню свое разочарование. Фактически это было больше, чем просто разочарование. В то время я был себе отвратителен из-за противоречий, которые видел в своей жизни.
Несколькими неделями раньше я сделал то, что и всегда в начале года. Я записал свои новогодние обещания. В число этих обязательств входили данные самому себе обещания, касающиеся духовных упражнений на грядущий год. Одно из них на 1988 год состояло в том, что я буду читать Библию и молиться со своей семьей весь год каждый день, без исключения. Я был убежден, что, в отличие от предыдущих лет, на этот раз я действительно намерен сделать это. На этот раз я непременно должен был это сделать. На этот раз я обязан был это сделать!
Однако прошло меньше трех недель, а я уже последние два дня пренебрегал именно тем, что обещал делать в течение 365 дней. Неспособность ежедневно молиться со своей семьей была только одним из пунктов, заставлявших меня испытывать муки совести. Казалось, что всякий раз, когда я намечал область, в которой хотел усовершенствовать свою христианскую жизнь, дела в ней начинали идти хуже, а не лучше. Казалось, что неудачи были всегда прямо пропорциональны моим усилиям преуспеть в намеченном.
Тайная сила греха
Имеется малоизвестная причина того, почему христиане терпят неудачу, искренне попытавшись вести успешную христианскую жизнь. Все выглядит так, словно у сатаны есть секретное оружие, неизвестное многим верующим. Христианин может начать продвижение вперед с совершенно чистыми намерениями и, движимый надлежащими мотивами, вдруг внезапно обнаружить себя поверженным на поле духовной брани. Принимая решение ежедневно молиться и читать Библию со своей семьей, я был абсолютно искренен. Однако не прошло и трех недель, как я был повержен. А вы можете рассказать о случае, когда ревностно принимались за дело, которое должно было прославить Бога, но вскоре обнаруживали, что потерпели поражение? Возможно, что вы — жертва тайной силы греха. Что же это за оружие, которое распознали лишь немногие христиане?
Это попытка придерживаться религиозных предписаний. Библия называет такие предписания законом. Закон — это троянский конь, проникающий в современные церкви с опустошительным результатом. Религиозные предписания столь хорошо на вид сочетаются с христианской жизнью, что многие даже не подозревают об их ужасном влиянии, пока не становятся их жертвами. Большинство христиан не в состоянии разглядеть приближение врага, поскольку тот обрядился в весьма привлекательные одежды, составляющие закон. Однако под внешним моральным лоском его внешности скрывается зловещая сила, заманивающая в ловушку ничего не подозревающего, утратившего бдительность верующего.
Не подумайте, что я принижаю роль закона. В нем нет ничего плохого, если он занимает надлежащее место. Просто его место не имеет отношения к обретшим спасение. Когда закон имеет дело с теми, для кого он предназначен, то прекрасно выполняет свою работу. Проблема заключается в том, что он будет точно так же обращаться и с христианами, которые имеют с ним дело.
Какова роль закона в жизни человека? Многие христиане с удивлением обнаруживают, что закон не обуздывает грех, а возбуждает. В Рим. 5:20 сказано: "Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление". Вы считаете, что Бог дал закон, чтобы люди придерживались его? Его предназначение иное. Библия ясно учит, что предназначение закона — раскрывать грех. Он не порождает грех, но совершенно определенно пробуждает его в каждом человеке, который придерживается закона. Грех, сокрытый в глубине, закон выводит на поверхность. В 1 Кор. 15:56 сказано: "Сила греха — закон". Предписания не удерживают человека от греха, они побуждают его грешить!
Религиозные предписания столь хорошо на вид сочетаются с христианской жизнью, что многие даже не подозревают об их ужасном влиянии, пока не становятся их жертвами
Поэтому ничего не подозревающий христианин, решивший строить свою жизнь на основе духовных предписаний, обрекает себя на жизнь, полную поражений! Конечно же, нет ничего плохого в том, что человек молится и читает Библию со своей семьей, но когда я в начале каждого года записывал свои собственные десять заповедей, я тут же обрекал себя на поражение. Закону было все равно, насколько искренен я был, когда писал: "Да будет у тебя семейный алтарь во всякий день года сего". Он продолжал делать свое дело, и шестнадцать дней спустя все было кончено, за исключением стенаний.